Контрольная работа №2
Эволюция органического мира. Происхождение и эволюция человека. Поведение как результат эволюции. Биосфера – живая оболочка Земли
Вариант 1
A1. К какому виду загрязнения окружающей среды следует отнести повышение радиоактивного фона вследствие неправильной утилизации радиоактивных отходов?
физическое; 2) химическое; 3) космическое; 4) биологическое.
А2. «Ель продолжала расти. Трава же под елью, лишенная света, стала желтеть и сохнуть» Какой вид борьбы за существование здесь описан?
внутривидовая; 2) межвидовая; 3) прямая; 4) репродуктивная.
А3. Укажите недостающее звено в таксономическом ряду классификации животных: отряд → класс → ? → царство.
вид; 2) тип; 3) порядок; 4) надцарство.
А4. На материковой части биосферы наибольшей биомассой обладают:
1) растения; 3) хищные животные;
2) микроорганизмы; 4) растительноядные животные.
А5. При стабилизирующем отборе происходит:
1) сохранение реликтовых форм растений и животных;
2 ) обязательное образование меланических форм (темноокрашенных);
3) смещение нормы реакции организма в сторону изменчивости признака;
4) сохранение в популяции особей с крайними вариантами изменчивости признака.
А6. Формирование у неродственных организмов сходных признаков и черт строения, являющихся результатом приспособления к сходным условиям существования, называется:
I) симбиоз; 2) конвергенция; 3) арогенез; 4) дивергенция.
А7. Реактивное движение медуз согласно эволюционной теории Ч. Дарвина возникло в результате:
1) определенной изменчивости; 3) катагенеза;
2) модификационной изменчивости; 4) естественного отбора.
А8. Даны пять пар примеров органов (структур) живых организмов, три из которых могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции: а) коробочка кукушкина льна и коробочка мака; б) млечные железы собаки и потовые железы шимпанзе; в) грудные плавники рыбы и крылья птицы; г) нижняя челюсть человека и нижние челюсти пчелы; д) жабры рака и жабры рыбы.
Укажите, как называются эти три пары органов (структур) и какие два примера к ним не относятся («лишние»):
1) аналогичные органы; «лишние» примеры — а, в;
2) аналогичные органы; «лишние» примеры — б, в;
3) гомологичные органы; «лишние» примеры — г, д;
4) гомологичные органы; «лишние» примеры - а , б.
А9. Какую функцию живого вещества биосферы иллюстрирует многообразие химических реакций организма в процессе его жизнедеятельности?
1) газовую; 3) концентрационную;
2) энергетическую; 4) окислительно-восстановительную.
А10. Сокращение биоразнообразия на Земле является примером:
]) рационального природопользования;
2) антропогенного воздействия локального масштаба;
3) антропогенного воздействия глобального масштаба;
4) окислительно-восстановительной функции биосферы.
А11. Одним из признаков, указывающих на принадлежность человека к типу Хордовые, является(-ются):
1) внутриутробное развитие; 3) папиллярные узоры на пальцах;
2) наличие ушной раковины; 4) наличие у эмбриона нервной трубки.
А12. На рисунке изображена общая схема действия одной из форм естественного отбора. Укажите пример действия этой формы отбора:
1) поддержание постоянной температуры тела у птиц;
2) сохранение яркой окраски венчика у цветков алоэ перистого;
3) появление популяций крабов с узким головогрудным щитком
в водах с повышенным содержанием ила;
4) гибель медицинских пиявок, слюнные железы которых не вы-
рабатывают вещество, препятствующее свертыванию крови.
А13. Из четырех приведенных пар органов (структур) живых организмов три могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции. Укажите «лишний» пример, который таковым доказательством не является:
1) усики гороха и листья фасоли;
2) жало пчелы и яйцеклад наездника;
3) крылья летучей мыши и крылья майского жука;
4) корневище пырея и клубень картофеля.
А14. Путь развития адаптаций, повышающих уровень организации особей и позволяющих им расширить среду обитания или перейти в новую среду, называется:
аллогенез; 2) катагенез; 3) арогенез; 4) регресс.
А15. Выберите признаки, возникшие как результат действия биологических факторов антропогенеза:
а) темный цвет кожи у представителей негроидной расы; б) S-образный изгиб позвоночника; в) членораздельная речь; г) расширенный таз.
1) а, б, г; 2) б, в; 3) в, г; 4) только б.
А16. В процессе эволюции среди тундровых растений сформировались карликовые (ива, береза), стелющиеся (кедровый стланик) и подушковидные формы. Это примеры адаптаций:
1) поведенческих; 2) биохимических;
3) физиологических; 4) морфологических.
