СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по биологии в 9 классе (промежуточная аттестация)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит материалы для проведения итогового контроля (в рамках промежуточной аттестации) степени сформированности целостных представлений обучающихся о строении и функционировании организма человека. Контрольная работа составлена в 2-х вариантах в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по биологии в 9 классе (промежуточная аттестация)»

Контрольная работа по биологии в 9 классе (промежуточная аттестация) Вариант 1

Часть 1 К каждому из заданий А1 - А18 даны четыре варианта ответа, из кото­рых только один верный.

А1. Анатомия человека – это наука, изучающая

1) душевную жизнь человека 2) строение тела человека и его органов 3) функции человеческого организма и его органов 4) происхождение человека

А2. К биологическим факторам эволюции человека относят:

1) наследственную изменчивость 3) членораздельную речь

2) сознание 4) труд

АЗ. С помощью веществ, вырабатываемых в железах внутренней секреции, осуществляется:

  1. нервная регуляция деятельности органов

  2. механическая и химическая обработка пищи

  3. передача наследственных признаков

  4. гуморальная регуляция деятельности органов

А4. Поджелудочная железа — это железа смешанной секреции, так как она вырабатывает:

  1. желчь и адреналин

  2. клетки крови

  3. гормоны и пищеварительный сок

  4. витамины и антитела

А5. Основными элементами нервной системы человека и животных явля­ются нейроны, так как они:

  1. легко возбуждаются и передают возбуждение другим клеткам

  2. осуществляют передачу наследственной информации потомству

  3. являются компонентами желез внутренней секреции

  4. увеличивают скорость химических реакций в клетках тела человека и многоклеточных животных


А6. Чем со стороны среднего уха обеспечивается давление на барабанную перепонку, равное атмосферному?

1) слуховой трубой 3) перепонкой овального окна

2) ушной раковиной 4) слуховыми косточками

А7. Какой буквой на рисунке обозначена оболочка глаза, в которой распо­лагаются зрительные рецепторы?

  1. А 2) Б 3) В 4) Г

INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\51FB~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11.00\\media\\image1.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "K:\\51FB~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11.00\\media\\image1.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "K:\\51FB~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11.00\\media\\image1.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\51FB~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11.00\\media\\image1.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\51FB~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11.00\\media\\image1.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\51FB~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11.00\\media\\image1.jpeg" \* MERGEFORMATINET



А8. К центральной нервной системе относят

1) головной и спинной мозг 2) головной мозг и нервы 3) спинной мозг и нервные узлы 4) нервы и нервные окончания

А9. Основная функция эритроцитов — перенос:

  1. гормонов и витаминов

  2. питательных веществ

  3. кислорода и углекислого газа

  4. продуктов пластического обмена

А10. Какая кровь течет у человека в артериях большого круга кровообраще­ния?

1) венозная 3) артериальная

2) смешанная 4) насыщенная углекислым газом

А11. Яйцеклетка образуется в: 1) семенниках; 2) семенных пузырьках; 3) яичниках; 4) матке.

A12. Подсчет ритмических колебаний стенок артерий позволяет определить:

  1. число сокращений сердца в минуту

  2. кровяное давление

  3. жизненную емкость легких

  4. скорость движения крови


А13. Какие органические вещества расщепляются в ротовой полости чело­века?

1) углеводы 3) жиры

2) белки 4) нуклеиновые кислоты

А14. . К плоским костям относится(ятся)

1) плечевая кость 2) лучевая кость 3) кости свода черепа 4) позвонки


А15. Какие функции выполняют в организме человека и животных витамины?

  1. регулируют поступление кислорода

  2. оказывают влияние на рост, развитие, обмен веществ

  3. вызывают образование антител

  4. увеличивают скорость образования оксигемоглобина

А16. Под каким номером на рисунке обозначен аппендикс человека?

  1. 1 2) 2 3) 3 4) 4

А17. В случае артериального кровотечения на верхней конечности до обра­щения к врачу надо:

  1. остановить кровотечение с помощью жгута, а затем обработать рапу

  2. зажать сосуд ниже места ранения и наложить жгут

  3. наложить на рану давящую повязку, а затем жгут

  4. обработать рану йодом, а затем наложить жгут

А18. У детей кости легко деформируются, потому что в их составе:1) только минеральные вещества; 2) органические вещества; 3) доля минеральных веществ больше, чем у взрослых; 4) доля органических веществ больше, чем у взрослых.

Часть 2. При выполнении заданий В1-В2 выберите три верных ответа из шести. Обведите их номера и запишите выбранные цифры в указан­ном месте в порядке возрастания. При выполнении заданий ВЗ-В4 установите соответствие между элементами первого и второго столбика. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбран­ным ответам.

