Дедушка
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.
Уважай старика: сам будешь стар.
(К.Д. Ушинский)
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей басни.
А) Дедушка, сын, невестка, внук;
Б) старик, невестка, внук;
В) дедушка, сын, внук.
2. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.
А) Ненужный, использованный;
Б) слабый, немощный от старости;
В) плохой, скверный.
3. Восстанови с помощью цифр последовательность описания автором немощи дедушки.
А) Плохо он видел;
Б) руки и ноги у него дрожали от старости;
В) плохо слышал.
4. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?
А) Они не хотели общаться с отцом;
Б) отец стал неаккуратно есть;
В) отец стал их обижать.
5. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?
А) Любовь к детям;
Б) любовь к престарелым родителям;
В) умение уважать старость.
6. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.
А) Любишь кататься – люби и саночки возить.
Б) Сделав худо, не жди добра.
В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.
7. Перечитай диалог дитятка с матерью. Подумай, почему отец и мать переглянулись и покраснели? ________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
8. Почему родители дитятка перестали старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить? __________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
9. Выпиши мораль басни. _____________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
10. Определи жизненные правила по отношению к старикам в твоей семье.___________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа 3 четверть 4 класс»
Дедушка
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.
Уважай старика: сам будешь стар.
(К.Д. Ушинский)
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей басни.
А) Дедушка, сын, невестка, внук;
Б) старик, невестка, внук;
В) дедушка, сын, внук.
2. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.
А) Ненужный, использованный;
Б) слабый, немощный от старости;
В) плохой, скверный.
3. Восстанови с помощью цифр последовательность описания автором немощи дедушки.
А) Плохо он видел;
Б) руки и ноги у него дрожали от старости;
В) плохо слышал.
4. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?
А) Они не хотели общаться с отцом;
Б) отец стал неаккуратно есть;
В) отец стал их обижать.
5. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?
А) Любовь к детям;
Б) любовь к престарелым родителям;
В) умение уважать старость.
6. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.
А) Любишь кататься – люби и саночки возить.
Б) Сделав худо, не жди добра.
В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.
7. Перечитай диалог дитятка с матерью. Подумай, почему отец и мать переглянулись и покраснели? ________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
8. Почему родители дитятка перестали старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить? __________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
9. Выпиши мораль басни. _____________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
10. Определи жизненные правила по отношению к старикам в твоей семье.___________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________