Контрольная работа по теме: «Лексикология».
Вариант 1.
1. Закончить высказывания:
Лексикология - это наука, которая изучает_____________________________.
Жаргонизмами называются слова, у которых __________________________
Неологизмы– это____________________________________________________.
2. Подберите синонимы к фразеологизмам.
Во все лопатки ________________________ Рукой подать ___________________________________
Зарубить на носу _______________________ Намотать на ус
3. Соотнесите слова с группами:
Ветер, зубило, фиксаж, омшаник, мороз, окно
Общеупотребительные Необщеупотребительные
4. Профессионализмы - это______________________________________________
5. Выпишите слова, которые являются профессиональными:
альбом , машина, шоссе, палитра, чело, здоровяк.
6. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:
1.Очи
2.чело
3.ланиты
4.уста
5.перст
6.баталия
7.глаголет
8.брадобрей
А. Щеки
Б. глаза
В. губы
Г. лоб
Д. говорит
Е. битва
Ж. палец
З. парикмахер
7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:
Во время отдыха за границей мы купили много разных сувениров.Ваши аргументы убедительны.
В дверях гостиницы нас встретил консьерж. Парад Победы проходит у обелиска. Все любовались красивым пейзажем.
8.Установите соответствие:
1. цвет фиалки и сирени а. диалектизмы
2. намеченный путь следования б. вообразить
3. мысленно представить себе что-нибудь в. лиловый
4. очень большой г. буквы
5. слова, употребляемые жителями одной местности д. громадный
6. знаки для обозначения звуков е. маршрут
Ответ:1___2___3___4___5___6___.
9. «Четвёртое лишнее» ( найдите устаревшее слово и выпишите его)
Обувь : кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки
Одежда : пальто, плащ, шуба, кафтан
Игры : шашки, бирюльки, шахматы, лото .
10.Распредели по группам: архаизмы – историзмы: Городовой, цирюльник, перст, кольчуга, чело, бурса, отрок, доселе, зерцало, ямщик, сокольничий, алтын, пищаль, челобитье, гонитель, изрядный, комедиант, столоначальник, смерд, чужестранец, вече, опричник, яхонт, камергер, стачка.
11.Укажите сначала фразеологизмы со значением бездельничать, затем со значениемобманывать и, наконец, со значением быстро. Запишите их в три колонки.
Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки; заправлять арапа; во все лопатки; лодыря корчить; бить баклуши; водить за нос; во весь дух; собак гонять; вводит в заблуждение; высунув язык; со всех ног.
12.Распределить фразеологизмы по сфере употребления: разговорный, книжный, публицистический
Водить за нос, ломать голову, сложить оружие, сдержать слово, карточный домик, из года в год, краеугольный камень, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще, дамоклов меч, под открытым небом.
13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;
Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай;
Д) кардиолог, инфаркт, универсам.
14. В каком словаре можно уточнить значение слова?
А) орфографическом В) этимологическом
Б) орфоэпическом Г) толковом
15. В каком предложении есть антонимы?
А) Рана заживает, а рубец остаётся.Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.
В) Метель метёт, и вьюга плачет.Г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
16.Заполните таблицу приведенными ниже словами.
Неологизмы | Историзмы | Архаизмы |
| | |
Космонавт, веретено, светец, чело, хэштег, дайвер, рыбарь, лапти, плеер, зеница, кафтан, княжич, ветрило, телемост.
Для справок:
Веретено – приспособление для ручного прядения.
Светец – подставка для лучины.
Чело – лоб.
Рыбарь – рыбак.
Зеница – глаз.
Княжич – сын князя.
Ветрило – парус.
17. Среди слов найдите заимствованные слова. Подчеркните эти слова одной чертой, а признаки заимствованных слов двумя чертами.
Корова, аукцион, лошадка, клумба, резюме, мама, фейерверк.
Контрольная работа по теме: «Лексикология».
Вариант 2.
1. Закончить высказывания:
Лексикология – это наука, которая изучает _____________________________.
