СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Материал к самостоятельным работам студентов
Рабочая тетрадь № 1
1.Каково происхождение понятия «новое время»?
Понятие «новое время» появилось в Италии в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трёхчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его новизны по - сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет светской науки и культуры, а также периода новой цивилизации и новой системы отношений.
К разделу 1: - 1. Каково историческое значение Великих географических открытий?
В связи с географическими открытиями начинает складываться система мировой торговли, центр её перемещается на Атлантическое побережье, а также эти открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизил 2 общества - зарождающееся индустриальное и традиционное.
2. Каковы представления Лютера о церкви?
В религиозных воззрениях Лютера нашло своё выражение стремления немецкого бюргерства избавиться от политического и идеологического засилья папской церкви и католического духовенства и добиться «дешёвой» церкви, освящающей буржуазное накопление. В тоже время провозглашённая Лютером «внутренняя» религиозность (также как и отвергнутая им внешняя религиозность католической церкви), открывала возможности идеологического порабощения трудящихся масс.
К разделу 2: 1. – Какие просветительские идеи оказались востребованными в ходе войны за независимость?
Просветительские идеи 17-18 веков были популярны в Новом Свете. Под их знаменем проходила война за независимость в США. К числу американских просветителей можно отнести Томаса Джефферсона – автора Декларации Независимости, где осуждалось рабство в южных колониях. Он был убеждён, что рабство противоречит человеческой природе и естественным правам человека, а также легли идеи о праве народа свергнуть тирана, но не на основе божественного права, как это было во время революции в Англии, а на основе утверждённого просветителями естественного права каждого человека.
2. Почему современная консервативная историография во Франции развивает тезис об отсутствии объективных предпосылок для Революции конца 18 века?
Главой реакционного направления в историографии революции стал И.Тэн. События коммуны превратили его в консерватора. Он попытался втиснуть историю в рамки предвзятой субъективной схемы, главные тезисы которой он заимствовал из традиции реакционного романтизма. Революцию Тэн считал гибельным взрывом преступных страстей. Он видел в ней главные силы. 1. Народ грубый и невежественный «несколько тысяч говорунов» спустили с цепи несколько миллионов дикарей». Результатом явилась всеобщая анархия, разгул насилия, грабежей и убийств. Вторая сила революции «якобинцы» - не социально-политическое течение, а особый психологический тип, олицетворяющий дух революции, её собирательную психологию. Сама история народных восстаний была представлена закономерно и извращённо.
К разделу 3и4: 2. Поражение в Тридцатилетней войне ослабило позиции Габсбургов в Европе. Но все, же после Вестфальского мира под их властью оставались многочисленные собственные земли, среди которых были Австрия, Штирия, Тироль и другие территории, населенные австрийцами, славянские земли Чехия, Моравия, Словакия, Хорватия, а также северо-западная часть Венгрии. Владения дома Габсбургов представляли собой самое крупное государство в Священной Римской империи. Его большие размеры, а также роль форпоста для защиты от турецких вторжений, обеспечили Габсбургам почти непрерывное владение императорским титулом с тех пор, когда в 1273 г. владелец замка Габсбург в Швейцарской области Торгау Рудольф I был избран императором Священной Римской империи. Не переставая быть императорами, Габсбурги, прежде всего, заботились об управлении собственными землями. Монархия австрийских Габсбургов в ХVII-XVIII веках представляла собой многонациональное феодально-абсолютистское государство, в котором австрийцы занимали господствующее положение, а славянские народы и венгры подвергались национальному гнету. Турецкая опасность делала необходимой централизацию управления в империи. Император утверждал стоявших во главе провинций наместников из местных крупных землевладельцев, избранных сословно-представительными собраниями. Роль сословных собраний, состоявших из местной знати, духовенства, представителей от крупнейших городов, постепенно снижалась в политической жизни провинций, они использовались центральным правительством главным образом для утверждения налогов, которыми облагалось местное население.
1. В социально-экономическом отношении этот период характеризуется утверждением нового, капиталистического способа производства. Основными социально-политическими силами становятся классы капиталистов и наемных рабочих. Смена общественного строя сопровождалась буржуазными революциями (1609 г. – в Нидерландах, 1640 г. – в Англии, позже – во Франции). В XVII в. наиболее развитой в промышленном отношении страной была Англия, процессы формирования буржуазных отношений здесь проходили наиболее быстрыми темпами.
Смена общественного строя внесла существенные изменения в духовную жизнь общества, привела к ослаблению духовной диктатуры Церкви. Религиозное мировоззрение еще сохраняет значительное идейное влияние в обществе, но утрачивает господствующее положение по отношению к науке и философии. Окончательно утверждается заложенное в эпоху возрождения новое мировоззрение, в котором главной ценностью является человек и его разум. Становление и развитие буржуазных отношений, повлекшее за собой существенные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, стало объективной основой формирования науки как особой системы знаний, самостоятельного вида духовной деятельности и социального института.возникла потребность в применении научных знаний в производстве и социальной практике. умозрительные схоластические дисциплины уступают место новой науке, имеющей опытный, экспериментальный характер. Под влиянием развивающегося капитализма наука становится важнейшей производительной силой. Формирование науки как самостоятельного явления связывают с появлением в XVI – XVII вв. работ Кеплера, Галилея, Ньютона, постепенно выделяются самостоятельные отрасли естественнонаучного знания, наибольшее развитие в этот период получили математика, физика, механика. В XVII в. складываются первые сообщества ученых, а в XVIII – начале XIX вв. наука становится основой университетского образования, т.е. становится профессиональной. Ученые и философы этого времени свою главную задачу видят в развитии познавательных способностей человека и увеличении его власти над природой.
К разделу 5 и 6:1.Роль России в национально- освободительном движении балканских народов. Русско-турецкие войны и их последствия.
Россия стала на сторону национально- освободительного движения балканских народов для того чтобы освободить их от османского гнёта и распространить своё влияние на этой территории. Последствия: - Россия вернула себе право строить крепости, держать флот на чёрном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте международного авторитета.
2. Расскажите о причинах, отличительных чертах, ходе и последствиях Восточного кризиса 1875-1878г.г.
В 1875году началось восстание против гнёта турок в Герцеговине и Боснии. Русское общество проявляло глубокую симпатию к борьбе славянских православных народов. Несколько тысяч добровольцев под командованием М.Г. Черняева, возглавившего сербскую армию, отправились на помощь сербам. Когда турки устроили резню местного населения в г. Салоники, Александр2 объявил о мобилизации. 24апреля 1877года манифест о начале войны с Турцией был подписан, русские войска, пройдя через Румынию форсировали Дунай и осадили главные силы противника в Северной Болгарии в г. Плевна. На Шипке 5 тыс. русских солдат и болгарских добровольцев удалось в течение несколько месяцев удерживать позиции, не допуская подхода турецких подкреплений к Плевне. Три штурма города провалились. Погибли десятки тысяч русских солдат и офицеров. Поражения заставили перейти к новой тактике. Русские войска переправились через балканские перевалы в Южную Болгарию и, не встретив серьёзного сопротивления, дошли доСан - Стефано. 3марта 1878года здесь был заключён мирный договор с Турцией, по которому Сербия, Черногория, Румыния получали независимость. Болгария превращалась в автономное княжество. Турки обязались разрушить свои крепости Карс, Ардаган, порт Батум.
