Масенцова Татьяна Александровна
МБОУ СОШ № 13 г. Волжский Волгоградская область
учитель начальных классов
"Контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 3 класс"
Фамилия, имя _____________________________________________________
Школа _________________________ класс _________________
Итоговая контрольная работа по русскому языку для 3 класса
Вариант - 1
У старой сосны.
Душистой смолою пахнет бор.
У освещённой солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы-белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты.
Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые, тяжёлые шишки.
Много забот будет летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.
В голодные годы, когда мало в лесу орехов и шишек, белки пускаются в далёкие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают открытые поля, забегают в селения и города.
Никому в лесу не делают вреда миролюбивые весёлые белки.
С сучка на сучок, с вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям, встречают светлую, тёплую весну.
Весело, радостно играют у старой сосны проказницы-белки.
( 158 слов) (По И. Соколову-Микитову)
Основная часть
1. Найди пару слов с одинаковым количеством звуков. Отметь свой ответ + .
бельчат - серые ёлки - смолою
деревьев - радостно собрать - сменили
2. Выбери слово, которое правильно разделено на слоги. Отметь его + .
о - све - щё - нной де - ревь - я
пыш - ные пря - тал - ись
3. Выбери и отметь + слово, которое не является однокоренным к данным.
белка белить
белочка бельчата
4. Отметь + слова, в которых пропущена безударная гласная О в корне .
см(о,а)ла н(о,а)сились г(о,а)лодные
д(о,а)лёкие вык(о,а)рмить кл(о,а)довочка
5. Отметь + только раздельные написания.
(от)крытие (от)ветра
(не)делают (на)сосну
(с)ёлки (с)прятать
6. Отметь + только проверочные слова для данных слов:
шубка гриб
шуба грибной
шубки грибки
полушубок грибок
7. Отметь + только подлежащее и сказуемое.
пахнет бор жили белки
радуются солнышку опасные путешествия
резвятся проказницы они переплывают
8. Укажи части речи:
резвятся ____________________ , рыжие __________________ ,
деревья ____________________ , они __________________ ,
запасы ____________________ , их __________________ .
9. Выпиши из текста два-три слова с указанными орфограммами. Обозначь эти
орфограммы в словах.
а) Проверяемые буквы безударных гласных в корне ______________________
___________________________________________________________________
б) Буквы безударных гласных в приставках______________________________
___________________________________________________________________
в) Соединительные буквы гласных в сложных словах______________________
____________________________________________________________________
г) Разделительный ь __________________________________________________
д) Непроверяемые буквы безударных гласных_____________________________
_____________________________________________________________________
е) Буква и после шипящих _____________________________________________
_____________________________________________________________________.
10. Подбери к данным прилагательным антонимы:
весёлые _________________ , высокий ____________________.
Дополнительная часть.
11. Соедини стрелками понятия и соответствующие им определения.
- это общая часть родственных слов
окончание
- это часть слова без окончания
суффикс - это часть слова, которая служит для
связи слов в предложении
корень - это часть слова, которая стоит после корня
и служит для образования новых слов
12. Определи род каждой группы слов. Соедини с соответствующим понятием.
бор, лес, сучок
женский род
спинка, ель, орех
мужской род
солнце, дупло, дерево
средний род
сосна, весна, проказница
13. Выпиши из текста два словосочетания по заданной схеме:

×
прилагательное + существительное
___________________________________________________________________
14. Составь схему предложения.
Радуются они тёплому солнышку, светлой весне.
____________________________________________________________________
15. Выпиши из текста 2 - 3 слова, которые соответствуют схеме



![]()
![]()
.
____________________________________________________________________
16. Закончи предложение.
Подлежащее - это _________________________________________________
____________________________________________________________________
17. Прочитай текст.
Мальчики гуляли в лесу. Они заметили на ели дупло. Ловкий мальчик быстро
залез на дерево. В дупле были бельчата...
Подумай и напиши два - три предложения о том, что произойдёт дальше, как должен поступить мальчик.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Фамилия, имя _____________________________________________________
Школа _________________________ класс _________________
Итоговая контрольная работа по русскому языку для 3 класса
Вариант - 2
Ранней весной.
