СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по биологии за курс 10 класса (профильный уровень)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для котроля знаний учащихся (профильный  уровень) за курс 10 класса.Она построена по принципу заданий, включенных в ГИА в форме ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по биологии за курс 10 класса (профильный уровень)»

Годовая контрольная работа 10 пр

1 вариант

1. Спо­соб­ность ор­га­низ­ма от­ве­чать на воз­дей­ствия окру­жа­ю­щей среды на­зы­ва­ют:

1) вос­про­из­ве­де­ни­ем 2) эво­лю­ци­ей 3) раз­дра­жи­мо­стью 4) нор­мой ре­ак­ции

2. Осо­бен­но­сти про­цес­сов он­то­ге­не­за изу­ча­ет наука

1) си­сте­ма­ти­ка 2) па­ле­он­то­ло­гия 3) се­лек­ция 4) эм­брио­ло­гия

3. Ли­пи­ды в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка об­ра­зу­ют­ся из 

1) гли­це­ри­на и жир­ных кис­лот 2) ами­но­кис­лот 3) глю­ко­зы и фрук­то­зы 4) уг­ле­кис­ло­го газа и воды

4.Кле­точ­ный ор­га­но­ид, со­дер­жа­щий мо­ле­ку­лу ДНК

1) ри­бо­со­ма 2) хло­ро­пласт 3) кле­точ­ный центр 4) ком­плекс Голь­д­жи

5. Ин­фор­ма­ция о по­сле­до­ва­тель­но­сти рас­по­ло­же­ния ами­но­кис­лот в мо­ле­ку­ле белка пе­ре­пи­сы­ва­ет­ся в ядре с мо­ле­ку­лы ДНК на мо­ле­ку­лу

1) АТФ 2) рРНК 3) тРНК 4) иРНК

6. Сход­ство функ­ций ли­зо­сом и ми­то­хон­дрий со­сто­ит в том, что в них про­ис­хо­дит

1) син­тез фер­мен­тов 2) син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ

3) вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа до уг­ле­во­дов 4) рас­щеп­ле­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ

7 . Когда про­ис­хо­дит вы­де­ле­ние кис­ло­ро­да при фо­то­син­те­зе?

1) в про­цес­се раз­ло­же­ния уг­ле­кис­ло­го газа 2) при об­ра­зо­ва­нии НАДФ

3) во время син­те­за АТФ 4) при фо­то­ли­зе воды

8 . Дву­х­ро­ма­тид­ные хро­мо­со­мы перед мей­о­зом имеют фор­му­лу

1) 4n4с 2) 2n2с 3) 2n4с 4) 2n8с

9 . В ре­зуль­та­те ка­ко­го про­цес­са в клет­ках вдвое умень­ша­ет­ся набор хро­мо­сом

1) мей­о­за 2) ми­то­за 3) опло­до­тво­ре­ния 4) он­то­ге­не­за

10. Ста­дия ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия на­се­ко­мых, ко­то­рая от­сут­ству­ет у са­ран­чи

1) яйцо 2) взрос­лый ор­га­низм 3) ли­чин­ка 4) ку­кол­ка

11 . При по­ло­вом раз­мно­же­нии рас­те­ний об­ра­зу­ют­ся

1) споры 2) се­ме­на 3) цисты 4) почки

12 . Дву­слой­ное стро­е­ние тела имеет раз­ви­тый за­ро­дыш

1) пла­на­рии 2) ас­ка­ри­ды 3) ме­ду­зы 4) пчелы

13 . Если гены, от­вет­ствен­ные за окрас­ку и форму семян го­ро­ха, рас­по­ло­же­ны в раз­ных хро­мо­со­мах, то во вто­ром по­ко­ле­нии про­яв­ля­ет­ся закон

1) не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния 2) сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния

3) рас­щеп­ле­ния при­зна­ков 4) до­ми­ни­ро­ва­ния

14 . Со­от­но­ше­ние рас­щеп­ле­ния во вто­ром по­ко­ле­нии по фе­но­ти­пу 9:3:3:1 ха­рак­тер­но для скре­щи­ва­ния

1) по­ли­ги­брид­но­го 2) ди­ги­брид­но­го 3) ана­ли­зи­ру­ю­ще­го 4) мо­но­ги­брид­но­го

15 . Му­та­ции могут быть обу­слов­ле­ны

1) новым со­че­та­ни­ем хро­мо­сом в ре­зуль­та­те сли­я­ния гамет 2) пе­ре­кре­стом хро­мо­сом в ходе мей­о­за

3) но­вы­ми со­че­та­ни­я­ми генов в ре­зуль­та­те опло­до­тво­ре­ния 4) из­ме­не­ни­я­ми генов и хро­мо­сом

16 . Со­ма­ти­че­ские му­та­ции пе­ре­да­ют­ся потом­ству у

1) рас­те­ний при ве­ге­та­тив­ном раз­мно­же­нии 2) жи­вот­ных при по­ло­вом раз­мно­же­нии

3) жи­вот­ных, раз­мно­жа­ю­щих­ся пар­те­но­ге­не­ти­че­ски 4) растений с двойным оплодотворением

17. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния о про­цес­сах об­ме­на ве­ществ?