3. Какой была политика Западных держав и Российской империи на Балканах во время Восточного кризиса 1875-1878г.г.? Какие изменения она претерпела в последней четверти 19 века?
Усиление политических и стратегических позиций России на Балканах не могло оставить равнодушными Англию и Австро-Венгрию. По их инициативе в Берлине был созван международный конгресс, который пересмотрел условия договора заключённого между Россией и Турцией по Берлинскому трактату в 1878 году. Болгария была разделена на Северную, объявленную вассальным от Турции княжеством, и Южную, оставшуюся часть Османской империи. Территория независимой Черногории была урезана, а Боснию и Герцеговину оккупировала Австро-Венгрия. Ослабляя влияние России на Балканах, Берлинский договор не решал восточного вопроса, ни противоречий на Балканах. По существу он закладывал мину замедленного действия под принцип европейского равновесия, создавая очаг напряжённости на континенте. Ухудшились и русско-германские торговые отношения: обе стороны, стремясь повлиять на политику друг друга, повысили таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Идёт сближение России с Францией.
Рабочая тетрадь № 2
К Теме 1.
1. Объясните понятие «империализм». Почему этим термином обозначают качественно новую стадию в развитии западной цивилизации?
Понятие «империализм» в переводе с латинского означает власть. Империализм это период в развитии капиталистического общества, когда ведущие страны мира стремятся к политической и экономической экспансии, борьбой за колониальные владения. В результате этого страны выходят на новый уровень капиталистических отношений. Они стремятся к новым рынкам сбыта, районам экспорта, в связи с этим происходит перерождение капитализма. В.И.Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» сформулировал свою теорию основных признаков империализма: 1. Концентрация производства и капитала приводит к созданию монополий, которые играют решающую роль в экономике. 2. Слияние банковского капитала и промышленного и создание финансового капитала и финансовой олигархии. 3. Вывоз капитала преобладает над вывозом товаров. 4. Образование международных монополистических союзов капиталистов, делящих мир. 5. Окончание территориального передела мира.
2. Подумайте, почему «эру империализма» отождествляют с «триумфом европоцентристского мира»? Как соотносятся эти понятия – «европоцентризм» и «империализм»?
В Новое время европоцентризм стал одной из идеологических подпорок колониальной экспансии Европы. "Империалистическая историческая наука", служанка и лоцман колониализма в чужих цивилизационных водах, объясняла историю и специфику Востока через призму европейских категорий и стадий развития. В результате, например, научная разработка проблемы отсутствия частной собственности в качестве господствующей как причины отставания Востока дала колонизаторам основания и обоснование для проведения земельных конфискаций в пользу метрополий - не все ли равно азиатскому крестьянству, кому платить ту же самую ренту-налог? Таким образом, и империализм и европоцентризм предполагают политическую и экономическую экспансию, борьбу за колониальные владения.
2. Попробуйте дать собственный комментарий к отрывку из статьи, опубликованной в газете PallMallGazette (1884г.): «Все цветные люди, по-видимому, рассматриваются в качестве дичи, на которую разрешено, охотится, поскольку предполагается, что никто из живущих в обоих полушариях не имеет права на власть или суверенитет, за исключением европейцев от рождения или по происхождению».
Европа с ее имперским мироощущением цивилизационного превосходства и "бремени белого человека" соответственно квалифицировала цветных людей как отсталых, застойных и нецивилизованных. С точки зрения европейского рационализма они ленивы и непредприимчивы. Вспышки национально-освободительного движения покоренных и вроде бы покорных "туземцев" воспринимались как проявление "восточного коварства".
К Теме 2: 1. Что, по вашему мнению, стало решающим фактором для возникновения войны?
Решающим фактором для начала войны стал трагический выстрел в Сараево, а также сложные противоречия между странами – участницами. 15 июля 1914года в Сараево молодым сербом, членом националистической организации, был убит наследник австрийского престола. Австрия, поддерживаемая Германией начала артобстрел Белграда. Россия объявила всеобщую мобилизацию. Германия потребовала прекращения мобилизации и не получив ответа 19 июля 1914 года объявила России войну. Вскоре война охватила всю Европу.
2. На каких фронтах велись военные действия?
Военные действия велись на Восточном фронте – в Восточной Пруссии и Галиции. Западный фронт – Польша, часть Прибалтики, Западная Украина и Белоруссия. Основная битва произошла за крепость Верден, защищавшую путь в Париж. Юго-Западный и Северный фронт – русская армия сражались с Германией на Кавказе, Англия одержала победу в Северном море.
3. Почему Германия начала беспощадную борьбу на море с помощью подводных лодок?
Германским подлодкам было разрешено без предупреждения топить все гражданские суда вне зависимости от флага, не соблюдая Гаагские и Женевскую конвенции, в зоне вокруг Британских островов, в Бискайском заливе и Средиземном море к востоку от Испании. Этой мерой германский Генштаб рассчитывал подорвать военно-экономический потенциал Франции и Англии, зависевших от поставок продовольствия, стратегического сырья и вооружений из США и колоний. С военной точки зрения неограниченная подводная война была сильным ударом по врагу, хотя и не решающим. Положение Англии и Франции, особенно британской метрополии, которая сильно зависела от поставок из колоний, ухудшалось.
4.Факторы определяющие формирование нового облика войны явились международные противоречия определяющие различие интересов «старых» и «новых» держав. Борьба за колонии, сферы влияния, военное преобладание на суши и море. Во внешней политики силовая политика совмещалась с тайной дипломатией.
К теме 3: 1. Какие территориальные противоречия возникли между новыми государствами Центральной и Юго-Восточной Европы в результате определения границ между ними?
Антанта поддерживала волну националистических настроений в странах Восточной Европы и их внешнюю агрессию. Война Польши против России в 1919году не принесла успеха, но в 1920 году Польше удалось захватить Вильнюсскую область Литвы. Агрессивные планы создания «великой Румынии» вынашивались правящими кругами. В отличие от Польши и Румынии, Болгария и Венгрия оказались пострадавшими в ходе первого раздела Европы. Болгария лишилась 10 части своей территории Южной Добруджи, Западной Македонии
В состав Чехословакии были включены Словакия и Закарпатская Украина. Конфликт с Польшей из-за богатой углём Тешинской Силезии разрешился в 1920 году разделом области между двумя государствами. Более 1/3 населения составляли национальные меньшинства. Это создавало предпосылки для возникновения сепаратистских политических движений, дестабилизации внутренней жизни страны. В октябре 1918 года было провозглашено государство хорватов, словенцев и сербов. Угроза итальянского военного вмешательства заставила правящие круги Хорватии и Словении согласиться с образованием королевства сербов, хорватов и словенцев (с1929 года – Югославия). Итоги перекройки политической карты Центральной и Юго-восточной Европы оказались с одной стороны возможность получить суверенное развитие, а с другой стороны возникновение острых противоречий и территориальных претензий между самими восточноевропейскими странами.
2. Какие обязательства налагались на страны, побеждённые в Первой мировой войне?
По Версальскому договору территория Германии сократилась на 70 тысяч километров. Она лишалась всех колоний, военные статьи обязывали Германию не вводить воинскую повинность, распустить все военные организации, не иметь современных видов вооружения, выплатить репарации. Для Австрии, Болгарии, Венгрии вводились ограничения численности вооружённых сил, предусматривалась выплата репараций победителям. Турция лишилась всех своих владений в Европе, на Аравийском полуострове, в Северной Африке, было запрещено держать флот. Отобранные у Германии и её союзников колонии передавались под опеку передовым странам – Великобритании и Франции.
