СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа №1 (профиль 10 кл)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №1 (профиль 10 кл)»

Контрольная работа №1

Вариант 1

1 уровень (1-2 балла)

1. Выберите организм с сифоновой организацией: 1) вольвокс; 2) хлорелла; 3) каулерпа 4) гониум;

2. К механическим тканям растений относятся:

1) камбий и сосуды 2) флоэма и ксилема 3) все виды паренхим 4) колленхима и склеренхима

3.К проявлениям биотических факторов нельзя отнести: а) увеличение атмосферного давления; б) утилизацию органических

веществ сапрофитами; в) распространение семян череды животными ; г) выделение зелеными растениями кислорода

4. Профессиональную глухоту вызывает воздействие шума: а) 10-15 дБ б) 30-35 дБ в) 80-90 дБ г) 50-60 дБ


2 уровень (3-4 балла). Отметьте, какие из приведённых суждений верные (+), а какие - неверные (-):

1.Для коралловых полипов характерна колониальная форма структурной организации.

2.Органы, в которых происходит формирование яйцеклеток у споровых растений, называются антеридии.

3.Расширенная часть пищевода у птиц называется клоака .

4. Термин "экология" ввел Э.Геккель

5. Стенобионты- виды организмов, имеющие широкие пределы толерантности

6. По типу фотопериодической реакции наземные растения разделяют на светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые

7. Однолетние растения, у которых состояние покоя проходит в виде семян, называют эфемерами

8. Скаты и камбала - представители бентоса

9. Холера- кишечная инфекция

10. Жерлянка краснобрюхая относится к невооруженным активно – ядовитым животным


3 уровень (5-6 баллов)

1. Установите последовательность указанных биосистем, отражающую иерархию уровней организации жизни.

Типы биосистем:1)популяции, 2) клетки, 3) ткани,4) биогеоценозы, 5) биосфера, 6) биомолекулы, 7)организмы,

8) биоценозы, 9) органы.

Ответ: — — — — — — — — — .

2. Установите соответствие между экологическими группами растений, различающимися по их требованиям к условиям освещённости и адаптациями растений этих групп к разным световым режимам среды. Ответ за-

пишите в виде сочетания цифр и букв.

Экологические группы растений Адаптации растений к световому режиму среды

1. Светолюбивые растения А. В листьях столбчатая и губчатая паренхимы развиты почти в равной степени

2. Тенелюбивые растения Б. Листовые пластинки более толстые, мелкие, иногда покрыты воском или

3. Теневыносливые растения имеют опушение

В. Листья тонкие, без воскового налёта и опушения

Г. В листьях хорошо развита губчатая паренхима

Д. Листья ориентированы вертикально или под большим углом к горизонту

Е. В листьях хорошо развита столбчатая паренхима

Ж. Хлоропласты в листьях крупные

3. Листья располагаются под прямым углом к источнику света, часто образуют

листовую мозаику


3. Укажите неверные суждения о наземно-воздушной и почвенной средах жизни.

1) Газовый состав воздуха постоянен в наземно-воздушной среде.

2) Температура в наземно-воздушной среде имеет суточную и сезонную периодичность.

3) Влажность является основным лимитирующим фактором в наземно-воздушной среде.

4) Температура в почвенной среде изменяется в широких пределах.

5) Плотность почвы увеличивается с глубиной.

6) Кислород и углекислый газ являются лимитирующими факторами в наземно-воздушной среде.

7) Хорошо увлажненные почвы быстрее прогреваются и быстрее остывают.

4. Установите соответствие

Функциональные классы


Технологические основные характеристики

1

Красители

А

Делают консистенцию продуктов густой, кремообразной или вспененной.

