СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные работы для 3 класса по литературному чтению по УМК "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

контрольные работы для 3 класса по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы для 3 класса по литературному чтению по УМК "Начальная школа 21 века"»

Приложение

Контрольная работа по литературному чтению в 3 классе по теме:

«Стихи русских поэтов».

1 вариант.

1.Прочитайте строфы. Укажите названия стихотворений. Напишите названия строф.

Птички солнышка ждут,

Птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается. С. Д. Дрожжин «Привет»

_______________________________

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде И.С. Никитин

Сложить голову! «Утро»

_____________________________

Привет, тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами, И.С. Никитин

С твоей великою рекой «Русь»

И с неоглядными полями!

______________________________

2.Соедините фамилии, имена и отчества русских поэтов.

Никитин Николай Алексеевич

Дрожжин Фёдор Иванович

Суриков Иван Саввич

Тютчев Спиридон Дмитриевич

Некрасов Иван Захарович

3.В стихотворении и. С. Никитина «Утро» автор говорит: «По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается». Когда в природе можно увидеть такую картину?

В тихий солнечный день

Тихим вечером на закате

Утром на восходе

4. Объясните значение слов.

Соха- ________________________________________________________________________

Лозняк- ______________________________________________________________________

Пахарь- ______________________________________________________________________

5.Как поэт И.З. Суриков в стихотворении «Детство» говорит о Родине, о детстве? Заполните схему словами из стихотворения.

Родина,

детство

Моя деревня

Дом родной















6. С.Д Дрожжин в стихотворении «Зимний день» говорит о морозе как о живом существе. Подчеркните олицетворения. Укажите рифмующиеся стихотворные строки.

По задворью злится

И трещит мороз,

Иней серебрится

На ветвях берёз.

7. Что вы знаете о русском поэте И.С. Никитине? Запишите.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

8. Что такое четверостишие? Запишите.

Четверостишие- это ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9. . Сравните стихотворения И.С. Никитина «Русь» и С. Д. Дрожжина «Привет». Дополните таблицу.

Фамилия автора


Заголовок

Жанр

Тема

Главная мысль



«Русь»









Стихотворение







10. В каких стихотворениях рассказывается о любви поэтов к русским сказкам? Назовите.

_____________________________________________________________________________

Контрольная работа по литературному чтению в 3 классе по теме:

«Стихи русских поэтов».

2 вариант.

1. Прочитайте. Укажите рифмующиеся строки. Запишите название стихотворения.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде,по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Это стихотворение______________________________________________________

(фамилия автора)

«___________________________________________»

(заголовок)

2. Стихотворение И.С. Никитина «Русь». Перечитайте и впишите пропущенные слова.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

___________________________________ тебя,

Назвать________________________________,

Стать за честь твою

Против________________________________,

За тебя в______________________________

Сложить голову!

3. Что такое логическое ударение? Объясните.

Логическое ударение- это_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Рассмотрите схему и дополните её. Вспомните и укажите стихотворения этих поэтов.


Русские поэты



И. С. Никитин

И.З. Суриков








С.Д. Дрожжин





5. Что вы знаете о русском поэте И.З. Сурикове? Запишите.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Впишите в первую строфу стихотворения С.Д. Дрожжина пропущенные слова.

Привет тебе,_________________________________________________________________

С твоими темными лесами,

С твоей______________________________________рекой

И с _________________________________________полями!

7. .В стихотворении С.Д. Дрожжина «Привет» поэт говорит: «Привет тебе, мой край родной!» Подберите синонимы к слову привет.___________________________________

____________________________________________________________________________

8. Сравните стихотворения С.Д. Дрожжина «Зимний день» и И.З. Сурикова «Детство».

Дополните таблицу.

Фамилия автора


Заголовок

Жанр

Тема

Главная мысль



«Зимний день»














Стихотворение







9. Что такое главная мысль? Запишите.

Главная мысль- это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. . Сколько строф в стихотворении С. Д. Дрожжина «Зимний день»? Напишите.

_____________________________________________________________________________

ТЕСТ 1

Фамилия, имя Класс

Прочитай текст.

КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО

Большая печь в кузнице называется горном. В горне много горячих уго­льев, а сбоку приделан большой мех. Помощник кузнеца раздувает мехом уго­лья, чтобы жарче горели.

Кузнец берёт полосу железа и кладёт её в горн. Железо раскаляется, красне­ет, потом белеет и делается мягким. Кузнец берёт железо из горна большими щипцами, кладёт его на железную наковальню и начинает ковать тяжёлым мо­лотом, что кому нужно: подкову, гвоздь, топор, железную ось... На кузнеце ко­жаный передник, потому что от раскалённого железа сыплются искры.

Кузницу устраивают возле города и покрывают дёрном, чтобы она не заго­релась от искр. (89 слов.)

(К. Ушинский.)

Выполни задания, отметив (V) верный вариант ответа.

  1. Что называется горном?

большая печь

большие щипцы

большой молот

большое здание

  1. Чего много в горне?

горячих подков

горячих угольев

горячих камней

горячих инструментов

  1. Что приделано сбоку у горна? Напиши.

____________________________________________________________________________

  1. Что кладёт кузнец в горн?

тяжёлый молоток

полоску передника

тяжёлый камень

полоску железа

  1. Что происходит в горне с железом? Напиши.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как кузнец куёт железо? Напиши.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему на кузнеце кожаный передник?

потому что можно испачкаться

потому что ему так нравится

потому что сыплются искры

потому что железо раскаляется

  1. Что можно выковать из железа? Напиши.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему кузницу покрывают дёрном?

чтобы было тепло

чтобы было красиво

чтобы её не было видно

чтобы не загорелась

  1. Укажи, в каком порядке встречаются данные предложения в тексте.

Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4.

Кузнец берёт полосу железа и кладёт её в горн.

1. Большая печь в кузнице называется горном.

Кузницу устраивают возле города и покрывают дёрном, чтобы она не

загорелась от искр.

Помощник кузнеца раздувает мехом уголья, чтобы жарче горели.

11.* Подумай, почему данный рассказ автор назвал «Куй железо, пока горячо». Напиши об этом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕСТ 2

Фамилия, имя Класс

Прочитай текст.

Бежала лиса, на ворон зазевалась - и попала в колодец. Воды в колодце бы­ло немного: утонуть нельзя, да и выскочить - тоже.

Сидит лиса, горюет.

Идёт козёл — умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает, заг­лянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:

  • Что ты там, лисонька, поделываешь?

  • Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса, - там, наверху жарко, так я сюда заб­ралась. Уж как здесь прохладно да хорошо. Водицы холодненькой - сколько
    хочешь!

А козлу давно пить хочется.

  • Хороша ли вода-то? - спрашивает козёл.

  • Отличная, - отвечает лиса. -- Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хо­чешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул с дуру козёл, чуть лису не задавил. А она ему:

- Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не сумел - всю обрызгал. Вскочила
лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили. (142 слова.)

(Русская народная сказка.)

Часть А

Выполни задания, отметив (V) верный вариант ответа.

1 . О чём рассказывается в этом тексте?

о том, как дружили лиса и козёл

о том, как лиса обманула козла

о том, как лиса угодила в колодец

о том, как вытаскивали козла из колодца

2. Где произошла встреча лисы и козла?

в колодце

в поле

в лесу

в норе

3. Лиса попала в колодец, потому что

воды в колодце было немного

колодец был глубоким

на ворон зазевалась

хотела посмотреть, что там

4. Выбери правильное утверждение.

Козёл и лиса стали лучшими друзьями.

Лиса попросила помощи у козла.

Козёл любил прыгать по колодцам.

Сначала не верилось, что лисе удастся выбраться из колодца.

5. Почему заглянул козёл в колодец?

от нечего делать

пить хотел

стало любопытно посмотреть

захотел спасти лису

6. Зачем лиса зазывала козла в колодец?

ей было одной скучно

чтобы с его помощью выбраться из колодца

чтобы козёл напился

чтобы козёл отдохнул

7. Как ты понимаешь выражение прыгнул с дуру?

