СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по русскому языку. Тема "Лексика" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для проверки знаний по теме "Лексика" в 5 классе. В работе проверяется знание теоретического материала, развитие практических умений. Работа представлена в двух вариантах.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по русскому языку. Тема "Лексика" 5 класс»

Контрольная работа по теме «Лексика».

Разработана учителем русского языка и литературы АНОО «Средняя школа Сосны» Одинцовского района Московской области Демусковой Ириной Анатольевной

Материал предназначен для проверки знаний учащихся после изучения темы «Лексика» в 5 классе по учебнику под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта

В контрольной работе проверяется знание теории (задание 1, вставить пропущенные слова, соотносится с теоретическим материалом учебника)

и развитие практических умений (задания 2-6, подбор синонимов, антонимов, употребление слов в прямом и переносном значении, работа с метафорами, сравнениями, олицетворениями, эпитетами, объяснение значений фразеологизмов, употребление их в речи)

В контрольной работе 2 варианта, теоретическое задание одинаковое, практические построены на разных примерах.





























Контрольная работа по теме «Лексика» Вариант 1

  1. Вставьте пропущенные слова

Все слова языка образуют его _______________________

Большинство слов имеет __________________________________ , то есть главный смысл. Существует несколько способов объяснения __________________ значения слова:

  1. ______________________________________________________

  2. ______________________________________________________

  3. _____________________________________________________

Синонимы – это_________________________________________________________

______________________например________________________________________

Антонимы – это _________________________________________________________

______________________например________________________________________

Слова, имеющие одно значение, называются _______________________, а слова, имеющие несколько значений, называются_____________________________,

например, ____________________________________________________________ .

Слово может употребляться в __________________ и _________________________

значении, напрмер______________________________________________________.

На основе _______________________ значения создаются тропы (с примерами)

  1. ____________________________________________________________________

  2. ____________________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________________

Фразеологизм – это ___________________________________________________,

например______________________________________________________________.

Словарный состав русского языка непрерывно ______________________________.

Одни слова ________________________, другие_____________________________.

Есть два способа пополнения словарного запаса языка:_______________________

и _______________________________.

Для старославянского языка характерны ____________________________ сочетания, а для русского - __________________________ сочетания, например

______________________________________________________________________.

  1. Подберите синонимы к словам, с одним словом составьте сложное предложение.

Метель__________________________________________________________

Прекрасный_____________________________________________________

Бежать________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Дополните пословицы антонимами, объясните смысл одной пословицы

Корень учения горек, да плод его _________________.

Маленькое дело лучше ____________________ безделья.

Подальше положишь - ___________________ возьмёшь.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. С данными словами составьте словосочетания так, чтобы в одном случае слово употреблялось в прямом значении, а в другом – в переносном

Седая _____________________________________________________________

Волчий ____________________________________________________________

Огонёк_____________________________________________________________

Ударил_____________________________________________________________

  1. Выпишите из стихотворения

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Эпитет______________________________________________________________

Метафору___________________________________________________________

Олицетворение______________________________________________________

  1. Объясните значения фразеологизмов и составьте с ними предложения так, чтобы в одном случае это было свободное сочетание слов, а в другом – фразеологизм.

Образец: каши не сваришь – дела не сделаешь, не договоришься.

Без молока каши не сваришь. Петя ленив, с ним каши не сваришь.

Засучив рукава________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Правая рука __________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Ветром сдуло__________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________




Контрольная работа по теме «Лексика» Вариант 2

1. Вставьте пропущенные слова

Все слова языка образуют его _______________________

Большинство слов имеет __________________________________ , то есть главный смысл. Существует несколько способов объяснения __________________ значения слова:

  1. ______________________________________________________

  2. ______________________________________________________

  3. _____________________________________________________

Синонимы – это_________________________________________________________

______________________например________________________________________

Антонимы – это _________________________________________________________

______________________например________________________________________

Слова, имеющие одно значение, называются _______________________, а слова, имеющие несколько значений, называются_____________________________,

например, ____________________________________________________________ .

Слово может употребляться в __________________ и _________________________

значении, напрмер______________________________________________________.

На основе _______________________ значения создаются тропы (с примерами)

  1. ____________________________________________________________________

  2. ____________________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________________

Фразеологизм – это ___________________________________________________,

например______________________________________________________________.

Словарный состав русского языка непрерывно ______________________________.

Одни слова ________________________, другие_____________________________.

Есть два способа пополнения словарного запаса языка:_______________________

и _______________________________.

Для старославянского языка характерны ____________________________ сочетания, а для русского - __________________________ сочетания, например

______________________________________________________________________.

2. Подберите синонимы к словам, с одним словом составьте сложное предложение.

Говорить__________________________________________________________

Смелый_____________________________________________________

Пища________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________ 3. Дополните пословицы антонимами к выделенным словам, объясните смысл одной пословицы.

Лучше своё отдать, нежели _____________________________________.

Глупый осудит, а ____________________ рассудит.

________________ собирает, а зима подъедает.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

4. С данными словами составьте словосочетания так, чтобы в одном случае слово употреблялось в прямом значении, а в другом – в переносном

Лёгкий _____________________________________________________________

Лисий ____________________________________________________________

Дорога_____________________________________________________________

Нести_____________________________________________________________

5. Выпишите из стихотворения

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Эпитет______________________________________________________________

Метафору___________________________________________________________

Олицетворение______________________________________________________

6. Объясните значения фразеологизмов и составьте с ними предложения так, чтобы в одном случае это было свободное сочетание слов, а в другом – фразеологизм.

Образец: каши не сваришь – дела не сделаешь, не договоришься.

Без молока каши не сваришь. Петя ленив, с ним каши не сваришь.

В двух словах________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Утереть нос __________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Махнуть рукой__________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________