СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольный тест «Политическая сфера» (5 вариантов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМы разработаны на основе материала, знание которого требуется при сдаче ОГЭ в 9 классе. Делится на 2 части: тестовая и работа с документом.

Просмотр содержимого документа
«Контрольный тест «Политическая сфера» (5 вариантов)»

Контрольный тест «Политическая сфера»

Вариант 1

Часть 1.

1.Какой тип правления характеризуется следующими признаками: президент –глава государства, он формирует правительство, является главой правительства.

1) парламентская республика 2)дуалистическая монархия

3) абсолютная монархия 4) президентская республика

2. Какой тип правления характеризуется следующими признаками: юридическое ограничение власти монарха в области законодательной, исполнительной деятельности, монарх вынужден считаться с деятельностью парламента.

1) парламентская республика 2)ограниченная монархия

3) абсолютная монархия 4) президентская республика

3. Политический режим. Название происходит от греческих слов, что в переводе означает «народ», «сила». Именно при этом режиме права и свободы человека являются главной ценностью.

1) демократический 2) охлократия

3) авторитарный 4) тоталитарный

4. В государстве Н. диктатура одной политической партии, монополия государственной собственности, преследование инакомыслящих, подавление личности. Какой политический режим в государстве Н?

1) республика 2) демократия

3) авторитарный 4) тоталитарный

5. Какой философ обосновал идею правового государства:

1) И.Кант 2) Геродот 3) Платон 4) Д.С.Лихачев

6. Какое государство отличают следующие признаки: верховенство закона, взаимная ответственность личности и государства, развитая правовая культура населения, права и свободы – высшая ценность.

1) республика 2) монархия

3) правовое 4) тоталитарное

7. К функциям политических партий в демократическом обществе относится

    1. разработка и принятие законов 2) предложение программ развития общества

3) управление предприятиями 4) осуществление судопроизводства

Часть 2.

С1. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

Клю­че­вой эле­мент де­мо­кра­тии — пол­но­пра­вие граж­дан.

 Рас­хо­жее опре­де­ле­ние де­мо­кра­тии сво­дит её к ре­гу­ляр­ным вы­бо­рам, про­во­ди­мым на чест­ной ос­но­ве при стро­гом подсчёте го­ло­сов. Не­смот­ря на то что пе­ри­о­ди­че­ские вы­бо­ры очень важны для де­мо­кра­ти­че­ской си­сте­мы, они всего лишь поз­во­ля­ют граж­да­нам от­дать пред­по­чте­ние одной из стра­те­гий, пред­ла­га­е­мых по­ли­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми. В пе­ри­од же между вы­бо­ра­ми граж­да­не могут воз­дей­ство­вать на го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку по­сред­ством иных ин­сти­ту­тов: объ­еди­не­ний по ин­те­ре­сам, об­ще­ствен­ных дви­же­ний, про­фес­си­о­наль­ных со­ю­зов и т. д. Все эти формы яв­ля­ют­ся со­став­ны­ми ча­стя­ми де­мо­кра­ти­че­ской прак­ти­ки.

Дру­гой об­ще­при­знан­ный по­ка­за­тель де­мо­кра­тии — власть боль­шин­ства. Вся­кий орган управ­ле­ния, при­ни­ма­ю­щий ре­ше­ния от­но­си­тель­ным боль­шин­ством го­ло­сов, де­мо­кра­ти­чен — идёт ли речь об из­би­ра­тель­ном окру­ге, о пар­ла­мен­те, ко­ми­те­те, го­род­ском со­ве­те или пар­тий­ном со­бра­нии.

Од­на­ко и здесь воз­ни­ка­ет про­бле­ма. Что если за­кон­но из­бран­ное боль­шин­ство ре­гу­ляр­но ущем­ля­ет сво­и­ми ре­ше­ни­я­ми некое мень­шин­ство (на­при­мер, куль­тур­ную или эт­ни­че­скую груп­пу)? В по­доб­ных слу­ча­ях успеш­но дей­ству­ю­щие де­мо­кра­тии обыч­но со­че­та­ют прин­цип вла­сти боль­шин­ства с за­щи­той прав мень­шинств.

 Де­мо­кра­ти­че­ские сво­бо­ды долж­ны также спо­соб­ство­вать раз­ви­тию кол­лек­тив­но­го со­зна­ния граж­дан, по­ни­ма­нию ими общих нужд и при­ня­тию ре­ше­ний — без расчёта на каких-то вла­сти­те­лей. Но­си­те­ли раз­но­об­раз­ных со­ци­аль­ных ста­ту­сов и ин­те­ре­сов, оста­ва­ясь не­за­ви­си­мы­ми от го­су­дар­ства, а может быть, и от пар­тий, не толь­ко огра­ни­чи­ва­ют про­из­вол вла­сти, но и фор­ми­ру­ют то, что в со­вре­мен­ных по­ли­то­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях име­ну­ет­ся «граж­дан­ским об­ще­ством», новый, луч­ший тип граж­дан — более ин­фор­ми­ро­ван­ный, более со­ци­аль­ный по скла­ду со­зна­ния, го­то­вый на жерт­вы ради об­ще­го блага.

 (По Т. Карлу, Ф. Шмит­те­ру)

В пра­виль­ном от­ве­те пунк­ты плана долж­ны со­от­вет­ство­вать ос­нов­ным смыс­ло­вым фраг­мен­там тек­ста и от­ра­жать ос­нов­ную идею каж­до­го из них. Могут быть вы­де­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты:

1) спо­со­бы воз­дей­ствия граж­дан на го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку;

2) власть боль­шин­ства как об­ще­при­знан­ный по­ка­за­тель де­мо­кра­тии;

3) власть боль­шин­ства и за­щи­та прав мень­шинств;

4) граж­дан­ское об­ще­ство и новый тип граж­дан.

С2. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них. Какие эле­мен­ты (по­ка­за­те­ли) де­мо­кра­тии на­зва­ны в тек­сте (на­зо­ви­те любые два эле­мен­та (по­ка­за­те­ля))?

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны два по­ка­за­те­ля:

1) пе­ри­о­ди­че­ские вы­бо­ры;

2) уча­стие в объ­еди­не­ни­ях по ин­те­ре­сам, об­ще­ствен­ных дви­же­ни­ях, про­фес­си­о­наль­ных со­ю­зах и др.

