Электромагнитные явление
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения
контрольной работы по физике по теме «Электромагнитное поле»
в 9 классе
Предмет: «физика»9 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Н.С. Пурышева, Н.Е. Важаевская, В.М. Чаругина .
Вид контроля: текущий (тематический)
Тема: «Электромагнитное поле»
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Номер | Описание элементов предметного содержания | |
задания | |
| | |
1.3.10 | А1, А2 | Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. | |
1.3.11 | А3 | Взаимодействие магнитов. | |
1.3.12 | А4 | Действие магнитного поля на проводник с током. | |
1.3.13 | А5 | Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. | |
| А6, А7, | | |
1.3.14 | А8, | Электромагнитные колебания и волны. | |
| В10, С11 | | |
Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Номер | Описание элементов метапредметного содержания | |
| задания | | |
2.2.1 | А1, А2, А3, А5, | Умение определять понятия (познавательное УУД) | |
В10 | |
| | |
2.2.2 | В10 | Умение классифицировать (познавательное УУД) | |
| А1, А2, А3. А4, | | |
2.2.3 | А5, А7, | Умение устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД) | |
А8, | |
| | |
| С11 | | |
| А1, А5, | | |
2.2.4 | А7, А8, | Умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы | |
| С11 | | |
2.2.6 | Работа | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное | |
УУД) | |
| | |
Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших тему «Электромагнитное поле»
Код | Номер | Описание требований к уровню подготовки обучающихся | |
задания | |
| | |
3.1.1 | А1, А6,А8, А9 | Знание и понимание смысла понятий: магнитное поле, электромагнитные колебания, электроемкость плоского конденсатора, период колебаний колебательного контура , электромагнитная волна, характеритики длины волны. | |
3.1.4 | А1, А2, А3, А4, | Умение описывать и объяснять физические явления: действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция. | |
А5, С11 | | |
| |
3.2.6 | А4, А7, С11 | Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы. | |
| |
| | |
| | |
| | |
3.3.3 | А4, А7,А9, | Решение физических задач на действие магнитного поля на проводник с током, на нахождение периода колебательного контура, используя график зависимости силы тока от времени в колебательном контуре, на определение длины электромагнитной волны. | |
С11 | | |
| В10 | | |
3. 3.14 | Установите соответствие между научными открытиями и именами учёных, которым эти открытия принадлежат. | |
3.4.1 | А6, А7, А8 | Понимание смысла использованных в заданиях физических терминов. | |
Спецификация КИМ
для проведения контрольной работы по теме
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения учащимися 9 класса содержания темы «Электромагнитное поле».
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Электромагнитное поле» учебного предмета «физика», а также содержанием темы «Электромагнитное поле» учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Н.С. Пурышева, Н.Е. Важаевская, В.М. Чаругина .
Контрольная работа состоит из 11 заданий: 8- задания базового уровня, 2 - повышенного.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения
| | | | Примерное | |
№ задания | уровень | Что проверяется | Тип задания | время | |
выполнения | |
| | | | |
| | | | задания | |
А1 | Базовый | 1.3.10, 2.2.1, 2.2.3, | Тест с выбором ответа | 1 мин | |
2.2.4, 3.1.1, 3.1.4 | |
| | | | |
А2 | Базовый | 1.3.10, 2.2.1, 2.2.3, | Тест с выбором ответа | 3 мин | |
2.2.4, 3.1.1, 3.1.4 | |
| | | | |
А3 | Базовый | 1.3.11,2.2.1, 2.2.3 | Тест с выбором ответа | 1 мин | |
| |
| | | | |
| | | | | |
А4 | Базовый | 1.3.12,2.2.13 3.2.6, 3.3.3 | Тест с выбором ответа | 4 мин | |