3. Какие принципы международных отношений были зафиксированы в Уставе Лиги Наций?
В Уставе Лиги Наций были зафиксированные следующие принципы:
- принцип неприменения силы;
-принцип гласности в международных отношениях;
- принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран и суверенитета государств;
- принцип мирного разрешения международных споров;
- принцип невмешательства.
К теме 4:
1. В чем заключались причины поражения либерального реформизма Ллойда-Джорджа?
Левое крыло либеральной партии, к которому он принадлежал, пыталось выступить в роли посредника между предпринимателями и рабочими. В 1906 году был принят новый закон о компенсации работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве в 1908 году – установлен 8-ми часовой рабочий день для шахтёров. Вводились пенсии для рабочих, достигших 70 –летнего возраста. Правда, рабочие называли их « пенсиями для покойников», так как дожить до этих лет тяжело работавшим людям было трудно. Позже появился закон о социальном страховании рабочих по болезни и безработице. В 1909 году Ллойд Джордж в качестве министра финансов предложил новый бюджет (распределение доходов и расходов) страны, который сам называл « народным». В нём действительно выделялось около 10 млн. фунтов на социальные расходы, планировалось увеличение налогов с зажиточных слоёв населения. Но в этом бюджете почти в 4 раза больше средств, чем на социальные нужды, предусматривалось для военно-морского флота. «Сын народа» как представлял себя Ллойд Джордж, служил империи и ставил на первое место её интересы.
2.Почему правительство французского социалиста Эдуарда Эррио удержалась у власти только два года? В чём заключались причина финансового кризиса 1926 года.
Эррио на протяжении своей долгой политической жизни всегда был и оставался буржуазным деятелем. Он был очень далек от рабочего класса – этого истинного оплота и защитника демократии. Ему были в полной мере присущи предрассудки и предубеждения буржуазии. Возглавляя левобуржуазную партию, выступая в свое время одним из главных инициаторов и руководителей так называемого «Левого блока», Эррио наивно полагал, что можно создать «Левый блок» и вести «левую политику» без рабочего класса и его авангарда – компартии и даже в значительной мере – против них. Жизнь опровергала не один раз эти ложные, порочные в самой своей основе попытки, но эти уроки не перевоспитали Эррио. Он не совершил той большой идейной эволюции – справа налево, которую, например, проделал до него, в конце XIX века, Жорес, а на его глазах – его бывший соратник по 30-м годам, министр ряда правительств Пьер Кот, пришедший к сотрудничеству с коммунистами. Эррио оставался все на тех же – внутренне противоречивых – позициях. Ему случалось не раз совершать политически ошибочные шаги и высказывать суждения, которые затем опровергала сама жизнь.
Однако Эррио всегда оставался последовательным республиканцем, горячим поборником республиканско-демократических институтов и учреждений, завоеванных в результате долголетней борьбы французского народа.
Конечно, и демократизм и республиканизм Эррио были всегда вполне буржуазными и хорошо укладывались в рамки Третьей республики. Но в историческую эпоху, когда большинство буржуазных политических деятелей открыто, переходило под знамена империализма и реакции, когда многие из них ради спасения прибылей и привилегий своего класса и из страха и вражды к народу своей страны были готовы уничтожить традиционные демократические учреждения Франции и заменить парламентско-республиканский строй каким-либо вариантом фашистской или полуфашистской диктатуры, – демократизм Эррио в среде руководящих политических деятелей представлял собой довольно редкое явление. В своих мемуарах Эррио неоднократно решительно осуждает предпринимавшиеся в разное время попытки пересмотра конституции, имевшие целью подорвать республику и прерогативы ее органов, и прежде всего Национального собрания.
Итак, Эррио был буржуазным демократом. Он был убежден в незыблемости и исторической правоте «великих принципов 1789 года», то есть принципов Великой буржуазной революции XVIII века. Безоговорочная преданность «принципам 1789 года» мешала ему понять их историческую ограниченность, несоизмеримое с ними величие и прогрессивность «принципов 1917 года» – принципов Великой Октябрьской социалистической революции, то, что сумели понять его старшие современники или ровесники: Анатоль Франс, а позднее Ромен Роллан и Поль Ланжевен, закончившие свой жизненный путь под знаменами компартии. Но он с полной убежденностью готов был отстаивать «принципы 1789 года», то есть буржуазно-демократический строй, не только от его критиков слева, но и от покушающихся на его основы справа, от реакционной буржуазии, изменившей этим принципам.
К тому же в отличие от своего предшественника по руководству партией радикалов – Жозефа Кайо, Эррио никогда не был человеком банков. Для финансовой олигархии, для «двухсот семейств» крупнейших денежных магнатов Эррио не был «своим человеком».
К концу войны Франция задолжала огромные суммы Соединенным Штатам Америки. В это же время Советская Россия отказалась выплачивать долги царского и Временного правительств. Примерно половина заграничных инвестиций Франции (4 млрд. из 9 млрд. долл.) была потеряна в ходе этого аннулирования прежних долгов, а также в результате национализации иностранной собственности в России. Из крупнейшего (после Англии) мирового экспортера капиталов Франция превратилась в должника. Общий долг различным странам, накопленный за годы войны, составлял около 7 млрд. долл. Часть предприятий, построенных за границей при участии французских капиталов, пришлось продать в счет оплаты военных долгов. В итоге центр финансового могущества переместился из Франции в США.
В соответствии с Версальским договором совместные франко-бельгийские войска в 1923 году оккупировали Рурскую область Германии, известную богатыми залежами каменного угля и железной руды. Но поставить эти богатства под свой контроль, ни Франция, ни Бельгия так и не смогли. Дело в том, что немецкое правительство упорно не соглашалось с этим пунктом Версальского договора и всячески саботировало его выполнение, прибегая к так называемой политике пассивного сопротивления. Оккупационная франко-бельгийская администрация не смогла наладить нормальную работу шахт, поэтому добыча угля вскоре прекратилась. В результате многие металлургические заводы Франции, получавшие уголь из Рура, оказались под угрозой остановки. В 1926 году, сразу же после принятия плана Дауэса, участие Франции в разработке месторождений Рурского угольного бассейна значительно сократилось, в том числе и потому, что рост оккупационных расходов заметно ухудшал и без того сложное финансовое положение Франции.Для того чтобы разрешить накопившиеся к тому времени финансовые проблемы, правительству, во главе которого стоял лидер партии радикалов Эдуард Эррио, приходилось идти на непопулярные меры, в том числе и на повышение налогов с населения. Во время предвыборной кампании 1926 года социалистическая партия выдвигала предложение ввести налог на капитал, но правительство Э. Эррио не решилось на этот шаг, боясь конфликта с промышленниками и финансистами. В декабре 1926 года был выпущен государственный внутренний заем на 4 млрд. фр., но он оказался неудачным, в результате чего курс франка стал снижаться, а цены - расти.
3. Отметьте новые черты государственной политики Франклина Рузвельта в 1933-1935 годы?