Спо­со­бы могут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны иначе.

С3. Как, по мне­нию ав­то­ров, граж­да­не могут вли­ять на власть (ука­жи­те два спо­со­ба вли­я­ния)?

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие эле­мен­ты (по­ка­за­те­ли) де­мо­кра­тии по тек­сту:

1) пол­но­пра­вие граж­дан;

2) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры;

3) уча­стие в де­я­тель­но­сти ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства;

4) власть боль­шин­ства;

5) за­щи­та прав мень­шин­ства;

6) де­мо­кра­ти­че­ские сво­бо­ды.

Эле­мен­ты(по­ка­за­те­ли) де­мо­кра­тии могут быть даны в иных фор­му­ли­ров­ках.

С4. С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «граж­дан­ское об­ще­ство». При­ве­ди­те два при­ме­ра де­я­тель­но­сти ор­га­ни­за­ций граж­дан­ско­го об­ще­ства.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: не­за­ви­си­мое от го­су­дар­ства объ­еди­не­ние людей, об­ра­зо­ван­ное по ини­ци­а­ти­ве самих граж­дан для сов­мест­но­го ре­ше­ния тех или иных во­про­сов, вы­зван­ных об­щи­ми нуж­да­ми

(смысл по­ня­тия может быть сфор­му­ли­ро­ван иначе);

2) два при­ме­ра, до­пу­стим:

а) жи­те­ли мик­ро­рай­о­на со­зда­ли об­ще­ствен­ную ор­га­ни­за­цию, ко­то­рая до­би­лась от­ме­ны при­ня­то­го ре­ше­ния о стро­и­тель­стве но­во­го тор­го­во­го цен­тра на месте парка;

б) об­ще­ство за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей пред­став­ля­ет в суде ин­те­ре­сы по­тре­би­те­лей, по­стра­дав­ших от не­доб­ро­со­вест­ных про­из­во­ди­те­лей то­ва­ров и услуг.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие при­ме­ры де­я­тель­но­сти ор­га­ни­за­ций граж­дан­ско­го об­ще­ства.

С5. Ав­то­ры упо­ми­на­ют вы­бо­ры, про­во­ди­мые на «чест­ной ос­но­ве». Ука­жи­те любые три тре­бо­ва­ния, ко­то­рым долж­ны со­от­вет­ство­вать де­мо­кра­ти­че­ские вы­бо­ры.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие тре­бо­ва­ния к де­мо­кра­ти­че­ским вы­бо­рам:

1) воз­мож­ность вы­бо­ра из не­сколь­ких кан­ди­да­тов (пар­тий), пред­став­ля­ю­щих раз­ные по­ли­ти­че­ские силы (вы­бо­ры на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве);

2) воз­мож­ность по­лу­че­ния прав­ди­вой и чест­ной ин­фор­ма­ции о кан­ди­да­тах (по­ли­ти­че­ских пар­ти­ях);

3) все­об­щее, рав­ное право каж­до­го граж­да­ни­на участ­во­вать в вы­бо­рах;

4) тай­ное го­ло­со­ва­ние;

5) сво­бод­ное и доб­ро­воль­ное уча­стие граж­дан.

Тре­бо­ва­ния могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу фор­му­ли­ров­ках.

С6. Ав­то­ры свя­зы­ва­ют де­мо­кра­тию с по­ни­ма­ни­ем граж­да­на­ми общих нужд. Ис­поль­зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, дайте два объ­яс­не­ния этой связи.

Могут быть даны такие объ­яс­не­ния:

1) уча­стие в вы­бо­рах при­уча­ет со­от­но­сить за­яв­ле­ния и обе­ща­ния кан­ди­да­тов с ин­те­ре­са­ми, на­при­мер, жи­те­лей го­ро­да;

2) об­ра­ща­ясь в ор­га­ны вла­сти, граж­да­не часто от­ста­и­ва­ют общие ин­те­ре­сы какой-либо груп­пы.

Могут быть даны дру­гие объ­яс­не­ния ука­зан­ной связи.

Контрольный тест «Политическая сфера»

Вариант 2


Часть 1.

1. С какого возраста гражданам РФ предоставляется активное избирательное право?

1) 18 лет 2) 14 лет 3) 16 лет 4) 19 лет

2. Функция политической партии, заключающаяся в овладении государственной властью:

1) социализации 2) электоральная

3) политическая 4) рекруиторская

3. По способу организации политические партии могут быть:

1) правящие и оппозиционные 2) открытые и закрытые

3) левые и правые 4) массовые и кадровые

4.По отношению к власти политические партии могут быть:

1) правящие и оппозиционные 2) открытые и закрытые

3) левые и правые 4) массовые и кадровые

5. По отношению к обществу политические партии могут быть:

1) правящие и оппозиционные 2) революционные и консервативные

3) левые и правые 4) массовые и кадровые

6. Для какого политического режима характерны такие признаки: многопартийность, плюрализм, права и свободы как высшая ценность.

1) демократический 2) тоталитарный

3) авторитарный 4) охлократический

7. Организованная группа людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство – это…

1) политическая партия 2) политическая система

3) партийная система 4) многопартийная система

Часть 2.

С1. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

В со­вре­мен­ных усло­ви­ях для боль­шин­ства на­се­ле­ния ос­нов­ной, а за­ча­стую един­ствен­ной фор­мой уча­стия в по­ли­ти­ке яв­ля­ет­ся из­би­ра­тель­ный про­цесс. Вы­бо­ры в де­мо­кра­ти­че­ских стра­нах охва­ты­ва­ют все уров­ни го­су­дар­ствен­но­сти от цен­траль­но­го до мест­но­го. Все­об­щие вы­бо­ры поз­во­ля­ют вы­явить рас­ста­нов­ку по­ли­ти­че­ских сил в стра­не в целом, в от­дель­ной об­ла­сти; опре­де­лить сте­пень до­ве­рия из­би­ра­те­лей к той или иной пар­тии, ее ли­де­рам. Они поз­во­ля­ют из­би­ра­те­лям сде­лать осо­знан­ный выбор в поль­зу той про­грам­мы даль­ней­ше­го раз­ви­тия стра­ны, ко­то­рая в наи­боль­шей сте­пе­ни от­ве­ча­ет их ин­те­ре­сам.