А17. Априум — гибрид сливы и абрикоса. Укажите метод селекции, который использовали ученые для его получения:
1) трансгенез; 3) отдаленная гибридизация;
2) автополиплоидия; 4) индуцированный мутагенез.
А18. Выберите признаки, отличающие бактерии от вирусов:
а) наличие слизистой капсулы; б) наличие капсида; в) размножаются делением клетки надвое; г) являются возбудителями гриппа.
1) а, в; 2) а, г; 3) б, в; 4)
А19. На принадлежность человека к типу Хордовые указывают(-ет):
1) S-образная форма позвоночника, сводчатая стопа;
2) внутриутробное развитие зародыша, вскармливание потомства молоком;
3) верхние конечности хватательного типа, развитые ключицы, наличие ногтей;
4) наличие у эмбриона жаберных щелей, нервной трубки на спинной стороне тела.
А20. Естественное гибридное потомство серой и черной ворон способно к размножению , но их потомство либо ослаблено, либо вовсе нежизнеспособно. Это пример изоляции:
1) генетической; 3) экологической;
2) этологической; 4) географической.
ЧАСТЬ В
В1. В озере Ланао (Филиппины), которому около 10 тыс. лет, из одного исходного вида рыб возникло 18 новых видов, относящихся к пяти родам. Как называется способ видообразования, который привел к появлению этих видов?
B2. Сравните предложенные пары органов (структур) между собой и соотнесите их со способами осуществления эволюционного процесса, который приводит к образованию данных органов (структур).
Органы (структуры) | Способ эволюции |
A) колючки кактуса и колючки боярышника Б) ядовитые железы паука и ядовитые железы змеи B) крылья бабочки и крылья летучей мыши Г) млечные железы и потовые железы млекопитающих Д) жабры головастиков и жабры личинок стрекоз | 1) дивергенция 2) конвергенция |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2В1....
В3. Классифицируйте черепаху болотную, расположив в порядке иерархичности (начиная с наименьшего ранга) семь подходящих элементов из предложенных:
1) род Черепаха; 5) царство Животные;
2) тип Хордовые; 6) вид Черепаха болотная;
3) отряд Черепахи; 7) класс Пресмыкающиеся;
4) отдел Эукариоты; 8) семейство Пресноводные черепахи.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 4132587.
В4. Установите соответствие:
Пример | Эволюционное изменение |
A) дифференциация тела на органы Б) редукция хлоропластов у растений-паразитов B) формирование третьего зародышевого листка Г) появление присосок и крючьев у ленточных червей Д) внутриутробное развитие зародыша у млекопитающих | 1) ароморфоз 2) катаморфоз 3) алломорфоз |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца.
Например: АЗБЗВ2Г1Д1.
В5. Классифицируйте пастушью сумку обыкновенную, расположив в порядке иерархичности (начиная с наименьшего ранга) пять подходящих элементов из предложенных:
1) отряд Цветковые; 5) класс Однодольные;
2) царство Растения; 6) род Пастушья сумка;
3) класс Двудольные; 7) отдел Покрытосеменные;
4) семейство Бобовые; 8) семейство Крестоцветные.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 74132.
В6. Установите личность ученого и запишите только фамилию:
русский физиолог растений и микробиолог, живший в 1864—1920 гг.; является одним из основоположников вирусологии; в 1892 г. при изучении причин мозаичной болезни листьев табака открыл вирусы.
Ответ запишите словом в форме именительного падежа.
В7. Определите, какой способ видообразования описывает каждый пример:
Пример | Видообразование |
A) в природе совместно существует несколько хромосомных рас малины обыкновенной, в частности с 2n = 14, 21, 28, 35, 42 Б) в озере от одного исходного вида форели появились две популяции: одна нерестится в конце лета, а другая — поздней осенью B) в западной части Северной Америки в результате пространственного разделения ареала лапчатки произошло образование четырех новых подвидов | 1) симпатрическое 2) аллопатрическое |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца.
Например: А1Б2В2
В8. Установите вклад в развитие биологии следую щ их ученых:
Ученый | Вклад в развитие биологии |
A) Э. Геккель Б )И . П. Павлов B) И. И. Шмальгаузен | 1) сформулировал правило экологической пирамиды 2) экспериментально изучил регуляцию пищеварения 3) является одним из авторов биогенетического закона 4) участвовал в разработке синтетической теории эволюции |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2В1....
В9. Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):
Органы (структуры) | Схема способа |
A) ягода черники и орех лещины Б) колючки барбариса и усики гороха B) крылья летучей мыши и крылья майского жука Г) ядовитые железы гадюки и слюнные железы ящерицы Д) грызущий ротовой аппарат таракана и колюще-сосущий ротовой аппарат комара | |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2В1....
В10. В результате пищевой дифференциации исходного вида возникло 16 подвидов
птиц (гавайских цветочниц). Какой способ макроэволюции привел к возникновению
этих подвидов?
