СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по родному русскому языку по четвертям

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по родному русскому языку по четвертям»

Контрольная работа по родному русскому языку 6 класс

  1. четверть

1. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав:

а) лексикология;

б) морфология;

в) пунктуация.

2. Древнерусский язык сложился на базе:

а) западнославянского;

б) восточнославянского;

в) южнославянского.

3. Этимология – это раздел науки о языке, в котором изучается:

а) лексическое значение слов;           

б) правописание слов;

в) происхождение слов.

4. Новые слова, возникшие в языке, называются:

а) профессионализмами;

б) диалектизмами;

в) неологизмами.

5. Слова кислица (красная смородина), бурак (свекла), сиверко(сильный ветер) относятся к:

а) омонимам;

б) диалектизмам;

в) профессионализмам.

6. Слова гамбургер, пицца, офис, ноутбук относятся к:

а) заимствованным;

б) синонимам;

в) устаревшим.

7. Запишите синонимы к заимствованным словам из слов для справки:

этикетка – __________________________________________________________

аниматор – _______________________________________________________

гильдия – __________________________________________________________

Слова для справки: организатор развлекательных мероприятий; объединение людей одной профессии; ярлык на товаре.

8. Соотнесите верные утверждения и запишите ответы в виде таблицы:

  1. картридж

А. спортсмен, занимающийся карате

  1. каратист

Б. короткий видеоролик с музыкальным сопровождением

  1. клип

В. сменный узел в копировальных аппаратах и принтерах, подающий красящее вещество



А

Б

В




9. Устойчивые, неделимые сочетания слов, которые можно заменить синонимами:

а) антонимы;

б) фразеологизмы;

в) неологизмы.

10. Объясните значение фразеологизмов:

Заруби себе на носу


Бить баклуши


Вставлять палки в колеса


Сесть в лужу


Закадычный друг


Ключ

1 а

2 б

3 в

4 в

5 б

6 а

7  ярлык на товаре. организатор развлекательных мероприятий; объединение людей одной профессии

8 1-в, 2-а, 3-б

9 б

10 запомнить, бездельничать, создавать неприятности, оказаться в неловком, глупом или смешном положении, близкий товарищ.



5- 1

4- 3

3 -5

2- 6

  1. четверть



1.Когда возникла славянская письменность?

а) в IX веке

б) в X веке

в) в IIX веке

2.Соотнесите  понятия и определения:

а) фразеологизмы     1. слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение.

б) неологизмы           2.  слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения

в) антонимы              3.  новые слова

г) синонимы              4.  устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов.

3.Найдите соответствия:

а) неологизмы                      1)бурак, кочет, евонный

б) диалектизмы                    2)байкер, блокбастер. копирайтер

в) фразеологизмы                3)жалейка, казна, нагайка

г) устаревшие слова             4)реветь белугой, задеть за живой, битый час

4.Грамматическая ошибка - это…

а) неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

б) неправильное написание слова;

в) ошибка, связанная с неверным или не с самым удачным употреблением слов .

5. То, что обозначает слово, является его…

 а) грамматическим значением

 б) лексическим значением.

6.В каком ряду слов ударения падает на 2-й слог?

а) свекла,  торты, средства

б) оптовый, банты, начать

в) звонит, щавель, красивее

7.Основная единица языка – это…

а) предложение

б) слово

в) текст

8.Укажите, к какому типу речи относится текст:

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший».

а) повествование

б) рассуждение

в) описание

9.Укажите, к какому стилю относится текст:

«Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце».

а) художественный

б) научный

в) разговорный

10.Найдите соответствия:

а) эпитеты                 1)  Светлее солнца тронный зал. 

б) метафора               2) На пушистых ветках снежною каймой распустились ветки белой бахромой.

в) олицетворение    3)  В сто сорок солнц закат пылал!

г) сравнение              4) Сбежались отовсюду облака…

д) гипербола              5)седой туман, грустно-сиротеющая земля

11.Соотнесите понятия и определения:

а) эпитет                    1)  образное (красочное) определение     

б) метафора               2) преувеличение

в) олицетворения      3) это образное слово или выражение, основанное на сопоставлении предмета с новым предметом или явлением на основе их сходства в чем-либо. 

г) сравнение              4) воплощение чего-нибудь в образе живого существа.

д) гипербола              5) слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.          

Ключ

1 а

2 4-а, 3-б, 2- в, 1-г

3 а-2, б-3, в- 4, г-1

4 а

5 а

6 б

7 б

8 б

9 а

10 а-1, б-4, в- 5, г-2, д-3

11 а-1, б-5, в-4, г-3, д-2,



5 -1

4 -3

3 -6

2 -7



  1. четверть

1.Определите тип речи:

«Господа стояли на крыльце и смотрели. Смотрели и с порога людской, даже крестились. А наутро староста залез на крышу господского дома и стал забивать доской слуховое окно».

а) описание б) повествование г) рассуждение

2.Укажите стиль речи текста:

«Ветер - перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем».

а) художественный б) научный в) деловой

3.Укажите стиль речи текста:

«Берестяные грамоты - древнерусские письма и документы 11-15 веков, процарапанные на березовой коре (бересте)».

а) художественный б) научный в) деловой

4.Вставьте вместо точек нужный термин:

«... - часть текста, которая начинается с красной строки».

а) абзац б) описание в) тема

5.Укажите стиль речи текста:

«Наша устная речь представляет собой поток звуков. Когда человек говорит, то возникают звуковые колебания, звуковые волны, которые слушающий воспринимает с помощью органов слуха».

а) художественный б) научный в) деловой

6.Укажите тип речи текста:

«В образовании звуков принимают участие легкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая и носовая полость, язык, губы, зубы. И все они работают под руководством головного мозга».