 В рам­ках пред­вы­бор­ной кам­па­нии важно обес­пе­чить ра­вен­ство воз­мож­но­стей для всех участ­ву­ю­щих в вы­бо­рах пар­тий и кан­ди­да­тов. Для этого во мно­гих стра­нах го­су­дар­ство берет на себя фи­нан­си­ро­ва­ние пред­вы­бор­ной кам­па­нии. Дру­гой прин­цип ка­са­ет­ся ор­га­ни­за­ции пред­вы­бор­ных дис­кус­сий: кан­ди­да­ты обя­зу­ют­ся не до­пус­кать фаль­си­фи­ка­ций, оскорб­ле­ний своих оп­по­нен­тов. И, на­ко­нец, го­су­дар­ствен­ный ап­па­рат в этот пе­ри­од дол­жен со­хра­нять ней­тра­ли­тет, не вме­ши­вать­ся в ход из­би­ра­тель­ной кам­па­нии.

 В за­ко­нах мно­гих стран ука­за­ны тре­бо­ва­ния к кан­ди­да­там на вы­бор­ную го­су­дар­ствен­ную долж­ность. Они чаще всего вклю­ча­ют ми­ни­маль­ный воз­раст­ной ценз, ценз осед­ло­сти, про­фес­си­о­наль­ную при­год­ность для ис­ко­мой долж­но­сти.

 В на­сто­я­щее время в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве стран дей­ству­ет все­об­щее из­би­ра­тель­ное право. Вме­сте с тем в ряде го­су­дарств го­ло­со­ва­ние не толь­ко право, но и обя­зан­ность. За ее не­вы­пол­не­ние преду­смот­ре­но на­ка­за­ние, чаще всего это — штраф.

 (По кн. К.С. Га­джи­е­ва «По­ли­то­ло­гия». М., 2002. С. 245—247)

Могут быть вы­де­ле­ны и оза­глав­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты:

 1) роль вы­бо­ров в раз­ви­тии стра­ны;

2) пред­вы­бор­ная ком­па­ния;

3) тре­бо­ва­ния к кан­ди­да­там;

4) раз­лич­ные под­хо­ды к из­би­ра­тель­но­му праву.

С2. В чем, по мысли ав­то­ра тек­ста, со­сто­ит зна­че­ние все­об­щих вы­бо­ров в со­вре­мен­ных усло­ви­ях? Ука­жи­те три по­зи­ции.

В от­ве­те могут быть ука­за­ны:

1) часто вы­бо­ры яв­ля­ют­ся для боль­шин­ства граж­дан един­ствен­ной фор­мой уча­стия в по­ли­ти­ке;

2) вы­бо­ры в де­мо­кра­ти­че­ских стра­нах охва­ты­ва­ют все уров­ни го­су­дар­ствен­но­сти от цен­траль­но­го до мест­но­го;

3) все­об­щие вы­бо­ры поз­во­ля­ют вы­явить рас­ста­нов­ку по­ли­ти­че­ских сил в стра­не в целом, в от­дель­ной об­ла­сти;

4) опре­де­лить сте­пень до­ве­рия из­би­ра­те­лей к той или иной пар­тии, ее ли­де­рам;

5) они поз­во­ля­ют из­би­ра­те­лям сде­лать осо­знан­ный выбор в поль­зу той про­грам­мы даль­ней­ше­го раз­ви­тия стра­ны, ко­то­рая в наи­боль­шей сте­пе­ни от­ве­ча­ет их ин­те­ре­сам.

С3. Какие три прин­ци­па про­ве­де­ния пред­вы­бор­ной кам­па­нии вы­де­ля­ет автор?

В от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны:

1) ра­вен­ство воз­мож­но­стей для всех участ­ву­ю­щих в вы­бо­рах пар­тий и кан­ди­да­тов;

2) кан­ди­да­ты обя­зу­ют­ся не до­пус­кать фаль­си­фи­ка­ций, оскорб­ле­ний своих оп­по­нен­тов;

3) го­су­дар­ствен­ный ап­па­рат в этот пе­ри­од дол­жен со­хра­нять ней­тра­ли­тет, не вме­ши­вать­ся в ход из­би­ра­тель­ной кам­па­нии.

С4. Что, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, пред­при­ни­ма­ет го­су­дар­ство для обес­пе­че­ния рав­ных воз­мож­но­стей всех кан­ди­да­тов и пар­тий, участ­ву­ю­щих в из­би­ра­тель­ной кам­па­нии? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, соб­ствен­ный со­ци­аль­ный опыт, ука­жи­те, как ис­поль­зу­ют­ся сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции для обес­пе­че­ния та­ко­го ра­вен­ства. При­ве­ди­те при­мер одной из форм, с по­мо­щью ко­то­рой кан­ди­да­ты зна­ко­мят из­би­ра­те­лей со своей по­зи­ци­ей через СМИ.

В от­ве­те могут быть ука­за­ны:

1) дей­ствия го­су­дар­ства: го­су­дар­ствен­ный ап­па­рат в пе­ри­од из­би­ра­тель­ной кам­па­нии дол­жен со­хра­нять ней­тра­ли­тет, не вме­ши­вать­ся в ход из­би­ра­тель­ной кам­па­нии;

2) СМИ вы­де­ля­ют время и место для всех участ­ни­ков пред­вы­бор­ной ком­па­нии;

При­мер: на го­су­дар­ствен­ных те­ле­ка­на­лах в ходе вы­бо­ров ор­га­ни­зу­ют­ся те­ле­де­ба­ты с уча­сти­ем всех же­ла­ю­щих участ­ни­ков пред­вы­бор­ной борь­бы.

С5. По кон­сти­ту­ции Фран­ции 1959 г. пре­зи­дент стра­ны из­би­рал­ся кол­ле­ги­ей вы­бор­щи­ков, в ко­то­рую вхо­ди­ли де­пу­та­ты пар­ла­мен­та, мэры го­ро­дов. Де Голль пред­ло­жил пе­рей­ти ко все­об­щим и пря­мым вы­бо­рам пре­зи­ден­та. Пар­ла­мент не одоб­рил эту ини­ци­а­ти­ву. Тогда де Голль через ре­фе­рен­дум об­ра­тил­ся за под­держ­кой к нации и по­лу­чил ее.

