СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа 4. «Природные сообщества. Живая природа и человек». Биология 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа в 2-х вариантах, состоит из 2-х частей, включает задания различной сложности.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа 4. «Природные сообщества. Живая природа и человек». Биология 5 класс»

Контрольная работа 4

по биологии в 5 классе

«Природные сообщества. Живая природа и человек».

  1. Назначение работы

Оценить достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися тем «Природные сообщества». «Живая природа и человек».

2. Структура работы

Каждый вариант состоит из 2 частей и содержит 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть А содержит 12 заданий с выбором одного правильного ответа.

Часть Б. Задание 13 на установление соответствия между организмами и сообществом, в котором он живёт. Задание 14 - распределение организмов по их функциям в сообществах.

Задание 15 предполагает полный аргументированный ответ

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Части работы

Количество заданий

Максимальный балл

Тип задания

1

Часть А

12

12

С выбором ответа

2

Часть Б

1

2

С установлением соответствия

1

3

Классификация организмов

1

3

С развернутым ответом

Итого

15

20



  1. Проверяемые умения и виды деятельности

  1. Раскрывать сущности терминов: природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания.

  2. Анализировать группы организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических веществ.

  3. Выявлять существенные признаки природных сообществ организмов.

  4. Анализировать и оценивать влияние хозяйственной деятельности людей на природу.

  5. Определять роль человека в природе, зависимость его здоровья от состояния окружающей среды.

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задание с выбором ответа (1-12) считается выполненным если, выбранный обучающимся номер ответа, совпадает с верным ответом. Оценивается в 1 балл. Задание 13 оценивается в 2 балла, задания 14,15 оценивается максимально в 3 балла. Максимальный балл за выполнение работы – 20 б.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.

Первичный балл

18 - 20

14-17

9 - 13

8 и менее

Отметка

5

4

3

2


1 вариант

Часть А

Выберите один верный ответ (по 1 баллу)

1. Взаимосвязь видов, последовательно извлекающих пита­тельные вещества и энергию из исходного вещества, где каждое предыдущее звено является пищей для последую­щего, называется:

А) природное сообщество Б) биологическое разнообразие
В) пищевая цепь Г) систематика

2. Выберите правильно составленную пищевую цепь:

А) гусеница — скворец — листья — ястреб
Б) ястреб — скворец — гусеница — листья
В) листья — скворец — ястреб — гусеница
Г) листья — гусеница — скворец — ястреб

3. Растения выполняют в природном сообществе роль:

А) потребителей Б) разлагателей В) производителей
Г) пожирателей

4. Совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепями, называется:

А) природное сообщество Б) биологическое разнообразие
В) пищевая цепь Г) жизнедеятельность

5. Бактерии чаще всего выполняют в экосистеме роль:

А) потребителей Б) разлагателей В) производителей
Г) пожирателей

6. Что называют природным сообществом:
А) комплекс живых организмов Б) условия окружающей среды
В) группировка неживой природы Г) пищевау цепь

7. Какую основную функцию выполняют природные сообщества:
А) размножение и сохранение видов Б) население природной зоны
В) круговорот веществ в природе Г) польза человеку

8. В каком сообществе растут тысячелистник, колокольчик, тимофеевка, клевер, мятник, василёк:
А) луг Б) поле В) лес Г) сад

9. Воздействие человека и его хозяйственной деятельности на живые организмы и природу в целом является:

А) абиотическими факторами Б) биотическими факторами
В) антропогенными факторами Г) физиологическими факторами

10. Причиной сокращения видового разнообразия растений в современную эпоху является:

А) сезонные изменения в жизни растений Б) распространение насекомых-вредителей В) изменение человеком среды их обитания

Г) поедание их растительноядными животными

11. К серьезным изменениям природного сообщества степи приводит:

А) бурное развитие растений весной Б) отмирание наземных частей растений осенью В) изменение суточной активности животных

Г) распашка степей

12. Негативное воздействие человека на природу может привести к:
А) ухудшению состава воздуха Б) загрязнению рек
В) глобальной экологической катастрофе Г) процветанию человека.


Часть Б

13. Найдите соответствие между природным сообществом и его обитателем (2 б.):
а) лес 1) лягушки
б) река 2) медведь
в) луг 3) мышь полёвка

14. Заполните таблицу, записав в группы номера соответствующих живых организмов, исходя из их роли в природных сообществах (3 б.).