2

Консерванты

Б

Предназначены для замедления процесса окисления и увеличения сроков годности пищевой продукции

3

Антиокислители

В

Усиливают или восстанавливают окраску пищевой продукции

4

Стабилизаторы

Г

Продлевают срок годности пищевой продукции путем защиты от микроорганизмов

5

Эмульгаторы

Д

Предназначены для усиления или придания пищевому продукту природного вкуса и аромата

6

Усилители вкуса

Е

Улучшают консистенцию продукта или способствуют его длительному хранению


4 уровень (7-8 баллов)

1. Определите ткани цветковых растений по описанию:

ОПИСАНИЕ

 

ТКАНЬ

A) включает мертвые клетки с опробковевшими оболочками; непроницаема для воды и газов; выполняет защитную функцию

Б) состоит из крупных тонкостенных клеток; составляет основную часть сердцевины древесного стебля; в ней откладываются питательные веществa

В) является сложной тканью, состоящей из нескольких типов клеток; основной ее функциональный элемент состоит из мертвых клеток; обеспечивает транспорт воды и растворенных в ней веществ

 

1) флоэма

2) ксилема

3) перидерма

4) колленхима

5) запасающая паренхима

6) верхушечная меристема

 



2.Укажите особенности строения кровеносной системы следующих животных: хамелеон (I) акула (II), галка (III):

а — одно предсердие и один желудочек

б — два предсердия и один желудочек

в — два предсердия и один желудочек с неполной перегородкой

г — два предсердия, два желудочка и левая дуга аорты

д — два предсердия, два желудочка и правая дуга аорты

1) I — в; II — б; III — д 2) I — б; II — а; III — г 3) I — г; II — б; III — в 4) I — в; II — а; III — д


3. Установите соответствие. Ответ запишите в виде сочетания цифр и букв.

Тип адаптации растений

Примеры адаптации растений к разным температурам

1) Биохимический

2) Физиологический

3) Морфологический

А) наличие короткого цикла развития у расте­ний пустынь и степей

Б) светлая окраска, блестящая или опушенная поверхность листовых пластинок у растений тропиков и субтропиков

В) увеличение содержания органических ки­слот, солей, слизи в цитоплазме клеток тепло­любивых растений

Г) переход в состояние анабиоза некоторых ви­дов растений при сильном холоде или жаре

Д) накопление углеводов в цитоплазме клеток холодостойких растений при низких темпера­турах

Е) усиленная транспирация за счет увеличения числа устьиц с целью защиты растений от пере­грева

Ж) формирование карликовых, стелющихся и подушковидных жизненных форм растений в холодном климате

3) наличие видоизменений листовой пластин­ки (колючки, рассеченность, сворачивание, складывание) у теплолюбивых растений
И) образование мощной корки или перидермы, наличие чешуй у почек, толстой кожуры у се­мян для защиты как от высоких, так и низких температур


4. Распределите на экологические группы перечисленных ниже обитателей водной среды, различающихся по

типу морфологических и поведенческих адаптаций.

1.Тюлень, 2.креветка, 3.сом, 4. жук вертячка, 5.морская звезда, 6.камбала, 7.веслоногий рачок, 8.улитка прудовик, 9.кальмар, 10.рак-отшельник, 11.медуза корнерот, 12.клоп гладыш, 13.дельфин,14. гидроидный полип парусник, 15.клоп водомерка, 16.червь нереис, 17.коралл, 18.щука, 19.плотва, 20.морской ёж.

Экологические группы животных Названия животных

1. Планктон

2. Нектон

3. Бентос

4. Нейстон


5 уровень (9-10 баллов) - 2 вопроса на выбор

1. В связи с выходом на сушу у растений сформировались плотные покровные ткани, появились механическая и проводящая ткани, развилась корневая система. Обоснуйте необходимость и целесообразность появления таких

адаптаций, учитывая особенности условий в наземно-воздушной среде.

2.Крокодилы обитают в пресноводных источниках. Они являются активными хищниками. Живут в жарком климате и используют воду для охлаждения, поскольку не выносят перегрева. Наиболее благоприятная температура 32-35 градусов. У взрослых крокодилов естественных врагов нет, но многие животные, особенно вараны, черепахи охотно поедают яйца и молодых крокодилов. Предположите, как должны измениться экологические факторы, чтобы численность крокодилов уменьшилась?