 Какие две формы из­би­ра­тель­ной ак­тив­но­сти граж­дан упо­мя­ну­ты в усло­вии за­да­ния? Опи­ра­ясь на при­ве­ден­ный текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те ос­нов­ное раз­ли­чие между ними.

Долж­ны быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие формы:

1) вы­бо­ры;

2) ре­фе­рен­дум.

Ос­нов­ное раз­ли­чие между ними: в ходе вы­бо­ров из­би­ра­те­ля вы­би­рая ка­ко­го либо кан­ди­да­та пе­ре­до­ве­ря­ют ему свои права в уча­стии в по­ли­ти­че­ской жизни, в ходе ре­фе­рен­ду­ма граж­да­не не­по­сред­ствен­но при­ни­ма­ют ре­ше­ние по важ­ней­шим по­ли­ти­че­ским во­про­сам.

С6. В тек­сте от­ме­ча­ет­ся, что в не­ко­то­рых стра­нах уча­стие в вы­бо­рах не толь­ко право, но и долг граж­дан. Со­глас­ны ли вы с таким под­хо­дом? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние своей точки зре­ния.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты в под­держ­ку:

1. Таким об­ра­зом го­су­дар­ство вос­пи­ты­ва­ет у граж­дан чув­ство от­вет­ствен­но­сти за раз­ви­тие по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ции в стра­не.

2. По­вы­ша­ет­ся уро­вень по­ли­ти­че­ской ак­тив­но­сти и по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры граж­дан.

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1. Это на­ру­ше­ние прин­ци­па де­мо­кра­тии: сво­бо­ды уча­стия в вы­бо­рах.

2. Го­ло­со­ва­ние по при­нуж­де­нию вы­зы­ва­ет у граж­дан апа­тию к по­ли­ти­че­ской жизни (в СССР уча­стие в вы­бо­рах осу­ществ­ля­лось прак­ти­че­ски по при­нуж­де­нию, хотя и не было юри­ди­че­ски за­креп­ле­но, но боль­шин­ство граж­дан даже тол­ком не знали за кого они го­ло­со­ва­ли).

Могут быть при­ве­де­ны и иные ар­гу­мен­ты в под­держ­ку или опро­вер­же­ние.





Контрольный тест «Политическая сфера»

Вариант 3

Часть 1.

1. Политическая партия отличается от общественного движения тем, что… Укажите верный ответ:

1) В общественных движениях есть внутренняя структура

2) В партиях есть членство, взносы, иерархия

3) Общественные движения политическими вопросами не занимаются

4) В партиях нет постоянного количества членов

2. С какого возраста возможно участие в политических выборах?

1. С 21 г. 2. С 16 лет 3. С 18 лет 4. С 14 лет

3. Демократия- это такой политический режим, когда…

1) В стране- республика, а не монархия

2) Органы власти избираются народом и подотчетны народу

3) Вся власть принадлежит простому народу

4. В правовом государстве главной является власть…

1) законодательная 2) исполнительная

3) судебная 4) есть три равных независимых власти

5. Какое положение не является признаком правового государства?

1) верховенство права 2) разделение властей

3) президент назначает правительство 4) незыблемость прав и свобод человека

6. В республике парламентского типа…

1) Парламент назначает Правительство и Президента

2) Нет Президента 3) Парламент назначается, а не избирается

7. Какой признак присущ президентской республике?

1) президент может принимать общеобязательные правовые акты;

2) президент имеет право помилования 3) президент руководит исполнительной властью.

Часть 2.

С1. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

Граж­дан­ское об­ще­ство

Граж­дан­ское об­ще­ство — это об­ще­ство струк­ту­ри­ро­ван­ное. Оно со­дер­жит внут­ри себя массу не­го­су­дар­ствен­ных объ­еди­не­ний, не за­ви­си­мых от го­су­дар­ства, и че­ло­век, яв­ля­ясь чле­ном од­но­го или не­сколь­ких со­ю­зов или объ­еди­не­ний, уже не стоит один на один перед лицом го­су­дар­ствен­ной ма­ши­ны. Она уже не может спо­кой­но про­ехать по нему и не за­ме­тить.

 Я здесь не столь­ко граж­да­нин го­су­дар­ства, сколь­ко член союза по­тре­би­те­лей, член клуба со­дей­ствия по­жар­ни­кам, при­хо­жа­нин храма, по­се­ти­тель спор­тив­но­го клуба. Я — член кол­лек­ти­ва, с ко­то­рым у нас общие ин­те­ре­сы, мы за­щи­ща­ем друг друга, мы по­мо­га­ем друг другу. Тот же «Союз по­тре­би­те­лей» — очень се­рьез­ная об­ще­ствен­ная ор­га­ни­за­ция, ко­то­рая по вашей прось­бе может по­дать в суд на любое пред­при­я­тие, вы­пус­ка­ю­щее не­ка­че­ствен­ные то­ва­ры и услу­ги. Эта ор­га­ни­за­ция имеет свой жур­нал, своих ад­во­ка­тов и может, в прин­ци­пе, ра­зо­рить любое го­су­дар­ствен­ное или част­ное пред­при­я­тие, если ули­чит его в не­ува­же­нии к пра­вам по­тре­би­те­лей.

 В нашем об­ще­стве еще толь­ко по­яв­ля­ют­ся рост­ки граж­дан­ско­го об­ще­ства. А вот если взять, к при­ме­ру, со­вре­мен­ную ФРГ, то там оно силь­но раз­ви­то. Со­зда­ют­ся мел­кие пред­при­я­тия, ко­то­рые на­зы­ва­ют себя «кол­лек­ти­ва­ми», «со­ци­аль­ны­ми про­ек­та­ми». Это цен­тры до­школь­но­го вос­пи­та­ния, про­до­воль­ствен­ные ко­опе­ра­ти­вы, ма­стер­ские, об­ще­ствен­ные биб­лио­те­ки. Су­ще­ству­ет ши­ро­кое дви­же­ние за граж­дан­ские права.