Ф.Д. Рузвельт выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей название "Новый курс" (“New Deal”). В 1933- -1938 гг. в рамках этой программы в первые сто дней правления президентом был принят пакет законов, охватывавший практически все важнейшие области экономических и социальных отношений:Принятие Закона о банковской деятельности и Закона об обращении ценных бумаг в 1933 г. преследовало цель сохранения и укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США, в сотрудничестве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического строя.На основании законов в финансово-банковской сфере в 1934 г. были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений. Это привело к восстановлению доверия к банкам, к притоку в них вкладов частных лиц. Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам (ФКЦББ), наделенная правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех интересующих их сведений о деятельности компаний.Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю промышленность страны на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась нормативными актами - - “кодексами честной (справедливой) конкуренции”, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределявшими рынки сбыта, фиксировавшими цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Каждый подобный кодекс подписывался Президентом США и имел силу закона в рамках своей отрасли. Всего было принято около пятисот кодексов.Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - - Национальную администрацию восстановления промышленности.Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в 1933 г., предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров. Был принят также Закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов.В социальной области с целью уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий, безработных направляли в трудовые лагеря - специально созданные организации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов. В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), впервые в истории США легализовавший и поощривший деятельность профсоюзов.Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона и др. Для контроля за выполнением закона Вагнера создавалось Национальное управление по трудовым отношениям.В 1935 г. были приняты первый в истории США Закон о социальном страховании и другие законы помощи бедным. Закон о социальном страховании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году.В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанавливавший максимум продолжительности рабочего времени для некоторых категорий трудящихся и минимум зарплаты. Все подобные меры носили комплексный, хорошо продуманный характер и позволили смягчить последствия разрушительного кризиса в США. Тем не менее у «нового курса» нашлось множество противников и оппонентов, настаивавших на «непродуманности», «незаконченности» реформ, а то и наих прямой «антиконституционности». Дело в том, что, помимо невиданного до тех пор вторжения государства в частную инициативу и американский бизнес, негодование как «правых», так и «левых» политиков вызвал дисбаланс в системе разделения властей «сдержек и противовесов». Например, в общей сложности в период 1933-1944 гг. по инициативе Президента Рузвельта было принято 4000 законов, а по инициативе Конгресса - - 4600, что означало прямое вмешательство исполнительной ветви власти в сферу законодательства, выравнивание функций этих двух ветвей власти.Естественно, что Верховный Суд Соединенных Штатов усмотрел в таком положении дел несоответствие нормам федеральной Конституции 1787 г., и в течение 1935- -1936 гг. признал неконституционными положения основных законов «нового курса» Фр.Д.Рузвельта.Совокупность мер, направленных на государственное регулирование американской экономики, предложенных Рузвельтом и его сторонниками, получила название "нового курса" (New Deal).
1. Банковская реформа (золотой запас Соединенных Штатов был передан в государственное казначейство, осуществлено страхование мелких и средних банковских вкладчиков).
2. Создание специальной федеральной организации Национальной администрации по оздоровлению промышленности (НИРА). Введение "кодексов честной конкуренции" (норм, устанавливающих одинаковый для всей данной отрасли промышленности уровень заработной платы, одинаковую продолжительность рабочего дня).
3. Закон 1933 г. о регулировании сельскохозяйственного производства (выплата компенсации фермерам за сокращение производства).
4. Программа социальной помощи нуждающимся (общественные работы различного назначения для безработных.)
Трудовая и социальная политика правительства Рузвельта:
1. Закон о социальном обеспечении (14 авг. 1935 г.) создание государственной системы по оказанию помощи вдовам, сиротам, инвалидам, по страхованию безработных и по пенсионному обеспечению.
2. Закон о трудовых отношениях (закон Вагнера) закрепление права рабочих на профсоюз и стачку, создание системы государственного регулирования трудовых отношений.
3. Реформирование системы налогообложения повышение ставок налогов на сверхдоходы, на наследства и дарения.Выборы 1936 г.: Рузвельт переизбран на второй срок. 1938 г. - Закон о справедливых условиях труда (право правительства установить минимальную почасовую ставку заработной платы и максимальную продолжительность рабочего дня; запрещение детского труда). Значение "нового курса" Введение "нового курса" переломный момент в истории США. Впервые государство взяло на себя роль гаранта социальной защищенности американцев.
К Теме 5:
1. Попробуйте выделить наиболее значимые события, характеризующие процесс становления национал-социализма в Германии в каждом из выделенных периодов:
1) 1924-1933г.г.
2) 1933-1935г.г.
3) 1935-1939г.г.
1933г. – приход к власти А.Гитлера,
1933-1945 – Германия вела жесточайшую внутреннюю и внешнюю политику.
1933г.- законодательно все партии кроме нацистской были запрещены.
1934г.- Гитлер ликвидировал высшее руководство штурмовых отрядов СА. Во главе с начальником штаба Э. Гёмом требовавшим революцию и создание народной армии.
1936 г.- был заключён антикоммунистический акт между Германией и Японией.
1938г. – погром евреев «хрустальная ночь», в состав Рейха вошла Австрия
1939г. – заключение с СССР договора о ненападении и дружбе.
2. Выделите основные черты идеологии фашизма?
Основными чертами фашизма явилось:
- господство правой идеологии;
- традиционализм;
- радикальный национализм;
- антикоммунизм, милитаризм;
-опора на достаточно значительную часть населения, не относящегося к правящим классам.
3. Сопоставьте даты легитимации нацистского и фашистского режимов?
Само слово «фашизм» традиционно ассоциируется с Германией 1933-1945 годов. Это связано с типично советской точкой зрения, которая видит в режимах Гитлера и Муссолини единую силу, являющуюся реакцией крупной буржуазии на победное шествие коммунистической идеологии. В режимах Гитлера и Муссолини действительно есть много общего. Впрочем, в 1935 году, когда VII конгресс Коминтерна сформулировал этот тезис, между этими режимами было меньше общего, чем между советским и германским режимами, что, кстати, признавал и Гитлер.
итальянский фашизм стал первым опытом власти «партии нового типа» некоммунистической направленности, и в этом смысле действительно явился предшественником нацизма. Поэтому фашизм в строгом смысле слова есть, прежде всего явление итальянское. Слово имеет латинское происхождение: fascii - плотно связанные пучки прутьев со вставленными в них топориками, которые носили телохранители римских должностных лиц - ликторы. Первоначально ликторы выполняли полицейские функции - фасции использовались для разгона толпы, позже это стало традицией - ликторы с фасциями стали символом власти и могущества Рима.немцы, которых обычно было принято называть фашистами, себя таковыми не считали и, более того, полагали настоящих итальянских - фашистов гораздо ниже себя как в вопросах идеологических, так и в практике тоталитарного движения. Действительно, германские нацисты, а точнее - национал-социалисты, представили более совершенную, чистую, приближенную к идеалу модель тоталитарного общества некоммунистического типа. Именно в сравнении советского и нацистского государств, на первый взгляд разных и даже враждебных, и появилась в западной политологии мысль об общих их корнях и сути, мысль о тоталитаризме как о совершенно особой, небывалой ранее форме организации общества, где последнее полностью и во всех сферах своей жизни (тотально) подчинено государству, им контролируется, мобилизуется и используется.