Архаизмами называются слова, у которых____________________________.
Диалектизмы– это ___________________________________________________.
2. Распредели по группам: архаизмы – историзмы: Городовой, цирюльник, перст, кольчуга, чело, бурса, отрок, доселе, зерцало, ямщик, сокольничий, кафтан ,одеяние, пиит, капот цирюльня ,вещун орало, десница уста.
3. Соотнесите слова с группами.
Каменный, зеницы, автомобиль, перст, бурак, доска
Общеупотребительные Необщеупотребительные
4. Историзмы- это_______________________________________________
5.Распределить фразеологизмы по сфере употребления: разговорный, книжный, публицистический
Водить за нос, ломать голову, сложить оружие, сдержать слово, карточный домик, из года в год, краеугольный камень, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще, дамоклов меч, под открытым небом.
6. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:
1.Очи
2.чело
3.ланиты
4.уста
5.перст
6.баталия
7.глаголет
8.брадобрей
А. Щеки
Б. глаза
В. губы
Г. лоб
Д. говорит
Е. битва
Ж. палец
З. парикмахер
7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:
Недавно мы с друзьями обсуждали наши хобби.Ребята заключили пари.Все работали с энтузиазмом. При проверке были выявлены дефекты в изделиях. Автострада поворачивала к лесу. Всем подарили сувениры
8.Заполните таблицу приведенными ниже словами.
Палитра, бурак, клава, слинять, замолаживать, шелоник, мольберт, кариес, сиверко, общага, тащусь, пломба, орать, башмак, челнок.
Для справок:
Бурак – свёкла
Замолаживать – заволакиваться тучами, клониться к ненастью.
Шелоник – юго-западный ветер.
Сиверко – осенний ветер.
Орать – пахать.
Башмак – приспособление, которое накладывается на рельс для торможения вагонов.
Челнок – мелкий торговец.
Профессионализмы | Диалектизмы | Жаргонизмы |
| | |
9. . Что объединяет слова в ряду с точки зрения лексикологии? Запиши ответ.
1) хутор, умёт, куржак _____________________________________________
2) ботаник, предки, классно ___________________________________________
3) камбуз, монтировка, тонометр ____________________________________
4) фотошоп, пиар, онлайн _____________________________________________
5) тощий, восшествие, ковылять _______________________________________
6) прялка, боярин, горница ___________________________________________
7) глава, врата, млеко _______________________________________________
8) со всех ног, белая ворона, семь пядей во лбу ___________________________________
9) глаголить, ланиты, панёва ___________________________________________
10) аммиак, грамматика, биссектриса _______________________________________
10. Допиши фразеологизм.Объясни его значение.
Без задних _____________; брать себя в __________; бросать слова на ____________; водить за ___________; не разольёшь _____________; вывести на чистую ____________; делать из мухи ____________; держать язык за _____________; ждать у моря _______________; за тридевять __________; заговаривать ________________; гроша медного не _______________; днём с огнём не _____________; держать в ежовых _________________; палец о палец не ____________.
11. Среди слов найдите заимствованные слова. Подчеркните эти слова одной чертой, а признаки заимствованных слов двумя чертами.
Корова, аукцион, лошадка, клумба, резюме, мама, фейерверк.
12. Заполните пустые графы таблицы
Высокие (книжные) слова | Нейтральные слова | Стилистически окрашенные слова |
Положит. окраски | Отриц. окраски |
Мать | | | |
Отче, отец | | | |
Гений | | | ботаник |
Старче | | | Старикашка |
| Глупец | | |
| | Личико | |
13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) сканер, кастинг, Интернет;Б) псалтырь, светлица, кафтан;В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай;Д) кардиолог, инфаркт, универсам.
14. В каком словаре можно уточнить значение слова?
А) орфографическом Б) орфоэпическом В) этимологическом Г) толковом
15. В каком предложении есть антонимы?
А) Хлеб мягкий, свежий.Б) Ищи не дом, а соседей.В) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.Г) Корень учения горек, а плод его сладок.