Контрольный тест «Политическая сфера»
Вариант 1
Часть 1.
1.Какой тип правления характеризуется следующими признаками: президент –глава государства, он формирует правительство, является главой правительства.
1) парламентская республика 2)дуалистическая монархия
3) абсолютная монархия 4) президентская республика
2. Какой тип правления характеризуется следующими признаками: юридическое ограничение власти монарха в области законодательной, исполнительной деятельности, монарх вынужден считаться с деятельностью парламента.
1) парламентская республика 2)ограниченная монархия
3) абсолютная монархия 4) президентская республика
3. Политический режим. Название происходит от греческих слов, что в переводе означает «народ», «сила». Именно при этом режиме права и свободы человека являются главной ценностью.
1) демократический 2) охлократия
3) авторитарный 4) тоталитарный
4. В государстве Н. диктатура одной политической партии, монополия государственной собственности, преследование инакомыслящих, подавление личности. Какой политический режим в государстве Н?
1) республика 2) демократия
3) авторитарный 4) тоталитарный
5. Какой философ обосновал идею правового государства:
1) И.Кант 2) Геродот 3) Платон 4) Д.С.Лихачев
6. Какое государство отличают следующие признаки: верховенство закона, взаимная ответственность личности и государства, развитая правовая культура населения, права и свободы – высшая ценность.
1) республика 2) монархия
3) правовое 4) тоталитарное
7. К функциям политических партий в демократическом обществе относится
разработка и принятие законов 2) предложение программ развития общества
3) управление предприятиями 4) осуществление судопроизводства
Часть 2.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ключевой элемент демократии — полноправие граждан.
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.
Другой общепризнанный показатель демократии — власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен — идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.
Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.
Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений — без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан — более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.
(По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) способы воздействия граждан на государственную политику;
2) власть большинства как общепризнанный показатель демократии;
3) власть большинства и защита прав меньшинств;
4) гражданское общество и новый тип граждан.
С2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые два элемента (показателя))?
В правильном ответе могут быть указаны два показателя:
1) периодические выборы;
2) участие в объединениях по интересам, общественных движениях, профессиональных союзах и др.
Способы могут быть сформулированы иначе.
С3. Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть (укажите два способа влияния)?
Могут быть названы следующие элементы (показатели) демократии по тексту:
1) полноправие граждан;
2) регулярные выборы;
3) участие в деятельности институтов гражданского общества;
4) власть большинства;
5) защита прав меньшинства;
6) демократические свободы.
Элементы(показатели) демократии могут быть даны в иных формулировках.
С4. С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: независимое от государства объединение людей, образованное по инициативе самих граждан для совместного решения тех или иных вопросов, вызванных общими нуждами
(смысл понятия может быть сформулирован иначе);
2) два примера, допустим:
а) жители микрорайона создали общественную организацию, которая добилась отмены принятого решения о строительстве нового торгового центра на месте парка;
б) общество защиты прав потребителей представляет в суде интересы потребителей, пострадавших от недобросовестных производителей товаров и услуг.
Могут быть приведены другие примеры деятельности организаций гражданского общества.
С5. Авторы упоминают выборы, проводимые на «честной основе». Укажите любые три требования, которым должны соответствовать демократические выборы.
В правильном ответе могут быть указаны следующие требования к демократическим выборам:
1) возможность выбора из нескольких кандидатов (партий), представляющих разные политические силы (выборы на альтернативной основе);
2) возможность получения правдивой и честной информации о кандидатах (политических партиях);
3) всеобщее, равное право каждого гражданина участвовать в выборах;
4) тайное голосование;
5) свободное и добровольное участие граждан.
Требования могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
С6. Авторы связывают демократию с пониманием гражданами общих нужд. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой связи.
Могут быть даны такие объяснения:
1) участие в выборах приучает соотносить заявления и обещания кандидатов с интересами, например, жителей города;
2) обращаясь в органы власти, граждане часто отстаивают общие интересы какой-либо группы.
Могут быть даны другие объяснения указанной связи.
Контрольный тест «Политическая сфера»
Вариант 2
Часть 1.
1. С какого возраста гражданам РФ предоставляется активное избирательное право?
