СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа №13 по Катихизису

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа к уроку №13

Выполнил:

Чиркин Александр Петрович,

группа 2002,

09.06.2021 г.

 

1. В каком смысле Дух Святой называется Господом? Свидетельствует ли об этом Св. Писание?

Ответ на этот вопрос приводится в катихизсе свт. Филарета Московского: «Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, то есть Истинным Богом. Об этом свидетельствует Священное Писание словами, которые сказал Апостол Петр в обличение Анании: почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому? И далее: не человеком солгал еси, но Богу (Деян. 5,3-4).»

Помимо катихизиса на Божеское достоинство Св. Духа указывается во многих местах Священного Писания:

  • свойства Божеские – вездесущие (Пс. 138, 7), всеведение (1 Кор. 2, 10), всемогущество, свободное раздаяние даров духовных и совершение чудес (1 Кор. 12, 810);
  • действия Божеские – творение мира (Быт. 1, 2; Пс. 32, 6), обновление всего в мире (Пс. 103, 30), благодатное возрождение людей (Ин. 3, 5), отпущение грехов (Ин. 20, 22 и 23), оправдание и освящение людей (1 Кор. 6, 11).

2. Откуда мы знаем, что Дух Святой исходит от Отца? Может ли быть учение об исхождении Св. Духа от Отца  подвержено какому-либо изменению или дополнению?

В катихизисе говорится: «О том, что Дух Святой исходих от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа: “Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца Дух Истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне” (Ин. 15,26). Учение об исхождении Святого Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых, потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины. Во-вторых, потому, что Второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Святом Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в Символе веры; и Кафолическая Церковь признала это столь решительно, что Третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ веры, поэтому преподобный Иоанн Дамаскин пишет: “Духа Святаго и из Отца быти глаголем и Духа Отча именуем: от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня нарицаем” (Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 11. С. 4).»

Хотя в отличие от исповедуемого православными Символа веры, провозглашающего исхождение Св. Духа только «от Отца» (верую... «в Духа Святого... от Отца исходящего»), у католиков в текст восьмого члена добавлено «и Сына», что вносит в Символ искажение, имеющее глубинный догматический смысл. В историческом плане разногласие Востока и Запада по поводу учения о «филиокве» имело длительное и сложное развитие, сыгравшее немаловажную, если не решающую, роль в процессе разделения Церквей и их дальнейших взаимоотношений.

В дополнительном материале к уроку сообщается: «В наши дни для Православной Церкви Никео-Цареградский Символ веры является и таким же современным и жизненным, как и в период Вселенских Соборов, обязательным для всех верующих, не могущим быть измененным или дополненным иначе чем гласом всей Полноты церковной, то есть на Вселенском Соборе. Исповедуемое Православной Церковью учение об исхождении Св. Духа от Отца восходит к истине, утверждаемой Священным Писанием. Господь Иисус Христос засвидетельствовал в прощальной беседе с учениками: «Дух Истины, Иже от Отца исходит» (Ин. 15, 26). Именно эта вера в исхождение Св. Духа только от Отца была провозглашена Вселенской Церковью в Никео-Цареградском Символе веры. Несколько расширяя текст Символа согласно учению святых отцов, можно сказать так: Церковь учит, что Дух Святой единосущен Отцу и Сыну, то есть обладает (не присваивая ее себе) той же сущностью, что и Отец, и Сын, что Он исходит от Отца, то есть получает Свое ипостасное бытие от Него одного, и почивает на Сыне, Сыном посылается в мир («Дух Утешитель, его же Аз послю вам от Отца»), чрез Сына преподается нам в Церкви и справедливо именуется как Духом Отца, так и Духом Сына.»

3. В Евангелии от Иоанна, 15-26 написано: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Нет ли здесь противоречия? Сначала Господь Иисус Христос говорит, что Он пошлет Дух Святой, а потом говорит, что Дух Святой от Отца исходит. Как это объяснить? Может, правы католики, утверждающие, что Дух Святой исходит и от Отца, и От Сына?

В дополнительном материале к уроку приводится наиболее глубокая среди святых отцов Церкви оценка догматических основ  учения об исхождении Св. Духа от Отца и Сына, данная патриархом Константинопольским святителем Фотием в его Окружном послании (867). Фотий приводит четыре группы аргументов против «филиокве».

