Контрольная работа по теме «Причастие (в конце изучения темы).
1). Работа с текстом.
1) В отличие от журавлей живущ…3 на глухих, недоступных болотах, цапли обычно гнездятся у берегов рек протекающ… вдали от городов. 2) Широкие, сплетенн.. из толстых прутьев гнезда цапли устроены на самых высоких вершинах вековых сосен. 4) Однажды в бурную ветреную погоду из гнезда выпал оперивш…ся, но еще не умевш… летать птенец. 5) Поднятый охотником, он жил в домашних условиях в течение трёх недель.
Задания по тексту:
-
Списать, поставить знаки препинания и пропущенные буквы.
-
В тексте подчеркнуть (выделить графически) причастные обороты.
-
Разобрать причастие3 .
-
Из предложений 2-5 выписать причастия, распределяя их по залогам. Выделить в причастиях суффикс:
2). ТЕСТЫ
1. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная Е?
-
Оберега..мый, омыва..мый, расста..вший
-
Усыпля..мый, кле..вший,овева..мый
-
Озлобл..нный,броса..мый,чита..мый
-
Брос..вший, называ..мый, увид..нный
2. В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква?
-
К цветущ..й акации, о наступающ..й осени, перед разваливш..мся зданием
-
К улыбающ..йся девочке, в подъехавш..м автобусе, о блестящ..м таланте
-
О состоявш..мся экзамене, о сражавш..мся отряде, перед открывш..мся окном
-
Кусочки пахуч..ей рыбы, в син..м халате, чарующ..м звучанием
3. В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?
-
Крас..щий, колебл..щийся, зеленее..щийся
-
Маш..щая,слыш..щая,рокоч..щий
-
Череду..щиеся,чувству..щий, стел..щимся
-
Барабан..щий, шеству..щий,пен..щихся
4. В каком варианте ответа НЕ- со всеми словами пишется раздельно?
-
Книги (не)сложены, (не)тронутый снег, (не)выспавшийся утром ребенок
-
(Не)тронутый снег, (не)доумевающий взгляд, еще (не)оконченный путь
-
(Не)выполненная вовремя работа, окна (не)вымыты, (не)прочитанная, а просмотренная книга
-
(Не)гре..щее солнце, (не)видимый на фоне леса, (не)годующий возглас
5. Напишите все цифры, на месте которых должны стоять запятые:
В степи(1) расположенной по соседству с пустынными песками(2) в полдень(3) находилось большое стадо овец(4) улегшихся на отдых.
6. Напишите все цифры, на месте которых должны стоять запятые:
Ребятишки собрались у речки(1) и с любопытством наблюдали за товарищем(2) нырявшим в воду(3) и вынырнувшим оттуда(4) с каким-то предметом.
3). Прочитайте текст и выполните задания:
(1)Утром, когда багровое солнце только поднималось над задымленным городом, с передовыми частями мы въехали в Орел. (2) Командир полка, первым ворвавшегося в Орел, и его заместитель ехали впереди на усталых, лоснящихся от пота конях. (3) Пехотинцы, с которых еще не схлынуло упоение только что отшумевшего боя, густо покрытые пылью и пороховой гарью, измученные, но счастливые, в просоленных потом гимнастерках шли, как на параде, четко отбивая шаг. (4) Каждый из них в эту минуту заслуженно чувствовал себя героем.
(5) Полк шел к центру Орла. (6) Сколько сцен, трагических и радостных, патетических и забавных, сцен, которых никогда не забудешь, можно было наблюдать на пути полка, шагавшего по улицам только что освобожденного города. (7) Пожилая женщина, державшая на руках большеголового с восковым личиком ребенка, улыбалась и плакала, стоя на перекрестке. (8) Девушки бросали под ноги бойцам цветы. (9) Какая-то седая женщина в бурых лохмотьях выбежала из калитки, несколько мгновений стояла как вкопанная, глядела на проходивший полк, потом ее лицо озарилось радостью. (10) Тут же на мостовой она упала на колени и часто-часто закрестилась на покосившийся купол взорванной немцами церкви. (11) Какая-то женщина, с виду учительница или врач, поставила на перекрестке стол, покрытый белоснежной скатертью, и предлагала красноармейцам воду. (12) Их отовсюду звали зайти отдохнуть, предлагали постирать белье, починить одежду.
-
Из предложений 10-12 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
-
Из предложений 2-4 выпишите страдательные причастия прошедшего времени.
-
Из предложений 2-3 выпишите действительное причастие настоящего времени.
-
Из предложения 10 выпишите причастный оборот.
-
Среди предложений 2-4 найдите такое, в котором нет причастного оборота. Напишите номер этого предложения.
4) Списать, вставить пропущенные буквы:
Услыш…нный разговор, подстрел…нные утки, расстрел…нные патроны, разве…нные ветром,
колебл...мый, слыш…мый, дремл...щий, стел…щийся, бор...щийся, (не) забываемый подвиг; (не) скошенный луг; (не) выполненное учеником поручение; задача (не) реше(?)а, (не) исправленная вовремя ошибка; лома(?)ая линия, слома(?)ый стул, некипячё(?)ая вода, кипячё(?)ная на плите вода, сожж…нное письмо.