прыгнул не подумав

прыгнул с какого-то предмета

прыгнул с дерева

прыгнул, сильно разбежавшись

8. Какое название больше других подходит к этой сказке?

Старый колодец.

Лиса и козёл.

Глупый козёл.

Хитрая лиса.

Часть В

1. Продолжи предложение.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины______________________________________

___________________________________________________________________________

2. Укажи, в каком порядке происходили события.

Цифра 1 уже стоит, пос­тавь цифры 2,3, 4,5.

1. Лиса угодила в колодец.

Чуть было не пропал козёл с голоду.

Козёл подошёл к колодцу.

Выбралась лиса вон из колодца.

Лиса уговорила козла прыгнуть в колодец.

Часть С

1. Какая пословица больше других подходит к содержанию этой сказки? Отметь (V).

С дураком поневоле согрешишь.

С умом суму носить, а без ума и суму потерять.

Дураки дают - умные берут.

Ум без разума - беда.

Напиши, почему ты выбрал именно эту пословицу?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ТЕСТ 3

Фамилия, имя Класс

Прочитай текст.

О ЕЖАХ

Ежи - очень милые существа, и они охотно идут на сближение с челове­ком. Раз в весеннем лесу, кругом ещё лежал снег, мы шли целой компанией. Вдруг небольшой кусок снега зашевелился, начал приподыматься. Мы остано­вились. Кто-то разгребал снег.

Из норы появилась заспанная мордочка ежа. Он смотрел по сторонам сон­ными глазками, вдыхая ещё морозный воздух, потом обнюхал свои лапы в сне­гу, преуморительно сморщил нос и, чихнув два раза, махнул лапой, стряхивая снег, и провалился назад в нору. Решил: ещё рано вылезать - снегу много...

Ежи не боятся человека. По одному они с похвальной осторожностью под­ходили к нашему дому, и им бросали морковку, сыр, который они очень люби­ли, куски колбасы, и они степенно пожирали все кухонные остатки. Однажды попробовали угостить их гречневой кашей. Кашу поставили в траву на плос­ком подносе, облив её молоком. Появились первые три ежа. Это были, видно, молодые ежи с маленьким ежонком. Они попробовали каши, и вдруг один ёж исчез.

Прошуршав в кустах, он удалился. Появились три молодых ежонка, но с ни­ми пришли и два старых. Должно быть, теперь собралось всё многочисленное семейство. Один из старых ежей был какого-то зеленовато-коричневого цвета - это, несомненно, был дед, которого соблазнили известием о необычай­ном кушанье. И вот все семь ежей уселись вокруг каши и начали свой пир не торопясь.

Это было прелюбопытное зрелище. Они сидели и пожирали кашу, чавкая, вздыхая и облизываясь. Дед и баба ели отдельно. Когда к ним приближался ёж помоложе, они сердито фыркали на него и делали вид, что хотят уколоть его своими иглами.

Такое зрелище я видел только раз.

Потом, поев, вернее, очистив поднос от каши, они долго облизывали его и, довольные, удалились дружной толпой. (260 слов.)

(Н. Тихонов.)

Выполни задания, отметив (v) верный вариант ответа.

1. Где повстречала компания ежа?

в поле

в лесу

в парке

в зоопарке

2. В какое время года произошла эта встреча?

поздней осенью

в разгар лета

ранней весной

в конце зимы

3. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.

Ежи - очень милые существа, и они охотно идут на сближение с человеком.

Ёж решил: рано ещё вылезать - снегу много...

И вот все семь ежей уселись вокруг каши и начали свой пир не торопясь.

Такое зрелище я видел только раз.

4. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.

Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

Когда к ним приближался ёж помоложе, они сердито фыркали на него

и делали вид, что хотят уколоть его своими иглами.

Ежи не боятся человека.

Потом, поев, вернее, очистив поднос от каши, они долго облизывали его и, довольные, удалились дружной толпой.

1.Раз в весеннем лесу, кругом ещё лежал снег, мы шли целой компанией.

Однажды попробовали угостить их гречневой кашей.

