ПОЛУГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Литературная Сибирь»
6 класс
Работу составила: Лазарева Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2»
Перенесите ответы в бланк ответов, записав напротив цифры букву.
Задание № 1. К каким произведениям, прочитанным вами, можно отнести предложенные иллюстрации? Соотнесите иллюстрацию, название произведения и его автора.
В. Вагин «Прогулка».
Н. Печерский «Генка Пыжов – первый житель Братска».
Н. Ядринцев «Калмычка».
Задание № 2. Соотнесите автора и его произведение:
1) Н. Ядринцев
2) И. Комлев
3) Е. Суворов
4) Л. Кокоулин
А) «Лепёшка»
Б) «Мне сказали цыгане…»
В) «Калмычка»
Г) «Отцова карточка»
В. Нефедьев Д) «Затески к дому своему»
Задание № 3. Подберите героя к произведению:
Коробков
Валерка
мальчик Шурка
старый цыган
Люська Джурыкина
Гриша Смолянинов
А) «Отцова карточка»
Б) «Мне сказали цыгане…»
В) «Прогулка»
Г) «Затески к дому своему»
Д) «Голос муравьиного царя»
Е) «Генка Пыжов – первый житель Братска»
Задание № 4. Соотнесите название произведения и его жанр:
святочный рассказ
2) рассказ
3) повесть
А) «Затески к дому своему»
Б) «Прогулка»
В) «Калмычка»
Г) «Лепёшка»
Д) «Генка Пыжов – первый житель Братска»
Задание № 5. В произведении «Затески к дому своему» автор подробно рассказывает о лесных ягодах. Определите, о каких ягодах идёт речь, соотнесите их с картинками:
А) облепиха | Б) черёмуха | В) жимолость | Г) брусника |
«Она, как и моховая смородина, отличается от своей родни- ягоды. И на вкус она слаще и крупнее. Но главное её свойство – не стареет».
«Гриша сорвал продолговатую синюю тяжёлую ягоду с голубым налётом, положил в рот и скривился – горькая, горько- сладкая».
«На Байкале залепит она берега речек, запахами дурманит – за версту слышно. Зимой и кисель из неё, и на сок давят».
Перенесите ответы в бланк ответов, вписав четким, разборчивым почерком название произведения.
Задание № 6. По приведённому отрывку узнайте произведение:
«Война досталась нам с матерью не то чтобы легко, но легче, чем другим: нас было двое, у других семьи были больше, мы всю войну жили надеждой, и надежда эта сбылась: мы –вслед за победой- дождались моего отца, живым и здоровым».
«Это случилось в сорок пятом, в самый День Победы над фашистами…Случай страшный, нелепый, трагический. Сколько на войне погибло, да ещё прибавилось. И когда?! В самый День Победы, совпавший, казалось бы, для одной великой радости со Светлым Христовым Воскресеньем».
Перенесите ответы в бланк ответов, вписав четким, разборчивым почерком имя или фамилию героя, автора произведения.
Задание № 7. Узнайте героя по его характеристике:
«…шел один, о чем-то думал, о чем-то мечтал, – но о чем, он и сам не мог бы сказать: до того неясны были эти мечты. Одно только совершенно отчетливо и чаще всего представлялось его сознанию. Накануне он свел свой баланс и у него оказалось много, – очень много – новых десятков тысяч. Он поднялся на несколько ступеней в общественной лестнице, и на столько же поднялся в своих собственных глазах, как и в глазах всего города».
«Друг моего детства не походил на других моих сверстников и товарищей. Это было существо совершенно своеобразное и оригинальное, не подходившее к окружавшему его обществу, чуждое ему, существо, к которому никто из окружавших не чувствовал ни расположения, ни симпатии, но этот маленький друг был близок и полезен дли меня».
«Он достаточно наслышан о лесных чудесах, о разных зверях, о птицах, которые живут в лесу и спят в своих домах. Но сколько он ни вглядывался в городском парке сквозь ветви берёз, тополей и акаций, не видно птичьих домов, и в его глазах сомнение».
Задание № 8. Назовите героев из произведения Н. Печерского «Генка Пыжов- первый житель Братска»:
«…рыжая девчонка с большими круглыми очками на носу, и та не отстает от мальчишек, говорит: «Изучу весь словарь и буду ученым человеком». Этот «ученый» человек день и ночь носится с толстым словарем под мышкой и шепчет про себя: «Абсурд, авторитет, адвокат, аксиома...»
«…черноглазый, широкоплечий паренек в матросской форменке и бескозырке. На полосатой гвардейской ленточке поблескивали золотом буквы: «Балтийский флот». Мы сразу же подружились с Аркадием. Он называл меня «братухой» и без конца повторял свою любимую поговорку: «Эх, рыба-салака!»
«За время болезни я присмотрелся к нему и решил, что он не такой уж плохой парень. Он умел не только мести избу, колоть дрова, но даже мастерски зашивать штаны. Я думаю, что так не смогли бы сделать даже у нас в Москве, в комбинате бытового обслуживания. Взяв большую иглу, которую почему-то называют «цыганской», вдел в ушко длинную белую нитку и приступил к работе».
«Я подошел к шестой палатке и увидел худощавого веснушчатого паренька с шапкой рыжих кудрявых волос на голове».
Задание № 9. В произведении Л. Кокоулина «Затески к дому своему» герои используют много пословиц и поговорок. Ниже приведены некоторые из них. На месте пропусков вставьте подходящие слова в пословицы и поговорки. Смысл одного высказывания объясните.