В 1919 году появилась новая политическая сила, не признававшая правил парламентской игры, опиравшаяся на оружие, военную дисциплину и безудержную демагогию. Это были знаменитые Фаши ди комбаттименто - боевые группы. Оформленные как местные организации, дабы подчеркнуть связь с местным населением и региональными проблемами, не имевшие первоначально единого формального центра, они были объединены фигурой харизматического лидера - Бенито Муссолини, «дуче» - «вели». Ещё до начала мировой войны был поставлен знак равенства между нацизмом и фашизмом (первыми это сделали американские журналисты). У немецких и итальянских солдат часто были конфликты, в которых немцы обзывали итальянцев «грязными фашистами», а те немцев - «подлыми нацистами». Получается, что простые солдаты тогда разбирались в этих вопросах лучше, чем современная политическая элита. Кстати, Гитлер приложил много усилий, чтобы убедить Муссолини принять нацизм, но дуче остался верен фашизму. Да и сам Муссолини не очень то и любил Гитлера.
В 1926-м и 1927-м годах Гитлер неоднократно просил Муссолини о его фотографии, но дуче оставался глух к просьбам будущего фюрера. «Муссолини поддерживал контакты с другими правыми силами в Германии, в первую очередь, с организацией «Стальной шлем», которая, как ему казалось, могла служить известным сдерживающим фактором для нацистов. Чрезмерная агрессивность и авантюризм Гитлера настораживали многих из фашистской верхушки Италии.
Однако после того, как национал-социалисты в сентябре 1930 года на парламентских выборах получили более 6 млн голосов и стали второй по величине фракцией в рейхстаге, дуче больше не мог отмахиваться от главаря нацистов, как от назойливой мухи. В 1931-1932 годах Италию дважды посетил Герман Геринг, который произвёл на дуче отталкивающее впечатление. В частной беседе с соратниками он охарактеризовал его как «экс-пациента психиатрической клиники». В ближнем окружении Муссолини отзывался о Гитлере как о бесноватом, карикатурном выскочке, который написал «нечитабельную книгу «Майн Кампф»». Дуче видел в Гитлере мелкого политического деятеля, окружённого фанатиками, который волей случая оказался на «гребне волны». И это несмотря на то, что Гитлер, во всяком случае - внешне, восторгался личность Бенито Муссолини.
Неприязнь усилилась в ходе общения, которая проходила на вилле «Пизани ди Стра», где когда-то останавливался Наполеон. Как вспоминают очевидцы, Муссолини высунулся из окна комнаты, где шли переговоры, и сказал ожидавшим на улице соратникам: «Он сумасшедший, сумасшедший!» Раздражение лидера Италии легко понять. Как потом выяснилось, Гитлер вместо того, чтобы обсуждать злободневные вопросы, вёл нудный нескончаемый монолог, пересказывая дуче «Майн кампф». Потом Муссолини отзывался о Гитлере как о «фигляре с мозгами набекрень», лишённом интеллигентности и динамизма: «Он подобен граммофону, который, едва закончив играть, начинает всё сначала». Встреча в Венеции закончилась ничем. Несмотря на то, что в ходе беседы нацист даже не словом не обмолвился об Австрии, Муссолини инстинктивно уловил пангерманист кие устремления Гитлера.
И всё равно отношения Германии и Италии резко ухудшились. Дуче велел разорвать с Германией контракт о поставке ей военных самолётов. Рим вёл тайные переговоры с Парижем об ударе по Германии. Но французы не решились вновь «проучить бошей». В конце 1934 года Муссолини ещё резче стал отзываться о нацизме, называя его «продуктом язычества и пережитком первобытного строя», «расизмом из психиатрической лечебницы», в то время как фашизм уважает права человека и создаёт прочные религиозные основы для семьи. Когда дуче созвал съезд «фашистского интернационала», он демонстративно не пригласил на него нацистов. В Монтро собрались представители 16 стран. На съезде фашистские интернационалисты публично осудили кампанию нацистов против евреев.
Фашистская Италия вполне могла заключить прочный союз с Советской Россией. В 1933-м Муссолини, который пристально следил за событиями в Советском Союзе, посчитал, что Советская Россия постепенно превращается в компаративистское государство. Он пообещал подружиться со Сталиным и обязался никогда не присоединяться к международным соглашениям, направленным против СССР. В октябре 1933 года советская военная эскадра пришвартовалась в Неаполе, а итальянская военная делегация побывала в Москве. 2 Сентября 1934 года СССР подписал с Италией на пять лет пакт о дружбе, ненападении и нейтралитете.». Действительно, Италия не знала террора такого масштаба, как Германия или Россия: с 1926 по 1932 год Особые трибуналы вынесли политическим «преступникам» всего 7 смертных приговоров! 12000 человек были признаны невиновными после ареста, можно ли представить себе такое в Германии или России? Весьма распространенным методом политических репрессий было насильственное кормление жертвы касторкой с последующим освобождением при большом скоплении народа, что весьма положительно влияло на здоровье, прочищая желудок, хотя весьма подрывало авторитет оппозиционера. Когда Муссолини спросили, почему в Италии не расстреливают на месте воров, проституток, бродяг и т.д., он ответил: «Мы не в России». За все годы фашистского правления, поэтому так и не удалось подавить оппозицию. Но самое интересное, что Муссолини пользовался популярностью у народа, поэтому и отмечается такое низкий коэффициент оппозиции. Понимая все минусы фашизма, стоит признать, что правильный человек в правильное время способен вывести страну на новый уровень.
Что касается Германии, то символом нацистского режима стало словосочетание «концентрационный лагерь». В отличие от советских лагерей, многие германские совершенно официально были и назывались лагерями уничтожения. Евреям, цыганам, коммунистам, либералам, католикам (Церковь,оказалось, невозможно превратить в «приводной ремень», а как независимая от партии организация, руководящая душами людей, она была опасна) нечего было делать в трудовых лагерях, «выродки» не подлежали перевоспитанию, их следовало безжалостно уничтожать.
Что же касается обычной системы судопроизводства, то она фактически умерла, включившись в карательный аппарат рейха. Судебные процессы проходили при закрытых дверях, если вообще проходили. Суды перестали быть независимыми, исчез институт присяжных. Забыта была и презумпция невиновности, место принципа «ни одного наказания без закона» занял принцип «ни одного проступка без наказания».
Важнейшее место в пропаганде и практике нацизма занял милитаризм. Успешная борьба с внутренним врагом не могла быть бесконечной. На очереди был враг внешний в лице коммунистического СССР и плутократического Запада. Расовая теория предполагала последовательно: вооружение и максимальное усиление Германии перед внешними врагами, разрыв Версальского договора и восстановление Германии как великой державы, завоевание жизненного пространства для немцев за счет окружающих неполноценных народов и, наконец, полное подчинение (или уничтожение) этих народов. Тогда арийцы смогут занять то место, на которое имеют право как единственные носители цивилизации, место мирового гегемона. Конечно, такие грандиозные планы мирового господства могут быть осуществлены только войной. Но эта война, последняя в непрерывной череде расовых битв (которые и движут вперед историю), положит начало истинному пацифизму, ибо воевать уже будет некому («Тот, кто искренне добивается победы пацифизма, должен всеми силами содействовать завоеванию мира немцами.» Гитлер).
