СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме: "Пищеварение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

контрольная представлена в формате ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме: "Пищеварение"»

СПЕЦИФИКАЦИЯ

проверочной работы по теме: «Пищеварение»


1. Назначение проверочной работы – определение степени усвоения классом и каждым учащимся материала темы «Пищеварение», выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях.

2. Содержание теста – биология, 8 класс.

3. Документы, определяющие содержание проверочной работы.

Содержание проверочной работы определяется на основе следующих документов:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. /Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н.Пономарёва, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова/ Биология в основной школе. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 57.

  • Биология. 5 – 11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – с. 49.

4. Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию:

  • А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.- Биология: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.:Вентана - Граф, 2010 г. - 272 с.ил.

  • Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.: М.:Дрофа, 2009 г.- 336 с. ил.

5. Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально-ориентированный, полиморфный тематический тест.

6. Элементы содержания предмета, включённые в тест, - согласно Программе.

7. Структура проверочной работы.

Работа состоит из 3 частей (таблица 1).

Часть 1 (А) – 8 заданий закрытого типа множественного выбора одного верного ответа из четырёх предложенных.

Часть 2 (В) – 5 заданий, из них 1 задание закрытого типа множественного выбора трёх правильных ответа из шести предложенных, 2 задания открытого типа, из них 1 – на установление соответствия и 2 – на установление последовательности.

Часть 3 (С) – 2 задания открытого типа со свободным развёрнутым ответом.

Таблица 1.

Распределение заданий проверочной работы по частям работы

N

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть А

8

8

с выбором ответа

2

Часть В

5

10

с кратким ответом

3

Часть С

2

6

с развёрнутым ответом


Итого

15

24



8. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.

Содержание проверочной работы можно разделить на 4 блока.

Первый блок «Значение пищи и её состав. Питание и здоровье» включает материал о значении пищи и её составе, о нормах и режиме питания.

Второй блок «Строение органов пищеварения» составляют задания, проверяющие знания о строении органов пищеварительной системы.

Третий блок «Пищеварение» составляют задания, проверяющие знания о функциях пищеварительной системы, поэтапном пищеварении.

Четвёртый блок «Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения» составляют задания, проверяющие знания о нервной и гуморальной регуляции пищеварения, роли работ И.П. Павлова по изучению регуляции пищеварения.

Проверочная работа предусматривает следующие виды учебной деятельности: воспроизводить знания, применять их в знакомой и незнакомой ситуациях.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими видами учебной деятельности: знать и понимать биологическую терминологию, перечислять вещества и их энергетическую ценность; характеризовать строение органов и функции, которые они выполняют; распознавать органы и их части по их описанию или изображению. Задания на воспроизведение знаний охватывают содержание всех частей проверочной работы и обеспечивают контроль усвоения основных вопросов темы «Пищеварение» на базовом уровне.

Применение знаний в знакомой ситуации требует более сложной мыслительной деятельности: сравнивать строение и функции клеток растений и животных, организмы прокариот и эукариот, автотрофы и гетеротрофы; обосновывать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, задания, контролирующие данные виды учебной деятельности, направлены на определение уровня овладения основным содержанием, изложенным в 2 – 4 блоках работы.

Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими видами учебной деятельности, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов, использование теоретических знаний и практической деятельности, решение задач высокого уровня сложности (таблица 2).

Таблица 2.

Распределение заданий по содержанию и видам учебной деятельности

Виды учебной деятельности



Содержательные

блоки

Воспроизведение знаний



Применение знаний

в знакомой ситуации


Применение знаний

в изменённой ситуации



Итого:

1. Значение пищи и её состав. Питание и здоровье

1




2. Строение органов пищеварения

3

2



3. Пищеварение

3

2

1


4. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения

1

1

1


Итого:

8

5

2

15


9. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.

В работе используются задания базового (53%), повышенного (33%) и высокого (14%) уровней сложности (таблица 3).

Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания разного типа: с выбором одного и нескольких (трёх) верных ответов, на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, определение их последовательности. Задания высокого уровня предусматривают развёрнутый свободный ответ и направлены на проверку умений школьников самостоятельно оперировать биологическими понятиями, грамотно формулировать ответ.

Таблица 3.

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Обозначение заданий

в работе

Базовый (Б)

8

А1 – А8

Повышенный (П)

5

В1 – В5

Высокий (В)

2

С1 – С2

Итого

15



10. Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.

11. Средний уровень трудности заданий – 51%.

12. Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты.

13. Форма предъявления – бланковые тесты.

14. Инструкции для учащихся – в тесте.

15. Количество вариантов в работе– 2.

16. Количество заданий в варианте теста – 15.

17. Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1) и политомическая (0 – 3).

18. Время выполнения работы. На выполнение проверочной работы отводится 40 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

  1. для каждого задания части 1 (А) – 1 - 2 минуты;

  2. для каждого задания части 2 (В) – до 3 минут;

  3. для каждого задания части 3 (С) – 10 минут.

19. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровней части 1 (А1 – А10) оценивается одним баллом. Задания части 2 (В1 – В3) оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Правильно выполненные задания В1 – В3 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

Задания части 3 (С1 – С2) высокого уровня оцениваются от нуля до трёх баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка заданий этой части проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.

20. Дополнительные материалы и оборудование.

Дополнительные материалы и оборудование не нужны.


21. План теста по теме «Пищеварение»

Таблица 4.


№ зада

ния

Проверяемые элементы

содержания

Уровень сложности задания1; ориентировочная трудность задания, в %;

виды знаний2

Макс. кол-во баллов за выполнение

задания

Время выполне

ния задания

Часть 1

А1

Состав пищи

Б, 80, 1

1

1

А2

Строение ротовой полости

Б, 70, 1

1

1

А3

Строение желудка

Б, 70, 1

1

1

А4

Строение кишечника

Б, 70, 2

1

1

А5

Пищеварение в ротовой полости

Б, 60, 1

1

1

А6

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке

Б, 60, 5

1

1

А7

Пищеварение в кишечнике

Б, 50, 1

1

1

А8

Пищеварительные рефлексы

Б, 50, 3

1

1

Часть 2

В1

Обобщение и применение знаний о пищеварительных железах

П, 40, 2

2

2,5

В2

Работа с текстом или рисунком




В3

Сопоставление особенностей биологических объектов, процессов, явлений

П, 40, 5

2

2,5

В4

Установление последовательности процессов, протекающих в органах пищеварения

П, 40, 4

2

2,5

В5

Установление последовательности процессов, протекающих в органах пищеварения

П, 40, 4

2

2,5

Часть 3

С1

Этапы пищеварения в тонком и толстом кишечнике

В, 30, 6

3

10

С2

Нервная и гуморальная регуляция пищеварения

В, 30, 6

3

10


Итого:


А – 10;

В – 3;

С – 2

Б – 8;

П – 5;

В - 2

22

40

Примечание:

1 – Б – базовый уровень, П – повышенный уровень, В – высокий уровень.


2 виды биологических знаний:

1 –

фактуальные знания;

2 –

классификационные знания;

3 –

алгоритмические знания;

4 –

причинно-следственные знания;

5 –

сравнительные знания;

6 –

системные знания.


















Проверочная тестовая работа по теме «Пищеварение» (8класс)


Вариант 1

Часть 1

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А8) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.







А1.

Белки являются источником


1)

аминокислот


2)

витаминов


3)

глюкозы


4)

углекислого газа и воды


А2.

Наружная часть зуба называется


1)

дентин


2)

надкостница


3)

пульпа


4)

эмаль


А3.

Стенка желудка состоит из … слоёв.


1)

1


2)

2


3)

3


4)

4


А4.

Из желудка пища попадает в … кишку


1)

двенадцатиперстную


2)

слепую


3)

толстую


4)

тонкую


А5.

Какие питательные (органические) вещества начинают расщепляться в ротовой полости?


1)

белки


2)

витамины


3)

жиры


4)

углеводы


А6.

В двенадцатиперстную кишку впадают протоки


1)

печени


2)

поджелудочной железы


3)

слюнных желез


4)

печени и поджелудочной железы


А7.

Вода всасывается в


1)

желудке


2)

двенадцатиперстной кишке


3)

тонком кишечнике


4)

толстом кишечнике


А8.

Слюноотделительный рефлекс является


1)

безусловным


2)

врождённым


3)

ориентировочным


4)

условным


Часть 2

Выберите три верных ответа из шести предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (В1) запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов.






В1.

Функции пищеварительных желез


1)

расщепление


2)

транспорт


3)

всасывание


4)

регуляция


5)

уничтожение бактерий


6)

движение






При выполнении задания В2






В2.

Укажите составные части зуба


1)



2)



3)



4)



5)



6)







При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.






В3.

Установите соответствие между веществами и отделами пищеварительного тракта.