5.* Как ты понимаешь выделенное выражение в предложении: «Он смот­рел по сторонам сонными глазками, вдыхая ещё морозный воздух, потом обнюхал свои лапы в снегу, преуморительно сморщил нос и, чихнув два ра­за, махнул лапой, стряхивая снег, и провалился назад в нору». Напиши.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Ёжик решил, что рано ещё вылезать из норки. Как ты думаешь, почему? потому что не принесли гречневую кашу

потому что ещё не проснулись другие ежи

потому что рядом стояли люди

потому что было много снега

7.* Выпиши из текста предложение, подтверждающее, что ежи не боятся человека.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Чем однажды попробовали угостить ежей люди?

кусочками колбасы

морковкой

гречневой кашей

сыром

9. Почему один ёж исчез, попробовав гречневой каши?

потому что каша ему не понравилась

потому что побежал за другими ежами

потому что испугался людей

потому что уже наелся каши

10.Сколько было ежей в многочисленном семействе?

три

пять

семь

девять

  1. Один из старых ежей был:

серо-коричневого цвета

зеленовато-коричневого цвета

серо-зелёного цвета

черно-коричневого цвета

  1. Почему всё семейство ежей начало поедать кашу не торопясь?

потому что никуда не спешили

потому что не очень понравилось угощение

потому что были не голодны

потому что не боялись людей

13. Подчеркни только те слова, которыми автор характеризует ежей: милые существа, осторожные, симпатичные, неугомонные, степенные, нето­ропливые, любопытные, сердитые, довольные, дружные.

14. Почему были довольны ежи, облизав поднос от каши?
потому что никто им не мешал лакомиться кашей

потому что им очень понравилось угощение

потому что пора было возвращаться

потому что они не боялись людей

15. О чём главным образом хотел рассказать автор?

о том, что ежи зимой спят

о том, чем питаются ежи

о том, какие ежи смешные и милые

о том, как живут ежи


ТЕСТ 4

Фамилия, имя Класс

Прочитай текст.

МАРКЕЛ-САМОДЕЛ

Давнее давнего это было. Жил в те незапамятные времена Маркел-Самодел. Всё сам делал. Пашню пахал, железо ковал. Домницы ставил, руду в них плавил. Рыбу ловил, на охоту ходил. И жена у него, Маркеловна-Самоделовна, тоже сама всю женскую работу справляла. Жарила, парила, варила, детей уму-разуму учила.

Дельными подрастали сыны-дочери. В отца-мать пошли Маркеловичи-Са-моделовичи. Никакая работа из рук не валится. Топорами машут, сохой па­шут, горн раздувают, горшки обжигают. Сеют и веют - всё умеют.

Только стал Маркел замечать, что набольший сын пуще других к пашне тя­нется и та же земля у него лучше родит, а второй сын от наковальни не отхо­дит и до того славно куёт, что Маркел так не ковал. То же и третий сын Сазон Маркелович-Самоделович всё может, а рыбу-зверя лучше других промышля­ет. Подрос и четвёртый сын, Платон Маркелович. И так-то он к топору прист­растился, что каждому брату срубил по избе, каждой сестре - по терему.

Видит Маркел, что и дочери у них в отца-мать уродились: в каждой из них трудовая жилка-живинка бьётся. Одна одёжу шьёт - залюбуешься, вторая холстину ткёт - не надивуешься. У третьей посуда в руках улыбается: какойгоршок-чашку ни слепит - всем весело.

Задумался над этим Маркел-Самодел, долго думал. А когда пришло время Маркелу-Самоделу со своей семьёй навечно прощаться, созвал всех и напутст­вует:

- Дети мои! Вижу я, что из всех дел каждый в своём умел. Значит, разные руки по-разному хватки, во всякой голове - свои задатки. Так и живите. Так и детям-внукам наказывайте...

Умер Маркел. Разделили сыны-дочери между собой отцовский труд. А отцовское хозяйство не распалось. Каждый хоть и сам по себе - своим домом живёт, а свою работу для всех делает. Один сын для всех пашет и сеет. Дру­гой - для всех железо куёт, руду плавит. Третий -- в лесу промышляет, бра­тьев-сестёр в меха одевает. И дочери также - кто сукна ткёт, кто кожи мнёт, овчины квасит, холсты красит. Тоже для всех.