  • Первую группу святитель выводит из идеи единоначалия Св. Троицы. «Filioque вводит, — пишет св. Фотий, — в Троицу два начала: для Сына и Духа – Отца, и еще для Духа – Сына. Этим единоначалие Троицы разрешается непосредственно в двубожие, а в дальнейших выводах и в многобожие.
  • Вторая группа доводов вытекает из анализа качественной стороны исхожцения Духа Святого от Отца. «Если это исхождение совершенно, то исхождение от Сына излишне и напрасно, ибо ничего не может привнести в бытие Духа.
  • Третья группа возражений построена на том, что «филиокве» нарушает количественную гармонию личных свойств трех Ипостасей и этим ставит Лица (или Ипостаси) в неодинаковую близость друг к другу. Личное свойство Сына — рождение от Отца. Свойство Духа Святого — исхождение от Отца. Если же говорят, что Дух исходит и от Сына, то тогда Дух будет отличаться от Отца большим числом личных свойств, чем Сын.
  • Четвертую, последнюю, группу возражений святитель Фотий выводит из противоположения общих и личных свойств Святой Троицы — исхождение Духа от Отца и Сына не может быть отнесено ни к общим, ни к личным свойствам. «Если изведение Духа есть общее свойство, то оно должно принадлежать, и Самому Духу, то есть Дух должен исходить и от Самого Себя, быть и причиной, и произведением этой причины».

4. Почему Св. Духу приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном?

Катихизис свт. Филарета Московского отвечает на этот вопрос: «Духу Святому приличествуют поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28,19).»

В заповеди Спасителя о крещении Св. Дух поставлен наравне с Богом Отцом и Сыном Божиим; следовательно, и поклонение должно воздавать Ему равное с Отцом и Сыном.

 

С уважением, Чиркин Александр Петрович.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №13 по Катихизису»

Контрольная работа к уроку №13

Выполнил:

Чиркин Александр Петрович,

группа 2002,

09.06.2021 г.


1. В каком смысле Дух Святой называется Господом? Свидетельствует ли об этом Св. Писание?

Ответ на этот вопрос приводится в катихизсе свт. Филарета Московского: «Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, то есть Истинным Богом. Об этом свидетельствует Священное Писание словами, которые сказал Апостол Петр в обличение Анании: почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому? И далее: не человеком солгал еси, но Богу (Деян. 5,3-4).»

Помимо катихизиса на Божеское достоинство Св. Духа указывается во многих местах Священного Писания:

  • свойства Божеские – вездесущие (Пс. 138, 7), всеведение (1 Кор. 2, 10), всемогущество, свободное раздаяние даров духовных и совершение чудес (1 Кор. 12, 810);

  • действия Божеские – творение мира (Быт. 1, 2; Пс. 32, 6), обновление всего в мире (Пс. 103, 30), благодатное возрождение людей (Ин. 3, 5), отпущение грехов (Ин. 20, 22 и 23), оправдание и освящение людей (1 Кор. 6, 11).

2. Откуда мы знаем, что Дух Святой исходит от Отца? Может ли быть учение об исхождении Св. Духа от Отца  подвержено какому-либо изменению или дополнению?

В катихизисе говорится: «О том, что Дух Святой исходих от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа: “Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца Дух Истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне” (Ин. 15,26). Учение об исхождении Святого Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых, потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины. Во-вторых, потому, что Второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Святом Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в Символе веры; и Кафолическая Церковь признала это столь решительно, что Третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ веры, поэтому преподобный Иоанн Дамаскин пишет: “Духа Святаго и из Отца быти глаголем и Духа Отча именуем: от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня нарицаем” (Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 11. С. 4).»

Хотя в отличие от исповедуемого православными Символа веры, провозглашающего исхождение Св. Духа только «от Отца» (верую... «в Духа Святого... от Отца исходящего»), у католиков в текст восьмого члена добавлено «и Сына», что вносит в Символ искажение, имеющее глубинный догматический смысл. В историческом плане разногласие Востока и Запада по поводу учения о «филиокве» имело длительное и сложное развитие, сыгравшее немаловажную, если не решающую, роль в процессе разделения Церквей и их дальнейших взаимоотношений.

