СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«п.р 8 пищеварение»

Тестовая работа по теме «Питание и пищеварение»

Вариант 1

ЗАДАНИЕ 1.

Инструкция. Внимательно прочитайте и выполните задания. Выберите один ответ.

А1.У взрослого человека за сутки в среднем образуется слюны:

1) 1 л 2) 1,5 л 3) 2 л 4) 2,5 л

А2. В состав желудочного сока входит:

1) азотная кислота 2) серная кислота 3) соляная кислота 4) сульфитная кислота

А3. Самая широкая часть пищеварительного тракта:

1) глотка 2) желудок 3) пищевод 4) двенадцатиперстная кишка

А4.Установите соответствие:

Ферменты

Функция расщепления

1) амилаза

А) жиры

2) липаза

Б) белки

3) пепсин

В) углеводы

Г) витамины

1) 1А, 2Б, 3ВГ 2) 1Б, 2АГ, 3В 3) 1Г, 2А, 3Б 4) 1В, 2А, 3Б


А5. Печень вырабатывает: 1) желчь 2) муцин 3) лизоцим 4) витамины

А6.Всасывание воды завершается в:

1) тощей кишке 2) тонкой кишке 3) толстой кишке 4) подвздошной кишке

А7.Русский учёный, разработавший приёмы наложения фистулы у животных:

1) Пастер Луи 2) Павлов И.П. 3) Пирогов Н.И. 4) Поляков А.А.

А 8. На рисунке цифрой 6 обозначен (а):

1) печень 2) желудок

3) поджелудочная железа

4) двенадцатиперстная кишка




А9. В желудке среда

1) амфотерная 2) кислая

3) нейтральная 4) щелочная



А10. На рисунке коронка зуба обозначена цифрой:

IV

III

II

I

1) I 2) II 3) III 4) I V




А11. В желудке белки расщепляются на более простые соединения при действии фермента:

1) амилазы 2) мальтазы 3) пепсина 4) трипсина

А 12. На рисунке изображено строение и стенки … кишки:

1) тощей 2) слепой

3) прямой 4) ободочной





А13. Для сохранения зубов важно есть пищу, содержащую

 1) кальций и фосфор 2) железо и азот 3) калий и натрий 4) йод и серу


А14. Вирусное заболевание, заражение которым происходит при нарушении правил личной гигиены, через кровь:

1) ботулизм 2) гепатит 3) дизентерия 4) сальмонеллёз


ЗАДАНИЕ 2.

Установите по­сле­до­ва­тель­ность событий, про­ис­хо­дя­щих при ме­та­бо­лиз­ме уг­ле­во­дов в ор­га­низ­ме человека, на­чи­ная с по­па­да­ния пищи в ро­то­вую полость. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) окис­ле­ние са­ха­ров в клет­ках до уг­ле­кис­ло­го газа и воды

2) по­ступ­ле­ние са­ха­ров в ткани

3) вса­сы­ва­ние са­ха­ров в тон­ком ки­шеч­ни­ке и по­ступ­ле­ние их в кровь

4) на­ча­ло рас­щеп­ле­ния по­ли­са­ха­ри­дов в ро­то­вой полости

5) окон­ча­тель­ное рас­щеп­ле­ние уг­ле­во­дов на мо­но­са­ха­ри­ды в двенадцатиперстной кишке

6) вы­ве­де­ние из ор­га­низ­ма воды и уг­ле­кис­ло­го газа








ЗАДАНИЕ 3.

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и от­де­лом ки­шеч­ни­ка человека, для ко­то­ро­го она свойственна. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

А) за­кан­чи­ва­ет­ся пе­ре­ва­ри­ва­ние белков, уг­ле­во­дов и липидов

Б) вса­сы­ва­ют­ся ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства в кровь и лимфу

В) вса­сы­ва­ет­ся ос­нов­ная часть воды

Г) рас­щеп­ля­ет­ся клетчатка

Д) внут­рен­няя по­верх­ность имеет микроворсинки

Е) фор­ми­ро­ва­ние ка­ло­вых масс

 

1) тонкий

2) толстый



А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


ЗАДАНИЕ 4.

Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1) Какова роль белка лизоцима?

2) Какой фермент содержится в желудочном соке?

3) Объясните, почему при поступлении пищи в ротовую полость в желудке начинает выделяться желудочный сок.


ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ

 

В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.

Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.

Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.

Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.

У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.















































Тестовая работа по теме «Питание и пищеварение» (8 класс)

Вариант 2

ЗАДАНИЕ 1.

Инструкция. Внимательно прочитайте и выполните задания. Выберите один ответ.


