Контрольная работа по истории России 8 класс
Вариант 1
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) Разделы Речи Посполитой
2) Манифест о вольности дворянской
3) учреждение Сената
2. Запишите термин, о котором идёт речь.
Явление, связанное с нахождением при правителе (правительнице) лиц («временщиков»), обладавших его (её) полным доверием и часто руководивших вместо него (неё) государством или принимавшим важное участие в решении государственных дел. Расцвет данного явления в России пришёлся на эпоху дворцовых переворотов.
3. Назовите российского монарха, в период правления которого произошло изображённое на картине событие. В ответе укажите его имя и отчество или его имя и номер. (Например, Александр Благословенный или Александр Первый).
4. Напишите название сословия, к которому относился предводитель восстания, изображенный на картине, и ядро его войска.
5. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«Император со своей стороны сделал всё, чтобы облегчить супруге достижение цели: стать самодержавной императрицей. Правда, первые распоряжения правительства, хотя и внушённые императору своекорыстными людьми, были направлены к упрочению его на престоле, должны были произвести на общество благоприятное впечатление.
По императорскому указу было возвращено из ссылки много лиц, подвергнутых опале в прежнее царствование: Бирон, Миних, Лесток и другие.
Был обнародован знаменитый . В нём говорилось, что при Петре Великом нужно было принуждать дворян, чтобы они служили и учились, отчего произошло искоренение грубости и невежества и умножилось число сведущих людей; но теперь уже нет нужды в принудительной силе. и объявлял всем дворянам, служившим в гражданских и военных чинах, что они могут служить, но могут и выходить в отставку, когда того захотят, кроме военного времени и за 3 месяца до начала войны.
Мысль об освобождении дворян от обязательной службы была подсказана императору Романом Воронцовым, который стремился сделать новое царствование популярным, так как намеревался выдать за него свою дочь Елизавету.
Окружавшими престол людьми была проведена и другая мера – уничтожение Тайной канцелярии и запрещение выкрикивать ненавистное "слово и дело". Издан был указ, который позволял раскольникам, бежавшим в Польшу и другие заграничные страны, возвратиться в Россию и поселиться в Сибири, в Барабинской степи и других подобных местах, причём приказано было не делать им никакого препятствия в содержании закона по их обыкновению и по старопечатным книгам. Кроме того, была понижена цена на соль, составлявшую казённую монополию».
Назовите императора, о котором идёт речь.
Укажите пропущенное в тексте название исторического документа.
6. В чьё царствование была присоединена к России территория, обозначенная на карте цифрой «1»?
7. Подпишите на карте крепость Перекоп. Подпишите на карте государство, по итогам двух войн с которым к России были присоединены территории, обозначенные на карте цифрой «2».
8. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVIII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 8, 9.
1) «Телемахида»
2) «Русская Правда»
3) «Домострой»
9. Создателем какого из приведённых памятников культуры был Матвей Казаков? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
10. Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Политика Екатерины II была продолжением политики Петра III»?
Укажите порядковый номер этого факта в списке.
1) издание указа о престолонаследии
2) принятие декларации о «вооружённом нейтралитете»
3) издание Жалованной грамоты дворянству
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.
11. Выбранный исторический деятель: (укажите букву в перечне).
Укажите одно любое историческое событие (процесс), в котором участвовал исторический деятель. Приведите два исторических факта, связанных с участием выбранного Вами исторического деятеля в этом событии (процессе).
Событие (процесс):______________________
Факты, связанные с участием в событии (процессе) исторического деятеля:_______________________________
А) И. П. Кулибин | Б) В. Беринг |
В) Б. П. Шереметев | Г) Д. Дидро |
12. Выбранный исторический деятель: (укажите букву в перечне).
Используя знание исторических фактов, объясните, почему событие (процесс), в котором участвовал этот исторический деятель, имело большое значение (важные последствия) для истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
13. Напишите небольшой рассказ на тему «История нашей страны в событиях моего региона».
В рассказе необходимо указать не менее двух событий, произошедших в регионе, и охарактеризовать связь этих событий с историческими процессами (событиями), происходившими в нашей стране.