 Все это, вме­сте взя­тое, со­зда­ет кар­ти­ну бо­га­то­го граж­дан­ско­го об­ще­ства, где че­ло­век все­гда может найти себе груп­пу еди­но­мыш­лен­ни­ков, все­гда может по­лу­чить за­щи­ту от не­спра­вед­ли­во­стей го­су­дар­ства и от соб­ствен­но­го оди­но­че­ства. Че­ло­век чув­ству­ет себя че­ло­ве­ком толь­ко в своей ма­лень­кой груп­пе, где все знают, любят его и по­мо­га­ют друг другу.

 (По ма­те­ри­а­лам эн­цик­ло­пе­дии для школь­ни­ков)

Могут быть вы­де­ле­ны и оза­глав­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты:

  1) со­став граж­дан­ско­го об­ще­ства;

2) за­да­чи ор­га­ни­за­ций граж­дан­ско­го об­ще­ства;

3) сте­пень раз­ви­тия граж­дан­ско­го об­ще­ства у нас и на За­па­де;

4) зна­че­ние групп граж­дан­ско­го об­ще­ства для жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

 С2. Какие две функ­ции граж­дан­ско­го об­ще­ства на­зва­ны в тек­сте?

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие функ­ции граж­дан­ско­го об­ще­ства:

1) объ­еди­не­ние граж­дан в груп­пы еди­но­мыш­лен­ни­ков;

2) за­щи­та прав граж­дан от го­су­дар­ствен­ной ма­ши­ны.

С3. Какие про­яв­ле­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства на­зва­ны в тек­сте? Ука­жи­те любые пять про­яв­ле­ний.

в от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие про­яв­ле­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства:

1) член союза по­тре­би­те­лей;

2) член клуба со­дей­ствия по­жар­ни­кам;

3) при­хо­жа­нин храма;

4) по­се­ти­тель спор­тив­но­го клуба;

5) по­се­ти­тель об­ще­ствен­ной биб­лио­те­ки.

С4. При­ве­ди­те три при­ме­ра за­щи­ты граж­дан­ским об­ще­ством ин­те­ре­сов и прав граж­да­ни­на. В каж­дом слу­чае на­зо­ви­те за­щи­ща­е­мое право граж­да­ни­на, а затем при­ве­ди­те при­мер.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие права и при­ме­ры:

1. Право по­тре­би­те­ля. Каж­дый граж­да­нин может по­лу­чить по­мощь со сто­ро­ны «Союза по­тре­би­те­лей» в слу­чае если он по­лу­чил не­ка­че­ствен­ные товар в ма­га­зи­не.

2. Право на бла­го­при­ят­ную эко­ло­ги­че­скую среду. Граж­да­не объ­еди­ня­ясь в об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции про­те­сту­ют про­тив вы­руб­ки лесов для стро­и­тель­ства ав­то­ма­ги­стра­ли через тер­ри­то­рию за­по­вед­ни­ка.

Могут быть ука­за­ны и иные права и при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие им при­ме­ры.

С5. Не­ко­то­рые уче­ные счи­та­ют, что пол­но­цен­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние граж­дан­ско­го об­ще­ства воз­мож­но толь­ко в усло­ви­ях пра­во­во­го го­су­дар­ства. При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в под­держ­ку этого мне­ния.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты:

1) для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства не­об­хо­дим такой прин­цип как вер­хо­вен­ство за­ко­нов;

2) для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства не­об­хо­дим такой прин­цип при­о­ри­тет прав и сво­бод че­ло­ве­ка;

3) для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства не­об­хо­дим такой прин­цип под­чи­нен­ность го­су­дар­ства за­ко­нам.

Могут быть при­ве­де­ны и иные ар­гу­мен­ты.

С6. В тек­сте при­ве­де­но утвер­жде­ние: «Че­ло­век чув­ству­ет себя че­ло­ве­ком толь­ко в своей ма­лень­кой груп­пе». Со­глас­ны ли вы с этим утвер­жде­ни­ем? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та (объ­яс­не­ния) в за­щи­ту своей по­зи­ции.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты в за­щи­ту дан­ной точки зре­ния:

 1) в малой груп­пе проще до­бить­ся любви и ува­же­ния;

2) меж­лич­ност­ные от­но­ше­ния воз­ни­ка­ют толь­ко в малой груп­пе.

 Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

 1) пуб­лич­ные люди: по­ли­ти­ки про­дол­жа­ют себя чув­ство­вать лю­дь­ми и об­ща­ясь с огром­ным ко­ли­че­ством людей (пре­зи­дент со всей на­ци­ей);

 2) воз­мож­но­сти для са­мо­ре­а­ли­за­ции своих воз­мож­но­стей в боль­ших груп­пах зна­чи­тель­но выше.

Могут быть при­ве­де­ны и иные ар­гу­мен­ты.













Контрольный тест «Политическая сфера»

Вариант 4

Часть 1

  1. К функциям политических партий в демократическом обществе относится

    1. разработка и принятие законов 2) предложение программ развития общества

3) управление предприятиями 4) осуществление судопроизводства

  1. Главой государства Z является наследственный правитель. Он издает законы, руководит деятельностью правительства, участвует в деятельности судебный органов. Какова форма правления страны Z?

1) конституционная монархия 2) парламентская республика

3) президентская республика 4) абсолютная монархия

3. Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее

важным для всего общества вопросам.

Б. Референдум, в отличие от выборов, не предполагает голосование за кандидатуры

или партии.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Органом законодательной власти в РФ является

1) Федеральное собрание 2) Правительство РФ

3) Совет Безопасности 4) Общественная Палата

5. Государственную власть осуществляет

1) ректор университета 2) Председатель Правительства

3) лидер оппозиционной партии 4) Председатель Центробанка

6. Верны ли суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих

интересы определенных социальных сил.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Президент РФ

1) решает вопрос о доверии Правительству

2) осуществляет управление федеральной собственностью

3) разрабатывает федеральный бюджет

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Часть 2.

