День начала контрнаступления советских войск под Москвой
Время – 13.30.
Место проведения – кабинет истории
Класс – 7
Форма проведения: классный час
Учитель: Коннова Н.Б.
Оборудование: плакат с надписью «Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!», плакат «Панфиловцы», 5-6 декабря 1941 года, плакат «Дни воинской Славы», выставка книг «Они защищали столицу нашей Родины- Москву».
Ход классного часа
Учитель: Сегодня, 5 декабря 2019 года , а знаете ли Вы, что это за дата? ( ответы ребят) Сегодня в нашей стране празднуют День воинской Славы — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) ( Слайд №1)
Он установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России». Он отмечается ежегодно 5 декабря. ( Слайд №2) Во всех школах проходят классные часы, уроки памяти и мужества. Вот и у нас сегодня классный час посвящен этой славной дате военной истории.
Память горя сурова,
Память славы жива.
Все вместит это слово:
«Москва, Москва!»
В классе специально к этому событию оформлена выставка книг « Они защищал и столицу нашей Родины- Москву!» и выставка рисунков «Битва за Москву». Итак, давайте с вами вспомним страницы славной Московской битвы 1941 года времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Слово предоставляется учащимся-активистам музейной комнаты, лекторам и экскурсоводам, которые приготовили справочно-информационный материал о Московской битве .
(Под музыку ученики рассказывают о контрнаступлении советских войск под Москвой)
Ребята показывают плакаты « Битва за Москву!»
Ученик: Контрнаступление, как второй этап битвы за Москву, началось 5—6 декабря 1941 года на фронте от Калинина до Ельца. (демонстрируется на карте Слайд №3)
Боевые действия сразу же приняли ожесточенный характер. Несмотря на отсутствие превосходства в живой силе и технических средствах, на сильные морозы, глубокий снежный покров, советские войска левого крыла Калининского и правого крыла Западного фронтов уже в первые дни контрнаступления прорвали оборону противника южнее Калинина и северо-западнее Москвы, перерезали железную дорогу и шоссе Калинин — Москва и освободили ряд населенных пунктов.( Слайд №4)
Ученик: Одновременно с войсками, наступавшими северо-западнее Москвы, перешли в контрнаступление войска левого крыла Западного и правого крыла Юго-Западного фронтов. Сильные удары войск Красной Армии по фланговым группировкам группы армий «Центр», предназначенным для окружения Москвы, заставили немецко-фашистское командование принять меры по спасению своих войск от разгрома.
8 декабря 1941 года Гитлер подписал директиву о переходе к обороне на всём советско-германском фронте. Группа армий «Центр» получила задачу любой ценой удерживать важные в стратегическом отношении районы. (Слайд №5)
Ученик: Но уже 9 декабря советские войска освободили Рогачево, Венев, Елец, 11 декабря — Сталиногорск, 12 декабря — Солнечногорск, 13 декабря — Ефремов, 15 декабря — Клин, 16 декабря — Калинин, 20 декабря — Волоколамск. 25 декабря советские войска на широком фронте вышли к Оке. 28 декабря был освобожден Козельск, 30 декабря — Калуга, в начале января 1942 года — Мещовск и Мосальск.( Слайд №6)
Учитель: Предлагаю вашему вниманию посмотреть видео «Битва за Москву»
( ученики смотрят видео) ( Слайд №7)
Ученик: К началу января 1942 года войска правого крыла Западного фронта вышли на рубеж рек Лама и Руза. К этому же времени войска Калининского фронта вышли на рубеж Павликово, Старица. Войска центра Западного фронта 26 декабря освободили Наро-Фоминск, 2 января — Малоярославец, 4 января — Боровск. Успешно развивалось контрнаступление на левом крыле Западного фронта и в полосе Брянского фронта (воссоздан 18 декабря 1941 в составе 3-й, 13-й и 61-й армий). Советские войска Брянского фронта во взаимодействии с войсками левого крыла Западного фронта достигли рубежа Белев, Мценск, Верховье.( Слайд № 8)
Ученик: Таким образом, в итоге, фланговые ударные группировки врага были отброшены от Москвы на 100-250 километров, разбиты 38 немецких дивизий, освобождено свыше 11 тысяч населенных пунктов. Все это создавало благоприятные условия для окружения группы армий «Центр», а также сняло угрозу, нависшую над столицей СССР. ( Слайд №9)
Победа советских войск под Москвой и начало контрнаступления имели не только огромное военное, но и политическое, международное значение не только в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., но –и во Второй мировой войне( 19391-1945 гг.) впервые доселе непобедимые войска вермахта, фашистской Германии были остановлены и потерпели весомое поражение.( Слайд №10)
Учитель: Битва под Москвой была отмечена массовым героизмом и самопожертвованием советских людей. За доблесть и мужество, проявленные в боях 40 частям и соединениям было присвоено звание гвардейских, 36 тысяч воинов награждены орденами и медалями, 187 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Москвы» награждено более 1 млн. человек (в том числе около 381 тыс. военнослужащих и примерно 639 тыс. гражданских лиц). ( Слайд №11) Послушайте рассказ о Зое Космодемьянской, комсомолке, партизанке.