1) 18 лет 2) 14 лет 3) 16 лет 4) 19 лет
2. Функция политической партии, заключающаяся в овладении государственной властью:
1) социализации 2) электоральная
3) политическая 4) рекруиторская
3. По способу организации политические партии могут быть:
1) правящие и оппозиционные 2) открытые и закрытые
3) левые и правые 4) массовые и кадровые
4.По отношению к власти политические партии могут быть:
1) правящие и оппозиционные 2) открытые и закрытые
3) левые и правые 4) массовые и кадровые
5. По отношению к обществу политические партии могут быть:
1) правящие и оппозиционные 2) революционные и консервативные
3) левые и правые 4) массовые и кадровые
6. Для какого политического режима характерны такие признаки: многопартийность, плюрализм, права и свободы как высшая ценность.
1) демократический 2) тоталитарный
3) авторитарный 4) охлократический
7. Организованная группа людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство – это…
1) политическая партия 2) политическая система
3) партийная система 4) многопартийная система
Часть 2.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, которая в наибольшей степени отвечает их интересам.
В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.
В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.
В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.
(По кн. К.С. Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245—247)
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) роль выборов в развитии страны;
2) предвыборная компания;
3) требования к кандидатам;
4) различные подходы к избирательному праву.
С2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.
В ответе могут быть указаны:
1) часто выборы являются для большинства граждан единственной формой участия в политике;
2) выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного;
3) всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области;
4) определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам;
5) они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, которая в наибольшей степени отвечает их интересам.
С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?
В ответе должны быть указаны:
1) равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов;
2) кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов;
3) государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.
С4. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.
В ответе могут быть указаны:
1) действия государства: государственный аппарат в период избирательной кампании должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании;
2) СМИ выделяют время и место для всех участников предвыборной компании;
Пример: на государственных телеканалах в ходе выборов организуются теледебаты с участием всех желающих участников предвыборной борьбы.
С5. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее.
Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на приведенный текст и обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.
Должны быть указаны следующие формы:
1) выборы;
2) референдум.
Основное различие между ними: в ходе выборов избирателя выбирая какого либо кандидата передоверяют ему свои права в участии в политической жизни, в ходе референдума граждане непосредственно принимают решение по важнейшим политическим вопросам.
С6. В тексте отмечается, что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.
Могут быть приведены следующие аргументы в поддержку:
1. Таким образом государство воспитывает у граждан чувство ответственности за развитие политической ситуации в стране.
2. Повышается уровень политической активности и политической культуры граждан.
Аргументы в опровержение:
1. Это нарушение принципа демократии: свободы участия в выборах.
2. Голосование по принуждению вызывает у граждан апатию к политической жизни (в СССР участие в выборах осуществлялось практически по принуждению, хотя и не было юридически закреплено, но большинство граждан даже толком не знали за кого они голосовали).
Могут быть приведены и иные аргументы в поддержку или опровержение.
Контрольный тест «Политическая сфера»
Вариант 3
Часть 1.
1. Политическая партия отличается от общественного движения тем, что… Укажите верный ответ:
1) В общественных движениях есть внутренняя структура
2) В партиях есть членство, взносы, иерархия
3) Общественные движения политическими вопросами не занимаются
4) В партиях нет постоянного количества членов
2. С какого возраста возможно участие в политических выборах?
1. С 21 г. 2. С 16 лет 3. С 18 лет 4. С 14 лет
3. Демократия- это такой политический режим, когда…
1) В стране- республика, а не монархия
2) Органы власти избираются народом и подотчетны народу
3) Вся власть принадлежит простому народу
4. В правовом государстве главной является власть…
1) законодательная 2) исполнительная
3) судебная 4) есть три равных независимых власти
5. Какое положение не является признаком правового государства?
1) верховенство права 2) разделение властей
3) президент назначает правительство 4) незыблемость прав и свобод человека
6. В республике парламентского типа…
1) Парламент назначает Правительство и Президента
2) Нет Президента 3) Парламент назначается, а не избирается
7. Какой признак присущ президентской республике?
1) президент может принимать общеобязательные правовые акты;
2) президент имеет право помилования 3) президент руководит исполнительной властью.
Часть 2.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Гражданское общество
Гражданское общество — это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать по нему и не заметить.
Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я — член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» — очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.
В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеки. Существует широкое движение за гражданские права.
Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.
(По материалам энциклопедии для школьников)
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) состав гражданского общества;
2) задачи организаций гражданского общества;
3) степень развития гражданского общества у нас и на Западе;
4) значение групп гражданского общества для жизнедеятельности человека.
С2. Какие две функции гражданского общества названы в тексте?
В правильном ответе должны быть указаны следующие функции гражданского общества:
1) объединение граждан в группы единомышленников;
2) защита прав граждан от государственной машины.
С3. Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений.