А. Окон­ча­тель­ное окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний до СO2 и Н2O про­ис­хо­дит в мат­рик­се ми­то­хон­дрий.

Б. Био­син­тез белка про­ис­хо­дит во всех мем­бран­ных ор­га­но­и­дах клет­ки.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

18. Му­та­ци­он­ная из­мен­чи­вость ха­рак­те­ри­зу­ют­ся тем, что воз­ни­ка­ет

1) вне­зап­но у от­дель­ных осо­бей 2) в ре­зуль­та­те на­ру­ше­ния мей­о­за

3) при ве­ге­та­тив­ном раз­мно­же­нии 4) под воз­дей­стви­ем рент­ге­нов­ских лучей

5) при со­кра­ще­нии дли­тель­но­сти ин­тер­фа­зы перед ми­то­зом 6) как ре­зуль­тат про­яв­ле­ния нормы ре­ак­ции

19. Вы­бе­ри­те ТРИ от­ли­чия пер­во­го де­ле­ния мей­о­за от вто­ро­го

1) на эк­ва­то­ре клет­ки рас­по­ла­га­ют­ся пары го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом

2) от­сут­ству­ет те­ло­фа­за

3) про­ис­хо­дит конъ­юга­ция и крос­син­го­вер хро­мо­сом

4) от­сут­ству­ет конъ­юга­ция и крос­син­го­вер хро­мо­сом

5) к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся сест­рин­ские хро­ма­ти­ды

6) к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся го­мо­ло­гич­ные хро­мо­со­мы

20. Вы­бе­ри­те три ре­ак­ции, про­ис­хо­дя­щие в ходе энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на у че­ло­ве­ка.

1) рас­щеп­ле­ние глю­ко­зы до двух мо­ле­кул пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты

2) об­ра­зо­ва­ние кис­ло­ро­да из воды

3) син­тез 38 мо­ле­кул АТФ

4) об­ра­зо­ва­ние уг­ле­кис­ло­го газа и воды в клет­ках

5) вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа до глю­ко­зы

6) био­син­тез бел­ков из ами­но­кис­лот


21. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и фазой фо­то­син­те­за.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

 

ФАЗА ФО­ТО­СИН­ТЕ­ЗА

А) фо­то­лиз воды

Б) фик­са­ция уг­ле­кис­ло­го газа

В) рас­щеп­ле­ние мо­ле­кул АТФ

Г) син­тез мо­ле­кул НАДФ•2Н

Д) син­тез глю­ко­зы

 

1) све­то­вая

2) тем­но­вая

22. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ви­да­ми нук­ле­и­но­вых кис­лот.

ПРИ­ЗНА­КИ НУК­ЛЕ­И­НО­ВЫХ КИС­ЛОТ


ВИДЫ

НУК­ЛЕ­И­НО­ВЫХ КИС­ЛОТ

A) хра­нит на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию

Б) ко­пи­ру­ет на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию и пе­ре­даёт её к месту син­те­за белка

B) яв­ля­ет­ся мат­ри­цей для син­те­за белка

Г) со­сто­ит из двух цепей

Д) пе­ре­но­сит ами­но­кис­ло­ты к месту син­те­за белка

Е) спе­ци­фич­на по от­но­ше­нию к ами­но­кис­ло­те

 

1) ДНК

2) и-РНК

3) т-РНК

23. Рас­ставь­те пе­ре­чис­лен­ные со­бы­тия в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке

1) Изоб­ре­те­ния элек­трон­но­го мик­ро­ско­па

2) От­кры­тие ри­бо­сом

3) Изоб­ре­те­ние све­то­во­го мик­ро­ско­па

4) Утвер­жде­ние Р. Вир­хо­ва о по­яв­ле­нии «каж­дой клет­ки от клет­ки»

5) По­яв­ле­ние кле­точ­ной тео­рии Т. Шван­на и М. Шлей­де­на

6) Пер­вое упо­треб­ле­ние тер­ми­на «клет­ка» Р. Гуком

24. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов при био­син­те­зе белка в клет­ке.

