Инструкция по проверке и оценке ответов на задания №№ 2, 5, 7, 11, 13, 14, 19, 20 (задания с кратким и развёрнутым ответом) в проверочной работе № 1 по чтению (3 класс)
Задания № 2, 5, 7, 11, 13, 14, 19, 20 с кратким и с развёрнутым ответом в каждом из четырех вариантов проверочной работе № 1 проверяются экспертом.
Если учащийся приступал к выполнению задания, эксперт оценивает выполнение задания в соответствии с данной инструкцией. Балл, выставленный экспертом за выполнение задания, заносится в клетку , расположенную на полях проверочной работы справа от задания.
Если учащийся не приступал к выполнению задания, эксперт оставляет клетку для внесения оценки за это задание пустой.
Вариант № 1
ЗАДАНИЕ № 2
Объясни, почему старик назвал пса Пиратом.
Старик назвал пса Пиратом _____________________________________________________
1 балл – В ответе дано правильное продолжение предложения. Например:
• за его единственный глаз
• потому что у пса был только один глаз
• потому что пёс был одноглазый
0 баллов – ответ не является верным: в ответе не дано правильного объяснения того, почему старик назвал пса Пиратом.
ЗАДАНИЕ № 5
Выпиши из текста предложение, в котором рассказывается об изменениях, которые произошли с Пиратом вскоре после того, как он стал жить со стариком.
1 балл – ответ принимается. В ответе дано правильное предложение:
• Силы и здоровье возвращались к собаке, зажила лапа, а единственный глаз уже не выражал прежнюю боль и обиду.
Примечание: 1 балл ставится также, если записанное учащимся предложение правильно передаёт суть - произошедшие с Пиратом изменения переданы правильно, но при этом не совсем точно совпадает с предложением из текста, например:
• Пират выздоровел, у него зажила лапа, а глаз не выражал боль и обиду.
• Когда Пират стал жить со стариком, силы и здоровье возвращались к нему, зажила лапа, обида исчезла.
0 баллов – ответ не является верным, так как в ответе не приведено примеров изменений, произошедших в состоянии Пирата, например:
• Старик заболел, у него появилась собака Пират.
• Пират оказался собакой на редкость преданной и смышленой.
• Повсюду он сопровождал старика, деля с ним все тяготы и заботы.
• С утра до вечера старик и его четвероногий друг были неразлучны.
ЗАДАНИЕ № 7
Пират был очень умным псом. Приведи два примера его действий и поступков, которые подтверждают это.
1. __________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________
2 балла – ответ принимается, он представлен в полном объёме: ученик привёл два правильных примера, доказывающих, что Пират был умным псом.
Первый пример может быть по-разному сформулирован в работах детей, но смысл его заключается в помощи Пирата пастуху в работе со стадом:
• Пират помогал старику пасти стадо.
• Пират возвращал в стадо отставших животных.
• Пёс стал старику надёжным помощником.
и т.п.
Второй пример также может быть сформулирован по-разному, смысл же его в том, что Пират научился зимой приносить в дом дрова:
• Когда старик заболел, Пират стал приносить дрова.
• Приносил дрова к печке по звуку спичечного коробка.
• Собака-то как раз и выручила.
и т.п.
Третий пример содержит указание на то, что Пират внимательно слушал пастуха, и по выражению глаз Пирата старик знал, что собака понимает его.
• Пират внимательно слушал пастуха и понимал его.
• Пират вёл себя так, что старик верил, что пёс понимает его: сочувствует в горе, разделяет радость.
и т.п.
В работе учащегося примеры могут быть записаны в любом порядке.
1 балл – ответ принимается, но представлен не в полном объёме.
- В работе приведен только один пример из вышеперечисленных. Второй пример либо отсутствует вообще, либо приведённое в качестве примера утверждение не свидетельствует об уме Пирата, например:
• Пират повсюду сопровождал старика.
• Из-за Пирата все говорили, что у старика душа оттаяла.
- Иногда в работе формально присутствую два примера, но по сути один и тот же пример в разных формулировках записан дважды, например:
1. Пират помогал пастуху пасти стадо.
2. Пират приводил отставших животных.
или
1. Пират приносил дрова.
2. Когда старик гремел коробком, Пират шёл за дровами.
В этом случае ставится 1 балл.
0 баллов – ответ не принимается: содержащиеся утверждения не являются доказательствами того, что Пират был умным псом.
ЗАДАНИЕ № 11
Автор называет Пирата разными словами, например, дворняжка. Найди в тексте ещё не менее 3 слов и запиши их.
Пират, дворняжка, __________________________________________
1 балл – ответ принимается. Записано не менее 3 вариантов из следующих возможных: пёс, собака, друг (четвероногий друг), помощник, дворняга (простая и беспородная дворняга), питомец, верный друг (или друг).
Примечания: в качестве ответа не засчитываются прилагательные преданный, смышлёный, незаменимый, надёжный.
0 баллов – ответ не принимается. Варианты выполнения задания, за которые ставится 0 баллов:
- записано меньше 3 из перечисленных выше вариантов;
- запись, сделанная на строчках, свидетельствует о непонимании задания.