Контрольная работа №2
Эволюция органического мира. Происхождение и эволюция человека. Поведение как результат эволюции. Биосфера – живая оболочка Земли
Вариант 2
A1. К потеплению климата в последние годы привело(-и):
1) выпадение больших количеств радионуклидов;
2) массовые миграции людей;
3) накопление в атмосфере «парниковых» газов;
4) таяние арктических льдов и горных ледников.
А2. Внутривидовая борьба за существование имеет место между:
1) самцами львов за территорию; 2) тигром и львом за территорию;
3) воробьём и скворцом за место гнездования; 4) львом и гиеной за добычу.
А3. Класс Насекомые и класс Паукообразные относятся к одному:
отделу; 2) роду; 3) типу; 4) семейству.
А4. В океанической части биосферы самая высокая продуктивность характерна для: 1) гигрофитов; 2) планктона; 3) нектона; 4) бентоса.
А5. При стабилизирующем отборе происходит:
1) устранение форм с крайними значениями признака;
2 ) постоянное увеличение размера цветка у насекомоопыляемых растений;
3) переход от облигатного (обязательного) насекомоопыления к ветроопылению;
4) появление цветков с формой венчика, отличной от исходных форм, при появлении новой группы животных-опылителей.
А6. Путь эволюции, связанный со снижением морфофизиологической организации, редукцией ряда органов и их систем в результате приспособления организмов к более простым условиям существования, называется: I) катагенез; 2) арогенез; 3) симбиоз; 4) аллогенез.
А7. Слабое развитие органов чувств у почвенных скрытноживущих кольчатых червей согласно эволюционной теории Ч. Дарвина происходит в результате:
1) естественного отбора; 3) определенной изменчивости;
2) прямой борьбы между особями; 4) модификационной изменчивости.
А8. Даны пять пар примеров органов (структур) живых организмов, три из которых могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции:
а) корневище пырея и клубень картофеля; б) спора бактерии и циста амебы; в) колючки ежа и шерсть собаки; г) крылья бабочки и крылья летучей мыши; д) коробочка мака и крылатка клена.
Укажите, как называются эти три пары органов (структур) и какие два примера к ним не относятся («лишние»):
1) аналогичные органы; «лишние» примеры — б, в;
2) аналогичные органы; «лишние» примеры — г, д;
3) гомологичные органы; «лишние» примеры — б, г;
4) гомологичные органы; «лишние» примеры — а, б.
А9. Какую функцию живого вещества биосферы иллюстрирует фотосинтетическая деятельность растений по производству первичной продукции?
1) газовую; 3) минерализационную;
2) энергетическую; 4) окислительно-восстановительную.
А10. Нарушение теплового баланса атмосферы Земли (парниковый эффект) является примером:
1) рационального природопользования;
2) концентрационной функции биосферы;
3) антропогенного воздействия локального масштаба;
4) антропогенного воздействия глобального масштаба.
А11. Одним из признаков, указывающих на принадлежность человека к классу Млекопитающие, является(-ются):
1) наличие плоских ногтей;
2) наличие ушных раковин;
3) S-образная форма позвоночника;
4) верхние конечности хватательного типа.
А12. На рисунке изображена общая схема действия одной из форм естественного отбора. Укажите пример действия этой формы отбора:
1) появление в океанах гигантских кальмаров;
2) адаптация сорняков к различным ядохимикатам;
3) поддержание определенной длины клюва у колибри, питающихся нектаром;
4) формирование предупреждающей окраски у ядовитых животных.
А13. Из четырех приведенных пар органов (структур) живых организмов три могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции. Укажите «лишний» пример, который таковым доказательством не является:
1) глаза человека и глаза осьминога;
2) сложный зонтик укропа и метелка овса;
3) корнеплод моркови и клубень картофеля;
4) роющие конечности крота и роющие конечности медведки.
А14. Случайный обмен генами между популяциями одного вида в результате миграции особей называется:
изоляция; 2) катагенез; 3) поток генов; 4) дрейф
А15. Выберите признаки, возникшие как результат действия биологических факторов антропогенеза:
а) широкая грудная клетка; б) S-образный изгиб позвоночника; в) вьющиеся волосы у представителей негроидной расы; г) вторая сигнальная система.
1) а, б, в; 2) а, г; 3) в, г; 4) только б.
А16. В процессе эволюции в цветках липы, черемухи и других растений для привлечения насекомых-опылителей ста-
ли синтезироваться эфирные масла, придающие цветкам аромат. Это пример адаптации:
1) этологической; 3) биохимической;
2) поведенческой; 4) морфологической.
А17. Дюк — гибрид вишни и черешни. Укажите метод селекции, который использовали ученые для его получения:
1) гетерозис; 3) автополиплоидия;
2) инбридинг; 4) отдаленная гибридизация.