Вещества

Отделы пищеварительного тракта


А)

аминокислоты

1)

желудок


Б)

глицерин

2)

тонкий кишечник


В)

вода




Г)

глюкоза




Д)

жирные кислоты




Е)

ферменты




А

Б

В

Г

Д

Е








При выполнении заданий В4-В5 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в пищеварительной систиме, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов.






В4

Установите последовательность расположения желез пищеварительной системы.


А)

железы тонкого кишечника


Б)

слюнные железы


В)

печень


Г)

поджелудочная железа


Д)

железы желудка








В5

Установите правильную последовательность звеньев слюноотделительного рефлекса.


А)

пищевой центр


Б)

центр слюноотделения


В)

рецепторы


Г)

чувствительный нерв


Д)

двигательный нерв










Часть 3


При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.




С1.

Перечислите этапы пищеварения в тонком кишечнике.

С2.

Когда возникает чувство голода?








































Проверочная тестовая работа по теме «Пищеварение» (8 класс)


Вариант 2


Часть 1

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А8) поставьте знак «´» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.






А1.

Углеводы являются источником


1)

аминокислот


2)

витаминов


3)

глюкозы


4)

углекислого газа и воды


А2.

Часть зуба, включающая в себя


1)

дентин


2)

надкостница


3)

пульпа


4)

эмаль


А3.

Наружным слоем желудка является


1)

мышечный


2)

поперечно-полосатый


3)

соединительнотканный


4)

эпителиальный


А4.

Между тонким и толстым кишечником находится


1)

аппендикс


2)

двенадцатиперстная кишка


3)

слепая кишка


4)

прямая кишка


А5.

Бактерицидным действием в ротовой полости обладает


1)

амилаза


2)

лизоцим


3)

муцин


4)

миоглобин


А6.

Какие вещества начинают расщепляться в двенадцатиперстной кишке?


1)

белки


2)

жиры


3)

нуклеиновые кислоты


4)

углеводы


А7.

Главная функция печени в пищеварении


1)

всасывание аминокислот


2)

расщепление глицерина


3)

транспорт витаминов


4)

эмульгирование жиров


А8.

К защитным пищевым рефлексам относятся


1)

глотание


2)

кашель


3)

рвота


4)

чихание


Часть 2

Выберите три верных ответа из шести предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (В1) запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов.






В1.

Ферменты каких желез принимают участие в расщеплении питательных веществ?


1)

слюнные


2)

поджелудочная


3)

печень


4)

жёлчный пузырь


5)

вилочковая


6)

половые






При выполнении задания В2





В2.

Укажите основные слои желудка


1)



2)



3)



4)



5)



6)









При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.





В3.

Установите соответствие между веществами и отделами пищеварительного тракта.


Вещества

Отделы пищеварительного тракта


А)

аминокислоты

1)

желудок


Б)

жирные кислоты

2)

толстый кишечник


В)

алкоголь




Г)

вода




Д)

глюкоза




Е)

никотин




А

Б

В

Г

Д

Е








При выполнении задания В4-В5 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в клетке, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов.




В4

Установите последовательность расположения органов пищеварения.


А)

ротовая полость


Б)

прямая кишка


В)

желудок


Г)

тонкий кишечник


Д)

пищевод








В5

Установите правильную последовательность звеньев глотательного рефлекса.


А)

пищевой центр


Б)

центр слюноотделения


В)

рецепторы


Г)

чувствительный нерв


Д)

двигательный нерв








Часть 3


При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.




С1.

Какие функции выполняет печень в пищеварительной системе?

С2.

Когда возникает чувство насыщения?



Ответы


Вариант 1


Вариант 2

Часть 1

Часть 1

А1


А5


А1


А5


А2


А6


А2


А6


А3


А7


А3


А7


А4


А8


А4


А8



Вариант 1

Вариант 2


Часть 2

Часть 2

В1


В1


В2


В2


В3


В3


В4


В4


В5


В5




Вариант 1

Вариант 2


Часть 3

Часть 3

С1


С1


С2


С2



Критерии оценивания части 3 (задания С1 – С2)


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ

ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3




Критерии оценки выполнения проверочной работы:


Отметка

% выполнения заданий теста

Количество баллов

«5»

Правильно выполнено 87 – 100% заданий теста


«4»

Правильно выполнено 61 – 86% заданий теста


«3»

Правильно выполнено 35 – 60% заданий теста


«2»

Правильно выполнено 34% и менее заданий теста














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!