А5 | Базовый | 1.3.13, 2.2.1, 2.2.4, | Тест с выбором ответа | 3 мин | |
2.2.6 | |
| | | | |
А6 | Базовый | 1.3.14, 2.2.3, 2.2.4, | Тест с выбором ответа | 2 мин | |
3.4.1 | |
А7 | Базовый | 1.3.14, 2.2.3, 2.2.4,3.4.1 | Тест с выбором ответа | 6 мин | |
| | | |
А8 | Базовый | 1.3.14, 2.2.3, 2.2.4,3.4.1 | Тест с выбором ответа | 3 мин | |
А9. | Базовый | 1.3.14, 2.2.3, 2.2.4,3.4.1 | Тест с выбором ответа | 4 мин | |
В10 | Базовый | 1.3.14, 2.2.1, 2.2.2 | Задание на соответствие, | 5 мин | |
С11 | Повышенный | 1.3.14, 2.2.3, 2.2.4, | Расчётная задача с | 10 мин | |
3.4.1, 3.3 | развёрнутым решением | |
| | | |
| | Выполнение теста | | | |
| | на знание | | | |
| | информации и | | Выполняется | |
Оценка | Базовый | применения | Сверка с эталоном | на следующем | |
правильности | | репродуктивных | | уроке, после | |
выполнения | | способов | | проверки | |
задания | | деятельности | | работы | |
| | | Сверка с выполненной | учителем | |
| Повышенный | 2.2.6 | учебной задачей по | | |
| | | критериям | | |
| | | | | |
На выполнение 11 заданий отводится 40 минут. Контрольная работа составлена в 2-х вариантах.
Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице.
№ задания | | Количество баллов | |
1 - 9 | | 1 балл – правильный ответ | |
| 0 баллов – неправильный ответ | |
| | |
| | | |
| | Максимальное количество баллов -2 | |
10 | | Правильно распределено 3 понятия - 2 балла | |
| Правильно распределено 2 понятия - 1 балл | |
| | |
| | Правильно распределено 1понятие - 0 баллов | |
| | Максимальное количество баллов – 3 | |
| Если: | | |
| | полностью записано условие, | |
| | содержатся пояснения решения, | |
| | записаны формулы, | |
| записан перевод единиц измерения в СИ, | |
| | вычисления выполнены верно, | |
| записан подробный ответ – 3 балла | |
| Если: | | |
| | записано условие, | |
| | отсутствуют пояснения решения, | |
11 | | записаны формулы, | |
не записан перевод единиц измерения в СИ, | |
| |
| | вычисления выполнены верно, | |
| записан ответ – 2 балла | |
| Если: | | |
| | записано условие, | |
| | отсутствуют пояснения решения, | |
| | записаны формулы, | |
| не записан перевод единиц измерения в СИ, | |
| содержится вычислительная ошибка, не искажающая грубо | |
| | результат, | |
| записан ответ – 1 балл | |
| Если ход решения не верный, но присутствует правильный ответ – 0 баллов | |
Оценка | Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после | |
правильности | проверки работы учителем попросить проверить - учащихся свои работы, | |
выполнения задания | сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения | |
| учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать | |
| результат выполнения задания. | |
| Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится. | |
Итого | | 14 баллов | |
| | Перевод баллов к 5-балльной отметке |
| | |
Баллы | | Отметка |
14-12 | | 5 |
11 | - 10 | | 4 |
9 | - 6 | | 3 |
меньше 6 | | 2 |
Показатели уровня освоения каждым обучающимся
содержания темы «Электромагнитное поле»
Код требования | | № задания | | Предметный | Предметный | | Предметный | |
к уровню | контрольной | | результат не | результат | | | результат | |
подготовки | | | работы | | сформирован | сформирован на | | сформирован на | |
| | | | | | | базовом уровне | | повышенном | |
| | | | | | | | | | | уровне | |
3.1.1 | | | А1, А6, А8 | | Задание не | Задание | | | | |
| | | | | выполнено | выполнено | | | | |
3.1.4 | А1, А2, А3, А4, А5, С11 | | Не выполнено два | Выполнено три | | Выполнено | |
| | задания части А | задания части А | | задание части С | |
| | | | | | |
3.2.6 | | | А4, А7, С11 | | Задание не | Задание А2 | | | Выполнено | |
| | | | выполнено | выполнено | | | задание части С | |
| | | | | | | |