в ответе могут быть указаны следующие проявления гражданского общества:
1) член союза потребителей;
2) член клуба содействия пожарникам;
3) прихожанин храма;
4) посетитель спортивного клуба;
5) посетитель общественной библиотеки.
С4. Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример.
В правильном ответе могут быть указаны следующие права и примеры:
1. Право потребителя. Каждый гражданин может получить помощь со стороны «Союза потребителей» в случае если он получил некачественные товар в магазине.
2. Право на благоприятную экологическую среду. Граждане объединяясь в общественные организации протестуют против вырубки лесов для строительства автомагистрали через территорию заповедника.
Могут быть указаны и иные права и приведены соответствующие им примеры.
С5. Некоторые ученые считают, что полноценное функционирование гражданского общества возможно только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения.
Могут быть приведены следующие аргументы:
1) для функционирования гражданского общества необходим такой принцип как верховенство законов;
2) для функционирования гражданского общества необходим такой принцип приоритет прав и свобод человека;
3) для функционирования гражданского общества необходим такой принцип подчиненность государства законам.
Могут быть приведены и иные аргументы.
С6. В тексте приведено утверждение: «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту данной точки зрения:
1) в малой группе проще добиться любви и уважения;
2) межличностные отношения возникают только в малой группе.
Аргументы в опровержение:
1) публичные люди: политики продолжают себя чувствовать людьми и общаясь с огромным количеством людей (президент со всей нацией);
2) возможности для самореализации своих возможностей в больших группах значительно выше.
Могут быть приведены и иные аргументы.
Контрольный тест «Политическая сфера»
Вариант 4
Часть 1
К функциям политических партий в демократическом обществе относится
разработка и принятие законов 2) предложение программ развития общества
3) управление предприятиями 4) осуществление судопроизводства
Главой государства Z является наследственный правитель. Он издает законы, руководит деятельностью правительства, участвует в деятельности судебный органов. Какова форма правления страны Z?
1) конституционная монархия 2) парламентская республика
3) президентская республика 4) абсолютная монархия
3. Верны ли следующие суждения о референдуме?
А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее
важным для всего общества вопросам.
Б. Референдум, в отличие от выборов, не предполагает голосование за кандидатуры
или партии.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Органом законодательной власти в РФ является
1) Федеральное собрание 2) Правительство РФ
3) Совет Безопасности 4) Общественная Палата
5. Государственную власть осуществляет
1) ректор университета 2) Председатель Правительства
3) лидер оппозиционной партии 4) Председатель Центробанка
6. Верны ли суждения о политических партиях?
А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.
Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих
интересы определенных социальных сил.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Президент РФ
1) решает вопрос о доверии Правительству
2) осуществляет управление федеральной собственностью
3) разрабатывает федеральный бюджет
4) определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Часть 2.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Народ — источник власти
Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих — «народ» и «власть» — представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть — явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.
...Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством...
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.
(Горбунов В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №2. С. 249—250)
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) компоненты понятия «народовластие»: народ и власть;
2) российская Федерация — демократическое государство;
3) народ — верховный носитель власти.
С2. Автор указывает, что власть существует в любом социуме. Опираясь на текст и знания из курсов истории и обществоведения, приведите два аргумента в поддержку этого вывода.
В правильном ответе могут быть указаны следующие аргументы:
1) власть появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение;
2) наличие власти дает возможности для нормальной жизнедеятельности людей, соблюдения их прав.
Возможны и иные аргументы.
С3. Что автор называет «народным суверенитетом»? Назовите три признака народного суверенитета, которые перечислены в тексте.
В правильном ответе должны быть указаны:
1. «Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета...»
Признаки:
1) народ, ни с кем не делит свою власть;
2) осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций;
3) использует её исключительно в своих собственных интересах.
С4. А. Н. Радищев в работе «Опыт о законодательстве» пишет, что соборная народная власть есть власть первоначальная, а потому высшая, единая, что употребитель народной власти издает законы, однако никакой закон не может назначить ни пути, ни предела соборному деянию народа. Можно ли сказать, что в подобном государстве существует народовластие? Приведите положения источника, которые помогают ответить на этот вопрос.
В правильном ответе должны быть указаны:
1) да, в данном государстве существует народовластие, законы не могут устанавливать предел действий соборной народной власти.
Цитата: «народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.»
С5. В каком юридическом документе отражено наличие в РФ народного суверенитета? Покажите на конкретных примерах проявления народовластия в исторической и современной жизни России. Приведите не менее двух примеров.
В правильном ответе должны быть указаны:
1. Наличие в РФ народного суверенитета отражено в Конституции РФ.
