СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа №2 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по темам "Эволюционная теория", "Поведение как результат эволюции", "Биосфера - живая оболочка Земли"

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №2 11 класс»

Контрольная работа №2

Эволюция органического мира. Происхождение и эволюция человека. Поведение как результат эволюции. Биосфера – живая оболочка Земли

Вариант 1

A1. К какому виду загрязнения окружающей среды следует отнести повышение радиоактивного фона вследствие неправильной утилизации радиоактивных отходов?

  1. физическое; 2) химическое; 3) космическое; 4) биологическое.

А2. «Ель продолжала расти. Трава же под елью, лишенная света, стала желтеть и сохнуть» Какой вид борьбы за существование здесь описан?

  1. внутривидовая; 2) межвидовая; 3) прямая; 4) репродуктивная.

А3. Укажите недостающее звено в таксономическом ряду классификации животных: отряд → класс → ? → царство.

  1. вид; 2) тип; 3) порядок; 4) надцарство.

А4. На материковой части биосферы наибольшей биомассой обладают:

1) растения; 3) хищные животные;

2) микроорганизмы; 4) растительноядные животные.

А5. При стабилизирующем отборе происходит:

1) сохранение реликтовых форм растений и животных;

2 ) обязательное образование меланических форм (темноокрашенных);

3) смещение нормы реакции организма в сторону изменчивости признака;

4) сохранение в популяции особей с крайними вариантами изменчивости признака.

А6. Формирование у неродственных организмов сходных признаков и черт строения, являющихся результатом приспособления к сходным условиям существования, называется:

I) симбиоз; 2) конвергенция; 3) арогенез; 4) дивергенция.

А7. Реактивное движение медуз согласно эволюционной теории Ч. Дарвина возникло в результате:

1) определенной изменчивости; 3) катагенеза;

2) модификационной изменчивости; 4) естественного отбора.

А8. Даны пять пар примеров органов (структур) живых организмов, три из которых могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции: а) коробочка кукушкина льна и коробочка мака; б) млечные железы собаки и потовые железы шимпанзе; в) грудные плавники рыбы и крылья птицы; г) нижняя челюсть человека и нижние челюсти пчелы; д) жабры рака и жабры рыбы.

Укажите, как называются эти три пары органов (структур) и какие два примера к ним не относятся («лишние»):

1) аналогичные органы; «лишние» примеры — а, в;

2) аналогичные органы; «лишние» примеры — б, в;

3) гомологичные органы; «лишние» примеры — г, д;

4) гомологичные органы; «лишние» примеры - а , б.

А9. Какую функцию живого вещества биосферы иллюстрирует многообразие химических реакций организма в процессе его жизнедеятельности?

1) газовую; 3) концентрационную;

2) энергетическую; 4) окислительно-восстановительную.

А10. Сокращение биоразнообразия на Земле является примером:

]) рационального природопользования;

2) антропогенного воздействия локального масштаба;

3) антропогенного воздействия глобального масштаба;

4) окислительно-восстановительной функции биосферы.

А11. Одним из признаков, указывающих на принадлежность человека к типу Хордовые, является(-ются):

1) внутриутробное развитие; 3) папиллярные узоры на пальцах;

2) наличие ушной раковины; 4) наличие у эмбриона нервной трубки.

А12. На рисунке изображена общая схема действия одной из форм естественного отбора. Укажите пример действия этой формы отбора:

1) поддержание постоянной температуры тела у птиц;

2) сохранение яркой окраски венчика у цветков алоэ перистого;

3) появление популяций крабов с узким головогрудным щитком

в водах с повышенным содержанием ила;

4) гибель медицинских пиявок, слюнные железы которых не вы-

рабатывают вещество, препятствующее свертыванию крови.

А13. Из четырех приведенных пар органов (структур) живых организмов три могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции. Укажите «лишний» пример, который таковым доказательством не является:

1) усики гороха и листья фасоли;

2) жало пчелы и яйцеклад наездника;

3) крылья летучей мыши и крылья майского жука;

4) корневище пырея и клубень картофеля.

А14. Путь развития адаптаций, повышающих уровень организации особей и позволяющих им расширить среду обитания или перейти в новую среду, называется:

  1. аллогенез; 2) катагенез; 3) арогенез; 4) регресс.

А15. Выберите признаки, возникшие как результат действия биологических факторов антропогенеза:

а) темный цвет кожи у представителей негроидной расы; б) S-образный изгиб позвоночника; в) членораздельная речь; г) расширенный таз.

1) а, б, г; 2) б, в; 3) в, г; 4) только б.

А16. В процессе эволюции среди тундровых растений сформировались карликовые (ива, береза), стелющиеся (кедровый стланик) и подушковидные формы. Это примеры адаптаций:

1) поведенческих; 2) биохимических;

3) физиологических; 4) морфологических.

