ОЗШ
1. Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. В световой микроскоп можно увидеть
1) деление клетки
2) репликацию ДНК
3) транскрипцию
4) фотолиз воды
5) хлоропласты
3. Сколько клеток образуется в результате митоза одной клетки? В ответ запишите только соответствующее число.
4. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и функций митохондрий. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) расщеплении биополимеров до мономеров
2) расщеплении молекул глюкозы до пировиноградной кислоты
3) окислении пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды
4) запасании энергии в молекулах АТФ
5) образовании воды при участии атмосферного кислорода
5. Установите соответствие между характеристикой энергетического обмена и его этапом
ХАРАКТЕРИСТИКА | ЭТАП ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА |
A) происходит в анаэробных условиях Б) происходит в митохондриях B) образуется молочная кислота Г) образуется пировиноградная кислота Д) синтезируется 36 молекул АТФ | 1) гликолиз 2) кислородное окисление |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными (А) и белыми (а) цветками (неполное доминирование)?
7. Выберите два верных ответа из пяти. Какие изменения в организме собаки Жучки могут привести к генетическим изменениям в организмах ее щенков?
1) модификации, возникшие у Жучки после ee рождения
2) мутации в соматических клетках Жучки
3) мутации в половых клетках Жучки
4) новые условные рефлексы, выработанные у Жучки
5) мутации в яйцеклетках Жучки
8. Установите соответствие между примерами и способами размножения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ |
A) размножение фиалки листьями Б) живорождение у акулы В) деление надвое инфузории-туфельки Г) почкование гидры Д) вымётывание рыбами икры Е) партеногенез пчёл | 1) бесполое 2) половое |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Какие объекты не имеют клеточного строения?
1) дизентерийная амёба
2) возбудитель СПИДа
3) вирус табачной мозаики
4) кишечная палочка
5) вибрион холеры
6) бактериофаг
10. Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ | ОТДЕЛ |
1) Папоротниковидные 2) Голосеменные | А) не выносят засушливых условий Б) представлены только деревьями и кустарниками В) имеют семязачаток Г) образуют пыльцу Д) для полового размножения необходима вода |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Установите правильную последовательность фаз развития печеночного сосальщика, начиная с яйца.
1) яйцо
2) брюхоногий моллюск
3) циста
4) ресничная личинка
5) хвостатая личинка
6) окончательный хозяин
12. Какие примеры рефлексов животных и человека следует отнести к условным рефлексам? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) резкий поворот головы и тела кошки в направлении раскатов грома
2) покраснение покровов лица человека при воспоминании о неприятных событиях
3) обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник
4) чихание человека при уборке помещения
5) сильное слюноотделение у собаки при попадание пищи в ротовую полость
6) лай собаки на человека в чёрном плаще
13. Установите соответствие между характеристикой иммунитета и его видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ВИД ИММУНИТЕТА |
А) врождённый, формируется уже у плода Б) обеспечивается кожей, клетками слизистых оболочек В) обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами Г) направлен против любых чужеродных веществ Д) направлен на определённый антиген Е) при повторной встрече с антигеном иммунитет усиливается | 1) специфический 2) неспецифический |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
14. Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды
2) поступление сахаров в ткани
3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь
4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости
5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке
6) выведение из организма воды и углекислого газа
15. Известно, что пшеница — травянистое однолетнее растение — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Однолетнее травянистое растение 30-150 см высотой.
2) Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °С.
3) По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза — 177,4 млн га, на третьем рис — 163,2 млн га).
4) Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.
5) Соцветие пшеницы — сложный колос.
6) Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.
16. Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он характеризует.
ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ | ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА |
A) высокая плодовитость Б) развитие органов чувств B) развитие со сменой хозяина Г) наличие специальных органов прикрепления (крючков, присосок) | 1) свободноживущие 2) паразиты |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
17. Укажите признаки агроценоза.
1) устойчивая, саморегулирующаяся система
2) имеет хорошо разветвлённые сети питания
3) характеризуется большим видовым разнообразием
4) нуждается в дополнительных источниках энергии
5) в нём незамкнутый круговорот веществ
6) в системе снижена способность к саморегуляции
18. Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу питания
ЖИВОТНОЕ | ГРУППА |
А) волк Б) пресноводная гидра В) полевая мышь Г) божья коровка Д) заяц-беляк Е) колорадский жук | 1) растительноядные 2) плотоядные |
19. Расположите животных в порядке повышения у них интенсивности обмена веществ в процессе эволюции.
1) Млекопитающие
2) Хрящевые рыбы
3) Земноводные
4) Костные рыбы
5) Пресмыкающиеся
20. Проанализируйте таблицу «Гаметогенез». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Гаметогенез
Зоны | Процесс | Набор ДНК и хромосом в клетках в конце процесса |
____________ (А) | митоз | 2n2c |
роста | _________(Б) | 2n4c |
созревания | мейоз | ____________ (В) |
Список терминов
1) формирование
2) вегетативное
3) размножение
4) редукционное
5) увеличение размеров
6) 2n4c
7) nc
21. Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребёнком», найдите верные утверждения.
1) Если у отца и матери III группа, то у ребенка либо III группа, либо I .
2) Если у ребёнка IV группа крови, то у родителей может быть только IV группа крови.
3) Если у отца и матери I группа, то у ребенка только I группа.
4) Группа крови ребенка не зависит от группы крови родителей.
5) Человеку с I группой крови можно переливать кровь любой группы.
22. Почему при разрезании яблока поверхность разреза становится влажной?
23. На рисунке изображен эогиппус - вымершее животное, обитавшее 50 млн лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ - на уровне рода).
К какому классу относится данное животное? — укажите признаки по которым Вы определили класс.
Геохронологическая таблица
24. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Кора больших полушарий образована серым веществом. 2. Серое вещество состоит из длинных отростков нейронов. 3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли. 4. В коре располагается проводниковый отдел анализатора. 5. Слуховая зона находится в теменной доле. 6. Зрительная зона находится в затылочной доле коры головного мозга.
25. Дайте общую характеристику типа Хордовые?
26. Каким образом происходит формирование рибосом в клетках эукариот?
27. На препарате обнаружены ткани со следующими структурами:
а) пласт клеток, тесно прилегающих друг к другу,
б) клетки разделены хорошо развитым межклеточным веществом,
в) клетки сильно вытянутые, и в них наблюдается поперечная исчерченность. Напишите, к какой ткани относится каждая из этих структур.
28. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма — d) рецессивный и сцеплен с Х–хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец — с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.