А18. Выберите признаки, отличающие бактерии от вирусов:
а) генетический материал представлен одним видом нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК); б) имеется белковая оболочка; в) в неблагоприятных условиях образуют споры; г) являются возбудителями туберкулеза.
1) а, б; 2) а, в; 3) б, г; 4) в,
А19. На принадлежность человека к подтипу Позвоночные указывает(-ют):
1) наличие у эмбриона осевого скелета, представленного хордой;
2) внутриутробное развитие зародыша, вскармливание потомства молоком;
3) две пары конечностей, наличие позвоночного столба, черепа, головного и спинного мозга;
4) противопоставление большого пальца руки остальным, развитые ключицы, наличие ногтей.
А20. У близких видов североамериканских светляков для привлечения особей противоположного пола наблюдается различный характер световых вспышек: по длительности, частоте, интенсивности. Это пример изоляции:
1) генетической; 3) экологической;
2) этологической; 4) географической.
ЧАСТЬ В
В1. По каждую сторону от Панамского перешейка морские беспозвоночные представлены различными, хотя и близкородственными видами. Как называется способ видообразования, приведший к различию между обеими фаунами?
B2. Сравните предложенные пары органов (структур) между собой и соотнесите их со способами осуществления эволюционного процесса, который приводит к образованию данных органов (структур).
Органы (структуры) | Способ эволюции |
A) цевка птицы и кости основания стопы гориллы Б) стигма эвглены и глаз кальмара B) таллом мха и таллом лишайника Г) жабры многощетинковых кольчатых червей и жабры рыб Д) пыльцевой мешок в пыльнике покрытосеменных и микроспорангий папоротников | 1) дивергенция 2) конвергенция |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2В1....
В3. Классифицируйте плотву обыкновенную, расположив в порядке иерархичности (начиная с наименьшего ранга) семь подходящих элементов из предложенных:
1) род Плотва; 5) класс Костные рыбы;
2) тип Хордовые; 6) отдел Пресноводные;
3) царство Животные; 7) отряд Карпообразные;
4) семейство Карповые; 8) вид Плотва обыкновенная.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 4132587.
В4. Установите соответствие:
Пример | Эволюционное изменение |
A) появление цветка Б) редукция листьев у повилики B) появление ядра в клетках эукариот Г) появление плавников особой формы у летучих рыб Д) формирование разных форм покровительственной окраски у животных | 1) ароморфоз 2) катаморфоз 3) алломорфоз |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: АЗБЗВ2Г1Д1.
В5. Классифицируйте томат обыкновенный, расположив в порядке иерархичности {начиная с наименьшего ранга) пять подходящих элементов из предложенных:
1) род Томат; 5) класс Однодольные;
2) тип Цветковые; 6) семейство Пасленовые;
3) царство Растения; 7) отдел Покрытосеменные;
4) класс Двудольные; 8) семейство Крестоцветные.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 74132.
В6. Установите личность ученого и запишите только фамилию:
шведский естествоиспытатель, живший в 1707—1783 гг.; создал систему растительного и животного мира; ввел бинарную номенклатуру и установил четкое соподчинение между систематическими категориями.
Ответ запишите словом в форме именительного падежа.
В7. Определите, какой способ видообразования описывает каждый пример:
Пример | Видообразование |
A) в результате пространственного разделения ареала образовались четыре новых подвида лапчатки Б) в природе одновременно существует несколько полиморфных форм осины: диплоидная (обычная осина), триплоидная (гигантская осина) и др. B) в одном и том же саду совместно обитают две расы бабочки пестрокрылки: гусеницы одной развиваются в плодах боярышника, а другой — в плодах яблони | 1) симпатрическое 2) аллопатрическое |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца.
Например: А2Б1В2
В8. Установите вклад в развитие биологии следую щ их ученых:
Ученый | Вклад в развитие биологии |
A) Э. Геккель Б )И . П. Павлов B) И. И. Шмальгаузен | 1) сформулировал правило экологической пирамиды 2) экспериментально изучил регуляцию пищеварения 3) является одним из авторов биогенетического закона 4) участвовал в разработке синтетической теории эволюции |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2В1....
В9. Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):
Органы (структуры) | Схема способа |
A) лист каштана и ловчий аппарат росянки Б) жабры окуня и жабры личинки стрекозы B) клубень картофеля и корневище ландыша Г) воздушные мешки паука и воздушные мешки птиц Д) собирательные конечности пчелы и бегательные конечности таракана | |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2В1....
В10. В результате пищевой дифференциации исходного вида возникло 16 подвидов
птиц (галапагоских вьюрков). Какой способ макроэволюции привел к возникновению
этих подвидов?
12