Ученик: Зоя в 1941 году окончила школу и мечтала поступить в институт, но ее планам не суждено было сбыться. Их прервала война. Она, как и многие другие комсомольцы, добровольцем ушла на фронт, защищать свою Родину от немцев. Красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, она, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл, выполняла задание. Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны( посмертно).Родилась: 13 сентября 1923 г., Осино-Гай
-
Умерла: 29 ноября 1941 г. (18 лет), деревня Петрищево, Московская область, РСФСР, СССР( Слайд №12)
-
Ученик: Боевое задание группы Зои Космодемьянской было таково: «сжечь 10 населённых пунктов (приказ т. Сталина от 17 ноября 1941 г.): Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачёво, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровино. Срок выполнения — 5—7 дней». Имелся в виду приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 428 о сожжении населённых пунктов на оккупированной территории. ( Слайд №13)
-
Ещё при поступлении в разведывательно-диверсионную школу всех новобранцев предупредили, что 95 % из них будут убиты, а те, кто попадёт в плен, погибнут мучительно от пыток. Таким образом, все члены группы понимали смертельную опасность задания, на которое они шли, имея только несколько бутылок с зажигательной смесью и пистолеты с проблемами механики. Большая часть группы действительно погибла в перестрелках или от пыток, попав в плен.
-
Ученик: Космодемьянская успела исполнить только часть боевого приказа, организовав поджог трёх домов, в одном из которых ночевали немецкие солдаты, отправлявшиеся на фронт, а также уничтожить их транспорт и лошадей, другие два дома были домами жителей деревни. Во время второй попытки поджога староста деревни Семён Агафонович Свиридов поднял тревогу, и Космодемьянская была арестована.( Слайд №14)
-
Зою Космодемьянскую пытали после захвата в плен и казнили через повешение. Перед смертью Космодемьянская произнесла легендарную речь, призывая жителей села бороться с нацистами и не бояться смерти в этой борьбе.
-
Учитель: Зоя Космодемьянская стала одним из символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне. Образ Зои Космодемьянской отражён в художественной литературе, публицистике, кинематографе, живописи, монументальном искусстве, музейных экспозициях. По мнению журналиста Русской службы Би-би-си А. Кречетникова, Зоя Космодемьянская стала для советского народа и для России таким же примером патриотизма с готовностью к самопожертвованию, как для французов — Жанна д’Арк. (Слайд №15)
-
Учитель: Сегодня дата 5 декабря – ещё один повод вспомнить героев Великой Отечественной войны. В этот день в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках проводятся торжественные мероприятия по увековечению памяти российских воинов, отличившихся в сражениях за столицу страны. ( Слайд №16)
А сейчас я предлагаю пройти в нашу музейную комнату, где мы продолжим классный час. (Ученики проходят в музей, для них экскурсоводы музейной комнаты Фролова Люба и Майсин Никита рассказывают о балаковцах и односельчанах - участниках контрнаступления под Москвой и битвы за Москву)
Ученик: Москва под ударом, и малым и старым
Тревога и гнев всколыхнули сердца.
Лишь весть пролетела - Москва под ударом,
Двойною броней одевая сердца.
По русским, грузинам, узбекам, татарам
Взметнулось как гневное пламя в костре:
Москва под ударом, Москва под ударом,
На помощь, на выручку старшей сестре!
Ученик: Победная участь дается недаром,
Единая мысль возникает в мозгу:
Ответить смертельным, разящим ударом
Врагу, подступившему под Москву.
В 2000 году в Монетном дворе РФ была выпущена монета России «Битва за Москву».
Ученик: Книга Памяти г. Балакова и села, в нее золотыми буквами вписаны имена героев- балаковцев и односельчан, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками. В ней есть имена защитников Москвы. (показывает Книги Памяти рассказывает о книге Памяти села более подробно
(Слайд №17)
Учитель: По сложившейся многолетней традиции сейчас возле мемориальной доски зажигаются Свечи памяти и объявляется Минута Молчания. (зажигаются Свечи Памяти)
Прошу память павших бойцов, сражавшихся с врагом за нашу Родину в годы войны, всех тех, кто защищал нашу страну от фашистов в Московской битве почтить минутой молчания
(включается метроном, проводится минута Молчания)
Ученик: Мы свою победу выстрадали честно,
Преданы святому кровному родству.
В каждом новом доме, в каждой новой песне
Помните ушедших в битву за Москву!
Ученик: И слова тех честных славных песен
Звали за Москву-столицу биться до конца
И от песен слезы горя застывали
Каплями смертельного свинца!
( звучит песня « Битва за Москву!»
Учитель: На этом наш классный час окончен. Благодарю за внимание! Всего доброго! До свидания!