ЗАДАНИЕ № 13
Объясни, как ты понимаешь предложение: «Сникший уж было старик ожил».
1 балл – ответ принимается. В ответе указывается на то, что больной старик стал выздоравливать, например:
• Больной старик начал выздоравливать.
• Грустный, хилый старик повеселел и выздоровел.
• Болел и выздоровел.
и т.п.
0 баллов – ответ не принимается. Ответ указывает на непонимание учащимся смысла предложения, например:
• Грустный старик стал весёлым.
Особый тип неправильного ответа: учащийся не раскрывает смысла данного предложения, а пишет фразу, содержащую общий смысл всего рассказа, например:
• У старика появился друг, и он стал добрее.
• Старик был невесёлый, ему было грустно, но к нему пришла собака и ему стало веселее.
Данные варианты ответов оцениваются 0 баллов, т.к. задание предполагает объяснение значения конкретного предложения.
ЗАДАНИЕ № 14
Как появление Пирата изменило характер пастуха?
_____________________________________________________________________________
Выпиши из текста то место, которое доказывает твой ответ.
2 балла – ответ принимается, правильно выполнены обе части задания – учащийся получает 1 балл за правильное выполнение первой части задания и 1 балл за правильное выполнение второй части задания.
Первая часть задания считается выполненной, если ответ содержит указание на изменения в характере пастуха, например:
• Старик перестал быть постоянно грустным.
• Старик стал разговорчивее.
• Старик стал более добрым, более общительным.
и т.п.
Вторая часть задания считается выполненной, если в качестве подтверждения выписан следующий отрывок текста:
• А односельчане заметили, что унылый прежде пастух стал веселее, разговорчивей, глаза потеплели.
Примечание: Вторая часть задания также считается выполненной, даже если записанный отрывок текста не полностью совпадает с предложением из текста, но при этом большая его часть записана, например:
• Односельчане заметили, что унылый прежде пастух стал веселее, разговорчивей.
1 балл – ответ принимается, но представлен не в полном объёме: выполнена первая или вторая часть задания, т.е. в случае, если в качестве ответа на вопрос сразу приводится отрывок текста, за задание ставится 1 балл.
0 баллов – ответ не принимается: содержащиеся в ответе предложения свидетельствуют о непонимании учащимся изменений в характере пастуха. Если в ответе содержатся указания на изменения, произошедшие не со стариком, а с Пиратом, за задание также ставится 0 баллов.
ЗАДАНИЕ № 19
Докажи, что пословица «Что посеешь, то и пожнёшь» подходит к этому произведению.
2 балла – ответ принимается: в ответе есть доказательство соответствия пословицы произведению. Сформулированы они могут быть так:
• Старик дал Пирату любовь, а Пират ответил тем же.
• Старик оставил пса у себя, за это пёс отблагодарил его своей преданностью.
• Старик подобрал собаку и собака помогла ему в трудную минуту.
и т.п.
1 балл – ответ принимается, но представлен не в полном объёме:
- Учащийся объяснил смысл пословицы, но не связал пословицу с прочитанным текстом, например:
• Что сделаешь, то и получишь.
- В работе дано частично правильное объяснение, например, действия старика не рассматриваются, а рассматривается только ответная реакция Пирата или, наоборот, рассматриваются только действия старика.
0 баллов – ответ не принимается. В таких ответах содержится неправильное объяснения самой пословицы, и при этом учащийся не проводит никакой связи между пословицей и текстом. Например:
• Что вырастишь, то и съешь, а если не вырастишь, будешь голодный.
• Что потеряешь, то и найдёшь.
0 баллов ставится также, если ответ совершенно не соответствует заданию. Например:
• Пёс оказался на редкость умным.
За ответ «Нет, она не подходит» ставится 0 баллов.
ЗАДАНИЕ № 20
Как ты думаешь, если бы Пират умел говорить, о чём бы он рассказал старику? Напиши об этом ______________________________________________________________________
2 балла – ответ принимается: предложенные ответы содержат интересные мысли и оформлены полными предложениями. При этом форма изложения может быть разной: или от лица Пирата, или повествование о том, что бы он рассказал.
• Дедушка, я так люблю, когда ты со мной разговариваешь, я всё понимаю. А иногда я понимаю и без слов. Это только глупые люди считают, что собаки не понимают человеческий язык, а мы не только слова, мы и мысли понимаем.
• Пират бы рассказал, что ему нравится жить со стариком и хочется ещё чему-нибудь научиться, чтобы быть полезным.
• Со мной раньше никто так не обращался, а теперь у меня есть ты, настоящий друг и я очень этому рад.
и т.п.
1 балл – ответ принимается, но правильный по существу ответ не оформлен в предложение, например:
• что ему всё нравится
• про то, что он доволен
0 баллов – ответ не принимается
Примеры ответов, оцениваемых 0 баллов:
• Собаки не умеют разговаривать.
• Ни о чём.
• про жизнь
ПРИМЕЧАНИЕ: Наличие орфографических ошибок не влияет на оценку работы.