3. Как вы думаете, можно ли хранить консервированные пищевые продукты в открытой консервной банке?

Ответ аргументируйте.





Контрольная работа №1

Вариант 2

1 уровень (1-2 балла)

1. Выберите организм с колониальной организацией:1) вольвокс; 2) хлорелла; 3) каулерпа; 4)гониум;

2. К проводящим тканям растений относятся:

1) эпидермис и луб 2) ксилема и флоэма 3) камбий и верхушечная меристема 4) запасающая и воздухоносная

3.Ограничивающим антропогенным фактором для жизни крота обыкновенного может служить:

1) недостаток света 2) влажность воздуха 3) недостаток пищи 4) вспашка почвы

4. Выберите признаки отравления грибом Мухомором красным:

а) боли в животе, тошнота и рвота б) сужение зрачков, потливость, бред и галлюцинации

в) судороги, нарушения функции почек и печени г) нарушения работы селезенки и почек


2 уровень (3-4 балла). Отметьте, какие из приведённых суждений верные (+), а какие - неверные (-):

1. Для мха сфагнума характерна одноклеточная форма структурной организации.

2. Органы, в которых происходит формирование сперматозоидов у споровых растений, называются архегонии

3. Расширенная конечная часть задней кишки у некоторых групп животных называется клоака

4. Лимитирующий фактор- это оптимальное значение диапазона действия фактора

5. Стенобионты- виды организмов, имеющие узкие пределы толерантности

6. Фотопериод - длина светового дня, зависящая от времени года

7. Многолетники, переживающие неблагоприятный период в виде луковиц, клубней, корневищ называют эфемероидами

8. Организмы, температура тела которых непостоянна и изменяется с температурой окружающей среды называются

гомойотермными

9. Зоонозные инфекции передаются через укусы кровососущих насекомых

10. Чем меньше длина волны, тем большую опасность представляет ЭМИ для здоровья человека


3 уровень (5-6 баллов)

1. Установите последовательность указанных биосистем, отражающую иерархию уровней организации жизни.

Типы биосистем:

1) ткани, 2)биогеоценозы,3) биосфера, 4)биомолекулы, 5)организмы, 6)популяции, 7)клетки, 8)биоценозы, 9)органы.

Ответ: — — — — — — — — — .

2. Установите соответствие между экологическими группами растений, различающимися по их требованиям к условиям влажности и адаптациями и примерами растений этих групп к разным водным режимам среды. Ответ за-

пишите в виде сочетания цифр и букв.




Экологическая группа растений


Примеры и адаптации растений

1

Гигрофиты

А

Тростник

2

Мезофиты

Б

Полынь

3

Ксерофиты

В

Кактус



Г

Корни уходят глубоко в землю



Д

Запасают воду в тканях и органах



Е

Имеют сухие жесткие стебли и листья, покрытые толстой кутикулой



Ж

Имеют адаптивные признаки промежуточного характера



З

Корни развиты слабо, часто без корневых волосков

3. Укажите верные суждения, в которых речь идёт об адаптациях к жизни в другом организме.

1. Редукция дыхательной системы и переход к анаэробному дыханию.

2. Наличие приспособлений для активной защиты от врагов.

3. Редукция систем фотосинтеза и утрата хлорофилла.

4. Усложнение строения нервной системы и органов чувств.

5. Смена хозяев в жизненном цикле паразита.

6. Упрощение или полная утрата пищеварительной системы.

7. Малые размеры тела и сложное внешнее строение.