А17. Априум — гибрид сливы и абрикоса. Укажите метод селекции, который использовали ученые для его получения:

1) трансгенез; 3) отдаленная гибридизация;

2) автополиплоидия; 4) индуцированный мутагенез.

А18. Выберите признаки, отличающие бактерии от вирусов:

а) наличие слизистой капсулы; б) наличие капсида; в) размножаются делением клетки надвое; г) являются возбудителями гриппа.

1) а, в; 2) а, г; 3) б, в; 4)

А19. На принадлежность человека к типу Хордовые указывают(-ет):

1) S-образная форма позвоночника, сводчатая стопа;

2) внутриутробное развитие зародыша, вскармливание потомства молоком;

3) верхние конечности хватательного типа, развитые ключицы, наличие ногтей;

4) наличие у эмбриона жаберных щелей, нервной трубки на спинной стороне тела.

А20. Естественное гибридное потомство серой и черной ворон способно к размножению , но их потомство либо ослаблено, либо вовсе нежизнеспособно. Это пример изоляции:

1) генетической; 3) экологической;

2) этологической; 4) географической.

ЧАСТЬ В

В1. В озере Ланао (Филиппины), которому около 10 тыс. лет, из одного исходного вида рыб возникло 18 новых видов, относящихся к пяти родам. Как называется способ видообразования, который привел к появлению этих видов?

B2. Сравните предложенные пары органов (структур) между собой и соотнесите их со способами осуществления эволюционного процесса, который приводит к образованию данных органов (структур).

Органы (структуры)

Способ эволюции

A) колючки кактуса и колючки боярышника

Б) ядовитые железы паука и ядовитые железы змеи

B) крылья бабочки и крылья летучей мыши

Г) млечные железы и потовые железы млекопитающих

Д) жабры головастиков и жабры личинок стрекоз

1) дивергенция

2) конвергенция

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2В1....

В3. Классифицируйте черепаху болотную, расположив в порядке иерархичности (начиная с наименьшего ранга) семь подходящих элементов из предложенных:

1) род Черепаха; 5) царство Животные;

2) тип Хордовые; 6) вид Черепаха болотная;

3) отряд Черепахи; 7) класс Пресмыкающиеся;

4) отдел Эукариоты; 8) семейство Пресноводные черепахи.

Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 4132587.

В4. Установите соответствие:

Пример

Эволюционное изменение

A) дифференциация тела на органы

Б) редукция хлоропластов у растений-паразитов

B) формирование третьего зародышевого листка

Г) появление присосок и крючьев у ленточных червей

Д) внутриутробное развитие зародыша у млекопитающих

1) ароморфоз

2) катаморфоз

3) алломорфоз


Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца.

Например: АЗБЗВ2Г1Д1.

В5. Классифицируйте пастушью сумку обыкновенную, расположив в порядке иерархичности (начиная с наименьшего ранга) пять подходящих элементов из предложенных:

1) отряд Цветковые; 5) класс Однодольные;

2) царство Растения; 6) род Пастушья сумка;

3) класс Двудольные; 7) отдел Покрытосеменные;

4) семейство Бобовые; 8) семейство Крестоцветные.

Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 74132.

В6. Установите личность ученого и запишите только фамилию:

русский физиолог растений и микробиолог, живший в 1864—1920 гг.; является одним из основоположников вирусологии; в 1892 г. при изучении причин мозаичной болезни листьев табака открыл вирусы.

Ответ запишите словом в форме именительного падежа.

В7. Определите, какой способ видообразования описывает каждый пример:

Пример

Видообразование

A) в природе совместно существует несколько хромосомных рас малины обыкновенной, в частности с 2n = 14, 21, 28, 35, 42

Б) в озере от одного исходного вида форели появились две популяции: одна нерестится в конце лета, а другая — поздней осенью

B) в западной части Северной Америки в результате пространственного разделения ареала лапчатки произошло образование четырех новых подвидов

1) симпатрическое

2) аллопатрическое

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца.

Например: А1Б2В2

В8. Установите вклад в развитие биологии следую щ их ученых:

Ученый

Вклад в развитие биологии

A) Э. Геккель

Б )И . П. Павлов

B) И. И. Шмальгаузен


1) сформулировал правило экологической пирамиды

2) экспериментально изучил регуляцию пищеварения

3) является одним из авторов биогенетического закона

4) участвовал в разработке синтетической теории эволюции

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2В1....

В9. Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):

Органы (структуры)

Схема способа

A) ягода черники и орех лещины

Б) колючки барбариса и усики гороха

B) крылья летучей мыши и крылья майского жука

Г) ядовитые железы гадюки и слюнные железы ящерицы

Д) грызущий ротовой аппарат таракана и колюще-сосущий ротовой аппарат комара

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2В1....

