СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Лексикология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Лексикология"»

Контрольная работа по теме: «Лексикология».

Вариант 1.

1. Закончить высказывания:

Лексикология - это наука, которая изучает_____________________________.

Жаргонизмами называются слова, у которых __________________________

Неологизмы– это____________________________________________________.

2. Подберите синонимы к фразеологизмам.

Во все лопатки ________________________ Рукой подать ___________________________________

Зарубить на носу _______________________ Намотать на ус

3. Соотнесите слова с группами:

Ветер, зубило, фиксаж, омшаник, мороз, окно

Общеупотребительные Необщеупотребительные

4. Профессионализмы - это______________________________________________

5. Выпишите слова, которые являются профессиональными:

альбом , машина, шоссе, палитра, чело, здоровяк.

6. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

1.Очи

2.чело

3.ланиты

4.уста

5.перст

6.баталия

7.глаголет

8.брадобрей

А. Щеки

Б. глаза

В. губы

Г. лоб

Д. говорит

Е. битва

Ж. палец

З. парикмахер


7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:

Во время отдыха за границей мы купили много разных сувениров.Ваши аргументы убедительны.

В дверях гостиницы нас встретил консьерж. Парад Победы проходит у обелиска. Все любовались красивым пейзажем.

8.Установите соответствие:

1. цвет фиалки и сирени а. диалектизмы

2. намеченный путь следования б. вообразить

3. мысленно представить себе что-нибудь в. лиловый

4. очень большой г. буквы

5. слова, употребляемые жителями одной местности д. громадный

6. знаки для обозначения звуков е. маршрут

Ответ:1___2___3___4___5___6___.

9. «Четвёртое лишнее» ( найдите устаревшее слово и выпишите его)

Обувь : кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки

Одежда : пальто, плащ, шуба, кафтан

Игры : шашки, бирюльки, шахматы, лото .

 10.Распредели по группам: архаизмы – историзмы: Городовой, цирюльник, перст, кольчуга, чело, бурса, отрок, доселе, зерцало, ямщик, сокольничий, алтын, пищаль, челобитье, гонитель, изрядный, комедиант, столоначальник, смерд, чужестранец, вече, опричник, яхонт, камергер, стачка.

11.Укажите сначала фразеологизмы со значением бездельничать, затем со значениемобманывать и, наконец, со значением быстро. Запишите их в три колонки.

Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки; заправлять арапа; во все лопатки; лодыря корчить; бить баклуши; водить за нос; во весь дух; собак гонять; вводит в заблуждение; высунув язык; со всех ног.

12.Распределить фразеологизмы по сфере употребления: разговорный, книжный, публицистический

 Водить за нос, ломать голову, сложить оружие, сдержать слово, карточный домик,  из года в год, краеугольный камень, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще, дамоклов меч, под открытым небом.

13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

А) бартер, кастинг, конфессия;

Б) псалтырь, светлица, кафтан;

В) курень, полуночник, шелоник;

Г) опосля, прислухаться, не серчай;

Д) кардиолог, инфаркт, универсам.

14. В каком словаре можно уточнить значение слова?

А) орфографическом В) этимологическом

Б) орфоэпическом Г) толковом

15. В каком предложении есть антонимы?

А) Рана заживает, а рубец остаётся.Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.

В) Метель метёт, и вьюга плачет.Г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

16.Заполните таблицу приведенными ниже словами.

Неологизмы

Историзмы

Архаизмы




 Космонавт, веретено, светец, чело, хэштег, дайвер, рыбарь, лапти, плеер, зеница, кафтан, княжич, ветрило, телемост.

Для справок:

Веретено – приспособление для ручного прядения.

Светец – подставка для лучины.

Чело – лоб.

Рыбарь – рыбак.

Зеница – глаз.

Княжич – сын князя.

Ветрило – парус.


17. Среди слов найдите заимствованные слова. Подчеркните эти слова одной чертой, а признаки заимствованных слов двумя чертами.

Корова, аукцион, лошадка, клумба, резюме, мама, фейерверк.







Контрольная работа по теме: «Лексикология».

Вариант 2.