С1. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

Народ — ис­точ­ник вла­сти

Если об­ра­тить­ся к по­ня­тию «на­ро­до­вла­стие», то каж­дая из двух его со­став­ля­ю­щих — «народ» и «власть» — пред­став­ля­ет собой слож­ное яв­ле­ние. С юри­ди­че­ской точки зре­ния по­ня­тие «народ» отож­деств­ля­ет­ся с по­ня­ти­ем «граж­да­не» и опре­де­ля­ет­ся как при­над­леж­ность к дан­ной груп­пе людей в рам­ках еди­но­го го­су­дар­ства. Власть — яв­ле­ние со­ци­аль­ное. Она по­яв­ля­ет­ся вме­сте с воз­ник­но­ве­ни­ем об­ще­ства и су­ще­ству­ет во вся­ком со­ци­у­ме, по­сколь­ку вся­кое об­ще­ство тре­бу­ет управ­ле­ния, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го­ся ра­зум­ны­ми сред­ства­ми, вклю­чая и при­нуж­де­ние.

 ...Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, при­ня­тая в ходе ре­фе­рен­ду­ма 12 де­каб­ря 1993 г., за­креп­ля­ет в ста­тье 3 по­ло­же­ние о том, что но­си­те­лем су­ве­ре­ни­те­та и един­ствен­ным ис­точ­ни­ком вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся ее мно­го­на­ци­о­наль­ный народ. Это озна­ча­ет, что Рос­сия про­воз­гла­ша­ет­ся го­су­дар­ством на­ро­до­вла­стия, т.е. де­мо­кра­ти­че­ским го­су­дар­ством...

 При­зна­ние на­ро­да в ка­че­стве вер­хов­но­го но­си­те­ля всей вла­сти яв­ля­ет­ся вы­ра­же­ни­ем на­род­но­го су­ве­ре­ни­те­та, ко­то­рый дол­жен озна­чать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осу­ществ­ля­ет ее са­мо­сто­я­тель­но и не­за­ви­си­мо от каких бы то ни было иных со­ци­аль­ных сил или кор­по­ра­ций, ис­поль­зу­ет ее ис­клю­чи­тель­но в своих соб­ствен­ных ин­те­ре­сах.

 (Гор­бу­нов В. П. Кон­сти­ту­ци­он­ные ос­но­вы ак­тив­но­го из­би­ра­тель­но­го права в Рос­сии: ге­не­зис, тен­ден­ции Со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ные зна­ния. М., 1999. №2. С. 249—250)

Могут быть вы­де­ле­ны и оза­глав­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты:

  1) ком­по­нен­ты по­ня­тия «на­ро­до­вла­стие»: народ и власть;

2) рос­сий­ская Фе­де­ра­ция — де­мо­кра­ти­че­ское го­су­дар­ство;

3) народ — вер­хов­ный но­си­тель вла­сти.

С2. Автор ука­зы­ва­ет, что власть су­ще­ству­ет в любом со­ци­у­ме. Опи­ра­ясь на текст и зна­ния из кур­сов ис­то­рии и об­ще­ство­ве­де­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в под­держ­ку этого вы­во­да.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты:

1) власть по­яв­ля­ет­ся вме­сте с воз­ник­но­ве­ни­ем об­ще­ства и су­ще­ству­ет во вся­ком со­ци­у­ме, по­сколь­ку вся­кое об­ще­ство тре­бу­ет управ­ле­ния, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го­ся ра­зум­ны­ми сред­ства­ми, вклю­чая и при­нуж­де­ние;

2) на­ли­чие вла­сти дает воз­мож­но­сти для нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти людей, со­блю­де­ния их прав.

Воз­мож­ны и иные ар­гу­мен­ты.

С3. Что автор на­зы­ва­ет «на­род­ным су­ве­ре­ни­те­том»? На­зо­ви­те три при­зна­ка на­род­но­го су­ве­ре­ни­те­та, ко­то­рые пе­ре­чис­ле­ны в тек­сте.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны:

1. «При­зна­ние на­ро­да в ка­че­стве вер­хов­но­го но­си­те­ля всей вла­сти яв­ля­ет­ся вы­ра­же­ни­ем на­род­но­го су­ве­ре­ни­те­та...»

При­зна­ки:

1) народ, ни с кем не делит свою власть;

2) осу­ществ­ля­ет её са­мо­сто­я­тель­но и не­за­ви­си­мо от каких бы то ни было иных со­ци­аль­ных сил или кор­по­ра­ций;

3) ис­поль­зу­ет её ис­клю­чи­тель­но в своих соб­ствен­ных ин­те­ре­сах.

С4. А. Н. Ра­ди­щев в ра­бо­те «Опыт о за­ко­но­да­тель­стве» пишет, что со­бор­ная на­род­ная власть есть власть пер­во­на­чаль­ная, а по­то­му выс­шая, еди­ная, что упо­тре­би­тель на­род­ной вла­сти из­да­ет за­ко­ны, од­на­ко ни­ка­кой закон не может на­зна­чить ни пути, ни пре­де­ла со­бор­но­му де­я­нию на­ро­да. Можно ли ска­зать, что в по­доб­ном го­су­дар­стве су­ще­ству­ет на­ро­до­вла­стие? При­ве­ди­те по­ло­же­ния ис­точ­ни­ка, ко­то­рые по­мо­га­ют от­ве­тить на этот во­прос.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны:

1) да, в дан­ном го­су­дар­стве су­ще­ству­ет на­ро­до­вла­стие, за­ко­ны не могут уста­нав­ли­вать пре­дел дей­ствий со­бор­ной на­род­ной вла­сти.

 Ци­та­та: «народ, ни с кем не деля свою власть, осу­ществ­ля­ет ее са­мо­сто­я­тель­но и не­за­ви­си­мо от каких бы то ни было иных со­ци­аль­ных сил или кор­по­ра­ций, ис­поль­зу­ет ее ис­клю­чи­тель­но в своих соб­ствен­ных ин­те­ре­сах.»

С5. В каком юри­ди­че­ском до­ку­мен­те от­ра­же­но на­ли­чие в РФ на­род­но­го су­ве­ре­ни­те­та? По­ка­жи­те на кон­крет­ных при­ме­рах про­яв­ле­ния на­ро­до­вла­стия в ис­то­ри­че­ской и со­вре­мен­ной жизни Рос­сии. При­ве­ди­те не менее двух при­ме­ров.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны:

1. На­ли­чие в РФ на­род­но­го су­ве­ре­ни­те­та от­ра­же­но в Кон­сти­ту­ции РФ.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие при­ме­ры:

1) в из­бра­нии Пре­зи­ден­та РФ при­ни­ма­ют уча­стие все граж­дан стра­ны. до­стиг­шие со­вер­шен­но­ле­тия;

2) для ре­ше­ния очень важ­ных го­су­дар­ствен­ных во­про­сов преду­смот­ре­но про­ве­де­ние ре­фе­рен­ду­ма — выс­шей формы на­ро­до­вла­стия.