1) об­ра­зо­ва­ние пеп­тид­ной связи между ами­но­кис­ло­та­ми

2) вза­и­мо­дей­ствие ко­до­на иРНК и ан­ти­ко­до­на тРНК

3) выход тРНК из ри­бо­со­мы

4) со­еди­не­ние иРНК с ри­бо­со­мой

5) выход иРНК из ядра в ци­то­плаз­му

6) син­тез иРНК

25. Ка­ко­ва роль ядра в клет­ке?

26. На­зо­ви­те тип и фазу де­ле­ния кле­ток, изоб­ражённых на ри­сун­ках. Какие про­цес­сы они ил­лю­стри­ру­ют? К чему при­во­дят эти про­цес­сы?


27. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, ис­правь­те их.

1. Все ор­га­низ­мы об­ла­да­ют на­след­ствен­но­стью и из­мен­чи­во­стью.

2. Му­та­ции – это слу­чай­но воз­ник­шие стой­кие из­ме­не­ния ге­но­ти­па, за­тра­ги­ва­ю­щие целые хро­мо­со­мы, их части или от­дель­ные гены.

3. Из­ме­не­ния, свя­зан­ные с удво­е­ни­ем ка­ко­го-либо нук­лео­ти­да в гене, от­но­сят к ге­ном­ным му­та­ци­ям.

4. Внут­ри­хро­мо­сом­ные пе­ре­строй­ки могут быть свя­за­ны с удво­е­ни­ем гена.

5. Если в клет­ке про­ис­хо­дит из­ме­не­ние числа хро­мо­сом, то такие му­та­ции на­зы­ва­ют ген­ны­ми.

6. Му­та­ции все­гда по­лез­ны ор­га­низ­му.

28 . Хро­мо­сом­ный набор со­ма­ти­че­ских кле­ток пше­ни­цы равен 28. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор и число мо­ле­кул ДНК в одной из кле­ток се­мя­за­чат­ка перед на­ча­лом мей­о­за, в ана­фа­зе мей­о­за 1 и в ана­фа­зе мей­о­за 2. Объ­яс­ни­те, какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в эти пе­ри­о­ды и как они вли­я­ют на из­ме­не­ние числа ДНК и хро­мо­сом.

29 . Фраг­мент цепи ДНК имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов: ТАЦЦЦТ­ЦАЦТТГ. Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов на иРНК, ан­ти­ко­до­ны со­от­вет­ству­ю­щих тРНК и ами­но­кис­лот­ную по­сле­до­ва­тель­ность со­от­вет­ству­ю­ще­го фраг­мен­та мо­ле­ку­лы белка, ис­поль­зуя таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода.

 







Ге­не­ти­че­ский код (иРНК)

 

Пер­вое

ос­но­ва­ние

Вто­рое ос­но­ва­ние

Тре­тье

ос­но­ва­ние


У

Ц

А

Г


У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г


30 . В брак всту­па­ют го­лу­бо­гла­зая жен­щи­на-прав­ша, отец ко­то­рой был лев­шой, и ка­ре­гла­зый муж­чи­на-прав­ша, мать ко­то­ро­го была го­лу­бо­гла­зой лев­шой. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей в этом браке. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность рож­де­ния ка­ре­гла­зо­го ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих при­зна­ков не сцеп­ле­ны. Какой закон на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ет­ся в дан­ном слу­чае?































Годовая контрольная работа 10 пр

2 вариант

1. Кле­точ­ное стро­е­ние — важ­ный при­знак жи­во­го — ха­рак­те­рен для

1) бак­те­рио­фа­гов 2) ви­ру­сов 3) кри­стал­лов 4) бак­те­рий

2. Живое от не­жи­во­го от­ли­ча­ет­ся спо­соб­но­стью

1) из­ме­нять свой­ства объ­ек­та под воз­дей­стви­ем среды 2) участ­во­вать в кру­го­во­ро­те ве­ществ

3) вос­про­из­во­дить себе по­доб­ных 4) из­ме­нять раз­ме­ры объ­ек­та под воз­дей­стви­ем среды

3. Гид­ро­фоб­ные и гид­ро­филь­ные свой­ства фос­фо­ли­пи­дов лежат в ос­но­ве

1) их уча­стия в об­ра­зо­ва­нии плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны 2) вы­пол­не­ния ими энер­ге­ти­че­ской функ­ции