Название группы

Примеры живых организмов

Продуценты (производители)


Консументы (потребители)


Редуценты (разрушители




Названия живых организмов: 1) клёст, 2) воробей, 3) ландыш, 4) пчела, 5) волк,

6) осина, 7) клевер, 8) жираф, 9) береза, 10) шиповник, 11) белка, 12) ястреб,

13) мышь, 14) куница, 15) василек, 16) бактерии, 17) гриб белый, 18) дождевой червяк

15. Дайте ответ на вопрос (3 б.)

Почему человек, нанося вред природе, сам же страдает от этого?


Ответы 1 вариант:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

В

Г

В

А

Б

А

В

А

В

В

Г

В


13. А – 2, Б – 1, В – 3.

14.

Название группы

Примеры живых организмов

Продуценты (производители)

3,6,7,9,10,15

Консументы (потребители)

1,2,4,5,8,11,12,13,14

Редуценты (разрушители

16,17,18


2 вариант

Часть А

Выберите один верный ответ (по 1 баллу)

1. Совокупность организмов, тесно связанных между собой в пищевые цепи и обитающих на одной территории, вместе с условиями среды образует:

А) природное сообщество Б) биологическое разнообразие
В) пищевую цепь Г) жизнедеятельность

2. Мертвые растительные остатки, погибших животных перерабатывают до минеральных солей, воды и углекислого газа:

А) растения Б) животные В) грибы и бактерии
Г) солнечный свет и кислород.

3. Выберите правильно составленную пищевую цепь:

А) растительный планктон — мелкие ракообразные — хищные птицы — рыбы
Б) мелкие ракообразные — растительный планктон — ры­бы — хищные птицы
В) растительный планктон — мелкие ракообразные — ры­бы — хищные птицы
Г) рыбы — хищные птицы — растительный планктон — мелкие ракообразные

4. Производителями в природном сообществе являются:

А) растения Б) грибы и гнилостные бактерии В) травоядные животные
Г) хищные животные.

5. Животные выполняют в природном сообществе роль:

А) потребителей Б) разлагателей В) производителей
Г) создателей органических веществ.

6. В чём проявляется взаимосвязь всех обитателей одного природного сообщества:
А) формирование цепочек питания Б) образование товарищеских связей

В) взаимопомощи в гнездовании Г) помощь более слабым.

7. Выберите, какое из данных природных сообществ является искусственным:
А) море Б) степь В) огород Г) лес.

8. В каком природном сообществе преобладают насекомые и представлены они наиболее разнообразно:
А) болото Б) поле В) водоём Г) сад

9. Сообщество, которое представлено следующими растениями и животными: клевер, одуванчик, василёк, жаворонок, ящерица, шмель:
А) болото Б) лес В) луг Г) огород.

10. Какое влияние оказывает охота современных людей на биоразнообразие планеты:

А) расширяются ареалы копытных животных Б) увеличивается численность хищников В) сокращается видовое разнообразие и численность жи­вотных Г) увеличивается биологическое разнообразие хищников.

11. Антропогенными факторами являются:

А) влажность и освещенность Б) температура В) сжигание мусора
Г) количество паразитов.

12. Причина экологических проблем:

А) превращение обезьяны в человека Б) усиление воздействия человека на природу В) появление новых видов животных Г) недостаточный полив.


Часть Б

13. Найдите соответствие между природным сообществом и его обитателем (2 б.):
а) луг 1) белка
б) озеро 2) карась
в) лес 3) кузнечик

14. Заполните таблицу, записав в группы номера соответствующих живых организмов, исходя из их роли в природных сообществах (3 б.).

Название группы

Примеры живых организмов

Продуценты


Консументы


Редуценты


Названия живых организмов:

1) белка, 2) ястреб, 3) мышь, 4) рысь, 5) дуб, 6) бактерии, 7) синица, 8) дятел,

9) ландыш, 10) паук, 11) волк, 12) клён, 13) клевер, 14) верблюд, 15) шиповник, 16) роза, 17) гриб подберёзовик, 18) дождевой червяк.

15. Дайте ответ на вопрос (3 б.)

Почему человек, нанося вред природе, сам же страдает от этого?


Ответы 1 вариант:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

В

В

А

А

А

В

Б

В

В

В

Б

13. А – 3, Б – 2, В – 1.

14.

Название группы

Примеры живых организмов

Продуценты

5, 9, 12, 13, 15,16

Консументы

1,2,3,4,7,8,10,11,14

Редуценты

6, 17, 18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!