Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: вызвать интерес обучающихся к теме. | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | Включение в деловой ритм работы: обучающиеся приветствуют учителя. | - самоопределение (Л) - смыслообразование (Л) - целеполагание (П) - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2. Актуализация и пробное учебное действие Цель: актуализировать знания обучающихся в употреблении новых лексических единиц и привлечь внимание к новой теме урока. | 1.Просит записать дату в тетради. Слайд №1 2. Даёт задание на повторение пройденного материала. -У вас на парте лежит конверт, в нём листочки со словами разных частей речи. Мы в разделе «Морфология» изучили 2 части речи, назовите их. - Один из вас собирает все имена существительные, другой – все имена прилагательные. - Что называют слова, оставшиеся на парте, вы ответите, разгадав ребус. Внимание на экран. Слайд №2 - Сегодня мы начинаем изучение новой темы, название которой вы определите, разгадав ещё один ребус. Слайд №3 | Записывают: число, классная работа. Вспоминают изученное, отвечают на вопрос, собирают требуемое. Разгадывают ребус, соотносят разгадку со словами, оставшимися на парте. Отгадывают ребус, определяют тему урока, записывают её в тетрадь. | Формулирование собственных ожиданий, активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему. (Р) вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы одноклассников (К) осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно - познавательных задач (П) учиться анализировать, сравнивать, классифицировать |
| -В процессе работы над этой темой мы будем сравнивать, делать выводы, анализировать, продолжим работу в парах. Вы будете и самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач, информацию, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Записываем тему урока в тетрадь «Числительное как часть речи» Слайд №4 - Какие цели и задачи стоят перед вами? | Обучающиеся определяют цели и задачи | |
3. Выявление места и причины затруднения Цель этапа: выявить и зафиксировать место и причины затруднения. | - Перед вами слайд №5 с заданием. Разделите все числительные на две группы: Двенадцать, три, десятый, восьмой, двадцать, сорок, сотый, первый, тридцать девятый, тысяча, миллион, миллиардный. Распределение числительных на группы вызывает затруднение, т.к. с понятием разряды числительных познакомиться предстоит. | Обучающиеся затрудняются | (П) подведение под понятие (П) определение основной и второстепенной информации (П)постановка и формулирование проблемы (П)структурирование знаний (П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - Посмотрите на доску, на ней записано словосочетание ДВЕ ПТИЦЫ. Какое слово является числительным? - Как вы определили, что это числительное? Какие грамматические категории вы можете определить у числительного ДВЕ? - Но категория числа у других числительных не определяется. И | Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы. Обозначает количество | (П)анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)самостоятельное выделение и формулирование |
Цель: выбор способа и средств реализации учебной деятельности | наоборот, у иных числительных грамматических категорий будет больше. Но об этом мы узнаем на соответствующих уроках. - Образуйте от слова КОЛИЧЕСТВО суффиксальным способом имя прилагательное. Какая орфограмма встретилась в этом слове? Объясните написание. Это прилагательное называет первый разряд имени числительного: количественные числительные. Со вторым разрядом числительных вы встречаетесь на уроках физкультуры, когда Игорь Владимирович просит произвести расчёт присутствующих. Вы рассчитываетесь как? - От существительного ПОРЯДОК суффиксальным способом образуем название второго разряда имён числительных. - На какой вопрос отвечает ваш порядковый номер в строю? -Мы видим, что числительные разных разрядов в предложении будут выполнять разные функции. Какие, например? | предметов. Отвечает на вопрос СКОЛЬКО? Множ. Ч., Им.п.. количествЕННое Объясняют орфограмму. По порядку номеров. ПорядкОВые КАКОЙ? Обстоятельство Определение | познавательной цели (П)поиск и выделение необходимой информации (П)структурирование знаний |
