1. Тип 1 № 12137
В опыте экспериментатор затенил часть капли с находившимися в ней эвгленами. Через непродолжительное время он наблюдал за передвижением эвглен в одном направлении.
Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?
2. Тип 2 № 35131
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) сине-зеленая водоросль
Б) мукор
В) мятлик обыкновенный
Г) аскарида лошадиная
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Грибы
3) Животные
4) Растения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Тип 3 № 39061
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) отдел Покрытосеменные
2) род Горох
3) класс Двудольные
4) семейство Бобовые
5) вид Горох Посевной
4. Тип 4 № 12233
Изучите график зависимости действия лекарственного средства от температуры воды, в которой его растворяют (по оси х отложена температура в °С, а по оси у — активность действия лекарственного средства (в условных единицах)).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) Для приготовления лекарственного средства наиболее подходит вода с температурой 60 °C.
2) Для приготовления лекарственного средства следует брать холодную воду.
3) Зона благоприятных температур для приготовления лекарственного средства находится в пределах от 55 °C до 65 °C.
4) Лекарственное средство начинает активно работать начиная с 40 °C.
5) Минимальная эффективность действия лекарственного средства наблюдается в пределах от 45 °C до 55 °C и от 65 °C до 75 °C.
5. Тип 5 № 20777
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло.
2) Рассмотрите препарат с помощью лупы.
3) Протрите салфеткой предметное и покровное стекла.
4) Разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте ее покровным стеклом.
5) Пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло.
6. Тип 6 № 35103
Изображенный на фотографии инструмент в биологии используется для определения
1) общих размеров организма
2) скорости перемещения организма или его частей
3) основных параметров среды обитания
4) массы тела организмов
7. Тип 7 № 2383
Известно, что картофель, или паслен клубненосный, — вид травянистых растений, важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Картофель — травянистое растение с голым ребристым стеблем, непарноперистыми листьями, белыми, розовыми и фиолетовыми самоопыляющимися цветками.
2) Родина картофеля — побережье Чили и Перу.
3) Европейцы не знали картофеля до 1565 года, до посещения Южной Америки испанцами.
4) До конца XVII века картофель возделывали как декоративное растение, букетами из его цветков украшали прически королев и петлицы камзолов придворных.
5) Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт.
6) Картофель используют и для откорма сельскохозяйственных животных.
8. Тип 8 № 14918
В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Орган | Гормон |
поджелудочная железа | инсулин |
надпочечники | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) адреналин
2) тироксин
3) глюкагон
4) гормон роста
9. Тип 9 № 37226
Что характерно для покрытосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) приспособления к разным видам опыления
2) размножение спорами
3) двойное оплодотворение
4) наличие ризоидов
5) наличие цветков и плодов
6) внешнее оплодотворение
10. Тип 10 № 19391
Вставьте в текст «Митохондрия» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
МИТОХОНДРИЯ
Обязательными органоидами большинства эукариотических клеток являются митохондрии. Их часто называют __________ (А) станциями. Они имеют двойную мембрану: наружную гладкую и внутреннюю, образующую выросты __________ (Б), на которых расположены __________ (В), осуществляющие синтез молекул __________ (Г).
Перечень слов:
1) фермент
2) АТФ
3) полисахарид
4) энергетический
5) цистерна
6) ДНК
7) пластический
8) криста
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 890
Установите соответствие между растением и типом подземного побега, характерного для этого растения. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
РАСТЕНИЕ
A) папоротник щитовник мужской
Б) лилия тигровая
В) ландыш майский
Г) лук репчатый
Д) крапива двудомная
Е) тюльпан лесной
ТИП ПОДЗЕМНОГО ПОБЕГА
1) корневище
2) луковица
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Тип 12 № 1208
Верны ли следующие суждения о нервной ткани человека?
А. Короткие отростки — аксоны — сильно ветвятся.
Б. Двигательные нейроны передают нервные импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 № 1085
Рассмотрите фотографии собаки породы бигль. Выберите характеристики, соответствующие его внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
14. Тип 14 № 35179
Под каким номером изображена селезенка человека?
15. Тип 15 № 240
Что воспримут изображенные на рисунке рецепторные клетки кортиева органа?
1) звук
2) свет
3) вкус
4) запах
16. Тип 16 № 39089
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение зуба человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) дентин
2) пульпа
3) эмаль
4) челюстная кость
5) десна
6) шейка зуба
17. Тип 17 № 345
Какие примеры рефлексов животных и человека следует отнести к условным рефлексам? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) резкий поворот головы и тела кошки в направлении раскатов грома
2) покраснение покровов лица человека при воспоминании о неприятных событиях
3) обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник
4) чихание человека при уборке помещения
5) сильное слюноотделение у собаки при попадание пищи в ротовую полость
6) лай собаки на человека в черном плаще
18. Тип 18 № 39194
Установите соответствие характеристиками и отделами скелета человека: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) содержит бедренную кость
Б) имеет соединение с крестцом
В) имеет коленный сустав
Г) включает в себя фаланги пальцев
Д) состоит из плоских костей
ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА
1) пояс нижних конечностей
2) свободная нижняя конечность
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Тип 19 № 35297
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дубового заболонника.
Список характеристик:
1. паразит
2. стволовой вредитель
3. хищник
4. продуцент
5. консумент первого порядка
6. растительноядное животное
Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.
20. Тип 20 № 35298
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.
21. Тип 21 № 35299
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность пядениц и ястребов, если в течение нескольких лет шло сокращение численности зябликов?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность пядениц | Численность ястребов |
| |
22. Тип 22 № 12463
Рассмотрите рисунок с изображением схемы сердца человека. Как называют нарушение, изображенное на рисунке справа? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.