Мастера, мастерицы на земле появились. Ремёсла зародились. Лучше лю­ди зажили. (309 слов.)

(Е. Пермяк.)

Часть А

Выполни задания, отметив (V) верный вариант ответа.

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного.

Дети Маркела-Самодела любили пахать и сеять.

Не смогли поделить Маркеловичи-Самоделовичи отцовский труд.

Маркел-Самодел всё умел делать.

Один из сыновей Маркела-Самодела любил холсты красить.

2. Какими словами можно заменить выделенное выражение в предложе­нии «давнее давнегоэто было».

недавно

очень давно

не очень давно

давно

3. Какими подрастали дети Маркела-Самодела?

бездельниками

красивыми

ленивыми

дельными

4. Что умели делать сыновья Маркела?

только железо ковать и руду плавить

только пахать и сеять

всё

ничего

5. Что стал замечать Маркел?

что у каждого одно дело лучше других получается

что ленивы его сыновья

что каждый хочет жить отдельно

что трудятся его дети не покладая рук

6. Что лучше других получалось у старшего сына?

работать топором

землю пахать и сеять

охотиться

железо ковать и руду плавить

7. Что лучше других получается у второго сына?

работать топором

землю пахать и сеять

охотиться

железо ковать и руду плавить

8. Что лучше других получается у третьего сына?

работать топором

землю пахать и сеять

охотиться

железо ковать и руду плавить

9. Что любил делать четвёртый сын Маркела?

работать топором

землю пахать и сеять

охотиться

железо ковать и руду плавить

10. Что, умирая, наказал Маркел своим детям?

каждому жить своим домом и не мешать другим

каждому заниматься своим делом и передавать своё ремесло детям ивнукам

каждому построить себе дом и завести хозяйство каждому научиться всё делать самому и жить, как их отец

11. Отчего люди стали жить лучше?

оттого, что каждый жил в своём доме

оттого, что появились ремёсла

оттого, что всё делали сами

оттого, что один работал, а другие отдыхали

Часть В

  1. Перечисли, что умел делать Маркел-Самодел.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпиши предложение, в котором говорится о том, что умела делать же­на Маркеловна-Самоделовна.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как ты понимаешь предложение «Никакая работа из рук не валится». На­пиши.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажи, в каком порядке встречаются данные предложения в тексте.

Циф­ра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4, 5, 6, 7.

Подрос и четвёртый сын, Платон Маркелович.

И дочери также - кто сукна ткёт, кто кожи мнёт, овчины квасит, холсты красит.

1.Жил в те незапамятные времена Маркел-Самодел.

Умер Маркел.

И жена у него, Маркеловна-Самоделовна, тоже сама всю женскую работу справляла.

Значит, разные руки по-разному хватки, во всякой голове - свои задат­к
Ремёсла зародились.

Часть С

Как ты думаешь, почему людям стало жить легче с появлением ремёсел? Напиши.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ТЕСТ 5

Фамилия, имя Класс

Прочитай текст.

ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ

Ещё в давние времена люди считали, что в южной полярной области ле­жит большая, никем не изведанная земля. Отважные моряки отправлялись в путь к Южному полюсу. В поисках таинственной земли они открыли немало островов, но увидеть загадочный материк никому не удавалось.

4 июля 1819 года из порта Кронштадт вышли два российских корабля. На одном из них - на шлюпе «Восток» - командиром был ФаддейФаддеевич Бел­линсгаузен. Вторым шлюпом, «Мирным», командовал лейтенант Михаил Пет­рович Лазарев. Оба офицера - опытные и бесстрашные моряки - получили за­дание: как можно ближе подойти к Южному полюсу и открыть неизвестные земли. Начальником экспедиции назначили Беллинсгаузена.

Корабли снялись с якорей и отправились в путь. Всё чаще разыгрывалась непогода. Становилось холоднее. Налетали шквалы с дождём. Густой туман обволакивал всё вокруг.