В10. В результате пищевой дифференциации исходного вида возникло 16 подвидов

птиц (гавайских цветочниц). Какой способ макроэволюции привел к возникновению

этих подвидов?



Контрольная работа №2

Эволюция органического мира. Происхождение и эволюция человека. Поведение как результат эволюции. Биосфера – живая оболочка Земли

Вариант 2

A1. К потеплению климата в последние годы привело(-и):

1) выпадение больших количеств радионуклидов;

2) массовые миграции людей;

3) накопление в атмосфере «парниковых» газов;

4) таяние арктических льдов и горных ледников.

А2. Внутривидовая борьба за существование имеет место между:

1) самцами львов за территорию; 2) тигром и львом за территорию;

3) воробьём и скворцом за место гнездования; 4) львом и гиеной за добычу.

А3. Класс Насекомые и класс Паукообразные относятся к одному:

  1. отделу; 2) роду; 3) типу; 4) семейству.

А4. В океанической части биосферы самая высокая продуктивность характерна для: 1) гигрофитов; 2) планктона; 3) нектона; 4) бентоса.

А5. При стабилизирующем отборе происходит:

1) устранение форм с крайними значениями признака;

2 ) постоянное увеличение размера цветка у насекомоопыляемых растений;

3) переход от облигатного (обязательного) насекомоопыления к ветроопылению;

4) появление цветков с формой венчика, отличной от исходных форм, при появлении новой группы животных-опылителей.

А6. Путь эволюции, связанный со снижением морфофизиологической организации, редукцией ряда органов и их систем в результате приспособления организмов к более простым условиям существования, называется: I) катагенез; 2) арогенез; 3) симбиоз; 4) аллогенез.

А7. Слабое развитие органов чувств у почвенных скрытноживущих кольчатых червей согласно эволюционной теории Ч. Дарвина происходит в результате:

1) естественного отбора; 3) определенной изменчивости;

2) прямой борьбы между особями; 4) модификационной изменчивости.

А8. Даны пять пар примеров органов (структур) живых организмов, три из которых могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции:

а) корневище пырея и клубень картофеля; б) спора бактерии и циста амебы; в) колючки ежа и шерсть собаки; г) крылья бабочки и крылья летучей мыши; д) коробочка мака и крылатка клена.

Укажите, как называются эти три пары органов (структур) и какие два примера к ним не относятся («лишние»):

1) аналогичные органы; «лишние» примеры — б, в;

2) аналогичные органы; «лишние» примеры — г, д;

3) гомологичные органы; «лишние» примеры — б, г;

4) гомологичные органы; «лишние» примеры — а, б.

А9. Какую функцию живого вещества биосферы иллюстрирует фотосинтетическая деятельность растений по производству первичной продукции?

1) газовую; 3) минерализационную;

2) энергетическую; 4) окислительно-восстановительную.

А10. Нарушение теплового баланса атмосферы Земли (парниковый эффект) является примером:

1) рационального природопользования;

2) концентрационной функции биосферы;

3) антропогенного воздействия локального масштаба;

4) антропогенного воздействия глобального масштаба.

А11. Одним из признаков, указывающих на принадлежность человека к классу Млекопитающие, является(-ются):

1) наличие плоских ногтей;

2) наличие ушных раковин;

3) S-образная форма позвоночника;

4) верхние конечности хватательного типа.

А12. На рисунке изображена общая схема действия одной из форм естественного отбора. Укажите пример действия этой формы отбора:

1) появление в океанах гигантских кальмаров;

2) адаптация сорняков к различным ядохимикатам;

3) поддержание определенной длины клюва у колибри, питающихся нектаром;

4) формирование предупреждающей окраски у ядовитых животных.

А13. Из четырех приведенных пар органов (структур) живых организмов три могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции. Укажите «лишний» пример, который таковым доказательством не является:

1) глаза человека и глаза осьминога;

2) сложный зонтик укропа и метелка овса;

3) корнеплод моркови и клубень картофеля;

4) роющие конечности крота и роющие конечности медведки.

А14. Случайный обмен генами между популяциями одного вида в результате миграции особей называется:

  1. изоляция; 2) катагенез; 3) поток генов; 4) дрейф

А15. Выберите признаки, возникшие как результат действия биологических факторов антропогенеза:

а) широкая грудная клетка; б) S-образный изгиб позвоночника; в) вьющиеся волосы у представителей негроидной расы; г) вторая сигнальная система.

1) а, б, в; 2) а, г; 3) в, г; 4) только б.

А16. В процессе эволюции в цветках липы, черемухи и других растений для привлечения насекомых-опылителей ста-

ли синтезироваться эфирные масла, придающие цветкам аромат. Это пример адаптации:

1) этологической; 3) биохимической;

2) поведенческой; 4) морфологической.