Ранней весной родились эти маленькие зайчата.
Ещё лежал в лесу под деревьями глубокий снег, прихватывали по утрам крепкие весенние морозы. Птиц и зверей держал на снегу плотный наст. Называют поэтому ранних зайчат настовиками.
Крепко прижались друг к дружке маленькие зайчата.
Ласково пригревает весеннее солнышко. Обрадовались теплу, высунулись из гнезда длинноухие зайчата. Терпеливо ждут свою мать.
А зайчихи-матери и своих и чужих детей кормят. Прибежит к гнезду чужая зайчиха, покормит проголодавшихся зайчат и убежит дальше.
Опять останутся одни маленькие зайчата.
Хорошо спрятались они в сухой, прошлогодней траве! Здесь не найдёт их разбойница-рысь, не увидит хитрая лисица.
Увидела зайчат суетливая птичка. Уселась на ветку, вертится и поёт:
"Вот, вот вижу! Вот, вот слышу!"
Большими, страшными зверями кажутся ей робкие, маленькие зайчишки.
Суетливая птичка всё вертится над зайчатами, тоненько поёт:
"Вот, вот вижу! Вот, вот слышу!"
Со страхом смотрят на суетливую птичку зайчата.
(144 слова) (По И. Соколову-Микитову)
Основная часть
1. Найди пару слов с одинаковым количеством звуков. Отметь свой ответ + .
дальше - поёт деревьями - прижались
здесь - рысь всё - ели
2. Выбери слово, которое правильно разделено на слоги. Отметь его + .
зайча - та - ми у - бе - жит
де - ре - вья - ми ма - лень - кие
3. Выбери и отметь + слово, которое не является однокоренным к данным.
весна весёлый
весенний веснушка
4. Отметь + слова, в которых пропущена безударная гласная О в корне .
прог(о,а)лодавшиеся п(о,а)ёт р(о,а)дились
тр(о,а)ва б(о,а)льшие н(о,а)стовики
5. Отметь + только раздельные написания.
(не)найдёт (из)гнезда
(у)бежит (у)зайчихи
(на)снегу (на)зывают
6. Отметь + только проверочные слова для данных слов:
робкий мороз
робок морозы
робеть заморозки
робкие морозный
7. Отметь + только подлежащее и сказуемое.
лежал снег зайчиха прибежит
весенние морозы хорошо спрятались
пригревает солнышко птичка увидела
8. Укажи части речи:
спрятались ____________________ , чужая __________________ ,
солнышко ____________________ , они __________________ ,
длинноухие ___________________ , их __________________ .
9. Выпиши из текста два-три слова с указанными орфограммами. Обозначь эти
орфограммы в словах.
а) Проверяемые буквы безударных гласных в корне ______________________
___________________________________________________________________
б) Буквы безударных гласных в приставках______________________________
___________________________________________________________________
в) Соединительные буквы гласных в сложных словах______________________
____________________________________________________________________
г) Разделительный ь __________________________________________________
д) Непроверяемые буквы безударных гласных_____________________________
_____________________________________________________________________
е) Буква и после шипящих _____________________________________________
_____________________________________________________________________.
10. Подбери к данным прилагательным антонимы:
маленькие _________________ , робкие ____________________.
Дополнительная часть.
11. Соедини стрелками понятия и соответствующие им определения.
корень - это часть слова, которая стоит перед корнем
и служит для образования новых слов
приставка - это часть слова без окончания
- это общая часть родственных слов
суффикс - это часть слова, которая служит для
связи слов в предложении
12. Определи род каждой группы слов. Соедини с соответствующим понятием.
солнышко, гнездо
женский род
лес, рысь, орех
мужской род
снег, зайчонок, страх
средний род
мать, весна, лисица
13. Выпиши из текста два словосочетания по заданной схеме:

×
прилагательное + существительное
___________________________________________________________________
14. Составь схему предложения.
Птиц и зверей держал на снегу плотный наст.
____________________________________________________________________
15. Выпиши из текста 2 - 3 слова, которые соответствуют схеме



![]()
![]()
.