Могут быть приведены следующие примеры:
1) в избрании Президента РФ принимают участие все граждан страны. достигшие совершеннолетия;
2) для решения очень важных государственных вопросов предусмотрено проведение референдума — высшей формы народовластия.
Могут быть приведены и иные примеры.
С6. Возможна ли власть без принуждения? Обоснуйте свое мнение, опираясь на документ и историко-обществоведческие знания.
В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту данной точки зрения:
1. Любая власть не может существовать без принуждения, так как всегда найдутся те, кто не захочет добровольно ей подчиняться.
2. Субъекты власти принуждают выполнять население свои распоряжения.
Аргументы в опровержение:
1. При истинном народовластии возможен вариант, когда люди будут выполнять распоряжения добровольно без принуждения.
2. Высокий уровень гражданского самосознания населения не требуют применения насилия по отношению к населению, так как люди осознанно выполняют от них требуемое.
Могут быть приведены и иные аргументы.
Контрольный тест «Политическая сфера»
Вариант 5
Часть 1
Одна из внутренних функций государства:
1)охрана общественного порядка 2) защита интересов государства на международной арене
3) обеспечение обороны страны 4)развитие сотрудничества с другими государствами
2. Суверенитет - это…
1) независимость государства во внешних и внутренних делах 2) единая территория
3) система учреждений, обладающая верховной властью 4) политическая организация страны
3. Одна из внешних функций государства:
1)участие в управлении экономикой 2) охрана общественного порядка
3) обеспечение обороны страны 4) регулирование социальных отношений
4. Назвать форму национально – государственного устройства:
1) республика 2) демократия
3) монархия 4) федерация
5. Какая форма национально-государственного устройства характеризуется признаками: все территориальные единицы имеют одинаковый статус, единая система права, одноканальная система налогов.
1) федерация 2) содружество
3) унитарное государство 4) конфедерация
6. Тенденция, направленная на отделение, обособление. Именно эта тенденция привела к распаду СССР, Югославии, других государств.
1) апартеид 2) сепаратизм
3) шовинизм 4) гуманизм
7. Формы политического правления, по мнению древнегреческих мыслителей ( назвать лишнее):
1) монархия 2) олигархия
3) охлократия 4) федерация
Часть 2.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.
Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.
(По Э. Бенешу)
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) проблема централизации и децентрализации:
2) основы демократии:
3) опасность сепаратизма.
С2. Опираясь на текст, назовите три фактора, выступающие причинами децентрализации государственного управления.
В верном ответе должны быть названы следующие элементы:
1) разнородность состава населения:
2) чересчур большая территория:
3) культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей:
4) исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении.
С3. Используя содержание текста, назовите три характерные черты демократии, которые выделяет автор.
В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:
1) демократия в своей теории и политической практике исходит из сознания индивидуальности отдельной личности:
2) рассматривает, человеческое существо как первичное и основное, а государство - как вторичное:
3) свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.
С4. В каких формах, по мнению автора, может проявляться проблема централизации, децентрализации? Назовите три таких формы, проиллюстрируйте каждую из них примером.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) федерализация (примеры федеративного государства Российская Федерация, Федеративная Республика Германия)
2) автономизация (политическая или культурная автономия в составе унитарного государства)
3) простая местная децентрализация и целесообразное разделе¬ние компетенций между центральными и местными органами (передача вопросов социальной политики в ведение местных органов власти)
С5. В стране Z местные органы власти контролируются центральными органами власти. Местные органы власти по всем вопросам отчитываются перед центральными органами власти. Отсутствует местное самоуправление. Используя содержание текста, укажите, совместимо ли, по мнению автора, описанное территориальное устройство с демократическим режимом. Приведите фрагмент текста, который помогает ответить на данный вопрос. Приведите один собственный аргумент в подтверждение мнения автора.
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:
1) дан ответ на вопрос: не совместимо:
2) фрагмент текста: «Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры: демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому»:
3) аргумент: местное самоуправление — неотъемлемая черта демократического режима.
Могут быть приведены иные аргументы
С6. Автор пишет, что децентрализаторские движения могут приводить к совершению великого греха и преступления против собственного государства и народа. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента в подтверждение авторской позиции.
В правильном ответе могут содержаться следующие элементы: два аргумента в подтверждение авторской позиции:
1) вооруженные конфликты приводят к человеческим жертвам:
2) в результате децентрализаторских движений рвутся экономичес¬кие и культурные связи:
3) провоцируются межнациональные и межконфессиональные конфликты:
4) может возникать угроза гражданской войны.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)