В1. К соединительным тканям относятся

1)кровь 2) хрящ 3) поперечнополосатая ткань 4) костная ткань 5) сердечная ткань 6) нервная ткань

В2. Какую функцию в организме выполняют рецепторы?

  1. воспринимают информацию из внешней среды

  2. располагаются в исполнительном органе

  3. преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы

  4. реализуют ответную реакцию организма на раздражение извне

  5. воспринимают информацию из внутренней среды

6) воспринимают информацию от вставочных нейронов

ВЗ. Установите соответствие между функцией ткани и ее типом.

Функция ткани Тип ткани

А) образует слизистые оболочки всех внутренних органов 1) эпителиальная

Б) защищает от механических повреждений 2) соединительная

  1. осуществляет передвижение веществ в организме

Г) выполняет опорную функцию Д) защищает организм от попадания микробов

А

Б

В

Г

д


С1. Рассмотрите рисунок. Какие сосуды повреждены? По каким признакам вы это определили? Опишите приемы оказания первой помощи.

Контрольная работа по биологии в 9 классе (промежуточная аттестация) Вариант 2

Часть 1

К каждому из заданий А1-А18 даны четыре варианта ответа, из кото­рых только один верный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. Рудиментом у человека является 1) хвост 2) многососковость 3) ушные мышцы 4) всё перечисленное верно

А2. К социальным факторам эволюции человека относят:

1) труд 3) звуковые сигналы

2) естественный отбор 4) наследственную изменчивость

АЗ. Гуморальную реакцию осуществляют:

  1. нервные импульсы

  2. химические вещества, воздействующие на органы через кровь

  3. химические вещества, попавшие в пищеварительный канал

  4. пахучие вещества, попавшие в дыхательные пути

А4. Внутреннюю среду организма образуют

1)кровь и лимфа 2) тканевая жидкость и кровь

3) лимфа и тканевая жидкость 4) кровь, лимфа и тканевая жидкость


А5. Нейрон — это:

1) нервная ткань 3) нервная клетка

2) нервный узел 4) нервное волокно

А6. Источником энергии для организма не могут являться 1) белки 2) углеводы 3) жиры 4) вода и минеральные соли

А7. Части слухового анализатора расположены в структуре, обозначенной на рисунке буквой: 1) а; 2) б; 3) в; 4) г.

А8. Примером какого рефлекса является отдергивание руки при прикосно­вении к горячему предмету?

1) врожденного 3) вырабатывающегося в течение жизни

2) условного 4) не передающегося по наследству

А9. Какой отдел центральной нервной системы поврежден у человека, страдающего нарушением координации движения?

1) спинной мозг 3) мозжечок

2) продолговатый мозг 4) промежуточный мозг


А10. В какой полости располагается аорта?

1) в полости черепа 3) в брюшной

2) в грудной 4) в тазовой

A11. Гормоны образуются: 1) вне организма (поступают вместе с пищей); 2) в каждой клетке организма; 3) в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей; 4) в железах внутренней секреции организма.

А12. Какой газ проникает из клеток в межклеточную жидкость в тканях?

1) кислород 3) азот

2) углекислый газ 4) угарный газ

А13. Переваривание белков у человека завершается в:

1) ротовой полости 3) желудке

2) пищеводе 4) тонком кишечнике

А14. Окисление органических веществ в клетке происходит в процессе:

  1. энергетического обмена

  2. пищеварения в пищеварительном канале

  3. образования гликогена из глюкозы

  4. всасывание питательных веществ в кровь и лимфу

А15. Какой витамин участвует в обмене кальция и фосфора?

  1. А 2) В, 3) С 4) D

А16. Какой буквой на рисунке обозначена плечевая кость верхней конечности?

  1. А 2) Б 3) В 4) Г

INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\51FB~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11.00\\media\\image4.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "K:\\51FB~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11.00\\media\\image4.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "K:\\51FB~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11.00\\media\\image4.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\51FB~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11.00\\media\\image4.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\51FB~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11.00\\media\\image4.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\51FB~1\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11.00\\media\\image4.jpeg" \* MERGEFORMATINET



А17. Кровь алого цвета вытекает фонтанирующей струей из:

  1. Капилляров 2) артерий большого круга 3) вен малого круга 4) вен большого круга

А18. Шина, наложенная на сломанную конечность,

  1. уменьшает ее отек

  2. защищает ее от загрязнения

  3. обеспечивает ее неподвижность

  4. согревает ее



Часть 2 При выполнении заданий В1-В2 выберите три верных ответа из шести. Обведите их номера и запишите выбранные цифры в указан­ном месте в порядке возрастания.