а) рассуждение б) повествование г) описание

7.Какая речь представлена следующим текстом?

- Алло.

- Здравствуйте, будьте добры, позовите Алексея Григорьевича к телефону.

- К сожалению, его сейчас нет...

- Тогда я позвоню позже.

а) монологическая б) диалогическая

8.Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст:

1) Она оказалась меньше всех.

2) Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.

3) На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик.

4) Пятая планета была очень занятная.

а) 4,2,1,3

б) 4,1,3,2

в) 1,3,2,4

9.Укажите тип речи текста:

«Солнце и ветер. Весенний свет. Синицы и клесты поют брачным голосом. Корка наста от лыжи со звоном разлетается. Мелкий березняк в лучах солнца становится розовым. Солнечный луч на железной крыше создает нечто вроде ледника. Тоненькая струйка с теплой крыши попадает на холодную сосульку. От этого вода замерзает, и сосулька утром растет в толщину»

а) описание б) повествование в) рассуждение

10.Укажите стиль речи текста:

«Внимание! Желающие отправиться на экскурсию в Петербург должны собраться в кабинете директора 5 сентября в 14 часов».

а) художественный б) научный в) деловой

11.Укажите стиль речи текста:

«Справка настоящая дана Иванову Петру Алексеевичу в том, что он действительно присутствовал на совещании работников металлургической промышленности, проходящем с 5 по 7 сентября 2013 года в г. Москве. Справка дана для предоставления по месту работы».

а) художественный б) научный в) деловой

12.Укажите стиль речи текста:

«Настоящим удостоверяется, что Петров Николай Иванович действительно работал на заводе «Серп и молот» в период с 1968 по 1996 год в должности слесаря-наладчика».

а) художественный б) научный в) деловой

13.Что такое эпитеты?

а) это слова с одинаковым значением, но разные по написанию;

б) это образное определение;

в) это одинаковое начало стихотворных строк;

г) это скрытое сравнение.

14. Среди нижеприведенных словосочетаний найдите те, в которых употреблены эпитеты:

а) белый снег

б) хрустальная слеза

в) зеленые глаза

г) каменное сердце

15.Соедините правильно эпитеты и слова

а) лес

1) холодный

б) взгляд

2) морозный в) снег

3) изумрудный

г) день

4) серебристый

16. Подберите эпитеты к слову «дорога»:

а) змеистая б) скучная в) каменистая г) асфальтированная

Ключ

1.б

2.б

3.б

4.а

5.б

6.б

7.б

8.б

9.а

10.в

11.в

12.в

13.б

14.б,г

15. а-3, б-1, в-4, г-2              

16.а,б



5 1

4- 3

3 - 5

2- 6

Годовая



1.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

а)Эксперт; б) кухОнный; в) ходатАйство; г) закУпорить.

2. В каком случае выделенное слово является диалектным?

а) Соседка угостила меня пирожками.

б) Петя добросовестно работал на уборке территории.

в) Бабушка попросила принести ей бураков.

г) Оркестром руководит новый дирижер.

3. Подбери к заимствованному слову русский вариант слова.

Шоу-

Имидж-

Боты-

Эксклюзивный-

4. Какое из слов является неологизмом?

а) стрит-арт;

б) календарь;

в) физра;

г) боярин.

5. Определите строку с омонимами.

а) Газированная вода – путешествовать по воде;

б) Сосновый бор – зубоврачебный бор;

в) Струя воздуха – деревенский воздух;

г) Отправить багаж – умственный багаж;

д) Русская азбука – нотная азбука

6. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.

  • Мальчик бежал быстро (1) в магазин.

  • Его обманывают (2), а он об этом даже не подозревает.

  • Весь день Саша бездельничал. (3)

  • Дедушка с бабушкой живут далеко. (4)

  • Выпила Маша лекарство, и болезнь прошла. (5).

__________________________________________________________________________

Водить за нос, как рукой сняло, сломя голову, у черта на куличках, бить баклуши.

7. Выпиши из предложения слово, в котором допущена ошибка в употреблении окончаний имен существительных в родительном падеже.

Мама зашла в магазин и купила несколько пар ботинок для моих братьев, носков, но, к сожалению, не нашла моего размера чулков.

8. Прочтите отрывки и определите функциональную разновидность описательного текста.

Тетерев – птица красивая: черное оперение с сине-зеленым отливом, хвост лировидной формы с контрастным белым подхвостьем, брови насыщенного ярко-красного цвета. Участки белых перьев у тетеревов часто называют зеркалами.

Тетерев — это крупная птица семейства фазановых, получившая широкое распространение и обитающая в лесах, лесостепях и, частично, степях Евразии, в том числе, и в России. В основном, тетерев ведёт оседлый образ жизни, причём, селиться предпочитает на опушках леса, рядом с лесом и в долинах рек.

Тетерев-косач – типичный представитель своего рода. За перья хвоста, похожие на черные косички, он и получил второе название. Размеры самцов в среднем достигают 60 см и веса до 1,5 кг. Тетеревиная касатка меньше: вырастает до 50 см, весом не больше 1 кг. Окрас тетерок более пестрый и приближен к рыжевато-коричневым или серым оттенкам, хвост короче.

Птицы - это одна из шести основных групп животных, имеющие отличительные признаки, включая их перья и способность летать (у большинства видов). Наша планета является домом для более 10 000 известных видов птиц. Тетерева относятся к отряду курообразных.

а) определение;

б) определение-дефиниция;
в) описание;
г) пояснение.

Из первого текста выпишите антонимы.

Задание 10. Подберите синонимичный ряд к слову красивый.

Ключ

5 -1

4 -3

3 -5

2 -6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!