___________________________________________________________________
16. Закончи предложение.
Сказуемое - это __________________________________________________
___________________________________________________________________
17. Прочитай текст.
Мальчики гуляли в лесу. Они заметили, что под кустом в траве кто-то сидит. Это были зайчата...
Подумай и напиши два - три предложения о том, что произойдёт дальше, как должны поступить мальчики.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Измерительные материалы для контрольной работы первого варианта.
Задания основной части
№ задания | Критерии выполнения (баллы) | Макси-мальный балл | Тип задания | Коментарии и ответы |
1 | 0 - не приступил к выполнению задания или выполнил неверно; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) | + бельчат - серые ёлки - смолою деревьев - радостно собрать - сменили |
2 | 0 - не приступил к выполнению задания или выполнил неверно; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок. | 2 | ВО (выбор ответа) | о - све - щё - нной + де - ревь - я пыш - ные пря - тал - ись |
3 | 0 - не приступил к выполнению задания или выполнил неверно; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок. | 2 | ВО (выбор ответа) | белка + белить белочка бельчата |
4 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1-2 ошибки; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) | + см(о,а)ла + н(о,а)сились + г(о,а)лодные д(о,а)лёкие + вык(о,а)рмить кл(о,а)довочка |
5 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1-2 ошибки; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) | (от)крытие + (от)ветра + (не)делают + (на)сосну + (с)ёлки (с)прятать |
6 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1-2 ошибки; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) | шубка гриб + шуба + грибной шубки грибки + полушубок + грибок |
7 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1-2 ошибки; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) | + пахнет бор + жили белки радуются солнышку опасные путешествия + резвятся проказницы + они переплывают |
8 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1-2 ошибки; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | КО (крат-кий ответ) | резвятся - глагол , рыжие - им. прилагательное , деревья - им. существительное, они - местоимение , запасы - им. существительное, их - местоимение . |
9 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 3-4 ошибки; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | КО (крат-кий ответ) | а) Проверяемые буквы безударных гласных в корне (возможные варианты: смолою, освещённой, с сосны, резвятся, весёлые, весне, сменили, свои, хвосты, в лесу, поля, деревьев, носились, смолистые, тяжёлые, выкормить, бельчат, голодные, перебегают, забегают, с вершины, гоняются, встречают, селения). ![]() ![]() ![]() ![]() б) Буквы безударных гласных в приставках (возможные варианты: освещённой, забирались, собрать, запасы, открытые, забегают). в) Соединительные буквы гласных в сложных словах: путешествия, миролюбивые. г) Разделительный ь : деревьев д) Непроверяемые буквы безударных гласных: города, ветер, орехи, весело е) Буква и после шипящих (возможные варианты: душистой, пушистые, рыжими, жили, стужи, шишки, насушить, широкие, с вершины). |
10 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | КО (крат-кий ответ) | весёлые - грустные, печальные , высокий - низкий. |
Задания дополнительной части
№ задания | Критерии выполнения (баллы) | Макси-мальный балл | Тип задания | Коментарии и ответы |
11 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) | корень - это общая часть родственных слов окончание - это часть слова, которая служит для связи слов в предложении суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов |
12 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) | бор, лес, сучок женский род спинка, ель, орех мужской род солнце, дупло, дерево средний род сосна, весна, проказница |
13 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | КО (крат-кий ответ) |  × прилагательное + существительное возможные варианты: серые шубки, душистой смолою, тёплому солнышку, пушистые шубки, пышные хвосты, тяжёлые шишки... |
14 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | КО (крат-кий ответ) | Радуются они тёплому солнышку, светлой весне.   ![]() , .  |
15 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1 - 2 ошибки; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) |    ![]() ![]() . Возможные варианты: солнышко, спинки, шубки, сучок, белки. |
16 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | РО (развер нутый ответ) | Подлежащее - это главный член предложения, который называет, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? или что? |
17 | 0 - не приступил к выполнению задания; 2 - выполнено полностью, рефлексия в соответствии с предполагаемым результатом. | 2 | РО (развер нутый ответ) | Предполагаемый результат: ученик напишет о том, что мальчики не тронут бельчат; уйдут, не потревожат бельчат... |
Измерительные материалы для контрольной работы второго варианта.
