Контрольная работа по обществознанию «Сфера духовной культуры»
1 вариант
1.Владимир учится в 8-м классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?
1) начальное образование 2) основное общее образование
3) полное (среднее) образование 4) среднее профессиональное образование
2.Принцип: «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», — выражает требование
1) морали 2) науки 3) искусства 4) права
3.К объектам материальной культуры относится (-ятся)
1) паровая машина 2) правила поведения в кино
3) ритуал смены воинского караула 4) миф о подвигах Геракла
4. Право человека исповедовать любую религию или быть атеистом, распространять религиозные или антирелигиозные убеждения называется
1) суверенитетом 2) свободой совести 3) свободой слова 4) гуманизмом
5. Право человека исповедовать любую религию или быть атеистом, распространять религиозные или антирелигиозные убеждения называется
1) суверенитетом 2) свободой совести 3) свободой слова 4) гуманизмом
6. Верны ли следующие суждения о сущности тенденций развития образования?
А. Гуманизация образования — это повышение роли социально-гуманитарных дисциплин (социологии, политологии, права и др.) в образовательном процессе.
Б. Гуманитаризация образования — это повышение внимания к личности обучающегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о сущности тенденций развития образования?
А. Гуманизация образования — это повышение роли социально-гуманитарных дисциплин (социологии, политологии, права и др.) в образовательном процессе.
Б. Гуманитаризация образования — это повышение внимания к личности обучающегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
1) верно А 2) верно Б 3) верны оба 4) оба суждения неверны
8. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает
1) требование права 2) нормы морали 3) научный закон 4) правило этикета
9. Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | | ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ |
| А) логичность и доказательство выводов Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир В) вера в сверхъестественное Г) строгое следование ритуалам Д) объективное отражение действительности | | 1) религия 2) наука |
10. В своем реферате ученик провел сравнительный анализ религии и искусства. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем - порядковые номера черт различия.
1) может оказывать сильное эмоциональное воздействие
2) основывается на вере в сверхъестественное
3) является видом духовной культуры
4) основным выразительным средством является художественный образ
11.Какие из перечисленных религий относится к мировым? Выберите 2 религии.
1) даосизм 2) зороастризм 3) ислам 4) индуизм
12. Четвероклассница Ира увлекается рисованием. Она посещает изостудию в Доме
детского творчества. На какой ступени образования находится Ира?
1) общее среднее образование 2) среднее специальное образование
3) общее начальное образование 4) общее основное образование
13. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
1) мораль | А) способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль |
2) религия | Б) вера в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия |
3) совесть | В) особые духовные правила, регулирующие поведение человека с точки зрения добра и зла, его отношение к другим людям |
14. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие духовность. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Моральные ценности, традиции, право, нравственность, совесть..
15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
« Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.
Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ___________(1), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________(2)…
Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.
Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, __________(3),______________(4).
Все религии можно также объединить в две большие группы __________(5), т.е. признающие существование единого Бога и ___________(6), признающее множество богов.»
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.
А) монотеизм
Б) политеизм
В) древность
Г) ислам
Д) культ
Е) буддизм
Ж) индуизм
З) суеверие
И) конфуцианство
К) миф
16. Установите соответствие: к каждому виду деятельности,, данному в первом столбце, подберите соответствующее направление культуры из второго столбца.
| ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | | НАПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ |
А | создание художественного образа | 1 | Наука |
Б | выдвижение гипотез | 2 | Искусство |
В | экспериментальная проверка теоретических выводов | | |
Г | формирование чувства прекрасного | | |
Часть 2. Про читайте текст и выполните задания к нему:
Ценности в жизни человека и развитии общества
Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношения людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процесс е жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других не ценных и даже «антиценных»…
Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется ввиду группа в широком смысле – как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.
Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.
И.Г. Петров.
1 Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.
2 Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.
3. Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?
4*Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществознания, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.
5**Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
1. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем.» Аристотель.
2. «Независимость и свободомыслие – суть творчества» Ф. Миттеран.
3. «В безнравственном обществе все изобретения. Увеличивающие власть человека над природой,- не только не благо, но несомненное и очевидное зло». Л. Толстой.
4. «Тот, кто не приобрел культурных навыков, - груб». И. Кант.
2 вариант
1.Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?
1) основное общее образование 2) среднее профессиональное образование
3) полное (среднее) образование 4) высшее профессиональное образование
2.Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к области
1) науке 2) искусству 3) образованию 4) морали
3.К объектам материальной культуры относится (-ятся)
1) паровая машина 2) правила поведения в кино
3) ритуал смены воинского караула 4) миф о подвигах Геракла
4.Право человека иметь собственное мнение, любые убеждения и следовать им называется
1) патриотизмом 2) свободой совести 3) эгоизмом 4) гуманизмом
5. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура в узком смысле слова означает уровень воспитанности человека.
Б. Культура в широком смысле слова — все, что создано человеком.
1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. В стране N имеются многочисленные учебные курсы, занятия на которых направлены на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует данный пример?
1) непрерывность образования 2) гуманизация образования 3) информатизация образования
4) приоритетность образования
7. На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует множество различных религиозных верований. Сравните мировые и национальные (национально-государственные) религии. Выберите и отметьте черты сходства и черты отличия.
1) неотъемлемая часть культуры одного народа
2) наличие культа, обрядов, религиозных традиций
3) распространение на всех континентах, в большинстве стран мира
4) вера в сверхъестественные силы
8. Выберите определение понятия:
Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни
Варианты ответов: 1) Образование 2) Жизненные ориентиры
3) Нравственная ответственность 4) Мораль
9. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
1) мораль | А) способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль |
2) религия | Б) вера в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия |
3) совесть | В) особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям |
10. Верны ли суждения о добре и зле: А) всегда быть добрым легко;
Б) зло часто прикрывается маской добра?
1) верно а 2) верно б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «христианство». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1) католичество 2) старообрядчество 3) православие
4) язычество 5) протестантство
12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
« Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.
Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в _______(1), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ______(2)…
Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.
Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, _______(3),_______(4).
Все религии можно также объединить в две большие группы __________(5), т.е. признающие существование единого Бога и ___________(6), признающее множество богов.»
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.
А) монотеизм
Б) политеизм
В) древность
Г) ислам
Д) культ
Е) буддизм
Ж) индуизм
З) суеверие
И) конфуцианство
К) миф
13. К духовной сфере общества относятся отношения между
1) режиссером кинофильма и актерами 2) зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра
3) зрителем кинотеатра и охранником кинозала
4) директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт
14. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИЗНАК | | ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ |
А | Образность | 1 | Наука |
Б | логическая доказательность | 2 | Искусство |
В | эстетическое освоение мира | | |
Г | воздействие на эмоции человека | | |
Д | комплексное описание объекта | | |
15. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие духовность. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Моральные ценности, традиции, право, нравственность, совесть..
Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Образование в обществе.
Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?...
Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов…участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX в. Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…
Важнейшим событием…стала промышленная революция…Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности…В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…
Важная перемена…была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства…(К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
Н.Смелзер.
1.С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?
2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.
3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?
4*. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды?
5*. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
1. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем.» Аристотель.
2. «Независимость и свободомыслие – суть творчества». Ф. Миттеран.
3. «В безнравственном обществе все изобретения. Увеличивающие власть человека над природой,- не только не благо, но несомненное и очевидное зло». Л. Толстой.
4. «Тот, кто не приобрел культурных навыков, - груб». И. Кант.