1. Закончить высказывания:

Лексикология – это наука, которая изучает _____________________________.

Архаизмами называются слова, у которых____________________________.

Диалектизмы– это ___________________________________________________.

2. Распредели по группам: архаизмы – историзмы: Городовой, цирюльник, перст, кольчуга, чело, бурса, отрок, доселе, зерцало, ямщик, сокольничий, кафтан ,одеяние, пиит, капот цирюльня ,вещун орало, десница уста.

3. Соотнесите слова с группами.

Каменный, зеницы, автомобиль, перст, бурак, доска

Общеупотребительные Необщеупотребительные

4. Историзмы- это_______________________________________________

5.Распределить фразеологизмы по сфере употребления: разговорный, книжный, публицистический

 Водить за нос, ломать голову, сложить оружие, сдержать слово, карточный домик,  из года в год, краеугольный камень, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще, дамоклов меч, под открытым небом.

6. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

1.Очи

2.чело

3.ланиты

4.уста

5.перст

6.баталия

7.глаголет

8.брадобрей

А. Щеки

Б. глаза

В. губы

Г. лоб

Д. говорит

Е. битва

Ж. палец

З. парикмахер




7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:

Недавно мы с друзьями обсуждали наши хобби.Ребята заключили пари.Все работали с энтузиазмом. При проверке были выявлены дефекты в изделиях. Автострада поворачивала к лесу. Всем подарили сувениры

8.Заполните таблицу приведенными ниже словами.

Палитра, бурак, клава, слинять, замолаживать, шелоник, мольберт, кариес, сиверко, общага, тащусь, пломба, орать, башмак, челнок.  

Для справок:

Бурак – свёкла

Замолаживать – заволакиваться тучами, клониться к ненастью.

Шелоник – юго-западный ветер.

Сиверко – осенний ветер.

Орать – пахать.

Башмак – приспособление, которое накладывается на рельс для торможения вагонов.

Челнок – мелкий торговец.

Профессионализмы

Диалектизмы

Жаргонизмы






9. . Что объединяет слова в ряду с точки зрения лексикологии? Запиши ответ.

1) хутор, умёт, куржак _____________________________________________

2) ботаник, предки, классно ___________________________________________

3) камбуз, монтировка, тонометр ____________________________________

4) фотошоп, пиар, онлайн _____________________________________________

5) тощий, восшествие, ковылять _______________________________________

6) прялка, боярин, горница ___________________________________________

7) глава, врата, млеко _______________________________________________

8) со всех ног, белая ворона, семь пядей во лбу ___________________________________

9) глаголить, ланиты, панёва ___________________________________________

10) аммиак, грамматика, биссектриса _______________________________________

10. Допиши фразеологизм.Объясни его значение.

Без задних _____________; брать себя в __________; бросать слова на ____________; водить за ___________; не разольёшь _____________; вывести на чистую ____________; делать из мухи ____________; держать язык за _____________; ждать у моря _______________; за тридевять __________; заговаривать ________________; гроша медного не _______________; днём с огнём не _____________; держать в ежовых _________________; палец о палец не ____________.

11. Среди слов найдите заимствованные слова. Подчеркните эти слова одной чертой, а признаки заимствованных слов двумя чертами.

Корова, аукцион, лошадка, клумба, резюме, мама, фейерверк.

12. Заполните пустые графы таблицы

Высокие (книжные) слова

Нейтральные слова

Стилистически окрашенные слова

Положит. окраски

Отриц. окраски

Мать




Отче, отец




Гений



ботаник

Старче



Старикашка


Глупец





Личико



13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

А) сканер, кастинг, Интернет;Б) псалтырь, светлица, кафтан;В) курень, полуночник, шелоник;

Г) опосля, прислухаться, не серчай;Д) кардиолог, инфаркт, универсам.

14. В каком словаре можно уточнить значение слова?

А) орфографическом Б) орфоэпическом В) этимологическом Г) толковом

15. В каком предложении есть антонимы?

А) Хлеб мягкий, свежий.Б) Ищи не дом, а соседей.В) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.Г) Корень учения горек, а плод его сладок.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!