3) вза­и­мо­дей­ствия мо­ле­кул ли­пи­дов с уг­ле­во­да­ми 4) их ре­гу­ля­тор­ной функ­ции

4. Живые ор­га­низ­мы со­сто­ят из кле­ток; клет­ки яв­ля­ют­ся еди­ни­цей жи­во­го

1) фе­но­ти­пи­че­ской 2) струк­тур­но-функ­ци­о­наль­ной 3) ге­не­ти­че­ской 4) био­хи­ми­че­ской

5. Ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства в клет­ке пе­ре­ме­ща­ют­ся к ор­га­но­и­дам по

1) си­сте­ме ва­ку­о­лей 2) ли­зо­со­мам 3) эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети 4) ми­то­хон­дри­ям

6. Какой тип раз­ви­тия ха­рак­те­рен для жи­вот­ных, потом­ство ко­то­рых сход­но со взрос­лы­ми осо­бя­ми, но имеет не­боль­шие раз­ме­ры и иные про­пор­ции тела

1) эм­бри­о­наль­ное 2) не­пря­мое 3) с ме­та­мор­фо­зом 4) пря­мое

7. Три­пле­ты на иРНК, не опре­де­ля­ю­щие по­ло­же­ния ами­но­кис­лот в мо­ле­ку­ле белка, обес­пе­чи­ва­ют

1) окон­ча­ние транс­ля­ции 2) раз­де­ле­ние гена на части

3) на­ча­ло ре­пли­ка­ции 4) за­пуск тран­скрип­ции

8 . В мо­ле­ку­ле ДНК ко­ли­че­ство нук­лео­ти­дов с ти­ми­ном со­став­ля­ет 20% от об­ще­го числа. Какой про­цент нук­лео­ти­дов с ци­то­зи­ном в этой мо­ле­ку­ле?

1) 30% 2) 40% 3) 60% 4) 80%

9 . Какая фаза де­ле­ния клет­ки изоб­ра­же­на на ри­сун­ке?

 

1) про­фа­за 2) ме­та­фа­за 3) ана­фа­за 4) те­ло­фа­за

10 . Какие га­ме­ты об­ра­зу­ет в мей­о­зе особь, име­ю­щая сле­ду­ю­щий ге­но­тип ААВв?

1) АА и Вв 2) ААВ и ААв 3) АВ и Ав 4) А, В, в

11 . Мейоз про­ис­хо­дит

1) при де­ле­нии си­не­зе­ле­ных во­до­рос­лей 2) при спо­ро­об­ра­зо­ва­нии у па­по­рот­ни­ков

3) при об­ра­зо­ва­нии спор си­бир­ской язвы 4) при раз­мно­же­нии ви­ру­са грип­па

12. Нерв­ная труб­ка за­кла­ды­ва­ет­ся у за­ро­ды­ша хор­до­вых на ста­дии

1) зи­го­ты 2) бла­сту­лы 3) ней­ру­лы 4) га­стру­лы

13 . На­сле­до­ва­ние гена ге­мо­фи­лии, рас­по­ло­жен­но­го в Х-хро­мо­со­ме у че­ло­ве­ка, яв­ля­ет­ся при­ме­ром

1) про­яв­ле­ния ре­зуль­та­та крос­син­го­ве­ра 2) сцеп­лен­но­го с полом на­сле­до­ва­ния

3) не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков 4) про­ме­жу­точ­но­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков

14 . Если при мо­но­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии во вто­ром по­ко­ле­нии ги­бри­дов на­блю­да­ет­ся рас­щеп­ле­ние по фе­но­ти­пу 1 : 2 : 1, то это след­ствие

1) не­пол­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния 2) пол­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния

3) вза­и­мо­дей­ствия генов 4) сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния

15 . Из­мен­чи­вость, ко­то­рая иг­ра­ет ре­ша­ю­щую роль в эво­лю­ции,

1) со­от­но­си­тель­ная 2) опре­делённая 3) му­та­ци­он­ная 4) эко­ло­ги­че­ская

16. Му­та­ции в клет­ках живых ор­га­низ­мов вы­зы­ва­ет

1) уль­тра­фи­о­ле­то­вое из­лу­че­ние 2) из­бы­точ­ное осве­ще­ние

3) ин­фра­крас­ное из­лу­че­ние 4) ви­ди­мый свет

17. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния

А. Га­ме­ты у всех ор­га­низ­мов об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за.

