Контрольная работа по теме «Лексика».
Разработана учителем русского языка и литературы АНОО «Средняя школа Сосны» Одинцовского района Московской области Демусковой Ириной Анатольевной
Материал предназначен для проверки знаний учащихся после изучения темы «Лексика» в 5 классе по учебнику под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта
В контрольной работе проверяется знание теории (задание 1, вставить пропущенные слова, соотносится с теоретическим материалом учебника)
и развитие практических умений (задания 2-6, подбор синонимов, антонимов, употребление слов в прямом и переносном значении, работа с метафорами, сравнениями, олицетворениями, эпитетами, объяснение значений фразеологизмов, употребление их в речи)
В контрольной работе 2 варианта, теоретическое задание одинаковое, практические построены на разных примерах.
Контрольная работа по теме «Лексика» Вариант 1
Вставьте пропущенные слова
Все слова языка образуют его _______________________
Большинство слов имеет __________________________________ , то есть главный смысл. Существует несколько способов объяснения __________________ значения слова:
______________________________________________________
______________________________________________________
_____________________________________________________
Синонимы – это_________________________________________________________
______________________например________________________________________
Антонимы – это _________________________________________________________
______________________например________________________________________
Слова, имеющие одно значение, называются _______________________, а слова, имеющие несколько значений, называются_____________________________,
например, ____________________________________________________________ .
Слово может употребляться в __________________ и _________________________
значении, напрмер______________________________________________________.
На основе _______________________ значения создаются тропы (с примерами)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Фразеологизм – это ___________________________________________________,
например______________________________________________________________.
Словарный состав русского языка непрерывно ______________________________.
Одни слова ________________________, другие_____________________________.
Есть два способа пополнения словарного запаса языка:_______________________
и _______________________________.
Для старославянского языка характерны ____________________________ сочетания, а для русского - __________________________ сочетания, например
______________________________________________________________________.
Подберите синонимы к словам, с одним словом составьте сложное предложение.
Метель__________________________________________________________
Прекрасный_____________________________________________________
Бежать________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Дополните пословицы антонимами, объясните смысл одной пословицы
Корень учения горек, да плод его _________________.
Маленькое дело лучше ____________________ безделья.
Подальше положишь - ___________________ возьмёшь.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
С данными словами составьте словосочетания так, чтобы в одном случае слово употреблялось в прямом значении, а в другом – в переносном
Седая _____________________________________________________________
Волчий ____________________________________________________________
Огонёк_____________________________________________________________
Ударил_____________________________________________________________
Выпишите из стихотворения
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Эпитет______________________________________________________________
Метафору___________________________________________________________
Олицетворение______________________________________________________
Объясните значения фразеологизмов и составьте с ними предложения так, чтобы в одном случае это было свободное сочетание слов, а в другом – фразеологизм.
Образец: каши не сваришь – дела не сделаешь, не договоришься.
Без молока каши не сваришь. Петя ленив, с ним каши не сваришь.
Засучив рукава________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Правая рука __________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Ветром сдуло__________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Контрольная работа по теме «Лексика» Вариант 2
1. Вставьте пропущенные слова
Все слова языка образуют его _______________________
Большинство слов имеет __________________________________ , то есть главный смысл. Существует несколько способов объяснения __________________ значения слова:
______________________________________________________
______________________________________________________
_____________________________________________________
Синонимы – это_________________________________________________________
______________________например________________________________________
Антонимы – это _________________________________________________________
______________________например________________________________________
Слова, имеющие одно значение, называются _______________________, а слова, имеющие несколько значений, называются_____________________________,
например, ____________________________________________________________ .
Слово может употребляться в __________________ и _________________________
значении, напрмер______________________________________________________.
На основе _______________________ значения создаются тропы (с примерами)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Фразеологизм – это ___________________________________________________,
например______________________________________________________________.
Словарный состав русского языка непрерывно ______________________________.
Одни слова ________________________, другие_____________________________.
Есть два способа пополнения словарного запаса языка:_______________________
и _______________________________.
Для старославянского языка характерны ____________________________ сочетания, а для русского - __________________________ сочетания, например
______________________________________________________________________.
2. Подберите синонимы к словам, с одним словом составьте сложное предложение.
Говорить__________________________________________________________
Смелый_____________________________________________________
Пища________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ 3. Дополните пословицы антонимами к выделенным словам, объясните смысл одной пословицы.
Лучше своё отдать, нежели _____________________________________.
Глупый осудит, а ____________________ рассудит.
________________ собирает, а зима подъедает.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
4. С данными словами составьте словосочетания так, чтобы в одном случае слово употреблялось в прямом значении, а в другом – в переносном
Лёгкий _____________________________________________________________
Лисий ____________________________________________________________
Дорога_____________________________________________________________
Нести_____________________________________________________________
5. Выпишите из стихотворения
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Эпитет______________________________________________________________
Метафору___________________________________________________________
Олицетворение______________________________________________________
6. Объясните значения фразеологизмов и составьте с ними предложения так, чтобы в одном случае это было свободное сочетание слов, а в другом – фразеологизм.
Образец: каши не сваришь – дела не сделаешь, не договоришься.
Без молока каши не сваришь. Петя ленив, с ним каши не сваришь.
В двух словах________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Утереть нос __________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Махнуть рукой__________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________