3. 3.3 | А4, А7, А9 С11 | | Не выполнено два | Выполнено два | | Выполнено | |
| | задания части А | задания части А | | задание части С | |
| | | | | | |
3.4.1 | | | А6, А7, А8 | | Задание не | Задание | | | | |
| | | | выполнено | выполнено | | | | |
| | | | | | | | |
Показатели сформированности у обучающихся метапредметных умений | |
| | | | | | | | |
Код метапредметного | | № задания | Продемонстрировал | | | | Не | |
результата | | | контрольной работы | сформированность | | продемонстрировал | |
| | | | | | | | | сформированность | |
2.2.1 | | | А1, А2, А3, А5, В9 | Выполнено два | | Задание не выполнено | |
| | | | | | задания части А | | | | | |
2.2.2 | | | В9 | | Выполнено задание | | Задание не выполнено | |
| | | | | | | |
2.2.3 | | | А1, А2, А3, А5, А7, А8, С11 | Выполнено три | | Выполнено менее трёх | |
| | | | | задания части А | | | | заданий | |
2.2.4 | | | А1, А5, А8, С11 | Выполнено три | | Выполнено менее трёх | |
| | | | | | задания части А | | | | заданий | |
2.2.6 | | | Оценка правильности | Результаты обучения | | | | Результаты в | |
| | | выполнения задания | учащимися | | большинстве случаев | |
| | | | | | комментируются и | | | | учащимися не | |
| | | | | | аргументируются | | | комментируются | |
Вариант -1
Уровень А
А1. На рисунке представлена картина линий магнитного поля от двух полосовых магнитов, полученная с помощью железных опилок. Каким полюсам полосовых магнитов, судя по расположению магнитной стрелки, соответствуют области 1 и 2?
1) 1-северному полюсу; 2- южному 2) 2-северному полюсу; 1- южному
3) ) и 1, и 2 -северному полюсу 4) и 1, и 2 - южному полюсу
А2. Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками.
Сила, действующая на нижнюю сторону рамки, направлена
А3. Из какого материала могут быть изготовлены мелкие предметы, чтобы они притянулись к магниту?
А. Эбонит
Б. Железо
1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
А4 В однородном магнитном поле перпендикулярно линиям магнитной индукции поместили прямолинейный проводник, по которому протекает ток силой 8 А. Определите индукцию этого поля, если оно действует с силой 0,02 Н на каждые 5 см длины проводника.
1) 0,05 Тл 2) 0, 0005 Тл 3) 80 Тл 4) 0,0125Тл
А5. Сплошное проводящее кольцо из начального положения в первом случае смещают вверх, а во втором вниз.
Индукционный ток в кольце
1) течёт только в первом случае 2) течёт только во втором случае
3) течёт в обоих случаях 4) в обоих случаях не течёт
А6. Как изменится электрическая емкость плоского конденсатора, если площадь пластин
увеличить в 3 раза?
1) не изменится 2) увеличится в 3 раза 3) уменьшиться в 3 раза 4) среди ответов нет правильного
А7. На рисунке приведен график зависимости силы тока от времени в колебательном контуре при свободных колебаниях. Если катушку в этом контуре заменить на другую катушку, индуктивность которой в 4 раза меньше, то период колебаний контура будет равен
1) 1 мкс 2) 2 мкс 3) 4 мкс 4) 8 мкс
А8. К электромагнитным волнам относятся:
A) волны на поверхности воды;
Б) радиоволны;
B) световые волны.
1) только А 2) только Б 3) только В 4) Б и В
А9. Период электромагнитной волны равен 1 мкс. Длина электромагнитной волны равна
1) 300 мкм 2) 300 мм 3) 300 м 4) 300 км
Уровень В
В10. Установите соответствие между научными открытиями и именами учёных, которым эти открытия принадлежат.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ | ИМЕНА УЧЕНЫХ |
А) экспериментальное открытие магнитного действия электрического тока Б) экспериментальное открытие явления электромагнитной индукции | 1) Г. Герц 2) А. С. Попов 3) Х. К. Эрстед 4) М. Фарадей |
Уровень С
С11. Индуктивность входного колебательного контура приемника равна 1 мкГн, а емкость равна 1 мкФ. Приемник настроен на длину волны, примерно равную...