Б. В со­ма­ти­че­ских клет­ках че­ло­ве­ка все хро­мо­со­мы пар­ные, по­это­му каж­дый ген пред­став­лен двумя ал­ле­ля­ми.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

18. Ви­ру­сы, в от­ли­чие от бак­те­рий,

1) имеют кле­точ­ную стен­ку 2) адап­ти­ру­ют­ся к среде

3) со­сто­ят толь­ко из нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты и белка 4) раз­мно­жа­ют­ся ве­ге­та­тив­но

5) не имеют соб­ствен­но­го об­ме­на ве­ществ 6) ведут толь­ко па­ра­зи­ти­че­ский образ жизни

19. В про­цес­се спер­ма­то­ге­не­за

1) об­ра­зу­ют­ся муж­ские по­ло­вые клет­ки 2) об­ра­зу­ют­ся жен­ские по­ло­вые клет­ки

3) умень­ша­ет­ся вдвое число хро­мо­сом 4) об­ра­зу­ют­ся че­ты­ре по­ло­вые клет­ки из одной

5) об­ра­зу­ет­ся одна по­ло­вая клет­ка 6) об­ра­зу­ют­ся клет­ки с ди­пло­ид­ным на­бо­ром хро­мо­сом


20. Ци­то­плаз­ма вы­пол­ня­ет в клет­ке функ­ции

1) внут­рен­ней среды, в ко­то­рой рас­по­ло­же­ны ор­га­но­и­ды 2) син­те­за глю­ко­зы

3) вза­и­мо­свя­зи про­цес­сов об­ме­на ве­ществ 4) окис­ле­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ до не­ор­га­ни­че­ских

5) осу­ществ­ле­ния связи между ор­га­но­и­да­ми клет­ки 6) син­те­за мо­ле­кул АТФ

21. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на и его эта­пом

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

 

ЭТАП ЭНЕР­ГЕ­ТИ­ЧЕ­СКО­ГО ОБ­МЕ­НА

A) про­ис­хо­дит в анаэ­роб­ных усло­ви­ях

Б) про­ис­хо­дит в ми­то­хон­дри­ях

B) об­ра­зу­ет­ся мо­лоч­ная кис­ло­та

Г) об­ра­зу­ет­ся пи­ро­ви­но­град­ная кис­ло­та

Д) син­те­зи­ру­ет­ся 36 мо­ле­кул АТФ

 

1) гли­ко­лиз

2) кис­ло­род­ное окис­ле­ние


22. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между стро­е­ни­ем и функ­ци­ей ве­ще­ства и его видом

СТРО­Е­НИЕ И ФУНК­ЦИЯ

 

ВИД ВЕ­ЩЕ­СТВА

А) мо­ле­ку­ла силь­но раз­ветв­ле­на

Б) имеет чет­вер­тич­ную струк­ту­ру

В) от­кла­ды­ва­ет­ся в запас в пе­че­ни

Г) мо­но­ме­ра­ми яв­ля­ют­ся ами­но­кис­ло­ты

Д) ис­поль­зу­ет­ся для под­дер­жа­ния уров­ня кис­ло­ро­да

 

1) ге­мо­гло­бин

2) гли­ко­ген

23. Ука­жи­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность ре­ак­ций фо­то­син­те­за

1) об­ра­зо­ва­ние глю­ко­зы

2) об­ра­зо­ва­ние за­пас­но­го крах­ма­ла

3) по­гло­ще­ние мо­ле­ку­ла­ми хло­ро­фил­ла фо­то­нов (кван­тов света)

4) со­еди­не­ние СО2 с ри­бу­ло­зо­ди­фос­фа­том

5) об­ра­зо­ва­ние АТФ и НАДФ*Н

24. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих во время ми­то­за.

Ответ за­пи­ши­те бук­ва­ми без про­бе­лов.

А) рас­пад ядер­ной обо­лоч­ки

Б) утол­ще­ние и уко­ро­че­ние хро­мо­сом

В) вы­стра­и­ва­ние хро­мо­сом в цен­траль­ной части клет­ки

Г) на­ча­ло дви­же­ния хро­мо­сом к цен­тру

Д) рас­хож­де­ние хро­ма­тид к по­лю­сам клет­ки

Е) фор­ми­ро­ва­ние новых ядер­ных обо­ло­чек

25. Опи­ши­те мо­ле­ку­ляр­ное стро­е­ние на­руж­ной плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны жи­вот­ных кле­ток.

26 .

Какой ор­га­но­ид изоб­ражён на схеме? Какие его части от­ме­че­ны циф­ра­ми 1, 2 и 3? Какой про­цесс про­ис­хо­дит в этом ор­га­но­и­де?

27. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

1. Г. Мен­дель скре­щи­вал две чи­стые линии рас­те­ний го­ро­ха. 2. Они от­ли­ча­лись по двум при­зна­кам – жёлтому и зелёному цвету семян. 3. В пер­вом по­ко­ле­нии от скре­щи­ва­ния этих линий по­яви­лись рас­те­ния да­ю­щие толь­ко плоды с жёлтыми се­ме­на­ми. 4. Во вто­ром по­ко­ле­нии, по­лу­чен­ном от скре­щи­ва­ния ги­бри­дов пер­во­го по­ко­ле­ния, по­яви­лись рас­те­ния, как с жёлтыми, так и с зелёными се­ме­на­ми. 5. При этом по­ло­ви­на ги­бри­дов да­ва­ла жёлтые се­ме­на. 6. Окрас­ку семян, про­явив­шу­ю­ся в двух по­ко­ле­ни­ях ги­бри­дов (жёлтую), на­зва­ли ре­цес­сив­ной.

28 . Хро­мо­сом­ный набор со­ма­ти­че­ских кле­ток пше­ни­цы равен 20. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор и число мо­ле­кул ДНК в одной из кле­ток се­мя­за­чат­ка перед на­ча­лом мей­о­за, в ана­фа­зе мей­о­за 1 и в ана­фа­зе мей­о­за 2. Объ­яс­ни­те, какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в эти пе­ри­о­ды и как они вли­я­ют на из­ме­не­ние числа ДНК и хро­мо­сом.

29. По­сле­до­ва­тель­ность ами­но­кис­лот во фраг­мен­те мо­ле­ку­лы белка сле­ду­ю­щая: ФЕН-ГЛУ-МЕТ. Опре­де­ли­те, поль­зу­ясь таб­ли­цей ге­не­ти­че­ско­го кода, воз­мож­ные три­пле­ты ДНК, ко­то­рые ко­ди­ру­ют этот фраг­мент белка.

 



Ге­не­ти­че­ский код (иРНК)


Пер­вое

ос­но­ва­ние

Вто­рое ос­но­ва­ние

Тре­тье

ос­но­ва­ние


У

Ц

А

Г


У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г


 

30. Со­ставь­те схему, ил­лю­стри­ру­ю­щую текст, при­ведённый ниже, по­ка­зав ге­но­ти­пы и ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния даль­то­низ­ма.

Если жен­щи­на, стра­да­ю­щая цве­то­вой сле­по­той, вы­хо­дит замуж за муж­чи­ну с нор­маль­ным зре­ни­ем, то у их детей на­блю­да­ет­ся очень свое­об­раз­ная кар­ти­на пе­рекрёстно­го на­сле­до­ва­ния. Все до­че­ри от та­ко­го брака по­лу­чат при­знак отца, т. е. они имеют нор­маль­ное зре­ние, а все сы­но­вья, по­лу­чая при­знак ма­те­ри, стра­да­ют цве­то­вой сле­по­той (а-даль­то­низм, сцеп­лен­ный с Х-хро­мо­со­мой).

В том же слу­чае, когда на­о­бо­рот, отец яв­ля­ет­ся даль­то­ни­ком, а мать имеет нор­маль­ное зре­ние, все дети ока­зы­ва­ют­ся нор­маль­ны­ми. В от­дель­ных бра­ках, где мать и отец об­ла­да­ют нор­маль­ным зре­ни­ем, по­ло­ви­на сы­но­вей может ока­зать­ся поражёнными цве­то­вой сле­по­той. В ос­нов­ном на­ли­чие цве­то­вой сле­по­ты чаще встре­ча­ет­ся у муж­чин.

Ответы

1 вариант

1-3

2-4

3-1

4-2

5-4

6-4

7-4

8-3

9-1

10-4

11-2

12-3

13-1

14-2

15-4

16-1

17-1

18-124

19-136

20-134

21-12212

22-122133

23-365412

24-654213

25-1) Ядро клет­ки со­дер­жит хро­мо­со­мы, не­су­щие на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию.

2) Кон­тро­ли­ру­ет про­цес­сы об­ме­на ве­ществ.

3) Кон­тро­ли­ру­ет про­цес­сы раз­мно­же­ния клет­ки.

26 -1) Тип и фаза де­ле­ния: Мейоз — про­фа­за1.