В дополнительном материале к уроку сообщается: «В наши дни для Православной Церкви Никео-Цареградский Символ веры является и таким же современным и жизненным, как и в период Вселенских Соборов, обязательным для всех верующих, не могущим быть измененным или дополненным иначе чем гласом всей Полноты церковной, то есть на Вселенском Соборе. Исповедуемое Православной Церковью учение об исхождении Св. Духа от Отца восходит к истине, утверждаемой Священным Писанием. Господь Иисус Христос засвидетельствовал в прощальной беседе с учениками: «Дух Истины, Иже от Отца исходит» (Ин. 15, 26). Именно эта вера в исхождение Св. Духа только от Отца была провозглашена Вселенской Церковью в Никео-Цареградском Символе веры. Несколько расширяя текст Символа согласно учению святых отцов, можно сказать так: Церковь учит, что Дух Святой единосущен Отцу и Сыну, то есть обладает (не присваивая ее себе) той же сущностью, что и Отец, и Сын, что Он исходит от Отца, то есть получает Свое ипостасное бытие от Него одного, и почивает на Сыне, Сыном посылается в мир («Дух Утешитель, его же Аз послю вам от Отца»), чрез Сына преподается нам в Церкви и справедливо именуется как Духом Отца, так и Духом Сына.»

3. В Евангелии от Иоанна, 15-26 написано: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Нет ли здесь противоречия? Сначала Господь Иисус Христос говорит, что Он пошлет Дух Святой, а потом говорит, что Дух Святой от Отца исходит. Как это объяснить? Может, правы католики, утверждающие, что Дух Святой исходит и от Отца, и От Сына?

В дополнительном материале к уроку приводится наиболее глубокая среди святых отцов Церкви оценка догматических основ учения об исхождении Св. Духа от Отца и Сына, данная патриархом Константинопольским святителем Фотием в его Окружном послании (867). Фотий приводит четыре группы аргументов против «филиокве».

  • Первую группу святитель выводит из идеи единоначалия Св. Троицы. «Filioque вводит, — пишет св. Фотий, — в Троицу два начала: для Сына и Духа – Отца, и еще для Духа – Сына. Этим единоначалие Троицы разрешается непосредственно в двубожие, а в дальнейших выводах и в многобожие.

  • Вторая группа доводов вытекает из анализа качественной стороны исхожцения Духа Святого от Отца. «Если это исхождение совершенно, то исхождение от Сына излишне и напрасно, ибо ничего не может привнести в бытие Духа.

  • Третья группа возражений построена на том, что «филиокве» нарушает количественную гармонию личных свойств трех Ипостасей и этим ставит Лица (или Ипостаси) в неодинаковую близость друг к другу. Личное свойство Сына — рождение от Отца. Свойство Духа Святого — исхождение от Отца. Если же говорят, что Дух исходит и от Сына, то тогда Дух будет отличаться от Отца большим числом личных свойств, чем Сын.

  • Четвертую, последнюю, группу возражений святитель Фотий выводит из противоположения общих и личных свойств Святой Троицы — исхождение Духа от Отца и Сына не может быть отнесено ни к общим, ни к личным свойствам. «Если изведение Духа есть общее свойство, то оно должно принадлежать, и Самому Духу, то есть Дух должен исходить и от Самого Себя, быть и причиной, и произведением этой причины».

4. Почему Св. Духу приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном?

Катихизис свт. Филарета Московского отвечает на этот вопрос: «Духу Святому приличествуют поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28,19).»

В заповеди Спасителя о крещении Св. Дух поставлен наравне с Богом Отцом и Сыном Божиим; следовательно, и поклонение должно воздавать Ему равное с Отцом и Сыном.


С уважением, Чиркин Александр Петрович.








Контрольная работа к уроку № 11

Выполнил:

Чиркин Александр Петрович,

группа 2002,

08.06.2021 г.


1. Какое доказательство дал Иисус Христос того, что страдания и смерть Его спасительны для людей?

Задолго до Своей смерти Господь начал говорить ученикам Своим, что Ему должно будет много пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть. Нет чуда, более засвидетельствованного, нет истины, более радостной для сердца человеческого, как Его преславное воскресение из мертвых!

В катихизисе свт. Филарета даётся исчерпывающий ответ на этот вопрос: «Господь Иисус Христос явил самое первое доказательство того, что страдания и смерть Его спасительны для людей, тем, что Он воскрес и этим положил основание и нашему блаженному воскресению. Ныне же Христос воста от мертвых, Начаток умершим бысть (1 Кор. 15,20)».

2. Что можно сказать о состоянии, в котором был Иисус Христос после смерти Своей и прежде воскресения?

Ответ на этот вопрос дает церковное песнопение: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный». – «Во гробе плотью (или телом), в аду с душою, как Бог, в раю с разбойником, и на престоле Ты был, Христе, с Отцом и Духом, все наполняя неизобразимо».

