СПЕЦИФИКАЦИЯ
проверочной работы по теме: «Пищеварение»
1. Назначение проверочной работы – определение степени усвоения классом и каждым учащимся материала темы «Пищеварение», выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях.
2. Содержание теста – биология, 8 класс.
3. Документы, определяющие содержание проверочной работы.
Содержание проверочной работы определяется на основе следующих документов:
Программы для общеобразовательных учреждений. /Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н.Пономарёва, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова/ Биология в основной школе. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 57.
Биология. 5 – 11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – с. 49.
4. Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию:
А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.- Биология: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.:Вентана - Граф, 2010 г. - 272 с.ил.
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.: М.:Дрофа, 2009 г.- 336 с. ил.
5. Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально-ориентированный, полиморфный тематический тест.
6. Элементы содержания предмета, включённые в тест, - согласно Программе.
7. Структура проверочной работы.
Работа состоит из 3 частей (таблица 1).
Часть 1 (А) – 8 заданий закрытого типа множественного выбора одного верного ответа из четырёх предложенных.
Часть 2 (В) – 5 заданий, из них 1 задание закрытого типа множественного выбора трёх правильных ответа из шести предложенных, 2 задания открытого типа, из них 1 – на установление соответствия и 2 – на установление последовательности.
Часть 3 (С) – 2 задания открытого типа со свободным развёрнутым ответом.
Таблица 1.
Распределение заданий проверочной работы по частям работы
N | Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
1 | Часть А | 8 | 8 | с выбором ответа |
2 | Часть В | 5 | 10 | с кратким ответом |
3 | Часть С | 2 | 6 | с развёрнутым ответом |
| Итого | 15 | 24 | |
8. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.
Содержание проверочной работы можно разделить на 4 блока.
Первый блок «Значение пищи и её состав. Питание и здоровье» включает материал о значении пищи и её составе, о нормах и режиме питания.
Второй блок «Строение органов пищеварения» составляют задания, проверяющие знания о строении органов пищеварительной системы.
Третий блок «Пищеварение» составляют задания, проверяющие знания о функциях пищеварительной системы, поэтапном пищеварении.
Четвёртый блок «Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения» составляют задания, проверяющие знания о нервной и гуморальной регуляции пищеварения, роли работ И.П. Павлова по изучению регуляции пищеварения.
Проверочная работа предусматривает следующие виды учебной деятельности: воспроизводить знания, применять их в знакомой и незнакомой ситуациях.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими видами учебной деятельности: знать и понимать биологическую терминологию, перечислять вещества и их энергетическую ценность; характеризовать строение органов и функции, которые они выполняют; распознавать органы и их части по их описанию или изображению. Задания на воспроизведение знаний охватывают содержание всех частей проверочной работы и обеспечивают контроль усвоения основных вопросов темы «Пищеварение» на базовом уровне.
Применение знаний в знакомой ситуации требует более сложной мыслительной деятельности: сравнивать строение и функции клеток растений и животных, организмы прокариот и эукариот, автотрофы и гетеротрофы; обосновывать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, задания, контролирующие данные виды учебной деятельности, направлены на определение уровня овладения основным содержанием, изложенным в 2 – 4 блоках работы.
Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими видами учебной деятельности, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов, использование теоретических знаний и практической деятельности, решение задач высокого уровня сложности (таблица 2).
Таблица 2.
Распределение заданий по содержанию и видам учебной деятельности
Виды учебной деятельности Содержательные блоки | Воспроизведение знаний | Применение знаний в знакомой ситуации | Применение знаний в изменённой ситуации | Итого: |
1. Значение пищи и её состав. Питание и здоровье | 1 | | | |
2. Строение органов пищеварения | 3 | 2 | | |
3. Пищеварение | 3 | 2 | 1 | |
4. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения | 1 | 1 | 1 | |
Итого: | 8 | 5 | 2 | 15 |
9. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.
В работе используются задания базового (53%), повышенного (33%) и высокого (14%) уровней сложности (таблица 3).
Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания разного типа: с выбором одного и нескольких (трёх) верных ответов, на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, определение их последовательности. Задания высокого уровня предусматривают развёрнутый свободный ответ и направлены на проверку умений школьников самостоятельно оперировать биологическими понятиями, грамотно формулировать ответ.
Таблица 3.
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Обозначение заданий в работе |
Базовый (Б) | 8 | А1 – А8 |
Повышенный (П) | 5 | В1 – В5 |
Высокий (В) | 2 | С1 – С2 |
Итого | 15 | |
10. Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.
11. Средний уровень трудности заданий – 51%.
12. Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты.
13. Форма предъявления – бланковые тесты.
14. Инструкции для учащихся – в тесте.
15. Количество вариантов в работе– 2.
16. Количество заданий в варианте теста – 15.
17. Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1) и политомическая (0 – 3).