Вариант -2
Уровень А
А1. На рисунке представлена картина линий магнитного поля от двух полосовых магнитов, полученная с помощью магнитной стрелки и железных опилок. Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?
1) 1 — северному полюсу; 2 — южному
2) 1 — южному; 2 — северному полюсу
3) и 1, и 2 — северному полюсу
4) и 1, и 2 — южному полюсу
А2. Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками.
Сила, действующая на верхнюю сторону рамки, направлена
А3. Из какого материала могут быть изготовлены мелкие предметы, чтобы они притянулись к магниту?
А. Медь.
Б. Железо.
1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
А4. Прямолинейный проводник длиной 20 см, по которому течет электрический ток силой 3 А, находится в однородном магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом 90° к вектору магнитной индукции. Чему равна, сила действующая на проводник со стороны магнитного поля?
1) ) 240 Н 2) 0,15 Н 3) 60 Н 4) 2,4 Н
А5. Проводящее кольцо с разрезом из начального положения поднимают вверх к полосовому магниту, а сплошное проводящее кольцо из начального положения смещают вправо.
При этом индукционный ток
А6. Как измениться электрическая емкость плоского конденсатора, если расстояние между пластинами увеличить в два раза?
1) не изменится 2) увеличится в 2 раза 3) уменьшиться в 2 раза 4) среди ответов нет правильного
А7. На рисунке приведен график зависимости силы тока от времени в колебательном контуре при свободных колебаниях. Если емкость конденсатора увеличить в 4 раза, то период собственных колебаний контура станет равным
1) 16 мкс 2) 8 мкс 3) 4 мкс 4) 2 мкс
А8. К электромагнитным волнам относятся
A. звуковые волны.
Б. радиоволны.
B. инфракрасные лучи.
Правильным ответом является
1) только А и Б 2) только Б 3) только Б и В 4) А, Б и В
А9. Длина электромагнитной волны равна 300 м. Чему равен период электромагнитной волны
1) 1 мкс 2) 0,1 мкс 3) 0,01мкс 4) 10 с
Уровень В
В10. Установите соответствие между научными открытиями и именами учёных, которым эти открытия принадлежат.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ | ИМЕНА УЧЕНЫХ |
А) экспериментальное открытие явления электромагнитной индукции Б) экспериментальное открытие электромагнитных волн | 1) Дж. Максвелл 2) Г. Герц 3) Х. К. Эрстед 4) М. Фарадей |
Уровень С
С11. Приемник настроен на длину волны, равную 600 м. Индуктивность входного колебательного контура приемника равна 1 мкГн. Емкость входного колебательного контура примерно равна...
Ключи
Вариант | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | В10 | |
В-1 | 2 | 4 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 4 | 3 | 34 | |
В-2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 | 3 | 1 | 42 | |
| | |
1 | Знание и понимание смысла понятий: магнитное поле. | |
2 | Умение описывать и объяснять физические явления: действие магнитного поля на проводник с током. | |
3 | Умение описывать и объяснять физические явления: действие постоянных магнитов на вещества. | |
4 | Решение физических задач на действие магнитного поля на проводник с током. Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы. | |
5 | Умение описывать и объяснять физические явления: электромагнитная индукция. | |
6 | Знание и понимание смысла понятий: электроемкость плоского конденсатора. | |
7 | Решение задач на нахождение периода колебательного контура, используя график зависимости силы тока от времени в колебательном контуре. Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы. | |
8 | Знание и понимание смысла понятий: электромагнитная волна. | |
9 | Решение задач , на определение длины электромагнитной волны. | |
10 | Установите соответствие между научными открытиями и именами учёных, которым эти открытия принадлежат. | |
11 | Решение физических задач повышенного уровня. | |