Задания основной части
№ задания | Критерии выполнения (баллы) | Макси-мальный балл | Тип задания | Коментарии и ответы |
1 | 0 - не приступил к выполнению задания или выполнил неверно; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) | + дальше - поёт деревьями - прижались здесь - рысь всё - ели |
2 | 0 - не приступил к выполнению задания или выполнил неверно; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок. | 2 | ВО (выбор ответа) | зайча - та - ми + у - бе - жит де - ре - вья - ми ма - лень - кие |
3 | 0 - не приступил к выполнению задания или выполнил неверно; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок. | 2 | ВО (выбор ответа) | весна + весёлый весенний веснушка |
4 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1-2 ошибки; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) | + прог(о,а)давшиеся + п(о,а)ёт + р(о,а)дились тр(о,а)ва + б(о,а)льшие н(о,а)стовики |
5 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1-2 ошибки; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) | + (не)найдёт + (из)гнезда (у)бежит + (у)зайчихи + (на)снегу (на)зывают |
6 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1-2 ошибки; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) | робкий мороз + робок + морозы + робеть заморозки робкие + морозный |
7 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1-2 ошибки; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) | + лежал снег + зайчиха прибежит весенние морозы хорошо спрятались + пригревает солнышко + птичка увидела |
8 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1-2 ошибки; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | КО (крат-кий ответ) | спрятались - глагол чужая - им. прилагательное солнышко - им. существительное они - местоимение длинноухие - им. прилагательное их - местоимение |
9 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 3-4 ошибки; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | КО (крат-кий ответ) | а) Проверяемые буквы безударных гласных в корне (возможные варианты: весной, свою, родились, лежал, в лесу, под деревьями, они, весенние, зверей, держал, на снегу, теплу, настовиками, пригревает, из гнезда, детей, терпеливо, прибежит, проголодавшихся, убежит, в траве, лисица, поёт, большими, зверями). б) Буквы безударных гласных в приставках (возможные варианты: останутся, называют, обрадовались, проголодавшихся). в) Соединительные буквы гласных в сложных словах: прошлогодней, длинноухие. г) Разделительный ь деревьями д) Непроверяемые буквы безударных гласных: зайчата, морозы, опять, хорошо е) Буква и после шипящих (возможные варианты: прибежит, убежит, большими). |
10 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | КО (крат-кий ответ) | маленькие - большие робкие - смелые |
Задания дополнительной части
№ задания | Критерии выполнения (баллы) | Макси-мальный балл | Тип задания | Коментарии и ответы |
11 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) | корень - это общая часть родственных слов окончание - это часть слова, которая служит для связи слов в предложении приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов |
12 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) | солнышко, гнездо женский род лес, рысь, орех мужской род снег, зайчонок, страх средний род мать, весна, лисица |
13 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | КО (крат-кий ответ) |  × прилагательное + существительное возможные варианты: маленькие зайчата, весенние морозы, глубокий снег, весеннее солнышко, длинноухие зайчата, чужая зайчиха... |
14 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | КО (крат-кий ответ) | Птиц и зверей держал на снегу плотный наст.  и . ![]() ![]() ![]() |
15 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1 - 2 ошибки; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | ВО (выбор ответа) |    ![]() ![]() . Возможные варианты: зайчата, лисица, солнышко, птичка, зайчиха, зайчишки. |
16 | 0 - не приступил к выполнению задания; 1 - допустил 1 ошибку; 2 - выполнено полностью, без ошибок | 2 | РО (развер нутый ответ) | Сказуемое - это главный член предложения, который называет, что говорится о подлежащем, и обычно отвечает на вопросы что делает? что сделает? что о нём говорится? |
17 | 0 - не приступил к выполнению задания; 2 - выполнено полностью, рефлексия в соответствии с предполагаемым результатом. | 2 | РО (развер нутый ответ) | Предполагаемый результат: ученик напишет о том, что мальчики не тронут зайчат; уйдут, не потревожат зайчат... |