Могут быть при­ве­де­ны и иные при­ме­ры.

С6. Воз­мож­на ли власть без при­нуж­де­ния? Обос­нуй­те свое мне­ние, опи­ра­ясь на до­ку­мент и ис­то­ри­ко-об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты в за­щи­ту дан­ной точки зре­ния:

1. Любая власть не может су­ще­ство­вать без при­нуж­де­ния, так как все­гда най­дут­ся те, кто не за­хо­чет доб­ро­воль­но ей под­чи­нять­ся.

2. Субъ­ек­ты вла­сти при­нуж­да­ют вы­пол­нять на­се­ле­ние свои рас­по­ря­же­ния.

 Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1. При ис­тин­ном на­ро­до­вла­стии воз­мо­жен ва­ри­ант, когда люди будут вы­пол­нять рас­по­ря­же­ния доб­ро­воль­но без при­нуж­де­ния.

2. Вы­со­кий уро­вень граж­дан­ско­го са­мо­со­зна­ния на­се­ле­ния не тре­бу­ют при­ме­не­ния на­си­лия по от­но­ше­нию к на­се­ле­нию, так как люди осо­знан­но вы­пол­ня­ют от них тре­бу­е­мое.

 Могут быть при­ве­де­ны и иные ар­гу­мен­ты.



Контрольный тест «Политическая сфера»

Вариант 5

Часть 1

  1. Одна из внутренних функций государства:

1)охрана общественного порядка 2) защита интересов государства на международной арене

3) обеспечение обороны страны 4)развитие сотрудничества с другими государствами

2. Суверенитет - это…

1) независимость государства во внешних и внутренних делах 2) единая территория

3) система учреждений, обладающая верховной властью 4) политическая организация страны

3. Одна из внешних функций государства:

1)участие в управлении экономикой 2) охрана общественного порядка

3) обеспечение обороны страны 4) регулирование социальных отношений

4. Назвать форму национально – государственного устройства:

1) республика 2) демократия

3) монархия 4) федерация

5. Какая форма национально-государственного устройства характеризуется признаками: все территориальные единицы имеют одинаковый статус, единая система права, одноканальная система налогов.

1) федерация 2) содружество

3) унитарное государство 4) конфедерация

6. Тенденция, направленная на отделение, обособление. Именно эта тенденция привела к распаду СССР, Югославии, других государств.

1) апартеид 2) сепаратизм

3) шовинизм 4) гуманизм

7. Формы политического правления, по мнению древнегреческих мыслителей ( назвать лишнее):

1) монархия 2) олигархия

3) охлократия 4) федерация

Часть 2.

С1. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

Про­бле­ма цен­тра­ли­за­ции и де­цен­тра­ли­за­ции го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния и за­ко­но­да­тель­ной вла­сти в раз­ных го­су­дар­ствах и об­ще­ствах про­яв­ля­ет­ся по-раз­но­му, в за­ви­си­мо­сти от об­сто­я­тельств, по­треб­но­стей на­ро­да и го­су­дар­ства. Смот­ря по об­сто­я­тель­ствам, эта про­бле­ма пред­стаёт в не­ко­то­рых го­су­дар­ствах как фе­де­ра­ли­за­ция, в дру­гих — как ав­то­но­ми­за­ция, в тре­тьих — как про­стая мест­ная де­цен­тра­ли­за­ция и це­ле­со­об­раз­ное раз­де­ле­ние ком­пе­тен­ций между цен­траль­ны­ми и мест­ны­ми ис­пол­ни­тель­ны­ми и за­ко­но­да­тель­ны­ми ор­га­на­ми. Кое-где к де­цен­тра­ли­за­ции вы­нуж­да­ет во­прос раз­но­род­но­го со­ста­ва на­се­ле­ния, в дру­гих слу­ча­ях — че­ре­с­чур боль­шая тер­ри­то­рия, в тре­тьих — куль­тур­ная или эко­но­ми­че­ская зре­лость или не­зре­лость тех или иных об­ла­стей. На ев­ро­пей­ском кон­ти­нен­те очень ча­стым до­во­дом в поль­зу де­цен­тра­ли­за­ции яв­ля­ют­ся ис­то­ри­че­ские тра­ди­ции и пе­ре­жит­ки про­шло­го в го­су­дар­ствен­ном управ­ле­нии, обу­слов­лен­ные тем, как го­су­дар­ства об­ра­зо­ва­лись или рас­ши­ря­лись за счёт раз­ных про­вин­ций и новых тер­ри­то­рий.

Де­мо­кра­тия в своей тео­рии и по­ли­ти­че­ской прак­ти­ке ис­хо­дит не из кол­лек­ти­вист­ско­го со­зна­ния, а из со­зна­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­сти от­дель­ной лич­но­сти, и рас­смат­ри­ва­ет че­ло­ве­че­ское су­ще­ство как пер­вич­ное и ос­нов­ное, а го­су­дар­ство, скла­ды­ва­ю­ще­е­ся из от­дель­ных людей, — как вто­рич­ное. Жёсткая цен­тра­ли­за­ция — это пер­вое и ос­нов­ное усло­вие каж­дой дик­та­ту­ры; де­мо­кра­тия же, на­про­тив, свою наи­боль­шую силу чер­па­ет из сво­бод­но­го убеж­де­ния граж­дан в их при­над­леж­но­сти к го­су­дар­ствен­но­му и на­род­но­му це­ло­му.

