Рубежная контрольная работа по биологии для 6 класса
Вариант 1.
-
Как называют данный процесс?
На представленном ниже рисунке ученик увидел один из процессов жизнедеятельность растений. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
-
Знание в области какой ботанической науки позволяет изучить данный процесс?
-
Как называют специально отделённую часть растения для данного процесса?
-
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
Покровная ткань | кожица |
Проводящая ткань | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) камбий 2) клетка−спутница 3) лубяные волокна 4) пробка
2.2. Какую функцию выполняет кожица у растений?
3. Рассмотрите рисунок растительной клетки. Какая структура клетки обозначена на рисунке буквой А?
3.2. Каково значение этой структуры в жизнедеятельности клетки?
3.3. Ольга рассмотрела срез листа одуванчика под микроскопом и сделала рисунок. Что она изобразила на рисунке под цифрой 1?
3.4. К какой ткани относятся изображённые на рисунке клетки?
4. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Растительные ткани
Покровная ткань защищает растение от неблагоприятных внешних воздействий, участвует в газообмене. _______(А) ткань обеспечивает растению прочность и опору. Во всех частях растения находится _______(Б) ткань, необходимая для транспортировки неорганических и органических веществ по организму. Клетки _______(В) ткани имеют тонкие оболочки, способны к постоянному делению, обеспечивают рост органов.
Список слов:
1) образовательная 2) механическая 3) хлорофиллоносная
4) проводящая 5) мышечная 6) нервная
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
5.1. Рассмотрите изображение и выполните задание. Укажите на рисунке под какими цифрами указаны стебель, почки, лист.
5.2. Какую функцию в растении выполняет стебель?
5.3. Назовите ткань, которая обеспечивает прочность стебля.
6. Что из перечисленного не относят к структурам семени?
1) завязь 2) почечка 3) корешок 4) эндосперм
7. Используя таблицу «Проращивание семян», ответьте на вопросы.
Проращивание семян
Название растений | Условия проращивания семян |
Минимальная температура прорастания (°С) | Глубина заделки (см) | Влажность почвы для прорастания |
Рожь | 1 | 3—4 | 73% |
Лён | 2—3 | 3—5 | 100% |
Огурец | 12 | 4—5 | 100% |
Подсолнечник | 2—4 | 5—6 | 75% |
Семена какого растения требуют наибольшей глубины заделки?
Какое растение больше всего нуждается в тепле для успешного прорастания семян?
Какое из приведённых в таблице растений требует наименьшей глубины заделки, минимального количества влаги и может прорастать при низкой температуре?
8. Рассмотрите изображение листа яблони и опишите его по следующему плану: форма листа, жилкование листа, тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Форма листа
Б. Жилкование листа
В. Тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9.1. Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений.
Опишите особенности растений аспарагуса и циссуса, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений.
9.2.По каким позициям из приведённых в описании эти растения имеют одинаковые характеристики?
Рубежная контрольная работа по биологии для 6 класса
Вариант 2.
-
Как называют данный процесс?
На представленном ниже рисунке ученик зафиксировал в виде схемы один из процессов жизнедеятельности растений. Рассмотрите схему и ответьте на вопросы.
-
Знание в области какой ботанической науки позволяет изучить данный процесс?
-
Для клеток какой ткани характерен этот процесс?
-
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
Корень | корневой чехлик |
Побег | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) зона всасывания 2) зона роста 3) корнеплод 4) междоузлие
2.2. Какую функцию выполняет корневой чехлик у растений?
3.1. Рассмотрите рисунок растительной клетки. Какая структура клетки обозначена на рисунке буквой А?
3.2. Каково значение этой структуры в жизнедеятельности клетки?
3.3. Ольга рассмотрела ткани стебля под микроскопом и сделала рисунок. Что она изобразила на рисунке под цифрой 5?
3.4. К какой ткани относятся изображённые на рисунке клетки?
4. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Строение клетки
Форму растительной клетке придаёт _______(А), которая состоит из целлюлозы (клетчатки). Под ней расположена наружная _______(Б). Она пропускает в клетку одни вещества и не пропускает другие. В клетках растений, животных и грибов в цитоплазме имеется _______(В) — генетический аппарат, который регулирует процессы жизнедеятельности, хранит и передаёт наследственную информацию. В клетках растений имеются окрашенные в зелёный цвет хлоропласты.
Список слов:
1) пора 2) мембрана 3) вакуоль 4) ядро 5) клеточная стенка 6) включение
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
5.1. Покажите под какими номерами на рисунке указаны чашелистик, пыльник, завязь.
Рассмотрите изображение цветка и выполните задания.
5.2. Какую функцию в цветке выполняет завязь?
5.3. Назовите клетку, которая образуется в завязи.
6. Какой из перечисленных плодов является сухим?
1) костянка 2) ягода 3) тыквина 4) семянка
7. Используя таблицу «Содержание сахара и витаминов в подземных частях растений», ответьте на вопросы.
Содержание сахара и витаминов в подземных частях растений
Подземные части растений | Содержание веществ, в % |
Сахар | Крахмал | Витамин А |
Морковь | 15 | 1,4 | 0,018 |
Свёкла | 20 | 1,7 | 0,010 |
Редис | 1,9 | 1,6 | 0,004 |
Картофель | 1,3 | 29,4 | 0,003 |
Подземные части какого растения содержат больше всего сахара?
В подземных частях какого растения содержится больше 10% крахмала?
В подземных частях каких растений содержится меньше 0,01% витамина А?
8. Рассмотрите изображение листа осины и опишите его по следующему плану: форма листа, жилкование листа, тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Форма листа
Б. Жилкование листа
В. Тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9.1. Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений.
Опишите особенности растений пеперомии и замиокулькаса, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений.
9.2. По каким позициям из приведённых в описании эти растения имеют одинаковые характеристики?