В1. Что из перечисленного характерно для скелета человека? 1)  сводчатая стопа 2)  прямой позвоночник без изгибов 3)  позвоночник с S-образным изгибом 4)  широкий чашевидный пояс нижних конечностей 5)  сжатая с боков грудная клетка 6)  массивные челюсти


В2. Витамины — это высокоактивные органические вещества, которые:

  1. влияют на обмен веществ

  2. поступают в организм с пищей

  3. используются в качестве источника энергии

  4. участвуют в образовании ферментов

  5. способствуют превращению глюкозы в гликоген

6) ускоряют процессы всасывания питательных веществ

ВЗ. Установите соответствие между характеристикой ткани в организме че­ловека и ее типом.

Характеристика ткани Тип ткани

А) входит в состав стенок 1) гладкая

внутренних органов 2) поперечно-полосатая

Б) состоит из многоядерных клеток

  1. осуществляет сокращение стенок кишечника

Г) образует скелетные мышцы

Д) состоит из коротких веретеновидных клеток с одним ядром

Е) обеспечивает произвольные движения

А

Б

В

Г

Д

Е








С1. Назовите два заболевания органов пищеварения. Укажите причины возникновения каждого из них.

Спецификация контрольной работы по биологии в рамках промежуточной аттестации за 9 класс

Контрольная работа по биологии состоит из 3-х частей и включает в себя 24 задания. Часть А содержит 18 тестовых вопросов с выбором одного верного ответа из 4-предложенных. За верное выполнение заданий 1-18 выставляется 1 балл. Часть В содержит 4 задания. При выполнении заданий В1-В2 необходимо выбрать три верных ответа из шести предложенных и записать выбранные цифры в порядке возрастания. При выполнении заданий ВЗ-В4 необходимо установить соответствие между элементами первого и второго столбика и записать в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. За верный ответ на каждое из заданий В1-В4 выставляется 2 балла. Часть С содержит 2 задания, в которых необходимо дать полный развёрнутый ответ. Задание С1 оценивается в 2 балла, а задание С2 оценивается в 3 балла. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся за выполнение работы – 31. На выполнение работы отводится 45 минут.

Шкала выставления школьных оценок

Оценка

2

3

4

5

Общий балл

0-10

11-18

19-25

26-31



Ответы к типовым вариантам контрольной работы по разделу «Человек и его здоровье» за 9 класс

Часть 1

Номер

задания

А1

А2

АЗ

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

A11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

Вар. 1

1

1

4

3

1

1

2

1

3

3

1

4

1

2

2

3

1

2

Вар. 2

3

1

2

3

3

3

1

1

3

2

2

2

4

1

4

3

2

3


Номер

задания

В1

В2

ВЗ

В4


Вар. 1

145

135

21221

12112


Вар. 2

135

124

121212

1221


Часть 2




Часть 3

Вариант 1

С1. К каким последствиям приводит недостаток инсулина в крови человека?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Балл

Элементы ответа:

  1. к замедлению процессов использования глюкозы клетками и тканями и превращению излишков глюкозы в гликоген;

  2. к увеличению содержания сахара в крови, к заболеванию человека диа­бетом


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологиче­ских ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологи­ческих ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но со­держит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


С2. Какие особенности скелета человека связаны с прямохождением?


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Балл

Элементы ответа:

  1. изгибы позвоночника;

  2. грудная клетка расширена в стороны;

  3. пояс нижних конечностей расширен, имеет вид чаши;

  4. кости нижних конечностей массивнее и прочнее костей рук


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологиче­ских ошибок

3

Ответ включает 2-3 из названных выше элементов и не содержит биоло­гических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

, 2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологи­ческих ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3




Вариант 2

Cl. Почему важно соблюдать правильную осанку?


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Налл

Элементы ответа:

  1. неправильная осанка затрудняет работу внутренних органов (сердца, легких, органов пищеварения);

  2. в результате нарушается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологиче­ских ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологи­ческих ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но со­держит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2




С2. Что происходит при легочном и тканевом дыхании?


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Балл

Элементы ответа:

  1. в воздухе легких содержится больше кислорода и меньше углекислого газа, чем в крови легочных капилляров;

  2. в процессе диффузии кислород поступает в плазму крови и в эритроци­ты, образуя оксигемоглобин;

  3. в тканях содержится углекислого газа больше, а кислорода меньше, чем в поступающей к ним артериальной крови;

  4. по закону диффузии кислород поступает из крови в клетки и ткани, а уг­лекислый газ — из тканей в кровь


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологиче­ских ошибок

3

Ответ включает 2-3 из названных выше элементов и не содержит биоло­гических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологи­ческих ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!