Контрольная работа по истории России 8 класс
2 вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) правление Петра II
2) Прутский поход
3) Чесменское сражение
2. Запишите термин, о котором идёт речь.
Процесс изъятия государством из церковной собственности земель, завершившийся в правление Екатерины II подписанием специального Манифеста и передачей церковных вотчин из духовной коллегии в коллегию экономии.
3. Заполните пропуск.
Идея мероприятия, изображенного на картине, была заимствована Петром из форм проведения досуга, виденных им в ________. Они проводились во все времена года, летом — на открытом воздухе. В программу мероприятий входили еда, напитки, танцы, игры и беседы.
4. Напишите название мероприятия, которое изображено на картине.
5. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«Рождённая в Штеттине 21 апреля 1729 года, она прибыла в Россию в 1744 г., чтобы выйти замуж … Четырнадцати лет от роду она составила тройной проект – нравиться супругу, Елизавете I и народу. Она пользовалась всем для достижения в этом успеха. Восемнадцать лет скуки и уединения заставили её прочесть много книг. Вступив на русский престол, она стремилась к добру, желала доставить своим подданным счастье, свободу и собственность. Она легко прощала и не питала ни к кому ненависти. Снисходительная, любившая непринуждённость в жизни, весёлая от природы, с душой республиканки и добрым сердцем – она имела друзей. Труд для неё был лёгок, в обществе и словесных науках она находила удовольствие. Загадка императрицы… Ибо как иначе можно назвать то, что во второй половине XVIII века в России – стране с такими устойчивыми традициями – на троне оказалась женщина, да к тому же не имевшая ровно никаких прав на престол, да к тому же свергнувшая с него собственного мужа, законного государя, да к тому же иноземка, до конца жизни говорившая с немецким акцентом? И не просто "оказалась", а пребывала на нём долгие 34 года, оставя о себе такую память, о которой Пётр Чаадаев писал: "Это были годы побед и благоденствия"».
О какой российской императрице идёт речь в источнике?
В результате какого события она взошла на престол?
6. Укажите главного соперника России в войнах, в результате которых в состав России вошли территории, обозначенные в легенде карты цифрой «1».
Рассмотрите карту и выполните задания 6, 7.
7. Подпишите на карте р. Днепр. Подпишите город основанный вскоре после вхождения Крыма в состав Российской империи, который стал центром Таврической области и был расположен недалеко от бывшей столицы Крымского ханства.
8. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVIII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 8, 9.
1) Ода «Екатерине II»
2) «Сказание о Мамаевом побоище»
3) Комедия «Бригадир»
9. Создателем какого из приведённых памятников культуры является Г. Р. Державин? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
10. Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Политика Екатерины II была продолжением политики Петра III»?
Укажите порядковый номер этого факта в списке.
1) написание Наказа и созыв Уложенной комиссии
2) принятие декларации о «вооружённом нейтралитете»
3) секуляризация церковных земель
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.
11. Выбранный исторический деятель: (укажите букву в перечне).
Укажите одно любое историческое событие (процесс), в котором участвовал исторический деятель. Приведите два исторических факта, связанных с участием выбранного Вами исторического деятеля в этом событии (процессе).
Прочтите имена четырёх исторических деятелей. Выберите из них ОДНОГО исторического деятеля, а затем выполните задания 11, 12. Перед выполнением каждого из заданий 11, 12 укажите букву, которой выбранный исторический деятель обозначен в списке. Указанные в заданиях 11, 12 буквы должны быть одинаковыми.
Список исторических деятелей
А) Г. Потемкин В) П.А. Пален | Б) А.Б. Бутурлин Г) Максимилиан Робеспьер |
12. Выбранный исторический деятель: (укажите букву в перечне).
Используя знание исторических фактов, объясните, почему событие (процесс), в котором участвовал этот исторический деятель, имело большое значение (важные последствия) для истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
13. Напишите небольшой рассказ на тему «История нашей страны в событиях моего региона».
В рассказе необходимо указать не менее двух событий, произошедших в регионе, и охарактеризовать связь этих событий с историческими процессами (событиями), происходившими в нашей стране.
