СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контроль сформированности иноязычной языковой компетентности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны.

Просмотр содержимого документа
«Контроль сформированности иноязычной языковой компетентности»

КОНТРОЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Учитель английского языка

Тарасовой Т.С.

Исходя из концепции образования, из государственных стандартов, из
проблем модернизации образования, школа призвана в современных
условиях готовить выпускников нового поколения.

Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны.

Что же такое контроль?

Контроль необходим в учебном процессе для:

* Определения уровня владения языком;

* Оценки пройденного материала;

* Проверки использования знаний в практических целях.

Контроль знаний, умений и навыков позволяет

Учителю получить информацию:

* О результатах группы обучающихся и индивидуально;

* О результатах своей работы;

Ученикам:

* Повысить мотивацию в обучении;

* Вносить коррективы в свою учебную деятельность;

Что такое объекты контроля? В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка рассматриваются следующие компетенции:

  • языковая компетенция (коммуникативная компетенция) , которая включает графическую сторону речи и орфографию, фонетическую, лексическую и грамматическую стороны речи;

  • речевая компетенция (коммуникативная компетенция), которая представлена четырьмя видами деятельности: говорением, письмом, аудированием и чтением;

  • общекультурная компетенция позволяет узнать особенности национальной и общечеловеческой культуры;

  • учебно-познавательная компетенция, которая включает общие специальные умения.

Следовательно, объектами контроля являются:

а) речевые навыки (графическая сторона речи и орфография, фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи,

б) речевые умения (говорение, аудирование, чтение и письмо),

в) знания о родной стране и стране изучаемого языка.,

г) совокупность знаний, умений и навыков в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности по овладению иностранным языком.

Что отражает контроль?

* Специфику иностранного языка;

* Усвоение иностранного языка;

* Речевые умения.

Функция контроля.  

Для системы педа­гогического образования в качестве основных функций педагоги­ческого контроля выделяются контролирующая, диагностическая, обучающая, воспитывающая, мотивирующая, информационная, сравнительная и про­гностическая функции.

Контролирующая функция. Контролирующая функция является основной для итогового контроля. Она предпола­гает осуществление систематического контроля за результатами обучения, определение состояния усвоенных знаний, умений и навыков и находит свое отражение в оценке учебных достижений.

Диагностическая функция. Диагностическая функция наиболее полно реализуется в текущем контроле. Активизация роли диаг­ностической функции является важным условием повышения ка­чества учебного процесса. Диагностическая функция текущего контроля осуществляется с помощью тради­ционных средств (контрольных работ, опросов и т.д.) или специ­альных диагностических тестов.

Обучающая функция. Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными.

Воспитывающая и мотивирующая функции. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает учащихся более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду. Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. Воспитывающая функция контроля проявляется в становлении таких позитивных качеств личности учащегося, как интерес к знаниям, умение систематически работать, навыки самоконтроля и самооценки. Ученики изучают предмет глубже и серьезнее, если заранее известно, что по нему будет осуществляться постоянный контрольВоспитывающая функция контроля призвана играть ведущую роль в формировании мотивационной основы учебной деятельности учащихся. В повседневном учебном процессе мотивация к обучению при контроле создается не всегда и не везде. 

Развивающая функция. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности. Информационная функция. Информационная функция прису­ща самой природе контроля вне зависимости от его вида, сферы приложения результатов и средств осуществления.

Сравнительная функция. Сравнительная функция контроля заключается в возможности учителя сравнить результаты учащихся, увидеть общую картину уровня владения навыками и проследить динамику уровня владения иностранным языком. 

Прогностическая функция. Прогностическая функция выявляет способности по усвоению нового учебного материала, отражая предысторию обучения. Например, применяются тесты с подтвержденной прогностической способностью, в частности, в ЕГЭ – это КИМ.

Виды контроля.

По традиционной класси­фикации видов педагогического контроля в обучении выделяются входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Входной(предварительный) контроль предназначен для выявления исходного уровня обученности учащихся. Дифференцированный подход к обучению. В условиях личностно ориентированного, развивающего обучения входной контроль помогает построить индивидуальные траектории освое­ния нового материала для наиболее слабых или наиболее сильных учащихся, при отказе от традиционной ориентации на гипотетического среднего ученика. Наиболее эффективным сред­ством осуществления входного контроля, который чаще всего носит характер экспресс-диагностики, являются педагогические тесты.

Текущий - самый распространенный и наиболее эффективный вид контроля. Цель текущего контроля – следить за ходом обучения. Его осуществление позволяет преподавателю получить оперативную информацию о ходе учебного процесса для его свое­временной коррекции и перестройки в нужном направлении. Наи­больший интерес представляют данные о динамике усвоения каж­дым учеником нового материала, степени рациональности его мыслительных процессов или алгоритмов при выполнении зада­ний, так как при правильно организованном учебном процессе учитель должен контролировать не только содержание выполняе­мых учащимися действий, но и их свойства. Промежуточный контроль проводится с целью проверки овладения материалом большого объема, например, изученного за учебную четверть или за полугодие. Этот вид проверки может выявить общее состояние успеваемости учащихся класса.

Итоговый контроль (поэтапный, рубеж­ный, заключительный контроль) предназначен для оценки учеб­ных достижений после завершения определенного этапа обуче­ния, прохождения раздела или всего учебного курса.Сравнительный и прогностический анализ результатов ито­гового контроля дает учителю важную информацию, необходи­мую для улучшения своей работы в будущем. Данные анализа по­зволяют выявить систематические проблемы в подготовке учащихся и осуществить управленческие действия по коррекции процесса обучения, если его результаты не согласуются с поставленными целями.

Итоговый контроль может быть внешним или внутренним. Вне­шний итоговый контроль проводят не зависимые от школы струк­туры, например при государственной аттестации или в ЕГЭ. Внутренний итоговый контроль проводят сами учителя, например во время школьных выпускных экзаменов.