5. Реализация построенного проекта. Цель: организовать изучение и отработку имён числительных | - Судя по тому, как часто в речи используются числительные, они занимают важное место в жизни человека. Посмотрите на следующий слайд, сто вы видите? Слайд №5 - С употреблением числительных в речи возникает большое количество проблем. Проговорите данные примеры, правильно употребив числительные. 700-195=505 149+237=386 1/3+2/4=5/6 | Видят примеры из учебника матема-тики, проговаривают их | (Л) смыслообразование (П)анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (Р)познавательная инициатива (П)поиск необходимой информации |
6. Первичное закрепление в речи. Цель: научить использовать изученный материал в речи. | Работа в группах - Сейчас вас ждёт самостоятельная работа по рядам: Первый ряд вспоминает и записывает названия литературных произведений, в которых есть числительные, например, «Трое в лодке, не считая собаки» («3 мушкетёра», «7 козлят», «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», « 1000 лье под водой», «1000 и 1 ночь», «80 дней вокруг света», «Белоснежка и 7 гномов», «3 медведя», «38 попугаев», «Трое из Простоквашино») и определяет падеж числительных. Второй ряд вспоминает и записывает фразеологизмы и пословицы с поговорками, содержащими числительные. Например, знать как свои пять пальцев; сто вёрст до небес, и всё лесом. (заблудиться в 3 соснах, как собаке 5 нога; за 2 зайцами погонишься - ни 1 не поймаешь; 7 небо, 8 чудо света; не имей 100 рублей, а имей 100 друзей; 1 голова хорошо, а 2 лучше; 7 раз отмерь – 1 отрежь; 7 пятниц на неделе), определяет падеж числительных. - По цепочке ребята зачитывают записанное, ребята другого ряда, замечая ошибки, исправляют их. | Ребята выполняют задание в группах по рядам. Слушают, исправляют ошибки, допущенные ребятами другой группы. | (П) выполнение действий по алгоритму (П)осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Физкультминутка | - Для начала потянитесь с удовольствием и посмотрите за себя, повернувшись корпусом сначала в одну сторону, затем в другую. - Дальше. Я называю числительные. Если вы слышите количественные, встаёте, если порядковые, садитесь. Первое, 25, 100, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья, 1000 000, сотый. Остаётесь на месте, продолжаем урок. | Выполняют зарядку | |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | На слайде №6 вас ждёт новое задание. Записаны слова разных частей речи, содержащие в себе корень имени числительного. Необходимо выписать только имена числительные. Дважды, пять, вдесятеро, семилетие, сорок, одиннадцатый, семицветик, одна третья, утроить, две тысячи девятнадцатый, пятак, единица, один, девятиэтажный, шестьдесят, двадцатикилометровый. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу одноклассника, поставьте оценку. Слайд №7 образец проверки задания Пять, сорок, одиннадцатый, одна третья, две тысячи девятнадцатый, один, шестьдесят. | Выполняют задание и обмениваются листами для взаимопроверки, которую производят, сверяясь с доской. | (П) анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П) использование знаково-символических средств (П)подведение под понятие (П)выполнение действий по алгоритму (П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (Р)контроль (Р)коррекция (Р)оценка |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: включить новое знание в систему имеющихся знаний, повторить и закрепить изученное. | Лингвистическая сказка Ребятам предлагается написать сказку с максимальным использованием имён числительных, употребляя их в качестве имён героев и географических названий. | Осознают цель и создают монологическое высказывание | (Л)нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (П)анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)понимание текстов, извлечение необходимой информации (Р) контроль, коррекция, оценка |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? - Достигли мы этой цели? - Давайте оценим свою работу на уроке: - поставьте себе отметку сами - если ваше мнение совпадёт с моим, мы поставим балл в журнал и дневник - если наши мнения не совпадут, мы обратимся к классу. Запишем домашнее задание: Вспомните и запишите 5 пословиц, содержащих имена числительные, определите разряд числительных. | Обучающиеся ещё раз воспроизводят в правило, вспоминают затруднение, которое возникло в начале урока, цель и фиксируют результат, достигнутый ими в ходе урока. оценивают с помощью карточек рефлексии свою работу на уроке. Записывают домашнее задание в дневники. | (П)рефлексия способов и условий действия (П)контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Л)самооценка на основе критерия успешности (Л)адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)использование критериев для обоснования своего суждения . |