СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по лексикологии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по лексикологии в 2-х вариантах.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по лексикологии»

Контрольная работа по теме: «Лексикология и фразеология»

Вариант I _______________________________________________________

1. Лексикология это _________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Неологизмы это _________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Слова, которые употребляются всеми носителями языка независимо от места жительства или профессии называются __________________________________________ _________

4. По каким причинам слова становятся устаревшими?

1) ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2) ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. В каком ряду все слова синонимы?

  1. время, период, эпоха, эра

  2. лингвист, историк, литературовед

  3. фрукты, овощи, вишня

  4. сосна, тополь, ясень

6. Определите, в каком ряду все слова являются профессионализмами?

  1. учитель, наставник, педагог

  2. отечество, отчизна, родина

  3. метель, пурга, буран

  4. аккорд, вокализ, мольберт

7. В каком варианте слово «плюс» является переносным?

  1. Положительная величина при обозначении температуры.

  2. Достоинство, хорошая сторона кого-либо или чего-либо.

  3. Знак, обозначающий действие сложения.

8. Укажите, какое из данных слов является историзмом.

  1. чело

  2. очи

  3. кафтан

  4. замолаживать

9. Какой фразеологизм обозначает «медленно передвигаться»?

  1. черепашьим шагом

  2. танталовы муки

  3. остаться без ног

  4. потерять голову

10. Назовите антоним фразеологизму «спустя рукава»

  1. бить баклуши

  2. положа руку на сердце

  3. не покладая рук

  4. море по колено

11. Напишите два фразеологизма, объясните их значение и расскажите об истории их происхождения.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

11. Прочитайте текст и выполните задания.

Мальчишкой я услышал из уст моей бабушки интерес..ную л..генду. Дивными мел..дичными пес..нями поведала она мне историю двух х..лмов около нашего с..ления. В них люди похор..нили храброго воина Изамбая и его верную жену Татьяну. Он был простой чуваш.., а она доч.. русского стрельца из города Ярославля.

В легенде говорится о походе храброго воина Изамбая вместе с Мининым и Пожарским против продажных бояр и Польских захватчиков, о прибытии в далёкий русский гор..д Ярославль. Люди в этом гор..де радушные. Здесь и встретился воин с той, которая заворожила сер..це чувашского джигита. Её лицо сияло со..нцем, а глаза были ярче самых ярких звёзд. Полюбили девушка из Ярославля и чешский воин друг друга великой любовью. Света белого друг без друга не видели. Когда Москва была освоб..ждена поехала русская кр..савица вместе с любимым в Чувашию. Это край великой России, где небо голубое. И назвали её чуваши любовно Инге. Это значит красавица.

  1. Вставьте, где необходимо пропущенные буквы.

  2. Найдите в тексте и поставьте всего один недостающий знак препинания. Графически объясните его постановку (составьте схему предложения)

___________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста устаревшие слова. Замените их, где это возможно, современными синонимами.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Произведите морфологический разбор слова «легенду» из первого предложения.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Подберите антонимы к словам

  1. интересную ________________________________________________

  2. храброго ______________________________________________

  3. продажных _________________________________________________

  4. полюбили ___________________________________________________

  1. Докажите, что слово «услышал» является многозначным. Составьте предложение, где это слово бы имело другое значение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста фразеологизм. Составьте с ним предложение. Выполните его полный синтаксический разбор.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________



Контрольная работа по теме: «Лексикология»

Вариант II _______________________________________________________

1. Фразеология это _________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Историзмы это _________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Слова, недавно появившиеся в русском языке называются _______________________

4. Объясните разницу между многозначными словами и омонимами.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. В каком ряду все слова употреблены в прямом значении?

  1. золотые руки, железный характер, заячья душа

  2. глухая деревня, жаркие дебаты, прямой человек

  3. каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги

  4. глухой старик, жаркий день, медвежья берлога


6. Определите, в каком ряду все слова являются диалектизмами?

  1. буряк, кочет, кутёнок

  2. псалтырь, кафтан, алтарь

  3. кардиолог, инфаркт, универсам

  4. консенсус, имидж, санкция

7. Подберите синонимичный фразеологизм

  1. Каланча пожарная ___________________________________________________.

  2. Вилами по воде писано _______________________________________________

  3. Камень преткновения________________________________________________

8. Укажите, какое из данных слов является архаизмом.

  1. чело

  2. брифинг

  3. кафтан

  4. замолаживать

9. Какой фразеологизм обозначает «тяжёлая бесплодная работа»?

  1. грести лопатой

  2. танталовы муки

  3. сизифов труд

  4. ахиллесова пята

10. Назовите антоним фразеологизму «коломенская верста»

  1. каланча пожарная

  2. от горшка два вершка

  3. за тридевять земель

  4. море по колено

11. Напишите два фразеологизма, объясните их значение и расскажите об истории их происхождения.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

11. Прочитайте текст и выполните задания.

Огнестрельное оружие потому так и называется, что в далёкие вр..мена всё нач..лось с огненных стрел. Слово «стрелять» пошло от той стрелы, которую с горящей паклей на нак..нечнике запускали враги в гор..д при его осаде.

Первый на свете выстрел прогремел почти тысячу лет тому назад из пушки которую арабы называли модфа. Она ст..яла на подставке без колёс. Стреляли из модфы небольшими ядрышками величиной с орех.

 В России пушку без колёс называли бомбардой. Ей шестьсот лет. Её в..зили на телег.. . Наша Царь-пушка была по тем вр..менам самая б..льшая. В Кремле рядом с ней л..жат пирамидкой громадные чугун..ые ядра. Но если вы думаете, что ими Царь-пушка стреляла, то точно поп..дёте впросак! Она должна была палить мелкими ядрышками, однако стрелять великанше так и не пришлось. Вот бы так всем пушкам на свете!

  1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

  2. Найдите в тексте и поставьте всего один недостающий знак препинания. Графически объясните его постановку (составьте схему предложения)

____________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста устаревшие слова. Замените их, где это возможно, современными синонимами.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Произведите морфологический разбор слова «времена» из первого предложения.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Подберите антонимы к словам

  1. далёкие ________________________________________________

  2. начиналось ______________________________________________

  3. первый _________________________________________________

  4. великанше_________________________________________________

  1. Докажите, что слово «прогремел» является многозначным. Составьте предложение, где это слово бы имело другое значение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите в тексте и выпишите фразеологизм. Составьте с ним предложение и выполните его полный синтаксический разбор.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!