Рыбаку без речки, что охотнику без…
По себе … надо рубить.
Кто рано встаёт - тому … даёт.
Какие сами – такие и ….
Одно делай, … в уме держи.
Хозяином быть - … любить.
Нашёл – не радуйся, … - не плачь.
Будет … - будет пища.
Не знаешь броду – не суйся в … .
10) Пила чувствует …, а пильщик чубом.
11) … на столе, пересол на спине.
12) Чему …, того не миновать.
Слова для справок: Быть, зубом, воду, дерево, сани, собаки, недосол, день, два, живность, потерял, Бог.
Задание № 10. Соотнесите писателей по портрету и фактам из биографии:
А) родился в селе Новая Ида Боханского района Иркутской области. Окончил художественно-графический факультет Красноярского педагогического института. Работал кузнецом, учителем рисования и черчения в школах Красноярского края, Иркутской области. 1 июля 1942- 23 января 2018г | Б) 30 октября 1934, дер. Шангино Заларинского района Иркутской области – 1 августа 2009, г. Иркутск), прозаик, детский писатель, чл. Союза писателей СССР. В начале своей творческой деятельности в соавторстве с А. Вампиловым публиковал очерки и репортажи. | В) 27 января 1915, Харьков — 3 сентября 1973, Москва — русский советский детский писатель. Член Союза писателей СССР. Местом действия многих произведений является Сибирь. |
Николай Павлович Печерский
Валерий Ефимович Нефедьев
Евгений Адамович Суворов
Задание № 11. Напишите в отдельный бланк небольшое сочинение-рассуждение (50-70 слов) на одну из предложенных тем. Соблюдайте структуру сочинения-рассуждения. Приведите примеры-аргументы.
В чем смысл названия повести Л. Кокоулина «Затески к дому своему»?
Сила родительской любви в рассказе И. Комлева «Лепёшка»
Какие герои из прочитанных произведений тебе понравились и почему? (на выбор).
Бланк ответов
Полугодовая контрольная работа
по курсу «Литературная Сибирь»
6 класс
Дата проведения:
Фамилия, имя учащегося:
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Задание 1 | | | | | | |
Задание 2 | | | | | | |
Задание 3 | | | | | | |
Задание 4 | | | | | | |
Задание 5 | | | | | | |
Задание 6 | | | | | | |
Задание 7 | | | | | | |
Задание 8 | | | | | | |
Задание 9 | |
Задание 10 | | | | | | |
Задание № 11 Пишите сочинение аккуратным, разборчивым почерком
Ключи
к полугодовой контрольной работе
по курсу «Литературная Сибирь»
6 класс
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Задание 1 | Б | В | А | | | |
Задание 2 | В | А | Б | Д | Г | |
Задание 3 | В | А | Д | Б | Е | Г |
Задание 4 | Б | В, Г | А, Д | | | |
Задание 5 | Г | В | А | | | |
Задание 6 | «Лепёшка» | «Отцова карточка» | | | | |
Задание 7 | Коробков В.Вагин «Прогулка» | Калмычка «Калмычка» Н.Ядринцев | Шурка Е.Суворов «Голос муравьиного царя» | | | |
Задание 8 | Люська Джурыкина | Аркадий Смирнов | Стёпка | Комар | | |
Задание 9 | 1-Собаки 2- дерево 3- Бог 4 - сани 5 – два 6 – живность 7- потерял 8- день 9 - воду 10- зубом 11- недосол 12 – быть |
Задание 10 | А) Валерий Ефимович Нефедьев | Б) Евгений Адамович Суворов | В) Николай Павлович Печерский | | | |
За каждый правильный ответ 1 балл. За объяснение смысла одной пословицы – 3 балла. Всего 49 баллов.
Критерии оценивания
сочинения-рассуждения по прочитанному тексту
(задание № 11)
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста | Баллы |
1 | Соответствие теме | |
| Учащийся верно понимает смысл темы. Ошибок в раскрытии темы нет. | 2 |
| Учащийся дал в целом верное объяснение смысла темы, но допустил 1 ошибку в ее раскрытии. | 1 |
| Учащийся дал неверное объяснение смысла темы сочинения, или допустил 2 (или более) ошибки при раскрытии темы сочинения, или тема сочинения не раскрыта. | 0 |
2 | Наличие примеров-аргументов | |
| Учащийся привёл 2 примера-аргумента из художественной литературы, которые соответствуют теме сочинения. | 2 |
| Учащийся привёл 1 пример-аргумент из художественной литературы, который соответствует теме сочинения. | 1 |
| Учащийся не привёл ни одного примера-аргумента из художественной литературы, раскрывающего тему сочинения, или привёл примеры-аргументы из жизни или из художественных произведений, прочитанных в 1-6 классах. | 0 |
3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
| Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 |
| Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 |
| В работе учащегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 |
4 | Композиционная стройность работы | |
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. | 1 |
| Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости. | 0 |
| Максимальное количество баллов за сочинение по критериям 1-4 | 7 |
Максимальное количество баллов за контрольную работу по литературе (задания 1-11): 56 баллов.
Оценка «5» ставится, если учащийся набрал 52-56 балла
Оценка «4» ставится, если учащийся набрал 47-51 баллов
Оценка «3» ставится, если учащийся набрал 29-46 балл
Оценка «2» ставится, если учащийся набрал 0-28 баллов