Чтобы не потеряться, корабли не отходили далеко один от другого. Ночью зажигали на мачтах фонари.

С каждым днём «Восток» и «Мирный» ближе и ближе подходили к таинст­венной земле. Когда утихал ветер и небо прояснялось, моряки любовались игрой солнца в сине-зелёных водах океана, с интересом наблюдали за кита­ми, акулами и дельфинами, которые появлялись поблизости и подолгу сопро­вождали корабли. На льдинах стали появляться тюлени, затем и пингвины - большие птицы, которые забавно вышагивали, вытянувшись столбиком. Та­ких удивительных птиц русские люди до сих пор не видывали. Поразил путе­шественников и первый айсберг - плавающая ледяная гора.

16 января 1820 года с «Мирного» и с «Востока» увидели на горизонте высо­кую полосу льдов. Моряки вначале приняли их за облака. Но когда туман рас­сеялся, стало ясно, что перед кораблями предстал берег бугристых нагромож­дений льдов.

Что это? Южный материк? Но Беллинсгаузен не позволил себе сделать та­кой вывод. Исследователи занесли всё увиденное на карту, но опять надвинув­шийся туман и снег помешали определить, что же находится за бугристыми льдами. Позже, много лет спустя, именно 16 января стали считать днём откры­тия Антарктиды. Подтвердили это и фотографии с воздуха, сделанные уже в наше время: «Восток» и «Мирный» действительно находились в 20 километ­рах от шестого континента.

Продвинуться ещё глубже на юг русские корабли не смогли: сплошные льды перекрыли путь. Не прекращались туманы, мокрый снег шёл беспрерыв­но. А тут ещё новая напасть: на шлюпе «Мирный» льдиной пробило обшив­ку, в трюме образовалась течь. Капитан Беллинсгаузен принял решение напра­виться к берегам Австралии и там в Порт-Джексоне (теперь Сидней) отремон­тировать «Мирный».

Ремонт оказался непростым. Из-за него почти месяц простояли шлюпы в австралийском порту. Но вот русские корабли подняли паруса и вышли из пор­та. Пока в Южном полушарии длилась зима, экспедиция решила обследовать тропические широты Тихого океана.

Вернувшись вПорт-Джексон, шлюпы стали готовиться к новому тяжёло­му походу в страну вечного холода. Через три недели после выхода из порта корабли вошли в зону льдов. Теперь русские корабли обходили Антарктиду с противоположной стороны.

«Вижу землю!» - такой сигнал поступил с «Мирного» на флагманский ко­рабль 10 января 1821 года. Впереди виднелся скалистый остров. На следую­щий день к нему подошли поближе. Собрав команду, Беллинсгаузен торжест­венно объявил: «Открытый остров будет носить имя создателя русского фло­та Петра Первого».

Спустя неделю экспедиция обнаружила берег с высокой горой. Землю наз­вали Берегом Александра I. Сами же воды, омывающие эту землю и остров Петра Первого, позже были названы морем Беллинсгаузена.

Более двух лет продолжалось путешествие «Востока» и «Мирного». Завер­шилось оно в родном Кронштадте 24 июля 1821 года. Русские моряки про­шли на шлюпах более чем двойной путь вокруг земного шара. (528 слов.)

(Олег Тихомиров.)

Выполни задания, отметив (V) верный вариант ответа.

  1. Когда началась российская экспедиция?

24 июля 1821 года

10 января 1821 года

16 января 1820 года

4 июля 1819 года

  1. Какое поручение было дано российской экспедиции?

обследовать тропические широты Тихого океана

подойти к Южному полюсу и открыть неизвестные земли

исследовать зону льдов

найти безопасный путь к Австралии

  1. Куда отправилась экспедиция?

к Северному полюсу

в Австралию

к Южному полюсу

в Порт-Джексон

  1. Кто был назначен начальником экспедиции? Напиши.