Од­на­ко ни одно го­су­дар­ство, в том числе и де­мо­кра­ти­че­ское, не при­сту­пит к осу­ществ­ле­нию ши­ро­кой де­цен­тра­ли­за­ции, если оно на­хо­дит­ся под угро­зой се­па­ра­тист­ских дви­же­ний и устрем­ле­ний. Если оно на­хо­дит­ся под угро­зой по­те­ри части своей тер­ри­то­рии в ре­зуль­та­те доб­ро­воль­ной де­цен­тра­ли­за­ции в поль­зу се­па­ра­ти­стов, то никто на свете его к доб­ро­воль­ной де­цен­тра­ли­за­ции не при­ну­дит. Если де­цен­тра­ли­за­тор­ские дви­же­ния воз­ни­ка­ют лишь из-за со­пер­ни­че­ства и лич­ных ам­би­ций, из стрем­ле­ния к вла­сти или уста­нов­ле­нию пар­тий­но­го прав­ле­ния, то тем самым со­вер­ша­ет­ся ве­ли­кий грех и пре­ступ­ле­ние про­тив соб­ствен­но­го го­су­дар­ства и на­ро­да.

(По Э. Бе­не­шу)

Могут быть вы­де­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты:

1) про­бле­ма цен­тра­ли­за­ции и де­цен­тра­ли­за­ции:

2) ос­но­вы де­мо­кра­тии:

3) опас­ность се­па­ра­тиз­ма.

 С2. Опи­ра­ясь на текст, на­зо­ви­те три фак­то­ра, вы­сту­па­ю­щие при­чи­на­ми де­цен­тра­ли­за­ции го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния.

В вер­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

 1) раз­но­род­ность со­ста­ва на­се­ле­ния:

2) че­ре­с­чур боль­шая тер­ри­то­рия:

3) куль­тур­ная или эко­но­ми­че­ская зре­лость или не­зре­лость тех или иных об­ла­стей:

4) ис­то­ри­че­ские тра­ди­ции и пе­ре­жит­ки про­шло­го в го­су­дар­ствен­ном управ­ле­нии.

С3. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, на­зо­ви­те три ха­рак­тер­ные черты де­мо­кра­тии, ко­то­рые вы­де­ля­ет автор.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

 1) де­мо­кра­тия в своей тео­рии и по­ли­ти­че­ской прак­ти­ке ис­хо­дит из со­зна­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­сти от­дель­ной лич­но­сти:

2) рас­смат­ри­ва­ет, че­ло­ве­че­ское су­ще­ство как пер­вич­ное и ос­нов­ное, а го­су­дар­ство - как вто­рич­ное:

3) свою наи­боль­шую силу чер­па­ет из сво­бод­но­го убеж­де­ния граж­дан в их при­над­леж­но­сти к го­су­дар­ствен­но­му и на­род­но­му це­ло­му.

С4. В каких фор­мах, по мне­нию ав­то­ра, может про­яв­лять­ся про­бле­ма цен­тра­ли­за­ции, де­цен­тра­ли­за­ции? На­зо­ви­те три таких формы, про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из них при­ме­ром.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

 1) фе­де­ра­ли­за­ция (при­ме­ры фе­де­ра­тив­но­го го­су­дар­ства Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция, Фе­де­ра­тив­ная Рес­пуб­ли­ка Гер­ма­ния)

2) ав­то­но­ми­за­ция (по­ли­ти­че­ская или куль­тур­ная ав­то­но­мия в со­ста­ве уни­тар­но­го го­су­дар­ства)

3) про­стая мест­ная де­цен­тра­ли­за­ция и це­ле­со­об­раз­ное раз­де­ле¬ние ком­пе­тен­ций между цен­траль­ны­ми и мест­ны­ми ор­га­на­ми (пе­ре­да­ча во­про­сов со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки в ве­де­ние мест­ных ор­га­нов вла­сти)

С5. В стра­не Z мест­ные ор­га­ны вла­сти кон­тро­ли­ру­ют­ся цен­траль­ны­ми ор­га­на­ми вла­сти. Мест­ные ор­га­ны вла­сти по всем во­про­сам от­чи­ты­ва­ют­ся перед цен­траль­ны­ми ор­га­на­ми вла­сти. От­сут­ству­ет мест­ное са­мо­управ­ле­ние. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, ука­жи­те, сов­ме­сти­мо ли, по мне­нию ав­то­ра, опи­сан­ное тер­ри­то­ри­аль­ное устрой­ство с де­мо­кра­ти­че­ским ре­жи­мом. При­ве­ди­те фраг­мент тек­ста, ко­то­рый по­мо­га­ет от­ве­тить на дан­ный во­прос. При­ве­ди­те один соб­ствен­ный ар­гу­мент в под­твер­жде­ние мне­ния ав­то­ра.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны со­дер­жать­ся сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

 1) дан ответ на во­прос: не сов­ме­сти­мо:

2) фраг­мент тек­ста: «Жёсткая цен­тра­ли­за­ция — это пер­вое и ос­нов­ное усло­вие каж­дой дик­та­ту­ры: де­мо­кра­тия же, на­про­тив, свою наи­боль­шую силу чер­па­ет из сво­бод­но­го убеж­де­ния граж­дан в их при­над­леж­но­сти к го­су­дар­ствен­но­му и на­род­но­му це­ло­му»:

3) ар­гу­мент: мест­ное са­мо­управ­ле­ние — не­отъ­ем­ле­мая черта де­мо­кра­ти­че­ско­го ре­жи­ма.

Могут быть при­ве­де­ны иные ар­гу­мен­ты

С6. Автор пишет, что де­цен­тра­ли­за­тор­ские дви­же­ния могут при­во­дить к со­вер­ше­нию ве­ли­ко­го греха и пре­ступ­ле­ния про­тив соб­ствен­но­го го­су­дар­ства и на­ро­да. С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в под­твер­жде­ние ав­тор­ской по­зи­ции.

В пра­виль­ном от­ве­те могут со­дер­жать­ся сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: два ар­гу­мен­та в под­твер­жде­ние ав­тор­ской по­зи­ции:

 1) во­ору­жен­ные кон­флик­ты при­во­дят к че­ло­ве­че­ским жерт­вам:

2) в ре­зуль­та­те де­цен­тра­ли­за­тор­ских дви­же­ний рвут­ся эко­но­ми­чес¬кие и куль­тур­ные связи:

3) про­во­ци­ру­ют­ся меж­на­ци­о­наль­ные и меж­кон­фес­си­о­наль­ные кон­флик­ты:

4) может воз­ни­кать угро­за граж­дан­ской войны.

 Могут быть при­ве­де­ны дру­гие ар­гу­мен­ты (объ­яс­не­ния)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!