В сегодняшних реалиях профессиональное образование, ориентированное на компетентностный подход, становится одной из ключевых тенденций Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Этот подход направлен на формирование у студентов необходимых компетенций, включающих знания, умения и практические навыки. В связи с этим растет престиж и востребованность выпускников среднего профессионального образования (СПО). Приоритетом их подготовки становится практическая направленность, которая предполагает сближение содержания обучения с реальными условиями производства. Таким образом, возникает необходимость в разработке компетентностных средств оценки качества подготовки обучающихся, соответствующих современным требованиям.
Приведу примеры заданий для оценки сформированности элементов компетенции, оценки эффективности и качества выполнения заданий при изучении общеобразовательной дисциплины «Информатика».
Приведу описание ситуации при изучении темы «Электронная почта» общеобразовательной дисциплины «Информатика»:
сеть кондитерских с собственной пекарней г. Пугачёва «Малина» открывает свой новый магазин, на открытие которого за короткое время нужно пригласить гостей. Секретарь не успела подготовить приглашения бизнес - партнёрам, отправив письма только частным лицам.
Вопрос кейса: почему, по вашему мнению, секретарь сети кондитерских не смогла выполнить поставленную перед ней задачу, не подготовив приглашения бизнес - партнёрам? Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
Данный подход подразумевает под собой всестороннее натуралистическое рассмотрение ситуации с учётом динамичного изменения исследуемых объектов.
Краткая характеристика этапов учебного занятия | Планируемые образовательные результаты | Формы и методы формирова-ния образо-вательного результата | Формы и методы контроля / оценки образова-тельного результата |
Стартовая диагностика для корректиров-ки и индивидуали-зации учебной деятельности обучающихся | Уметь: - организовывать работу коллектива и команды; - взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | Инструменты интеллектуальной деятельности: понятийный анализ, технология обучения в сотрудниче-стве, технология работы в малых группах | Структурированное наблюдение педагога (поэтапный контроль и сравнение с эталонным описанием процесса) |
Проблемно - ориентиру-ющий этап: осознание обучающими-ся взаимо-связи теоре-тического и практического подходов в процессе анализа базовых понятий темы (профили-зация обучения) | Знать: - актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; - основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - методы работы в профессиональной и смежных сферах; - структуру плана для решения задач; - порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности | Выстраивание междисциплинарных связей (междисциплинарная интеграция) с учебными дисциплинами профильного цикла Приоритет практико -ориентированных форм обучения | Сопостав-ление знаниевого результата с профессио-нально значимой информа-цией |
Этап обучения инструментов интеллектуальной деятельности (системно-деятельност-ный подход) | Знать: - содержание актуальной нормативно-правовой документации; - современную научную и профессиональную терминологию; - возможные траектории профессионального развития и самообразования; - основы финансовой грамотности; - правила разработки бизнес-планов; - порядок выстраивания презентации | Дискуссион-ный, коммуникативный методы: семинар, коллоквиум, конференция | Устный опрос: индивидуальный, фронталь-ный, уплотненный (комбиниро-ванный) |
Деятельност-ная форма процедуры оценки на основе критериаль-ной модели: за что, при каких условиях, исходя из каких принципов выставляется то или иное количество баллов (индивидуально-дифферен-цированный подход) | Уметь: - работать с базами данных и средствами доступа к ним; -использовать навыки алгоритмического мышления; - использовать готовые прикладные компьютерные программы по выбранной специализации | Кейс-технология, портфолио, учебный мозговой штум | Тесты: Стандартизи-рованный, действия, ситуацион-ный. |
Текущий контроль успеваемости и подготовка к промежутоной аттестации, к участию в конференциях, олимпиадах, конкурсах (интенсифкация образовательного процесса) | Знать: - номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; - приемы структурирования информации; - современные средства и устройства информатизации; - порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе с использованием цифровых средств | Проектная технология (исследо-вательский метод, метод ролевых игр) | Технология оценивания компетенций КЕЙС |
Практика интеграции содержания общеобразовательных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессио-нальными модулями (междисцип-линарная интеграция) | Уметь: - определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; - выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;- презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план | Организация круглого стола (встреча по вопросу социального партнерства с организациями предприя-тиями), проведение оценочных работ | Деловая игра |
Реализация индивидуаль-ной образователь-ной траектории и персонализа-ции обучения (познавательная деятель-ность с использованием дистанци-онных образовательных технологий) | Уметь: - определять задачи для поиска информации; - определять необходимые источники информации; - оценивать практическую значимость результатов поиска; - применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; - использовать современное программное обеспечение; - использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач | Аудиторная и внеаудитор-ная само-стоятельная работа, в том числе с ис-пользованием дистанцион-ных образо-вательных технологий (модульная объектно-ориентирован-ная дина-мическая обучающая среда «Moodle» электронного обучения) | Цифровые технологии совместно с ИКТ-техно-логиями |
Педагогу необходимо не только представить списки компетенций, но и определить методы их оценки, а также, что наиболее важно, способы формирования и развития этих компетенций на протяжении всего обучения. Это должно осуществляться не только в рамках общеобразовательных дисциплин, но и с учетом воспитательного процесса, при этом обеспечивая индивидуализированный подход к оценке деятельности каждого обучающегося.