18. Время выполнения работы. На выполнение проверочной работы отводится 40 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
для каждого задания части 1 (А) – 1 - 2 минуты;
для каждого задания части 2 (В) – до 3 минут;
для каждого задания части 3 (С) – 10 минут.
19. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровней части 1 (А1 – А10) оценивается одним баллом. Задания части 2 (В1 – В3) оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Правильно выполненные задания В1 – В3 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.
Задания части 3 (С1 – С2) высокого уровня оцениваются от нуля до трёх баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка заданий этой части проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.
20. Дополнительные материалы и оборудование.
Дополнительные материалы и оборудование не нужны.
21. План теста по теме «Пищеварение»
Таблица 4.
№ зада ния | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания1; ориентировочная трудность задания, в %; виды знаний2 | Макс. кол-во баллов за выполнение задания | Время выполне ния задания |
Часть 1 |
А1 | Состав пищи | Б, 80, 1 | 1 | 1 |
А2 | Строение ротовой полости | Б, 70, 1 | 1 | 1 |
А3 | Строение желудка | Б, 70, 1 | 1 | 1 |
А4 | Строение кишечника | Б, 70, 2 | 1 | 1 |
А5 | Пищеварение в ротовой полости | Б, 60, 1 | 1 | 1 |
А6 | Пищеварение в двенадцатиперстной кишке | Б, 60, 5 | 1 | 1 |
А7 | Пищеварение в кишечнике | Б, 50, 1 | 1 | 1 |
А8 | Пищеварительные рефлексы | Б, 50, 3 | 1 | 1 |
Часть 2 |
В1 | Обобщение и применение знаний о пищеварительных железах | П, 40, 2 | 2 | 2,5 |
В2 | Работа с текстом или рисунком | | | |
В3 | Сопоставление особенностей биологических объектов, процессов, явлений | П, 40, 5 | 2 | 2,5 |
В4 | Установление последовательности процессов, протекающих в органах пищеварения | П, 40, 4 | 2 | 2,5 |
В5 | Установление последовательности процессов, протекающих в органах пищеварения | П, 40, 4 | 2 | 2,5 |
Часть 3 |
С1 | Этапы пищеварения в тонком и толстом кишечнике | В, 30, 6 | 3 | 10 |
С2 | Нервная и гуморальная регуляция пищеварения | В, 30, 6 | 3 | 10 |
| Итого: | А – 10; В – 3; С – 2 | Б – 8; П – 5; В - 2 | 22 | 40 |
Примечание:
1 – Б – базовый уровень, П – повышенный уровень, В – высокий уровень.
2 – виды биологических знаний:
1 – | фактуальные знания; |
2 – | классификационные знания; |
3 – | алгоритмические знания; |
4 – | причинно-следственные знания; |
5 – | сравнительные знания; |
6 – | системные знания. |
Проверочная тестовая работа по теме «Пищеварение» (8класс)
Вариант 1
Часть 1
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А8) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. | Белки являются источником |
| 1) | аминокислот |
| 2) | витаминов |
| 3) | глюкозы |
| 4) | углекислого газа и воды |
А2. | Наружная часть зуба называется |
| 1) | дентин |
| 2) | надкостница |
| 3) | пульпа |
| 4) | эмаль |
А3. | Стенка желудка состоит из … слоёв. |
| 1) | 1 |
| 2) | 2 |
| 3) | 3 |
| 4) | 4 |
А4. | Из желудка пища попадает в … кишку |
| 1) | двенадцатиперстную |
| 2) | слепую |
| 3) | толстую |
| 4) | тонкую |
А5. | Какие питательные (органические) вещества начинают расщепляться в ротовой полости? |
| 1) | белки |
| 2) | витамины |
| 3) | жиры |
| 4) | углеводы |
А6. | В двенадцатиперстную кишку впадают протоки |
| 1) | печени |
| 2) | поджелудочной железы |
| 3) | слюнных желез |
| 4) | печени и поджелудочной железы |
А7. | Вода всасывается в |
| 1) | желудке |
| 2) | двенадцатиперстной кишке |
| 3) | тонком кишечнике |
| 4) | толстом кишечнике |
А8. | Слюноотделительный рефлекс является |
| 1) | безусловным |
| 2) | врождённым |
| 3) | ориентировочным |
| 4) | условным |
Часть 2
Выберите три верных ответа из шести предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (В1) запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов.
В1. | Функции пищеварительных желез |
| 1) | расщепление |
| 2) | транспорт |
| 3) | всасывание |
| 4) | регуляция |
| 5) | уничтожение бактерий |
| 6) | движение |
При выполнении задания В2
В2. | Укажите составные части зуба |
| 1) | |
| 2) | |
| 3) | |
| 4) | |
| 5) | |
| 6) | |
При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.
В3. | Установите соответствие между веществами и отделами пищеварительного тракта. |
| Вещества | Отделы пищеварительного тракта |
| А) | аминокислоты | 1) | желудок |
| Б) | глицерин | 2) | тонкий кишечник |
| В) | вода | | |
| Г) | глюкоза | | |
| Д) | жирные кислоты | | |
| Е) | ферменты | | |
При выполнении заданий В4-В5 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в пищеварительной систиме, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов.