А1. В слизистой оболочке тонкой кишки имеются собственные пищеварительные железы, которые за сутки выделяют кишечного сока около:

1) 1 л 2) 1,5 л 3) 2 л 4) 2,5 л

А2. В состав слюны входит: 1) липаза 2) пепсин 3) лизоцим 4) трипсин

А3. Самой длинной частью пищеварительного тракта, образующей петли является:

1) желудок 2) пищевод 3) тонкая кишка 4) толстая кишка

А4.Установите соответствие:

Органические вещества

Распадаются до

1) жиры

А) глюкозы

2) белки

Б) нуклеотидов

3) углеводы

В) аминокислот

Г) глицерина и жирных кислот

1) 1Г, 2А, 3В 2) 1Г, 2В, 3А 3) 1Г, 2Б, 3В 4) 1Г, 2А, 3Б

А5. Слизистая оболочка двенадцатиперстной кишки выделяет ферменты, расщепляющие:

1) белки 2) белки, жиры 3) белки, углеводы 4) белки, жиры, углеводы

А6. В основном всасывание продуктов расщепления происходит в:

1) желудке 2) пищеводе 3) тонкой кишке 4) толстой кишке

А7. Что следует сделать при пищевом отравлении?:

 1) сделать прививку 2) промыть желудок

3) положить лёд на область желудка 4) выпить обезболивающие таблетки

А 8. На рисунке цифрой 12 обозначен (а):

1) печень 2) желудок 3) поджелудочная железа

4) двенадцатиперстная кишка



А9. В ротовой полости среда:

1) амфотерная 2) кислая 3) нейтральная

4) щелочная



А10. Какой бук­вой обо­зна­че­на самая твёрдая часть зуба?:

 

1) А

2) Б

3) В

4) Г






А11. В двенадцатиперстной кишке белки расщепляются на более простые соединения при действии фермента:1) амилазы 2) мальтазы 3) пепсина 4) трипсина

А 12. На рисунке изображено строение и отделы … кишки

1) тощей 2) тонкой 3) толстой 4) подвздошной







А13. После приёма антибиотиков врачи рекомендуют употреблять кисломолочные продукты, потому что они:

1) активизируют деятельность пищеварительных ферментов

2) способствуют восстановлению микрофлоры кишечника

3) усиливают действие антибиотиков в организме

4) усиливают действие лейкоцитов


А14. Причиной данного заболевания чаще всего являются недоброкачественные консервы:

1) ботулизм 2) гепатит 3) дизентерия 4) сальмонеллёз


ЗАДАНИЕ 2.

Известно, что Иван Пав­лов – один из ав­то­ри­тет­ней­ших ми­ро­вых учёных, со­зда­тель науки о выс­шей нерв­ной де­я­тель­но­сти и пред­став­ле­ний о про­цес­сах ре­гу­ля­ции пищеварения. Ис­поль­зуя эти сведения, вы­бе­ри­те из приведённого ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных за­слуг учёного. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным ответам.

 

1) Раз­ра­бо­тал ме­то­ди­ку опы­тов с мни­мым кормлением.

2) Иван Пав­лов читал много ху­до­же­ствен­ной и на­уч­ной литературы.

3) Со­здал об­ще­при­знан­ное уче­ние о двух сиг­наль­ных системах.

4) Пред­ки Пав­ло­ва по от­цов­ской и ма­те­рин­ской ли­ни­ям были слу­жи­те­ля­ми церкви.

5) Ла­у­ре­ат Но­бе­лев­ской пре­мии в об­ла­сти ме­ди­ци­ны и фи­зио­ло­гии 1904 года.

6) В 1883 году учёный за­щи­тил док­тор­скую дис­сер­та­цию «О цен­тро­беж­ных нер­вах сердца».


ЗАДАНИЕ 3

Установите соответствие между процессами пищеварения и отделами пищеварительного канала, в которых они протекают (3) толстая кишка:

 

А) обработка пищевой массы желчью 1) желудок

Б) всасывание основной части воды 2) тонкая кишка

В) расщепление белков и некоторых видов жиров 3) толстая кишка

Г) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками

Д) расщепление клетчатки

Е) завершение расщепления белков, углеводов, жиров

 

A

Б

В

Г

Д

Е








ЗАДАНИЕ 4.

Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

1) Какую роль играют ферменты слюны в пищеварении?

2) Какая среда в желудке здорового человека?

3) Что, по Вашему мнению, смог выяснить с помощью фистульной методики учёный В. А. Басов?


ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ

В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.

Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтозу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтоза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.

 

Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.

Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.

У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.





















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!