__________________________________________________________________________

5. Как назывались

«Мирный» и «Южный»

«Север» и «Восток»

«Восток» и «Мирный»

«Север» и «Южный»

6. Для чего на мачтах шлюпов зажигали фонари?
чтобы видеть всё вокруг
освещать себе дорогу

чтобы не потеряться освещать корабль

чтобы его все видели

7. Какое выражение используется в тексте для описания айсберга? Напиши.

______________________________________________________________________________________

8. Продолжи предложение.

Когда утихал ветер и небо прояснялось, моряки любовались игрой солнца в сине-зелёных водах океана, с интересом наблюдали______________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Каких удивительных птиц повстречали русские люди?

чаек

бекасов

пингвинов

крачек

10. Почему увиденные птицы так поразили русских путешественников?

потому что они были очень красивыми

потому что они были забавными

потому что они были слишком большими

потому что таких птиц люди до сих пор не видывали

11. Когда путешественники с интересом наблюдали за китами, акулами и дельфинами?

когда разыгрывалась непогода и становилось холоднее

когда утихал ветер и небо прояснялось

когда налетали шквалы с дождём

когда густой туман.

12. Где моряки видели тюленей и пингвинов?

на льдинах

на скалах

в воде

на суше

Тест 6

Фамилия, имя _ Класс

Прочитай текст.

ПОКРОВИТЕЛЬ МЫШЕЙ

Собрались мыши на важный совет и стали судить, как избавиться от вра­гов, от которых терпят они так много обид и горя.

- Кого избрать нам себе в покровители?

Думали, спорили, пищали, визжали, и ,наконец, решили: просить Кота.

- Он такой ласковый, такой обходительный.
- И так умён!

- А уж как благочестив! Не то что собака - та и лает, и бросается, а этот:
«Мяу!» - и к себе на печь.

А Кот, пообедав, лежал на солнышке и сладко дремал. Вдруг чует - мышиным духом запахло, а подняться лень. Приоткрыл нем­ного один глаз и видит: тянутся к нему мыши целой толпой и на ходу кланяются ему и просят:

-Кот-батюшка! Выслушай нас. Будь нашим покровителем! Не откажись.

Приподнялся Кот, сел на задние ноги и хвостом себя окружил. Вгляделсяи спрашивает:

- А много ли вас?

- Много!

- Это хорошо, что много. Сзывайте-ка сюда всех. Я тогда погляжу и поду­маю.

Глядит Кот: мышей перед ним видимо-невидимо.

Ну что же, - говорит, - пожалуй, я согласен. Только с одним условием:
стар я и слаб, и трудно мне теперь без помощников ходить - Богу за вас молиться.

- Не отказывайся, Кот-благодетель! - запищали мыши.

- Ладно. Только вы должны по очереди провожать меня на монастырский двор. А то по вашим грехам придётся мне туда частенько ходить.

  • Согласны! Согласны! Проводим!

На том и порешили. И благочестивый Кот всем на радость принял мышей под своё покровительство.

Начал Кот ходить на монастырский двор. Ходит - не ленится. То и дело спрашивает:

- Ну-ка, чья теперь очередь меня провожать?

Проходят дни за днями, неделя за неделей; Кот становится всё усердней. Стали замечать мыши, что от усердия Кот начинает жиреть, а мышей остаёт­ся всё меньше да меньше.

- Вот что, братцы, - сказала одна мышь, - завтра моя очередь провожать Кота. Я пойду с ним, а вы исподтишка проследите за нами. Тут что-то нелад­но!

Пошла мышь с Котом к монастырскому двору, а другие мыши издали ста­ли поглядывать. Идёт Кот, а сам оборачивается и говорит:

  • Что это нынче везде мышиным духом пахнет?

  • А это наши поутру здесь взапуски бегали, - отвечает мышь. - Какой ты,батюшка наш, чувствительный!

- Я своё дело понимаю! - говорит Кот и потягивается. - Ну, а теперь, Мыш­ка, хорошо бы позавтракать. Покорми-ка меня!

  • Да я с собой ничего не взяла.
    — А под шубой-то у тебя что?

  • Под шубой-то я сама.

  • Ну вот, мне пока и довольно!
    Бросился на неё Кот и съел.