8. Развитая половая система и повышенная способность к размножению


4. Установите соответствие

Компоненты пищи


Основные функции

1

Белки

А

Основная среда для протекания обмена веществ

2

Жиры

Б

Участие в обмене веществ, входят в состав ферментов, обеспечивают нормальный рост и развитие организма

3

Углеводы

В

Источник энергии, транспорт жирорастворимых витаминов

4

Витамины

Г

Строительный материал для новых тканей и замены отмерших клеток

5

Минеральные вещества

Д

Основной источник энергии

6

Вода

Е

Поддержание постоянства внутренней среды организма


4 уровень (7-8 баллов)

1. Определите ткани цветковых растений по описанию:

ОПИСАНИЕ

 

ТКАНЬ

A) состоит из клеток различной формы и крупных межклетников; выполняет вентиляционную и дыхательную функции

Б) состоит из мертвых клеток с равномерно утолщенными одревесневшими оболочками; придает прочность различным частям растения

В) является сложной тканью, состоящей из нескольких типов клеток; основной ее функциональный элемент состоит из живых безъядерных клеток, поперечные перегородки между которыми имеют много мелких отверстий; обеспечивает транспорт органических веществ

 

1) флоэма

2) ксилема

3) перидерма

4) эпидермис

5) склеренхима

6)воздухоносная паренхима


2.Укажите особенности строения кровеносной системы следующих животных: варан (I),ворона (II), тритон (III):

а — одно предсердие и один желудочек

б — два предсердия и один желудочек

в — два предсердия и один желудочек с неполной перегородкой

г — два предсердия, два желудочка и левая дуга аорты

д — два предсердия, два желудочка и правая дуга аорты

1) I — в; II — г; III — а 2) I — в; II — д; III — б 3) I — г; II — д; III — б 4) I — д; II — в; III — г

3.Установите соответствие. Ответ запишите в виде сочетания цифр и букв.

Тип адаптации животных

Примеры адаптации животных к разным водным режимам среды

1) Физиологические адаптации

2) Морфологические адаптации

3) Поведенческие адаптации

А) миграции на сухой период в районы с боль­шим запасом воды

Б) обильные отложения жира, являющегося источником метаболической воды

В) наличие многослойной хитинизированной кутикулы у насекомых и

паукообразных

Г) периодическое посещение определенных мест водопоя

Д) наличие рогового покрова тела у пресмы­кающихся и раковин у некоторых

видов мол­люсков

Е) поглощение воды земноводными посредст­вом кожных покровов

Ж) наличие перьевого покрова тела у птиц

3) добывание воды путем поедания растений с сочными побегами

И) наличие волосяного покрова тела у млеко­питающих

К) восполнение дефицита влаги в организме посредством питья воды

Л) переход на ночной образ жизни или впадание в летнюю спячку


4. Распределите перечисленных ниже животных и растений в соответствующие им среды обитания: 1)Бабочка, 2)акула, 3)аскарида, 4)дельфин, 5)медуза, 6)страус,7) вши, 8)берёза,9) орёл, 10)ворона, 11)карась,12) комар, 13)корень дерева, 14)овод,15) ламинария,16) крот,17)дождевой червь, 18)личинка стрекозы,19) ряска,20)малярийный плазмодий, 21)олень, 22)клубеньковые бактерии,23) волк,24) свиной цепень,25) щука, 26)трясогузка, 27)гидра, 28)клещ собачий.

Среды обитания Организмы, обитающие в определённых средах

1. Водная среда

2. Наземно-воздушная среда

3. Почвенная среда

4. Живой организм как среда



5 уровень (9-10 баллов) – 2 вопроса на выбор

1.Рассчитайте экологический оптимум по отношению к температуре для разных видов растений, имеющих следующие пределы толерантности: 1) +15-+45 °С; 2) -3—+29 °С; 3) +12 - +38 °С; 4) -10—+20 °С; 5) +6 - +2 4 °С.

Расположите эти виды в порядке увеличения холодостойкости. Какие из этих видов можно выращивать в нашей климатической зоне? Ответ обоснуйте.

2.Комары распространены повсеместно. Основная среда обитания- городская местность. Особенно распространены в местах с повышенной влажностью. Размножение наступает в конце мая - начале июня. Самка откладывает яйца в теплую стоячую воду. Комары являются пищей для большинства птиц.

Предположите, как должны измениться экологические факторы, чтобы произошло уменьшение численности комаров?

3.Почему рабочие, использующие вибрационный инструмент, имеют право раньше выходить на пенсию?

Ответ обоснуйте.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!