В4 | Установите последовательность расположения желез пищеварительной системы. |
| А) | железы тонкого кишечника |
| Б) | слюнные железы |
| В) | печень |
| Г) | поджелудочная железа |
| Д) | железы желудка |
В5 | Установите правильную последовательность звеньев слюноотделительного рефлекса. |
| А) | пищевой центр |
| Б) | центр слюноотделения |
| В) | рецепторы |
| Г) | чувствительный нерв |
| Д) | двигательный нерв |
Часть 3
При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.
С1. | Перечислите этапы пищеварения в тонком кишечнике. |
С2. | Когда возникает чувство голода? |
Проверочная тестовая работа по теме «Пищеварение» (8 класс)
Вариант 2
Часть 1
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А8) поставьте знак «´» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. | Углеводы являются источником |
| 1) | аминокислот |
| 2) | витаминов |
| 3) | глюкозы |
| 4) | углекислого газа и воды |
А2. | Часть зуба, включающая в себя |
| 1) | дентин |
| 2) | надкостница |
| 3) | пульпа |
| 4) | эмаль |
А3. | Наружным слоем желудка является |
| 1) | мышечный |
| 2) | поперечно-полосатый |
| 3) | соединительнотканный |
| 4) | эпителиальный |
А4. | Между тонким и толстым кишечником находится |
| 1) | аппендикс |
| 2) | двенадцатиперстная кишка |
| 3) | слепая кишка |
| 4) | прямая кишка |
А5. | Бактерицидным действием в ротовой полости обладает |
| 1) | амилаза |
| 2) | лизоцим |
| 3) | муцин |
| 4) | миоглобин |
А6. | Какие вещества начинают расщепляться в двенадцатиперстной кишке? |
| 1) | белки |
| 2) | жиры |
| 3) | нуклеиновые кислоты |
| 4) | углеводы |
А7. | Главная функция печени в пищеварении |
| 1) | всасывание аминокислот |
| 2) | расщепление глицерина |
| 3) | транспорт витаминов |
| 4) | эмульгирование жиров |
А8. | К защитным пищевым рефлексам относятся |
| 1) | глотание |
| 2) | кашель |
| 3) | рвота |
| 4) | чихание |
Часть 2
Выберите три верных ответа из шести предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (В1) запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов.
В1. | Ферменты каких желез принимают участие в расщеплении питательных веществ? |
| 1) | слюнные |
| 2) | поджелудочная |
| 3) | печень |
| 4) | жёлчный пузырь |
| 5) | вилочковая |
| 6) | половые |
При выполнении задания В2
В2. | Укажите основные слои желудка |
| 1) | |
| 2) | |
| 3) | |
| 4) | |
| 5) | |
| 6) | |
При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.
В3. | Установите соответствие между веществами и отделами пищеварительного тракта. |
| Вещества | Отделы пищеварительного тракта |
| А) | аминокислоты | 1) | желудок |
| Б) | жирные кислоты | 2) | толстый кишечник |
| В) | алкоголь | | |
| Г) | вода | | |
| Д) | глюкоза | | |
| Е) | никотин | | |
При выполнении задания В4-В5 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в клетке, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов.
В4 | Установите последовательность расположения органов пищеварения. |
| А) | ротовая полость |
| Б) | прямая кишка |
| В) | желудок |
| Г) | тонкий кишечник |
| Д) | пищевод |
В5 | Установите правильную последовательность звеньев глотательного рефлекса. |
| А) | пищевой центр |
| Б) | центр слюноотделения |
| В) | рецепторы |
| Г) | чувствительный нерв |
| Д) | двигательный нерв |
Часть 3
При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.
С1. | Какие функции выполняет печень в пищеварительной системе? |
С2. | Когда возникает чувство насыщения? |
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть 1 | Часть 1 |
А1 | | А5 | | А1 | | А5 | |
А2 | | А6 | | А2 | | А6 | |
А3 | | А7 | | А3 | | А7 | |
А4 | | А8 | | А4 | | А8 | |
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть 2 | Часть 2 |
В1 | | В1 | |
В2 | | В2 | |
В3 | | В3 | |
В4 | | В4 | |
В5 | | В5 | |
|
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть 3 | Часть 3 |
С1 | | С1 | |
С2 | | С2 | |
Критерии оценивания части 3 (задания С1 – С2)
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Критерии оценки выполнения проверочной работы:
Отметка | % выполнения заданий теста | Количество баллов |
«5» | Правильно выполнено 87 – 100% заданий теста | |
«4» | Правильно выполнено 61 – 86% заданий теста | |
«3» | Правильно выполнено 35 – 60% заданий теста | |
«2» | Правильно выполнено 34% и менее заданий теста | |