Увидели это мыши и поняли; какой у них покровитель. Разбежались поноркам и стали с той поры пуще всех врагов Кота опасаться. Дорого обошёл­ся мышам Кот-благодетель!

(401 слово.)

(Н. Д. Телешов.)

Часть А

Выполни задание, отметив (^) верный вариант ответа.

  1. Кого решили избрать мыши себе в покровители?

Мышь

Собаку

Кота

Никого

  1. Зачем мыши решили избавиться от врагов?

от врагов много мусора и грязи

от врагов они терпели много обид, и горя

от врагов слишком много шума и гама

от врагов им не было никакой пользы

3. Каким считали Кота мыши?
красивым обходительным

ласковым ленивым

пушистым чувствительным

исполнительным благочестивым

4. Какими словами можно заменить выделенные слова в предложении:

«Приоткрыл немного один глаз и видит: тянутся к нему мыши целой тол­пой и на ходу кланяются ему и просят»?

ползут к нему мыши кто как может

выстроились мыши «цепочкой» и идут мимо Кота

идут к нему мыши все вместе

лезут по шёрстке Кота вверх

  1. Сколько было мышей?

несколько

видимо-невидимо

сто

тысяча

  1. Почему мыши не считали собаку благочестивой?

потому что она не такая красивая

потому что она лает и бросается

потому что она сладко дремлет на солнышке

потому что она не переносила мышиный дух

  1. Какое условие выдвинул Кот мышам?

не мешать ему дремать на солнышке

развлекать его по вечерам

помогать ему по хозяйству

провожать его на монастырский двор


8. Что делал Кот с мышами?

выводил их на луг и играл с ними

забавлялся с ними на солнышке

уводил их на монастырский двор и там съедал

выгонял их из дому

9. Что заметили мыши через некоторое время?

что Кот начинает жиреть, а мышей становится всё меньше и меньше

что Кот становится всё сильнее, а мыши слабее

что Кот становится всё добрее и мыши его всё больше любят

что Кот начинает плохо себя вести и ругает мышей

10. Очередная мышка просила своих собратьев исподтишка проследить за ними. Как ты думаешь, почему?

потому что хотела разыграть других мышей

потому что хотела отблагодарить Кота за исполнительность



потому что заподозрила неладное

потому что Кот ей сразу не понравился

11. Как ты понимаешь выделенные - слова в предложении: «Разбежались все по норкам и стали с той поры пуще всех врагов Кота опасаться»?

всегда

очень сильно

больше других сильнее остальных

12.Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
Мыши полюбили Кота за его справедливость.

Кот очень усердный и добрый.

Мыши и коты неразлучные друзья.

Кот - враг мышей.










График проведения проверочных работ


№ п.п

Тема

Дата

1.

Урок обобщение по разделу «Фольклор»( «Проверь себя»)


2.

Урок обобщение по разделу «Былины» ( «Проверь себя»)


3.

Урок обобщение по разделу «Басни» ( «Проверь себя»)


4.

Урок обобщение по разделу «Творчество А.С.Пушкина» ( «Проверь себя»)


5.

Урок обобщение по разделу «Стихи русских поэтов» ( «Проверь себя»)


6.

Урок обобщение по разделу( «Проверь себя»)


7.

Урок обобщение по разделу « О зиме» ( «Проверь себя»)


8.

Урок обобщение по разделу( «Проверь себя»)


9.

Урок обобщение по разделу( «Проверь себя»)


10.

Урок обобщение по разделу( «Проверь себя»)


11.

Урок обобщение по разделу «Произведения Д.Н.Мамина- Сибиряка. ( «Проверь себя»)


12.

Урок обобщение по творчеству С.А. Есенина ( «Проверь себя»)


13.

Урок обобщение по разделу «Произведения о животных»

( «Проверь себя»)


14.

Урок обобщение по разделу «Произведения С.Я. Маршака.

( «Проверь себя»)


15.

Урок обобщение по разделу «Творчество Л.Пантелеева» ( «Проверь себя»)


16.

Комплексная разноуровневая контрольная работа.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!