23. Тип 23 № 39107
Ученый провел эксперимент с белыми лабораторными крысами. Для этого он кормил одну из двух крыс в течение пяти месяцев пищей, калорийность которой превышала нормальную в 2 раза. Другое животное получало пищу с нормальной калорийностью. В течение всего периода наблюдения ученый измерял массу тела крыс. Полученные результаты представлены в таблице. Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? Какие условия эксперимента должны соблюдаться, чтобы результаты были объективными?
Масса тела, г | Возраст животного, дни |
28 | 35 | 63 | 91 | 120 | 150 | 180 |
Экспериментальное животное | 42 | 52 | 100 | 170 | 235 | 276 | 315 |
Контрольное животное | 42 | 50 | 90 | 153 | 213 | 238 | 257 |
24. Тип 24 № 1279
НАХЛЕБНИЧЕСТВО, КВАРТИРАНТСТВО И КООПЕРАЦИЯ
Между организмами разных видов, составляющих ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более
тонкие взаимоотношения.
Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречаются выгодные для одной и безразличные для другой стороны взаимодействия: нахлебничество и квартирантство. При таких взаимоотношениях одни организмы, используя особенности образа жизни или строения других организмов, извлекают для себя одностороннюю пользу, не причиняя им при этом никакого вреда.
При нахлебничестве организмы-нахлебники потребляют остатки пищи организмов-хозяев. Например, песцы, живущие в тундре, могут питаться остатками пищи белых медведей; гиены в африканских саваннах – остатками пищи львов; рыбы-прилипалы и лоцманы обыкновенно сопровождают акул, охотно поедая остатки добычи хищников. При квартирантстве организмы- квартиранты извлекают одностороннюю для себя выгоду от организмов-хозяев в виде мест, пригодных для обитания. Например, на коре деревьев поселяется лишайник пармелия, использующий деревья в качестве места жительства; мелкие соколы – пустельга и кобчик – нередко селятся в старых гнездах серых ворон. Некоторые насекомые поселяются в гнездах птиц и норах грызунов, то есть находят в них для себя убежище.
Нахлебничество и квартирантство содействуют совместному существованию разных видов организмов в природных сообществах и способствуют более полному использованию ими ресурсов среды. В процессе эволюции нахлебничество и квартирантство могут переходить в более тесные взаимовыгодные отношения между организмами.
В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменныхконтактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнера становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).
Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает ее остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены ее щупальца.
Используя содержание текста «Нахлебничество, квартирантство и кооперация» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Какую пользу извлекает организм-квартирант от хозяина?
2) Каков характер отношений между организмами в нахлебничестве?
3) Какое преимущество получает рак-отшельник в кооперации с актинией?
25. Тип 25 № 1716
Молодой ученый изучал ответ тли (Aphididae) на различные длины волны света. Эти насекомые размножаются партеногенезом. В данном эксперименте тлей выращивали на растениях настурции, которые освещали светом, пропущенным через красный, желтый, синий или серый (использовался как контроль) светофильтр. В таблице приведено количество потомков тлей в процентах по дням наблюдения.
Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:
1. При каком свете тли лучше всего размножаются?
2. Опишите динамику размножения тлей по неделям.
3. Опишите влияние синего света на размножение тлей.
26. Тип 26 № 12954
Павел решил поужинать в Макдональдсе. Он взял Фреш МакМаффин, картофель по-деревенски и чай без сахара.
1) Каково количество белков в ужине Павла?
2) Достаточно ли ккал потребил Павел во время ужина от суточной нормы, если за день с едой он получил ровно то количество калорий, которое необходимо для подростка 14 лет?
3) Назовите фермент, расщепляющий углеводы в ротовой полости.
Таблица 1
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) | 425 | 39 | 33 | 41 |
Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) | 380 | 19 | 18 | 35 |
Чикен Фреш Маффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) | 355 | 13 | 15 | 42 |
Омлет с ветчиной | 350 | 21 | 14 | 35 |
Салат овощной | 60 | 3 | 0 | 10 |
Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки) | 250 | 14 | 12 | 15 |
Картофель по-деревенски | 315 | 5 | 16 | 38 |
Маленькая порция картофеля фри | 225 | 3 | 12 | 29 |
Мороженое с шоколадным наполнителем | 325 | 6 | 11 | 50 |
Вафельный рожок | 135 | 3 | 4 | 22 |
«Кока-Кола» | 170 | 0 | 0 | 42 |
Апельсиновый сок | 225 | 2 | 0 | 35 |
Чай без сахара | 0 | 0 | 0 | 0 |
Чай с сахаром (две чайные ложки) | 68 | 0 | 0 | 14 |
Таблица 2
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7−10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11−15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Таблица 3
Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)
Первый завтрак | Второй завтрак | Обед | Ужин |
14% | 18% | 50% | 18% |
Таблица 4
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности | Энергетическая стоимость |
Прогулка - 5 км/ч; езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля на байдарке | 4,5 ккал/мин |
Прогулка - 5,5 км/ч; езда на велосипеде - 13 км/ч; настольный теннис | 5,5 ккал/мин |
Ритмическая гимнастика; прогулка - 6,5 км/ч; езда на велосипеде - 16 км/ч; каноэ - 6,5 км/ч; верховая езда - быстрая рысь | 6,5 ккал/мин |
Роликовые коньки - 15 км/ч; прогулка - 8 км/ч; езда на велосипеде - 17,5 км/ч; бадминтон - соревнования; большой теннис - одиночный разряд; легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи | 7,5 ккал/мин |
Бег трусцой; езда на велосипеде - 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой | 9,5 ккал/мин |