Контрольная работа
по теме «Словообразование глаголов»
1.Составьте словообразовательные цепочки.
Образец: Лесовод, лесистый, лесоводство, лесистость, лес.
лес → лесистый → лесистость
лес → лесовод → лесоводство
Знакомый, незнакомка, ознакомительный, ознакомить, незнакомый, знакомить, незнакомец.
________________________________________________________________
2.Сгруппируйте слова в соответствии со способами словообразования.
Сверхскоростной, сельский, подводный, отбежать, отголосок, соавтор, приамурский, приехать, взморье, переговорить, безучастие, студентка, синеватый, подберёзовик, ельник, жемчужина, распевать, учительница.
Приставочный ______________________________________________________________
Суффиксальный_________________________________________________
Приставочно-суффиксальный __________________________________________________________________
3.Определите, от основ каких частей речи и каким способом образованы данные глаголы. Выделите производящую основу и словообразовательные аффиксы.
вглядеться ← ___________________________________________________________
вздремнуть ← ___________________________________________________________
догнать ← _______________________________________________________________
дождаться ← ____________________________________________________________
ночевать ← _____________________________________________________________
4.Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш- есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков :от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность, таким образом, в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)
Задания к упражнению 4
1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием.
Укажите для последней группы слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.