Пояснительная записка:
Назначение итоговой контрольной работы – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 7 классов по предмету «История». Все задания составлены с учетом требований образовательного стандарта ФГОС ООО и направлены на формирование у школьников универсальных учебных действий, отработку у обучающихся 7 класса навыков работы с историческими терминами и понятиями, умений работать по алгоритму, формирование логического мышления.
Задания итоговой контрольной работы охватывают темы курса, изученные обучающимися в 7 классе. Первая часть работы (часть А) включает задания базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных вариантов. Они сформулированы как в виде предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде ситуации, иллюстрирующей то или иное понятие, которое необходимо найти в предложенном списке ответов.
Также в первую часть работы включены задания повышенного уровня сложности, в которых необходимо проанализировать два суждения и выбрать правильный ответ. Сложность задания состоит в том, что суждения могут оказаться как верными, так и неверными, а также верным может быть только одно из них. Каждое правильно выполненное задание части А оценивается 1 баллом.
Вторая часть итоговой контрольной работы состоит из заданий различных типов, на которые надо дать краткий ответ и записать его в виде набора цифр или букв. В данной части представлены
- установить соответствие между понятием и примером. К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать в таблицу выбранные цифры;
- из приведённых в списке характеристик выбрать лишнюю и выписать номер этой характеристики в строку ответа;
- работа с текстом исторического источника.
Правильно выполненные задания оцениваются следующим образом:
А1-А9 – 1 балл за каждое правильное,
В1-В3 – 2 балла за каждое полное выполненное задание, 1 балл за 1 ошибку.
С – оценивается в 5 баллов.
№ | Вариант1 | Вариант2 |
А1 | Б | В |
А2 | В | Б |
А3 | Г | А |
А4 | Б | В |
А5 | В | А |
А6 | В | А |
А7 | Г | Г |
А8 | А | В |
А9 | Г | Г |
В1 | А-5,Б-4,В-1,Г-2,Д-3 | А-5,Б-4,В-2,Г-1,Д-3 |
В2 | мануфактура, предприниматель, барщина | Ярмарка, Посполитая, предприниматель |
В3 | Купечество- не священники, Крестьянство- не привилегированное сословие | Привилегированные сословия, крестьяне |
«5» - 18-21 балл
«4» - 14-17 баллов
«3» - 6-13 баллов
Вариант 1. Часть А
А1. От имени царя Федора Иоанновича управлял брат царицы. Кто это был?
A) Василий Шуйский Б) Борис Годунов
B) Михаил Романов Г) Алексей Адашев
А2. В 1597 году был издан указ об «урочных летах», по которому:
A) крестьянам запрещалось менять хозяев в Юрьев день
Б) был ограничен переход крестьян в Юрьев день
B) был введен пятилетний срок сыска беглых крестьян
Г) помещикам разрешалось в определенное время переводить крестьян на оброк
А3. Причиной Смуты на Руси НЕ являлось следующее:
A) последствия разорения страны после опричнины
Б) династический кризис
B) голод 1601-1603 гг.
Г) неудачная внешняя политика Бориса Годунова
А4. Укажите, при чьем правлении был заключен договор, на основании которого польские войска вошли в Москву и власть фактически перешла в руки польского воеводы:
A) Лжедмитрий I Б) Василий Шуйский
B) «Семибоярщина» Г) Б. Годунов
А5. В XVII в. в крепостной зависимости от помещика находились:
A) закупы Б) черносошные крестьяне
B) частновладельческие крестьяне Г) смерды
А6. В ХУII в. в России появилась форма организации промышленного производства:
A) фабрика Б) монополия
B) мануфактура Г) верфь
А7. Годы 1497, 1581, 1597, 1649 отражают основные этапы:
A) борьбы России за выход к морю
Б) образования Российского централизованного государства
B) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость
Г) закрепощения крестьян.
А8. Политическое развитие России в XVII в. характеризовалось:
A) усилением самодержавной власти
Б) установлением ограниченного самодержавия
B) учреждением системы министерств
Г) усилением роли Боярской думы
А9. В середине XVII в. Земские соборы перестали собираться, так как в России:
A) были решены основные вопросы внешней политики
Б) возросло значение Боярской думы
B) это было решено Соборным уложением
Г) формировался абсолютизм
Часть В
В1. Установите соответствие между понятием и определением:
А) Кризис | 1. Временный правитель |
Б) Недоимка | 2. Форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти владельца |
В) Регент | 3. Находящийся в бегах, спасающийся бегством; человек, самовольно, тайно бежавший из места жительства |
Г) Крепостное право | 4. Не уплаченная в срок часть налога или других государственных, общественных сборов |
Д) Беглый | 5. Перелом, переворот, решительная пора переходного состояния |
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
В2. Разгадайте путаницу
Переставьте буквы, и у вас получится слово.
1. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике, «ТАКУРУНАМАФ» - ____________________________.
2. Владелец предприятия, фирмы, деятель в экономической, финансовой сфере, «ДРАПИЛИНЕПЕТМЬР» - ________________________.
3. Даровой (бесплатный) принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве, «ЩАРИБАН»- ___________________.
В3. Исключите (подчеркните) лишнее понятие. Объясните свой выбор
1. Патриарх, епископ, купечество, архиепископ, митрополит.
______________________________________________________________________________________
2. Дворянство, духовенство, крестьянство.
______________________________________________________________________________________
Часть С
Прочтите документ, выполните задания к нему.
Как вы оцениваете этот указ?
Какие категории жителей России обладали правом владеть крестьянами?
Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591г., подлежал ли он сыску?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2. Часть 1
А1. В 1597 году был издан указ об «урочных летах», по которому:
A) крестьянам запрещалось менять хозяев в Юрьев день
Б) был ограничен переход крестьян в Юрьев день
B) был введен пятилетний срок сыска беглых крестьян
Г) помещикам разрешалось в определенное время переводить
крестьян на оброк
А2. В правление Бориса Годунова произошло крупное крестьянское восстание под руководством:
A) Ивана Болотникова Б) Хлопка Косолапа
B) Степана Разина Г) Емельяна Пугачева
А3. Появление Лжедмитрия I было обусловлено:
A) слухами о чудесном спасении законного наследника русского престола - царевича Дмитрия
Б) прибытием в Москву польского посла
B) избранием Лжедмитрия на царствование Земским собором
Г) назначением Боярской Думой
А4. Два основных признака «Смуты» - это: установление власти самозванцев на престоле и
A) расширение государственных границ
Б) продолжение централизации государства
B) политическая, экономическая нестабильность
Г) экономические реформы
А5. Одна из повинностей зависимых крестьян называлась:
A) барщина Б) испольщина
B) купа Г) служба
А6. Как назывались в XVI — начале XVIII вв. служилые люди, составлявшие постоянное войско?
A) стрельцы Б)рекруты
B) казаки Г) дружинники
А7. Годы 1497, 1581, 1597, 1649 отражают основные этапы:
A) борьбы России за выход к морю
Б) образования Российского централизованного государства
B) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость
Г) закрепощения крестьян
А8. Какое из перечисленных ниже явлений стало показателем укрепления самодержавия в XVII в.?
A) учреждение Государственного совета Б) появление системы приказов
B) прекращение созывов Земских соборов Г) усиление роли Боярской думы
А9. Какое событие относится к XVII в.?
A) создание единого централизованного государства Б) провозглашение Российской империи
B) избавление от ига монголо-татар Г) воцарение Романовых
Часть В
В1. Найдите соответствие букв и цифр
А) свод | 1. Высшие сословно-представительные законосовещательные учреждения в России. |
Б) староста | 2. Собрание должностных или выборных лиц для рассмотрения и разрешения вопросов организации и управления. |
В) Земские соборы | 3. Поручение, обращение, содержащее перечень требований и пожеланий. |
Г) Собор | 4. Выборное или назначаемое лицо для ведения дел небольшого общества, коллектива. |
Д) Наказ | 5. Собранные, сведенные в единое целое и расположенные в определенном порядке тексты, документы, законы. |
А | Б | В | Г | Д- | |
| | | | | |
В2. 4. Разгадайте путаницу
Переставьте буквы, и у вас получится слово.
1. Регулярно, в определенное время устраиваемый торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров, «КЯМАРАР» - ____________________.
2. Речь ... - традиционное наименование польского государства в конце 15 — 18 вв. «ТОСИПАЛЯОП» - _______________________________.
3. Владелец предприятия, фирмы, деятель в экономической, финансовой сфере, «ДРАПИЛИНЕПЕТМЬР» - ________________________.
В3. По какому принципу образованы ряды?
1. Боярство, дворянство, духовенство.
2. Частновладельческие, черносошные (государственные), дворцовые.
Часть С
Прочтите документ, выполните задания к нему.
Имя царя, о котором идет речь?
Как оценивает автор деятельность этого царя?
Объективен ли автор текста в своих оценках? Объясните свои выводы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________