2) Про­цес­сы: Конъ­юга­ция, крос­син­го­вер, обмен го­мо­ло­гич­ны­ми участ­ка­ми хро­мо­сом. Вза­им­ный обмен участ­ка­ми между го­мо­ло­гич­ны­ми (по­пар­ны­ми) хро­мо­со­ма­ми.

3) Ре­зуль­тат: новая ком­би­на­ция ал­ле­лей генов, сле­до­ва­тель­но ком­би­на­тив­ная из­мен­чи­вость

27-3. Из­ме­не­ния, свя­зан­ные с удво­е­ни­ем нук­лео­ти­да в гене, от­но­сят к ген­ным (а не ге­ном­ным) му­та­ци­ям.

5. Если в клет­ке про­ис­хо­дит из­ме­не­ние числа хро­мо­сом, то такие му­та­ции на­зы­ва­ют ге­ном­ны­ми (а не ген­ны­ми).

6. Есть как по­лез­ные, так и вред­ные или ней­траль­ные му­та­ции

28- Клет­ки се­мя­за­чат­ка со­дер­жат ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом – 28 (2n2c).

Перед на­ча­лом мей­о­за в S-пе­ри­о­де ин­тер­фа­зы — удво­е­ние ДНК: 28 хро­мо­сом, 56 ДНК (2n4c).

В ана­фа­зе мей­о­за 1 – к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся хро­мо­со­мы, со­сто­я­щие из двух хро­ма­тид. Ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал клет­ки будет (2n4c = n2c+n2c) — 28 хро­мо­сом, 56 ДНК .

В мейоз 2 всту­па­ют 2 до­чер­ние клет­ки с га­п­ло­ид­ным на­бо­ром хро­мо­сом (n2c) — 14 хро­мо­сом,28ДНК .

В ана­фа­зе мей­о­за 2– к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся хро­ма­ти­ды. После рас­хож­де­ния хро­ма­тид число хро­мо­сом уве­ли­чи­ва­ет­ся в 2 раза (хро­ма­ти­ды ста­но­вят­ся са­мо­сто­я­тель­ны­ми хро­мо­со­ма­ми, но пока они все в одной клет­ке) – (2n2с= nc+nc) – 28 хро­мо­сом,28ДНК

29. ДНК ТАЦ ЦЦТ ЦАЦ ТТГ

1) По прин­ци­пу ком­пле­мен­тар­но­сти на ос­но­ве ДНК на­хо­дим иРНК; иРНК АУГ ГГА ГУГ ААЦ.

2) По прин­ци­пу ком­пле­мен­тар­но­сти на ос­но­ве иРНК на­хо­дим тРНК; Ан­ти­ко­до­ны тРНК УАЦ, ЦЦУ, ЦАЦ, УУГ.

3) С по­мо­щью таб­ли­цы ге­не­ти­че­ско­го кода на ос­но­ве иРНК на­хо­дим по­сле­до­ва­тель­ность ами­но­кис­лот: мет-гли-вал-асн.

30. Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

1) В брак всту­па­ют го­лу­бо­гла­зая жен­щи­на-прав­ша, отец ко­то­рой был лев­шой, и ка­ре­гла­зый муж­чи­на-прав­ша, мать ко­то­ро­го была го­лу­бо­гла­зой лев­шой.

У детей «ис­че­за­ют» при­зна­ки ро­ди­те­лей – го­лу­бые глаза и ле­во­ру­кость, зна­чит дан­ные при­зна­ки ре­цес­сив­ные.

А – карие глаза, a – го­лу­бые глаза

B – пра­во­ру­кость , b — ле­во­ру­кость.

Го­лу­бо­гла­зая жен­щи­на-прав­ша, отец ко­то­рой был лев­шой по­лу­ча­ет га­ме­ту b от отца, сле­до­ва­тель­но её ге­но­тип ааBb

Ка­ре­гла­зый муж­чи­на-прав­ша, мать ко­то­ро­го была го­лу­бо­гла­зой лев­шой по­лу­ча­ет га­ме­ту аb от ма­те­ри и его ге­но­тип ♂АаВb

 

2) Р♀ааBbх♂АаВb

G ♀аB ♀аb ♂АВ ♂Аb ♂аB ♂аb

F1

АаВВ – карие глаза пра­во­ру­кость

2 АаВb – карие глаза пра­во­ру­кость

ааВВ – го­лу­бые глаза пра­во­ру­кость

2 ааВb – го­лу­бые глаза пра­во­ру­кость

Ааbb – карие глаза ле­во­ру­кость

aabb – го­лу­бые глаза ле­во­ру­кость

 

Ве­ро­ят­ность рож­де­ния ка­ре­гла­зо­го ре­бен­ка – левши 1/8 (12,5 %)

3) Закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков.