А17. Дюк — гибрид вишни и черешни. Укажите метод селекции, который использовали ученые для его получения:

1) гетерозис; 3) автополиплоидия;

2) инбридинг; 4) отдаленная гибридизация.

А18. Выберите признаки, отличающие бактерии от вирусов:

а) генетический материал представлен одним видом нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК); б) имеется белковая оболочка; в) в неблагоприятных условиях образуют споры; г) являются возбудителями туберкулеза.

1) а, б; 2) а, в; 3) б, г; 4) в,

А19. На принадлежность человека к подтипу Позвоночные указывает(-ют):

1) наличие у эмбриона осевого скелета, представленного хордой;

2) внутриутробное развитие зародыша, вскармливание потомства молоком;

3) две пары конечностей, наличие позвоночного столба, черепа, головного и спинного мозга;

4) противопоставление большого пальца руки остальным, развитые ключицы, наличие ногтей.

А20. У близких видов североамериканских светляков для привлечения особей противоположного пола наблюдается различный характер световых вспышек: по длительности, частоте, интенсивности. Это пример изоляции:

1) генетической; 3) экологической;

2) этологической; 4) географической.

ЧАСТЬ В

В1. По каждую сторону от Панамского перешейка морские беспозвоночные представлены различными, хотя и близкородственными видами. Как называется способ видообразования, приведший к различию между обеими фаунами?

B2. Сравните предложенные пары органов (структур) между собой и соотнесите их со способами осуществления эволюционного процесса, который приводит к образованию данных органов (структур).

Органы (структуры)

Способ эволюции

A) цевка птицы и кости основания стопы гориллы

Б) стигма эвглены и глаз кальмара

B) таллом мха и таллом лишайника

Г) жабры многощетинковых кольчатых червей и жабры рыб

Д) пыльцевой мешок в пыльнике покрытосеменных и микроспорангий папоротников

1) дивергенция

2) конвергенция

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2В1....

В3. Классифицируйте плотву обыкновенную, расположив в порядке иерархичности (начиная с наименьшего ранга) семь подходящих элементов из предложенных:

1) род Плотва; 5) класс Костные рыбы;

2) тип Хордовые; 6) отдел Пресноводные;

3) царство Животные; 7) отряд Карпообразные;

4) семейство Карповые; 8) вид Плотва обыкновенная.

Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 4132587.

В4. Установите соответствие:

Пример

Эволюционное изменение

A) появление цветка

Б) редукция листьев у повилики

B) появление ядра в клетках эукариот

Г) появление плавников особой формы у летучих рыб

Д) формирование разных форм покровительственной окраски у животных

1) ароморфоз

2) катаморфоз

3) алломорфоз


Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: АЗБЗВ2Г1Д1.


В5. Классифицируйте томат обыкновенный, расположив в порядке иерархичности {начиная с наименьшего ранга) пять подходящих элементов из предложенных:

1) род Томат; 5) класс Однодольные;

2) тип Цветковые; 6) семейство Пасленовые;

3) царство Растения; 7) отдел Покрытосеменные;

4) класс Двудольные; 8) семейство Крестоцветные.

Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 74132.

В6. Установите личность ученого и запишите только фамилию:

шведский естествоиспытатель, живший в 1707—1783 гг.; создал систему растительного и животного мира; ввел бинарную номенклатуру и установил четкое соподчинение между систематическими категориями.

Ответ запишите словом в форме именительного падежа.

В7. Определите, какой способ видообразования описывает каждый пример:

Пример

Видообразование

A) в результате пространственного разделения ареала образовались четыре новых подвида лапчатки

Б) в природе одновременно существует несколько полиморфных форм осины: диплоидная (обычная осина), триплоидная (гигантская осина) и др.

B) в одном и том же саду совместно обитают две расы бабочки пестрокрылки: гусеницы одной развиваются в плодах боярышника, а другой — в плодах яблони

1) симпатрическое

2) аллопатрическое

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца.

Например: А2Б1В2

В8. Установите вклад в развитие биологии следую щ их ученых:

Ученый

Вклад в развитие биологии

A) Э. Геккель

Б )И . П. Павлов

B) И. И. Шмальгаузен


1) сформулировал правило экологической пирамиды

2) экспериментально изучил регуляцию пищеварения

3) является одним из авторов биогенетического закона

4) участвовал в разработке синтетической теории эволюции

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2В1....

В9. Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):

Органы (структуры)

Схема способа

A) лист каштана и ловчий аппарат росянки

Б) жабры окуня и жабры личинки стрекозы

B) клубень картофеля и корневище ландыша

Г) воздушные мешки паука и воздушные мешки птиц

Д) собирательные конечности пчелы и бегательные конечности таракана

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2В1....

В10. В результате пищевой дифференциации исходного вида возникло 16 подвидов

птиц (галапагоских вьюрков). Какой способ макроэволюции привел к возникновению

этих подвидов?

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!