Иисус Христос по человечеству был мертв три дня: с девятого часа до двенадцатого пятницы, полностью субботу, и шесть часов воскресенья: всего – тридцать три часа. Христос субботствовал телом Своим во гробе: тело спит, но с ним присутствует Божество. а душа тела Иисуса, с Божеством также соединенная, во аде. Катихизис свт. Филарета объясняет: «Господь Иисус Христос нисходил в ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и освободить души, которые с верой ожидали Его Пришествия.»

3. Как узнали, что Иисус Христос воскрес?

О воскресении Иисуса Христа из мертвых и явлениях Его после воскресении повествуется в Евангелиях (Мф. гл.28, Мк. гл.16, Лк. гл.24, Ин. гл.20). Первыми свидетелями воскресения Христова были стражи, приставленные к Его гробу: произошло землетрясение, и в необыкновенно светлой одежде явился Ангел, который и отвалил камень от дверей гроба. Апостолы ижены мироносицы узнали о воскресении Христовом от Ангелов.

В дополнительном материале к уроку сообщается, что были и другие непосредственные свидетели необычных явлений над гробом Господним в момент его воскресения: Лабиритиос вместе со своими спутниками, официальный биограф правителя Иудеи Гермидий, врач Эйшу, который со своими помощниками дежурил вблизи гроба Господня.

В катихизисе свт. Филарета сообщается: «Воины, которые стерегли гроб Его, с ужасом узнали об этом, потому что Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был Его гроб, и при этом произошло великое землетрясение. Ангелы также возвестили о Воскресении Христовом Марии Магдалине и некоторым другим. Сам Иисус Христос, в самый день Воскресения Своего, явился многим: мироносицам, Апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и, наконец, всем апостолам, находившимся в доме, двери которого были закрыты. Потом Он многократно являлся им в продолжение сорока дней; в один из дней Он явился более чем пятистам верных одновременно (1 Кор. 15,6). Иисус Христос по Воскресении Своем являлся апостолам в течение сорока дней потому, что в это время Он продолжал учить их тайнам Царства Божия (Деян. 1,3).»

4. После второго пришествия Христова произойдет страшный суд, на котором будет судиться каждый человек. Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из исследования правоты или виновности подсудимого. Бог, как всеведущий Судия, не нуждается в этом, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния. Что Бог попускает для того, чтобы человек смог познать себя таким, какой он есть еще до страшного суда? Объясните.

Свт. Иоанн (Максимович) пишет: «…по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.» Бог попускает прохождение после смерти душе особых сфер-мытарств для того, чтобы человек смог познать себя таким, какой он есть еще до страшного суда. На третий день после смерти душа перемещается в сферы (мытарства), где проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли.

Согласно свт. Игнатию (Брянчанинову), «…совершение над душой правосудия Божия, совершаемого при посредстве ангелов, как святых, так и злобных, так, что душа сама познаёт себя». Познавая себя душа сама произносит над собою суд, прежде суда Божьего — этого хочет небесное правосудие. Этим она предупреждает уже и суд Божий над нею; так что суд Божий как бы уже определяет то, что сама душа произнесла над собою.

Согласно различным откровениям, существует двадцать мытарств:

  • первое мытарство – грехи словом;

  • второе мытарство — лжи;

  • третье мытарство — клеветы;

  • четвертое мытарство — чревоугодие;

  • пятое мытарство — лень;

  • шестое мытарство — воровство;

  • седьмое мытарство — сребролюбия и скупости;

  • восьмое мытарство — лихвы;

  • девятое мытарство — неправды;

  • десятое мытарство — зависти;

  • одиннадцатое мытарство — гордости;

  • двенадцатое мытарство — ярости и гнева;

  • тринадцатое мытарство — злопамятства;

  • четырнадцатое мытарство — убийства;

  • пятнадцатое мытарство — волхование;

  • шестнадцатое мытарство — блудное;

  • семнадцатое мытарство — прелюбодеяние;

  • восемнадцатое мытарство — содомское;

  • девятнадцатое мытарство — ересей;

  • двадцатое мытарство — немилосердия.

Тот, кто с усердием стремится к покаянию, всегда получает от Бога прощение, а чрез это и свободный переход от жизни сей в блаженную жизнь загробную, если христианин исповедал свой грех на исповеди и каялся в нём, то на мытарствах он не будет вспоминаться.


С уважением, Чиркин Александр Петрович.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!