Контрольная работа по истории России 8 класс
3 вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) Третий раздел Речи Посполитой
2) начало правления Екатерины II
3) основание С.-Петербурга
2. Заполните пропуск в предложении.
Способ комплектования вооружённых сил России, официально введённый Петром I в начале XVIII в., назывался ___________ повинность.
3. Заполните пропуск.
На иллюстрации изображено событие, которое относится к эпохе _________ в России.
4. Напишите название привилегированной части армии, которая изображена на иллюстрации.
5. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«В чине майора он отличился уже в Семилетней войне, во время русско-турецких войн эпохи императрицы ______________ он уже командовал русской армией в крупнейших сражениях Он стал основателем нового направления военного искусства, близкого к тому, что демонстрировал позже Наполеон, проверив на поле боя каждую строчку своих книг «Полковое учреждение» и «Наука побеждать». В кругах дворянской знати его считали «чудаком» и «невежей», возмущаясь тем, что он воюет не по правилам, предписанным немецкими и иными зарубежными военными теоретиками, и обучает войска, пренебрегая официальными уставами. Но передовые русские военные деятели того времени ценили полководца… Отказ от заученных шаблонов, умение исходить из ситуации и из характера местности, тонкий учёт психологии солдат — всё это использовал полководец для своих многочисленных побед. Его коньком было стремительное, ошеломлявшее противника наступление. Уже только его приезд в армию воодушевлял солдат, которые любили полководца, зная его решимость, отвагу, остроумие, спартанскую простоту жизни. Он давал офицерам возможность проявлять самостоятельность и инициативу,
не любил долгих совещаний и согласований своих действий с вышестоящими инстанциями.
Он уделял особое внимание подготовке и обучению войск… Многие его высказывания превратились в пословицы. Самая известная из них: «Тяжело в учении — легко в бою». В 1800 г. за Италийский поход 1799 г., в котором он разбил французов, этот полководец стал четвёртым генералиссимусом в истории русской армии».
Укажите фамилию полководца, о котором идёт речь.
Укажите пропущенное в тексте имя российской императрицы.
6. Назовите монарха, в период правления которого состоялись обозначенные на карте стрелками походы.
Рассмотрите карту и выполните задания 6,7
7. Подпишите на карте города Воронеж и Азов.
8. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVIII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 8, 9.
1) «Дмитрий Самозванец»
2) Летописное произведение «Казанская история»
3) Московский университет
9. Создателем какого из приведённых памятников культуры был А. П. Сумароков? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
10. Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Повстанцы во главе с Е. И. Пугачёвым боролись против общественно−политического строя, существовавшего в России»?
Укажите порядковый номер этого факта в списке.
1) провозглашение Пугачевым себя императором Петром III
2) принятие Пугачевым манифеста о передаче народу земли со всеми угодьями и промыслами
3) учреждение Пугачевым коллегий, дарование своим приближенным титулов и чинов
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.
11. Выбранный исторический деятель: (укажите букву в перечне).
Укажите одно любое историческое событие (процесс), в котором участвовал исторический деятель. Приведите два исторических факта, связанных с участием выбранного Вами исторического деятеля в этом событии (процессе).
Прочтите имена четырёх исторических деятелей. Выберите из них ОДНОГО исторического деятеля, а затем выполните задания 11, 12. Перед выполнением каждого из заданий 11, 12 укажите букву, которой выбранный исторический деятель обозначен в списке. Указанные в заданиях 11, 12 буквы должны быть одинаковыми.
Список исторических деятелей
А) Н.И. Панин В) Г.Г. Орлов | Б) Г.А. Спиридов Г) Жан-Поль Марат |
12. Выбранный исторический деятель: (укажите букву в перечне).
Используя знание исторических фактов, объясните, почему событие (процесс), в котором участвовал этот исторический деятель, имело большое значение (важные последствия) для истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
13. Напишите небольшой рассказ на тему «История наш ей страны в событиях моего региона». В рассказе необходимо указать не менее двух событий, произошедших в регионе, и охарактеризовать связь этих событий с историческими процессами (событиями), происходившими в нашей стране.