К Теме 6:
Сравните проекты послевоенного устройства, которые разрабатывались дипломатами СССР, США, Великобритании. Для этого желательно сделать хронологически - тематическую сравнительную таблицу, используя рекомендованные источники. Возможно, в таблице выделить два подраздела : планы с 1941 года по 1943год, и с 1943 по 1945год, поскольку ход переговорного процесса, стратегия и тактика дипломатов существенно изменилась с 1943года. Обратите внимание что с лета 1943года коренным образом изменилась ситуация на фронтах Второй мировой войны.
проекты | СССР | Великобритания | США |
Германский вопрос | Сталин в 1945году - выступил за сохранение единой Германии. СССР передавались территория бывшей Восточной Пруссии в г. Кенигсберге. | У. Черчилль – за создание Дунайской Федерации с включением части германских земель | Ф. Рузвельт в 1945году выступил за разделение Германии на зоны оккупации |
Австрийский вопрос | Оккупация Австрии советскими войсками началась с конца марта 1945 года, с момента полного подавления сопротивления на этой территории подразделений фашистской Германии. Уже в начале апреля Сталин подписал директивы об организации на занятой территории новой администрации и беспрепятственной работе по формированию временного правительства. Сразу же было официально заявлено: Красная Армия воюет с фашистами, а не с мирными австрийцами, никаких земель Советскому Союзу от Австрии не надо – «мы здесь будем наводить и поддерживать порядок, пока у вас не наладится мирная жизнь». Только и всего. | Запрещала в будущем «аншлюс» с Германией. | Австрия была оккупирована войсками США в1945году до 1955года. |
Польский вопрос | На Тегеранской конференции в 1943году, советская сторона настаивала на расширение территории Польши за счёт западных (германских) земель на установлении западной границы Польши по реке Одер и Нейсе, Западная Украина | Границы Польши определены в соответствии с достигнутыми в 1945году на Ялтинской конференции договорённостями | Границы Польши определены в соответствии с достигнутыми в 1945году на Ялтинской конференции договорённостями |
План «Балканской федерации» | Сталин по-поводу предложения У. Черчилля о разделе сфер влияния на балканах, оставил без комментариев но и без воззражений. На территории Румынии оставались вооружённые силы СССР для поддержания коммуникаций с Австрией, где находились советские войска. | В октябре 1944 года У.Черчилль предложил И.В. Сталину установить балансы влияния в освобождённых от фашизма странах в пропорции: Румыния и Болгария -90% и 75% влияния СССР, Греция – 90% влияния Англии, Венгрия и Югославия – 50% и 50% СССР. | граница данного периода связана с тем, что в 1948 г. произошел разрыв И. Тито с И.В. Сталиным, вследствие чего кардинальным образом изменилось геополитическое значение балканской федерации для Соединенных Штатов. Советско-югославский конфликт стал неожиданностью для США, однако их реакция была незамедлительной. Летом 1948 г. произошло улучшение американо-югославских отношений, после чего началось сотрудничество двух государств в экономической и военной сферах. Югославия стала единственной социалистической страной, получавшей помощь по плану Маршалла. Помимо расширения двусторонних связей США стимулировали своих союзников на развитие отношений с ней. Вашингтон намеревался использовать конфликт СССР и Югославии в качестве положительного примера для других стран Восточного блока, рассчитывая на их последующее отдаление от Советского Союза. |
К теме 7:
1.Тест 1уровень:
1.Какой из перечисленных признаков не относится к определению понятия «холодная война»?
А) наращивание гонки вооружений
Б) определяющая роль ракетно-ядерного оружия и «атомная дипломатия»
В) усиление разведывательных структур и «шпионские» скандалы в мировой политике
Г) доминирующая роль сверхдержав –СССР и США
Д) идеологическое противостояние
Е) расширение контактов между СССР и США в области науки и культуры
Ответ: е.
Когда прозвучала речь бывшего британского премьер – министра У. Черчилля в г. Фултоне ставшая одним из первых пропагандистских актов «холодной войны»?
А) 2 сентября 1945года
Б) 5 марта 1946года
В) 29 августа 1949года
Г) 12 августа 1953года
Ответ: б.
Расположите в хронологической последовательности документы и события, заложившие основу блокового противостояния в мире
А) «Берлинский кризис» и раскол Германии
Б) создание Организации Североатлантического договора ( НАТО)
В) план Маршалла
Г) доктрина Трумэна
Д) подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между странами советского блока
Ответ: 1-д; 2-г; 3-в; 5-б; 4-а.
Какая из перечисленных стран не входила в блок НАТО?
А) Франция
Б) США
В) Великобритания
Г) Италия
Д) Канада
Е) Швейцария
Ж) Голландия
З) Люксембург
И) Норвегия
Ответ: е.
Какая из перечисленных стран не участвовала в подписании Варшавского договора?
А) Чехословакия
Б) Венгрия
В) Румыния
Г) Болгария
Д) СССР
Е) ГДР
Ж) Югославия
Ответ: ж.
К теме 8:
1. Какие противоречия характерны для западного общества с 1960г. по 1975г.?
С начала 60-х годов в западной социологии ведется анализ двух процессов, имеющих непосредственное отношение к формированию новой социальной структуры постиндустриального общества.
Первым из них является снижение влияния и внутренний раскол рабочего класса. Основываясь на анализе меняющейся структуры народного хозяйства развитых стран, многие авторы отмечали, что пролетариат становится далеко не самой заметной социальной группой современного общества, а его представители оказываются, разобщены по образовательному уровню, интересам, национальным и расовым признакам. В 1973 году Д. Белл, экстраполируя тенденции предшествующих двадцати лет, утверждал, что к концу века рабочий класс сохранится лишь как второстепенная социальная группа. При этом подчеркивалось, что упадок традиционного пролетариата сопровождался и его растущей дифференциацией. В условиях становления постиндустриального общества с одной стороны, все большее число видов труда требуют серьезной профессиональной подготовки, а занятые таким трудом работники относятся по своим жизненным стандартам и сфере своих интересов к средним слоям общества, в силу чего по ряду признаков выходят за рамки традиционно понимаемого пролетариата. Однако с другой стороны, те же процессы порождают потребность в значительной массе низкоквалифицированного труда, применяющегося как в материальном производстве, так и в сфере услуг. Эта вторая часть прежде единого рабочего класса состоит, по словам А. Горца, "из людей, которые стали хронически безработными, либо из тех, чьи интеллектуальные способности оказались обесцененными современной технической организацией труда", и может быть названа "неклассом нерабочих", или "неопролетариатом" Результатом становится фактическое исчезновение рабочего класса в том его понимании, какое вкладывали в это понятие К. Маркс и его последователи.
Вторым выступает обособление новой элиты постиндустриального общества. Уже к середине 70-х годов среди социологов стало доминировать представление о том, что эта страта объединяет, прежде всего, людей, воплощающих в себе знания и информацию о производственных процессах и механизме общественного прогресса в целом. "Если в предыдущем столетии господствующими фигурами были предприниматели, бизнесмены и промышленные руководители, - писал Д. Белл, то "новыми людьми" оказываются ученые, математики, экономисты и создатели новой интеллектуальной технологии"
В 70-е годы, когда теория постиндустриального общества только еще формировалась, было предложено множество новых определений господствующей элиты. В большинстве случаев в их основе лежало понимание того, что основой причисления человека к новому высшему классу являются его способности к творческой деятельности, к усвоению, обработке и продуцированию информации и знаний. Отсюда следовало, что этот господствующий класс не столь замкнут и однороден, как высшие слои аграрного и индустриального обществ. Его власть базируется на обладании уникальными знаниями и принадлежности к технократической элите. Однако, несмотря на формальную открытость элиты постиндустриального общества, на то, что "информация есть наиболее демократичный источник власти", знания, как и капитал, обладают ограниченным предложением, и поэтому формирующееся общество вряд ли может стать обществом эгалитарным.
