В последние годы эта, традиционная для советского образования, система претерпевает изменения во многих странах постсоветского пространства, например, Республика Беларусь, Молдавия, Грузия, Армения перешли на 10-балльную шкалу; Украина на 12-балльную. Прибалтика предпочла англосаксонскую систему. В истории российского просвещения изначально, как и в Европе существовала трёхразрядная система. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 г.) высший разряд обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначает успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого». Постепенно словесные характеристики разрядов становились однообразнее и короче, и чаще заменялись цифровой. Американская шкала тоже имеет численную интерпретацию, при которой высшим оценками являются A и A+.
О чем идет речь? О системе оценивания. Большинство стран имеет свою систему школьных оценок. А как обстоят дела в Казахстане?
Одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования в XXI веке в РК становится компетентностный подход.
В соответствии с этим, к выбору технологии оценивания, основанной на компетентностном подходе необходимо подходить, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
Закономерно, в центре внимания оказалась проблема формирования надежной, прозрачной, валидной и технологичной системы оценивания учебных достижений учащихся, обладающей системным характером. Нужна ли такая система оценивания в школе? На этот вопрос ответили учащиеся и родители Средней школы- гимназии № 9 г. Актобе.