2 вариант

1-4

2-3

3-1

4-2

5-3

6-4

7-1

8-1

9-2

10-3

11-2

12-3

13-2

14-1

15-3

16-1

17-4

18-356

19-134

20-135

21-12112

22-21211

23-35412

24-БАГВДЕ

25-1) Плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на об­ра­зо­ва­на двумя сло­я­ми ли­пи­дов.

2) Мо­ле­ку­лы бел­ков могут про­ни­зы­вать плаз­ма­ти­че­скую мем­бра­ну или рас­по­ла­гать­ся на ее внеш­ней или внут­рен­ней по­верх­но­сти.

3) Сна­ру­жи к бел­кам могут при­со­еди­нять­ся уг­ле­во­ды, об­ра­зуя гли­ко­ка­ликс.

26-1) Ми­то­хон­дрия.

  2) 1 — внеш­няя мем­бра­на, 2 — мат­рикс ми­то­хон­дрии, 3 — кри­сты, внут­рен­няя мем­бра­на.

  3) Здесь идет энер­ге­ти­че­ский про­цесс с об­ра­зо­ва­ни­ем мо­ле­кул АТФ.

27- Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях 2, 5, 6.

1) (2) Рас­те­ния от­ли­ча­лись по од­но­му при­зна­ку (цвету).

2) (5) Было 75% ги­бри­дов с жёлтыми се­ме­на­ми.

3) (6) При­знак жёлтой окрас­ки — до­ми­нант­ный

28- Клет­ки се­мя­за­чат­ка со­дер­жат ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом – 20 (2n2c).

Перед на­ча­лом мей­о­за в S-пе­ри­о­де ин­тер­фа­зы — удво­е­ние ДНК: 20 хро­мо­сом, 40 ДНК (2n4c).

В ана­фа­зе мей­о­за 1 – к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся хро­мо­со­мы, со­сто­я­щие из двух хро­ма­тид. Ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал клет­ки будет (2n4c = n2c+n2c) — 20 хро­мо­сом, 40 ДНК .

В мейоз 2 всту­па­ют 2 до­чер­ние клет­ки с га­п­ло­ид­ным на­бо­ром хро­мо­сом (n2c) — 10 хро­мо­сом,20ДНК.

В ана­фа­зе мей­о­за 2– к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся хро­ма­ти­ды. После рас­хож­де­ния хро­ма­тид число хро­мо­сом уве­ли­чи­ва­ет­ся в 2 раза (хро­ма­ти­ды ста­но­вят­ся са­мо­сто­я­тель­ны­ми хро­мо­со­ма­ми, но пока они все в одной клет­ке) – (2n2с= nc+nc) – 20 хро­мо­сом,20ДНК

29-1) Ами­но­кис­ло­та ФЕН ко­ди­ру­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми три­пле­та­ми иРНК: УУУ или УУЦ, сле­до­ва­тель­но, на ДНК ее ко­ди­ру­ют три­пле­ты ААА или ААГ.

2) Ами­но­кис­ло­та ГЛУ ко­ди­ру­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми три­пле­та­ми иРНК: ГАА или­ГАГ.

Сле­до­ва­тель­но, на ДНК ее ко­ди­ру­ют три­пле­ты ЦТТ или ЦТЦ.

3) Ами­но­кис­ло­та МЕТ ко­ди­ру­ет­ся три­пле­том иРНК АУГ. Сле­до­ва­тель­но, на ДНК ее ко­ди­ру­ет три­плет ТАЦ.

30-1) Р♂ХУ×♀ХdХd

Га­ме­ты ♂Х, ♂Уи♀Хd

F1 ХdХ, ХdУ,

Де­воч­ки но­си­тель­ни­цы, маль­чи­ки даль­то­ни­ки.

2) Р♂ХdУ × ♀ХХ

Га­ме­ты ♂Хd, ♂Уи♀Х

F1 ХdХ, ХУ

Де­воч­ки но­си­тель­ни­цы, маль­чи­ки здо­ро­вы.

3) Р♂ХУ×♀ХdХ

Га­ме­ты ♂Х, ♂У, ♀Хd и ♀Х

F1 ХХ, ХdХ, ХdУ, ХУ

По­ло­ви­на маль­чи­ков и де­во­чек здо­ро­вы, по­ло­ви­на де­во­чек — но­си­тель­ни­цы,

по­ло­ви­на маль­чи­ков — даль­то­ни­ки.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!