2. Какие факторы способствовали росту благосостояния западного общества после второй мировой войны?
В 50-е и 60-е гг. в странах Запада сложилось новое общество, особенностями которого стало достижение высокого уровня жизни, определяемого массовым потреблением и социальной защищенностью. Важным показателем нового жизненного уровня было изменение в структуре потребительских расходов. Так, французы в 1970 г. тратили на питание 25,6% личных доходов, на услуги (включая содержание транспорта) — 35,3%. Англичане в 1960 г. тратили на питание 25,4%, в 1970 г. — 20,7% , в 1985 г. — 14% личного дохода. Расходы на сферу услуг, наоборот, возросли: с 20,7% в 1960 г. до 39% в 1985 г.
Другим показателем «государства благосостояния» явилось развитие системы государственной и общественной социальной помощи, развитие образования, здравоохранения, многочисленные пособия по бедности, безработице, многодетности, пенсионное обеспечение и стипендии.
Так, например, в Великобритании на социальное страхование в 1962 г. расходы составляли 5% валового национального продукта, а в 1974 г. уже свыше 16%. В целом на социальные нужды в государственном бюджете Великобритании в 1974 г. шло 28,6%. В Скандинавских странах эта доля была даже более высокой, достигая 50—60% всех бюджетных расходов.
Достижение такого уровня потребления стало возможным благодаря росту производительности труда и переориентации производства на предметы длительного пользования для массового покупателя.
Только после Второй мировой войны правительства стран Запада и Северной Америки сумели применить кейнсианскую теорию «эффективного спроса». Рост заработной платы, социальных расходов, государственное распределение вспомоществования и другие меры расширили совокупный спрос и создали массового потребителя важнейших товаров длительного пользования (холодильники, стиральные машины, автомобили, радиоаппаратура, жилье и пр.). Именно благодаря таким структурным переменам в системе «производство — потребление» создалась возможность относительно длительного периода экономического подъема и высоких темпов роста, Символом этого экономического подъема стал автомобиль, подобно тому как это было в США в 20-е гг. В 1945 г. в Европе насчитывалось 5 млн. личных автомобилей, а к началу 80-х гг. — уже 100 млн. автомашин. В Великобритании в 60-е гг. число личных автомобилей удвоилось и составило в 1970 г. 11,5 млн. В 1970 г. на каждую тысячу французских рабочих приходилось 636 автомобилей, 769 телевизоров, 844 холодильника. С точки зрения длительной перспективы состояние рынка товаров длительного пользования приближалось в середине 70-х гг. к черте насыщения.
Механизация сельского хозяйства. Глубокие перемены произошли в сельском хозяйстве Западной Европы. Мощное развитие технологии и биотехнологии, сельскохозяйственного машиностроения позволило в послевоенные десятилетия завершить механизацию и химизацию сельского хозяйства, резко сократить занятость. За 1950— 1962 гг. число тракторов выросло только в странах Общего рынка с 350 тыс. до 2,6 млн. К середине 60-х гг. Западная Европа не только полностью стала обеспечивать себя продуктами питания, но и превратилась в крупного экспортера продовольствия. Все это происходило при сокращении занятости в сельском хозяйстве (до 1/3 довоенного уровня).
Важной сферой поглощения освобождавшейся рабочей силы в промышленности и сельском хозяйстве была сфера услуг, включающая также образование, здравоохранение и систему социального обеспечения.
Одной из причин ускоренного развития экономики ведущих стран была относительная дешевизна нефти и сырьевых материалов, добываемых в странах «третьего мира», что позволило европейским странам в 50-60-е гг. перейти в значительной мере с угля на нефть в обеспечении энергией. Экстенсивный тип производства, при котором рост его в немалой степени обеспечивался материалоемкими и энергоемкими технологиями, позволил странам Запада добиться высокого уровня занятости и снижения безработицы до 2-3%, что считалось признаком полной занятости.
В итоге в 50-60-е гг. в странах развитого капитализма был завершен процесс индустриального развития экстенсивного типа, основы которого были заложены еще в прошлом веке. Его признаками было развитие тяжелой промышленности (прежде всего производство угля и стали), механизация и частичная автоматизация, а в XX в. — широкое внедрение моторов, автомобильного и авиационного транспорта.
3. Сравните развитие общества и политическое развитие в Западной Европе и США в 1950-е- 70-е годы, укажите на сходства и различия.
Особым периодом в истории западноевропейских стран стали 1950-е годы. Это было время быстрого экономического развития, когда прирост продукции промышленного производства составлял в среднем 5—6 % в год. Послевоенная промышленность восстанавливалась с применением новых машин и технологий. В 1950-е годы началась научно-техническая революция, одним из основных направлений которой являлась автоматизация производства. Тяжёлый ручной труд, работа человека за станком всё больше заменялись автоматикой. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, росла их зарплата. Они пополняли ряды «белых воротничков» — работников с высокой профессионально-технической подготовкой.
В Англии уровень заработной платы в 1950-е годы повышался в среднем на 5 % в год при росте цен на 3 % в год. В ФРГ за этот же период реальная заработная плата выросла в 2 раза. В некоторых странах, например в Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же власти периодически «замораживали» зарплату (запрещали её повышение), что вызывало протесты и забастовки рабочих.
Наиболее ощутимым оказался экономический подъём в ФРГ и Италии. Впервые послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 1950-х годов расценивалась как «экономическое чудо». Это не только количественный, но и качественный скачок. В Италии среднегодовой прирост объёма промышленной продукции составлял 10 % в год. Из аграрно-индустриальной страны она превратилась в индустриальную. Особенно быстро развивались машиностроение, автомобилестроительная и химическая отрасли. Итальянская промышленная продукция стала продаваться во многие страны.
«Экономическое чудо» в ФРГ и Италии произошло благодаря целому ряду процессов: перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимической, электронной, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным финансовым подспорьем явилась американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъёма производства заключалось и в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. К тому же существовал значительный резерв дешёвой рабочей силы за счёт переселенцев, выходцев из села. Немаловажное значение имело отсутствие в бюджете этих стран в первые послевоенные годы расходов на армию и вооружения.
Экономический подъём обеспечил социальную стабильность. В условиях сокращения безработицы, относительной устойчивости цен и повышения заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 1950-х годов, когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации, в частности сокращение рабочих мест.
Определяющей чертой политического развития стран Западной Европы в 1950-е годы стал приход к власти консервативных партий. Они создавались после войны на базе распавшихся довоенных партий, а иногда — заново.
Эти партии объединяли крупных промышленников, банкиров, известных католических деятелей. Вместе с тем они стремились получить широкую поддержку в обществе, чему должно было способствовать выдвижение христианских ценностей в качестве главных идейных основ новых партий. Занимая в целом консервативные позиции, христианские демократы учитывали особенности политической ситуации. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию.
