Контрольная работа по теме: «Литература второй половины 19 века»
Какой литературное направление является главным во второй половине 19 века?
Соотнесите произведение и героев
«Отцы и дети», «Обломов», «Гроза», «Бесприданница»
Катерина, Лариса, Аркадий, Захар
Продолжите определение: «Роман-это…»
Кто из героев являются антиподами в романе «Отцы и дети»? Чья позиция вам ближе?
Раскройте суть нравственной проблематики в романе «Обломов»
Почему Добролюбов называл Катерину «Луч света в темном царстве»?
Верно ли утверждение, что «Гроза» и «Бесприданница» являются драматическими произведениями
Докажите, что «Бесприданница» является трагедией
Раскройте суть понятия «сатира» и приведите пример сатирического произведения, ответ аргументируйте
В чем отличие русских народных сказок и сказок Салтыкова-Щедрина?
Ответ:
В щедринских сказках присутствует злободневный политический акцент и социальная сатира, чего быть не могло в народном фольклоре.
Важным отличием щедринской сказки от народной является историчность.
Салтыков-Щедрин использует выражения своего времени, канцеляризмы, публицистические фразы и иностранные слова.
Щедринские сказки отличаются использованием эзопова языка и гротескной заостренностью образов.
Еще одним отличием сказок Салтыкова-Щедрина является наличие авторского юмора и иронии.
УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ …
Ей было девятнадцать, а самому младшему из нас — двенадцать, и каждый по-своему был влюблен в нее, тоненькую девочку — учительницу.
Стоял октябрь, темно и хмуро было в классе. Мы решали задачку. Задача не получалась, казалась бессмысленной.
А она стояла у окна и вдруг открыла его, взяла упавший на подоконник багряный лист клена и повернулась к классу.
— Смотрите, какой он красивый! — Она высоко подняла листок, и столько детского удивления было в ее глазах, что мы столпились вокруг нее, как драгоценность, разглядывая увядший кленовый лист, хотя до того видели такие листья тысячу раз.
В классе словно посветлело, и почему-то вдруг легко решилась задачка.
… Наступила весна. Весна 1942 года. Война грохотала далеко от нас, но она была и в нашем селе. Война жила в прямоугольниках конвертов с похоронками, в мятых треугольниках писем с фронта, она виделась в глазах наших матерей и на опухших от голода лицах детей…
Мальчики тринадцати лет, мы, оставшиеся без отцов, хорошо знали цену хлеба. А хлебом тогда была картошка. Колхоз выделил клок земли учительнице, где она могла бы посадить картошку. Но что она могла, у нее не было даже лопаты! И вот тайком от нее мы вскопали ее участок, собрали по домам картошки и посадили. Кто нас научил этому? Не она ли сама, изо дня в день повторявшая, что нет больше радости, чем дарить радость другим!
В сентябре мы собрали картошку и привезли ей на квартиру. Она смеялась и плакала, отказывалась и целовала нас, грязных и усталых маленьких мужчин
А несколько дней спустя, не веря ушам своим, мы слушали Юрку Шустряка. «Она продала картошку,» — вот что рассказывал Юрка. Продала картошку, которую мы вырастили для нее. Юрка клялся, что сам видел, как грузили на машину картошку, как смеялась она, провожая покупателей.
Она вошла в класс. Она поздоровалась с нами, но мы ей не ответили и расселись по партам подавленные и униженные. И так три дня, а на четвертый день мы прочли в районной газете заметку о благородном поступке учительницы Ирины Васильевны Орловой, безвозмездно отдавшей госпиталю 25 мешков картофеля… Утром всем классом мы просили у нее прощение.
Последний раз она была с нами ясным декабрьским утром. Она давала свой последний урок, но не было урока, было прощание. Она читала Лермонтова и рассказывала о нем, но мы думали, что это последний раз, и не думали о Лермонтове. Она была в военной форме, неузнаваемо преображенная, красивая. А на вешалке висела ее шинель, от шинели тревожно пахло войной.
Погибла она в марте. Я не знаю, где ее могила. Может похоронена она просто в поле: ни холмика над ней, ни памятника. Только наша память. «Учитель, перед именем твоим…» (427 сл.)