Контрольная работа по теме: «Лексика и фразеология».
1 вариант
I. Подберите синонимы к словам:
1.Авторитет
2.Качество
3.Косный
4.Будущий
5.Влияние
6.Задание
7.Игривость
8.Кровожадный
II.Подберите антонимы к словам
1.Банальный
2.Ничтожество
3.Возникать
4.Басистый(голос)
5.Обилие
6.Профессионал
III.Подберите к словосочетаниям синонимы и антонимы:
1.обычная ситуация
2.интересный писатель
3. свежие огурцы
4. выпавший снег
IV.Подберите к фразеологическим оборотам фразеологизмы-синонимы, если они есть в списке:
Ад кромешний, на мякине не обведешь, книга за семью печатями, канцелярская крыша ,превозносить до небес, китайская грамота ,из мухи делать слона, заткнуть за пояс, у черта на куличках, палец в рот не клади, на кривой козе не подъедешь, бросить якорь, перейти Рубикон, курить фимиам, Содом и Гоморра, бумажная душа, обвести вокруг пальца.
V. Исправьте ошибки во фразеологических оборотах.
1.Люди живут трудно и весело, и все у них нараспашку — горе, радость, труд, любовь.
2.Вначале наш герой живёт как сыр в масле в этом доме.
3.Давайте говорить правде в глаза.
4.Чаша терпения лопнула.
5.Нехорошее слово вырвалось у него с языка.
6.Сто лет живи, сто лет учись.
VI. Выпишите номер словосочетаний, указав является оно омонимом или многозначным словом.
1.скосить траву - скосить глаза
2.ствол дерева - ствол ружья
3.птичье гнездо-гнездо для патронов
4.курс корабля – первый курс обучения
5.полевая мышь- компьютерная мышь
6.месяц февраль-месяц на небе
7.стирать рубашку- стирать информацию в компьютере
8.шишка на лбу- шишка на ели
VII. Выписать слова-архаизмы.
1.Морской бриз надувает ветрило (парус), и лодка несется вперед по волнам.
2.В нашей деревне Николай был избачом (культработник в деревне).
3.Трактирщик (хозяин трактира) был весьма обходительным человеком.
4.Это юная дщерь (дочь) просто красавица.
5.Ну и какая вам нужа (нужда) приходить ко мне сегодня?
6.Ямщик (возница) подвёз нас до ближайшей станции.
7.Отныне (теперь) в наш город будут приезжать артисты.
8.Пушкин любил сам зачитывать свои вирши (стихи).
9.У двух дверей стояли по двое белые рынды (охранники) с топориками на плечах.
10.Из чапыги (чаща) с фырканьем вынырнули два зайца и, взрывая снег, побежали к межам(граница между участками).
VIII. Отметьте старославянизмы (С), заимствованные (З) и исконно русские слова(Р):
Благо, злющий, гражданин, дорожить, предать, апрель, деревня, сделанный факел, жажда,болото.
Контрольная работа по теме: «Лексика и фразеология».
2 вариант
I.Подберите синонимы к словам:
1.Кудрявый
2.Бездарность
3.Многоэтажка
4.Приоритет
5.Справедливо
6.Яркий(цвет)
7.Малосодержательный
8.Энтузиазм
II.Подберите антонимы к словам:
1.Блаженство
2.Вечность
3.Гордость
4.Ясность
5.Центр
6.Утвердительный
III. Подберите к словосочетаниям синонимы и антонимы:
1.обычный день
2.интересный сюжет
3.свежий вечер- душный вечер
4.бодрый вид-уставший вид
IV. Подберите к фразеологическим оборотам фразеологизмы-синонимы, если они есть в списке:
Когда рак на горе свистнет, куда Макар телят не гонял, как с цепи сорвался, набить оскомину, ворон считать, от жилетки рукава ,бросить якорь, собак гонять, заткнуть за пояс, шлея под хвост попала ,китайская грамота, бесструнная балалайка, тесать кол на голове ,пожарная каланча, после дождичка в четверг, кукиш с маслом, собаку съесть на этом деле, шарашкина контора.
V.Исправьте ошибки во фразеологических оборотах.
1.И в этом случае Иван не упал духом.
2.Он знал всю его подноготную жизнь.
3.Ходить как в воду окунутый.
4.Вот поди и разберись, кто прячет топор за пазухой.
5.Не следует ждать ветра в поле.
6.Счастливые часов не замечают.
VI. Выпишите номер словосочетаний, указав является оно омонимом или многозначным словом.
1. грубый тон - тон красного цвета
2.сдать в гардероб- старинный гардероб
3. сливочное мороженое-мороженое мясо
4.земляной вал- вращать вал
5.лунный свет-путешествие по белому свету
6.огромная пропасть дел- упасть в пропасть
7.крепкий канат- крепкая дружба
8.конские хвосты- сдать хвосты по предметам
VII. Выписать слова-историзмы.
1.А привести сюда толмача!( переводчик)
2.Весь народ созвали на вече(собрание).
3.На картине Иван Грозный изображен в блестящей кольчуге, кованом шлеме и широкой спанче (металлический плащ).
4.Это зерцало (зеркало) в красивой оправе поставим на комод(шкаф).
5.Петр I приказал жечь подмётные письма(доносы), не вскрывая их.
6.После принятия христианства на Руси языческие капища(храмы) были разрушены.
7.Сей (этот) спектакль пришелся мне по душе.
8.Рать(войско) преследовала противника по пятам.
9.Карев надел кожан (клеёнчатая одежда), дал Филиппу накрыться веретье(ткань из льна), и поехали на Чухлинку».
10.Из сетчатого вяхиря(кошель для сена) зловеще сверкнули огоньки и, притаившись, погасли.
VIII. Отметьте старославянизмы (С), заимствованные (З) и исконно русские слова(Р):
Страна, сопровождать ,избивать ,хороший, алый, оторванный, экскурсия, средство, огород, чуждый,порог.