Придя к власти в 1950-е годы, лидеры консервативных партий отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили о социальных гарантиях для людей труда, обществе всеобщего благосостояния. В ФРГ получила распространение концепция «социального рыночного хозяйства», основанного на частной собственности и свободной конкуренции. Британские консерваторы, находившиеся у власти в 1951—1957 гг. (премьер-министры У. Черчилль, а затем А. Иден), провели реприватизацию (возвращение в частные руки) некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). В то же время началось наступление на провозглашённые во второй половине 1940-х годов политические права и свободы.
В ФРГ в 1951 г. приняли закон об уголовном преследовании по политическим мотивам — «блицзакон», согласно которому ввоз неугодной властям литературы, критические отзывы о руководителях государства, деятельности государственного аппарата, контакты с официальными органами ГДР могли рассматриваться как «государственная измена» и караться заключением на срок от 5 до 15 лет. За 10 лет на основании этого закона было заведено 200 тыс. дел, затронувших 500 тыс. граждан ФРГ. В 1953 г. появился закон, ограничивавший возможности проведения собраний и демонстраций. В 1956 г. по приговору конституционного суда была запрещена Коммунистическая партия Германии.
В Италии в 1952 г. христианские демократы предприняли попытку отменить пропорциональную систему представительства в парламенте, предложив предоставлять 2/3 мест в парламенте партии или блоку, собравшему более половины голосов на выборах.
В 1958 г. произошёл значительный поворот в политической жизни Франции. В середине 1950-х годов здесь сложилась кризисная ситуация. Её составными элементами являлись политическая неустойчивость и частая смена правительств социалистов и радикалов, начавшийся распад французской колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшение положения и рост выступлений трудящихся. В такой обстановке всё большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал Ш. де Голль.
В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире, поддерживаемое ультраправыми силами, отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернётся Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть» при условии предоставления ему чрезвычайных полномочий и отмены конституции 1946 г. 1 июня 1958 г. он был назначен премьер-министром. Спустя три месяца появился проект новой конституции. На референдуме 28 сентября 1958 г. за неё проголосовали 79 % избирателей. Во Франции утвердилась пятая республика. В декабре 1958 г. Ш. де Голль был избран президентом Франции. Сложившийся при нём режим не без основания назвали «режимом личной власти». Опорой его стала основанная сторонниками де Голля партия «Союз в защиту новой республики» (ЮНР).
Конституция 1958 г. предоставляла самые широкие права президенту, избиравшемуся на семилетний срок. Он являлся главой государства и верховным главнокомандующим, назначал членов правительства и всех высших гражданских и военных должностных лиц. Президент не только подписывал все законы, но, по существу, решал их судьбу: мог вернуть на повторное рассмотрение в парламент или вынести на референдум. Он имел право распустить Национальное собрание (нижнюю палату парламента) и назначить новые выборы. Но парламент, со своей стороны, не мог сместить президента и практически не имел возможности добиться отставки
Характерной чертой послевоенного мира стало развитие региональной интеграции. Она осуществлялась в Европе, Азии, Латинской Америке, Африке. Что заставляло ту или иную группу государств устанавливать тесные связи, вступать в союз? Рассмотрим это на примере стран Западной Европы. Выше уже говорилось о создании в 1949 г. военно-политической организации НАТО, а в 1957 г. — Европейского экономического сообщества. Очевидна одна из причин их возникновения — разделение и соперничество между «западным» и «восточным» блоками. Но существовали и другие побудительные мотивы для интеграции. Во-первых, западноевропейские государства стремились укрепить свои позиции в условиях появления в послевоенном мире нескольких экономических центров, таких как США, Япония, социалистическое содружество. Во-вторых, всё отчётливее ощущалась потребность устранить межгосударственные противоречия в самой Западной Европе, например между Францией и Германией.
В интеграции были заинтересованы не только государства, но и европейские монополии. В послевоенные десятилетия банковский и промышленный капитал приобретал всё более наднациональный характер. Сложилась сеть транснациональных корпораций (ТНК), для которых государственные границы становились препятствием. Представители крупной буржуазии видели в объединённой Европе, прежде всего «Европу трестов». Объединение поддерживали и социал-демократические деятели, считавшие, что оно позволит «упорядочить» экономическое развитие стран региона, эффективнее регулировать экономику.
4. Какие черты нового индустриального общества выделяет Джон Гэлбрейт в книге «Справедливое общество. Гуманистический взгляд»(1996) Является ли Гэлбрейт сторонником усиления роли государства в экономической системе?
Книга «Справедливое общество» (1996) вряд ли может быть названа экономическим исследованием в собственном смысле этого слова. В ней нашли отражение скорее политические и социальные идеалы автора, нежели конкретные результаты анализа хозяйственных реалий. Книга, состоящая из восемнадцати глав, написана в отчасти публицистической манере и представляет читателю взгляд автора на реформированное общество эпохи постиндустриализма. Он пишет здесь о судьбах государственного регулирования экономики и методах борьбы с инфляцией, о допустимом социальном и имущественном неравенстве. Дж. К. Гэлбрейт касается широкого спектра социальных и политических проблем, среди которых особо выделяются меняющаяся роль личности в современном мире, расслоение общества по образовательному признаку, взаимоотношения развитых постиндустриальных стран с государствами третьего мира, экологическая опасность и так далее.
Эта книга представляет значительную ценность в первую очередь как достаточно комплексное и вместе с тем сжатое изложение социального кредо, присущего тому поколению современных американских социологов, которое стояло у истоков постиндустриальной концепции. Заслуживает особого внимания то обстоятельство, что в книге профессора Гэлбрейт отсутствует элемент надрыва, столь характерный для многих социологических исследований 70-х и 80-х годов. Несмотря на многочисленные критические замечания в адрес существующей сегодня хозяйственной и политической системы, автор убежден в достижимости описываемого им идеального состояния, в том, что именно к нему естественным образом подводят современные тенденции экономического прогресса. Хотя сформулированные в книге положения и не могут быть названы примером непосредственного исследования хозяйственных процессов, они основываются на результатах анализа, проведенного автором в целом ряде более ранних работ. Гэлбрейт не был сторонником усиления роли государства в экономической системе, доказательством тому можно привести отрывок из его книги: «Производство потребительских товаров и услуг расширяется и процветает, и совершенно не имеет смысла в какой бы то ни было форме передавать соответствующую функцию государству».
К теме 9:
1. Попробуйте расположить в хронологической последовательности этапы развития глобальных процессов в мире в 20 веке, используя материалы курса и рекомендуемую литературу
2. Попытайтесь дать собственное определение «глобализации». Антиглобалисты утверждают, что процессы глобализации инспирированы крупнейшими транснациональными корпорациями, которые в настоящее время, используя давление на правительства ведущих стран, осуществляют новый передел мира. Как Вы оцениваете подобное мнение?
Глобализация - усиление процессов взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности экономических, политических, правовых, идеологических, культурных особенностей мирового сообщества.
В настоящий момент антиглобалистские группировки, обычно леворадикальной направленности, создают что-то подобное вооруженному сопротивлению развитию глобальных политических процессов. Они применяют современные технологические средства: создают рекламные ролики, которые за деньги размещают на крупнейших каналах телевидения, запускают радиообращения. Используют уличные демонстрации в период различных международных форумов для того, чтобы дать сигнал протеста по отношению к крупным международным, прежде всего, финансовым и экономическим структурам, таких как Всемирный банк, некоторые агентства ООН, структуры «восьмерки» либо Европейского союза.