Проверочная работа по русскому языку в 5 классе по теме: «Простое и сложное предложение» Вариант -1
Ф.И. учащегося ____________________________________ Класс ____ Дата _____
1.Чем отличаются сложные предложения от простых?_____________________________ _____________________________________________________________________________
2.По схеме определите вид сложного предложения:
1) , . - ______________________________________________
2) , ( потому что ) . - _____________________________________
3) , и . - ____________________________________________________________
3.Составьте график, указав вид предложений по количеству грамматических основ.
П _ Условные обозначения: П – простое предложение
С _ С – сложное предложение
* * * * * * * * *
1) Герасим встал, заплатил за щи и вышел из трактира.
2) Дверь каморки растворилась, и показался Герасим.
3) Герасим шёл не торопясь и не спускал Муму с верёвочки.
4) Он накрошил туда хлеба, мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол.
5) Ерошка увидал издали, что Герасим вошёл в трактир вместе с собакой.
6) Ерошка взял палку и сел на последнюю ступеньку лестницы.
7) Толпа разошлась, а Гаврила вернулся домой.
8) В трактире знали Герасима и понимали его знаки.
9) На узкой лестнице, ведущей к каморке, сидел один караульщик, у двери стояли два других.
4.Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
1) Герасим наверное очень скучал по деревенской жизни. __________________________
2) Безусловно автор рассказа сочувствует Герасиму. _________________________________
3) Ребята о чём заставляет задуматься этот рассказ?_________________________________
4) Сердечность доброту Герасима И.С. Тургенев противопоставляет жестокости помещицы. _________________________________________________________
5) При чтении рассказа И.С. Тургенева «Муму» мы испытывали разные чувства радость счастье тревогу обиду. ______________________________________________________________________________
5.Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
Появилась в каморке Герасима Муму, и одинокая и безрадостная жизнь его изменилась.
_____________________________________________________________________________
Проверочная работа по русскому языку в 5 классе по теме: «Простое и сложное предложение» Вариант -2
Ф.И. учащегося __________________________________ Класс ____ Дата _____
1.Продолжите мысль:
В отличие от простого предложения в сложном предложении ________________
_________________________________________________________________________
2. По схеме определите вид сложного предложения:
1) , а . - _________________________________________________________
2) , . - __________________________________________________________
3) , чтобы ( ). - _____________________________________________________
3.Составьте график, указав вид предложений по количеству грамматических основ.
П _ Условные обозначения: П – простое предложение
С _ С – сложное предложение
* * * * * * * * *
1) Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью.
2) Вообще Герасим был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок.
3) Он не любил, чтобы к нему ходили.
4) Вдруг ему показалось, что кто-то барахтается в тине у самого берега.
5) Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил её одной рукой, сунул её к себе за пазуху и пустился большими шагами домой.
6) Герасим взял её легонько двумя пальцами за голову и пригнул её мордочку к молоку.
7) Приживалки отчаянно замахали руками на Степана, он подхватил Муму и выбросил её поскорей за дверь.
8) Протяжный крик радости вырвался из его безмолвной груди; он схватил Муму и стиснул её в своих объятьях.
9) Муму навострила уши, зарычала, подошла к забору, понюхала и залилась громким и пронзительным лаем.
4.Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
1) Возможно Герасим и не мог поступить иначе. _______________________________
2) История Герасима безусловно заставляет задуматься о трудной жизни крепостных крестьян. _________________________________________________________________
3) Сергей какие приёмы изображения главного героя рассказа «Муму» использует
И.С. Тургенев? _____________________________________________________________
4) Автор рассказа уважает Герасима за его доброту сердечность милосердие. ___________________________________________________________________________
5) О превосходстве Герасима над другими дворовыми свидетельствуют его качества великодушие чувство собственного достоинства умение сочувствовать. ____________________________________________________________________________
5.Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
Оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его внимательным, нежным, заботливым.
*В качестве языкового материала заданий использован текст рассказа
И.С. Тургенева «Муму».