СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Устное народное творчество. Древнерусская литература"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по литературе для 7 класса. Проводится после изучения двух разделов: "Устное народное творчество" и "Древнерусская литература"

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Устное народное творчество. Древнерусская литература"»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАСС

«Устное народное творчество. Древнерусская литература»

Контрольная работа включает в себя 20 заданий. На её выполнение отводится 45 минут (1 урок).

Часть 1 включает 19 задания (1-19). Ответами являются буквы, слова, словосочетания, предложения. Задания 6-16 представляют собой тест с выбором ответа (-ов)

Часть 2 (творческий уровень) состоит из задания, требующего развернутого ответа

Удачи!

Часть 1

1.Дайте определение:

Былина –

Фольклор -

2.Назовите 5 героев былин

3.Какие былинный циклы вы знаете. Назовите особенности былин разных циклов. Заполните таблицу:







4.Соберите пословицы:

Дерево держится корнями

неблагодарность – худший из пороков (англ.)

Лучше есть свой чёрствый хлеб,

так поступят с тобой (асс.)

Венец мужества -

надо людей любить (яп.)

Обещай медленно,

чем просить у других (кит.)

Благодарность – малейшая из добродетелей,

сам состаришься (яп.)

Если ты сделал добро – скрой,

а человек – родственниками (абхаз.)

Как поступишь с другими,

тот долго живёт (яп.)

Знаешь – говори,

человек – в делах (казах.)

Конь узнается в скачке,

если тебе сделали добро – расскажи (араб.)

Кто людей любит,

не знаешь – так послушай других (вьет.)

Чтобы хорошо лечить,

скромность (араб.)

Не смейся над старым,

выполняй быстро (англ.)


5. Выпишите жанры устного народного творчества: роман, былина, сказка, загадка, рассказ, закличка, потешка, предание, лирическое стихотворение, басня, пословица, трагедия, поговорка.

6. Пословица – это …

А) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

Б) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

В) выражение насмешки.

7. Поговорка- это …

А) меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

Б) вид художественного произведения

В) сказания, передающие представления древних народов о мире.

8. Летопись – это…

А) историческая повесть

Б) описание событий по годам

В) приключенческая повесть

Г) жанр устного народного творчества

9. Древнейшая из дошедших до нас летописей называется…

А) «Поучение Владимира Мономаха»

Б) «Азбука»

В) Библия

Г) «Повесть временных лет»

10. Первым летописцем был монах:

А) Никон

б) Нестор

в) Сильвестр

11. Музыкальный инструмент, под который в древности исполнялось пение былин:

А) арфа

Б) скрипка

В) гусли

Г) балалайка

12. Из какой былины отрывок:

Как тут-то купцы новгородские

Говорят ему таковы слова:

- Не знаешь ты чуда-чудного,

Не может быть в Ильмень-озере рыбы – золоты перья.

А) «Вольга и Микула Селянинович»;

Б) «Садко»;

В) «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

13. Гипербола – это прием, основанный на…

А) чрезмерном преувеличении свойств изображаемого предмета

Б) намеренном преуменьшении чего-либо

В) выражении мысли путем намеков

Г) необычном порядке слов

14. На каком инструменте играл Садко?

15. Из какого произведения отрывок?

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
16. Из какого произведения взяты строки?

«Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье».

А) Из похвалы князю Ярославу и книгам;

Б) Из «Поучения» Владимира Мономаха;

В) Из «Повести о Петре и Февронии».

17. Назовите автора, написавшего «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

18 .Что обозначают слова, упоминающиеся в древнерусских текстах (подберите современные слова-синонимы):

Чтить –

Вдовица –

Леность –

Целовать крест –

Сирый –

Преставиться –

19. В каком тексте и чему учит своих детей и потомков Вдадимир Мономах?

Часть 2

20.Переведите текст (заменяйте древнерусские слова русскими):

«Аще ли въпросиши словенскыя букваря1, глаголя2: кто письмена сътворилъ есть, или кто книгы прѣложилъ? Въси вѣдятъ3 и отвѣщавь речеть: святый Константинъ философъ, нарицаемый Кирилъ, … и Мефодии, братъ его. Аще въпросиши въ кое врѣмя? Вѣдять и рекуть: яко въ врѣмена Михаила царя греческа и Бориса князя болгарска… А лѣто же отъ създаниа всего мира 63634.

Будьте внимательны: букварь – это не только текст, но и люди, которые его составляли. Как их можно назвать на современном языке?

Глаголать - говорить

От слова ведать = знать

Нужно отнять от этого числа 5508, тогда получится дата по современному летоисчислению































Цели и задачи:

1)повторить, обобщить и закрепить изученное по темам «устное народное творчество», «древнерусская литература»;

2)сформировать умение точно, лаконично, последовательно отвечать на поставленные вопросы.

Вопросы контрольной работы:











Вопросы контрольной работы:

1.Дайте определение:

(лиро-эпический жанр фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и героях)

.Назовите 5 героев былин

(Илья Муромец, Микула Селянинович, Вольга, Садко, Василий Буслаев)



3.Какие былинный циклы вы знаете. Назовите особенности былин разных циклов. Заполните таблицу:

Киевский цикл

Новгородский цикл

Действие происходит в Киеве (или Киев упоминается)

В центре – князь Владимир

Тема защиты русской земли от кочевников

Гл. герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович

Действие происходит в Новгороде

Поднимаются социальные темы

В центре – герой-новгородец

Гл. герои – Садко, Василий Буслаев



4.Соберите пословицы:

Дерево держится корнями

неблагодарность – худший из пороков (англ.)

Лучше есть свой чёрствый хлеб,

так поступят с тобой (асс.)

Венец мужества -

надо людей любить (яп.)

Обещай медленно,

чем просить у других (кит.)

Благодарность – малейшая из добродетелей,

сам состаришься (яп.)

Если ты сделал добро – скрой,

а человек – родственниками (абхаз.)

Как поступишь с другими,

тот долго живёт (яп.)

Знаешь – говори,

человек – в делах (казах.)

Конь узнается в скачке,

если тебе сделали добро – расскажи (араб.)

Кто людей любит,

не знаешь – так послушай других (вьет.)

Чтобы хорошо лечить,

скромность (араб.)

Не смейся над старым,

выполняй быстро (англ.)





5.Когда существовала древнерусская литература? (11-17 вв.)



6.Что обозначают слова, упоминающиеся в древнерусских текстах (подберите современные слова-синонимы):

Чтить – уважать

Вдовица – вдова

Леность – лень

Целовать крест – клясться

Сирый – одинокий

Преставиться – умереть



7. В каком тексте и чему учит своих детей и потомков Вдадимир Мономах?

(в «Поучении» учит не лениться, помогать нуждающимся, не нарушать клятв, не гордиться своим положением, почитать людей, быть милостивыми справедливым)



8. Признаки каких жанров можно найти в «Повести о житии о Петре и Февронии Муромских». Докажите это, подобрав по два признака для каждого жанра.

(сказки – фольклорный жанр и жития – жанр древнерусской литературы. От сказки – герои разгадываю загадки, есть волшебные помощники; от жития – прославляются святые, есть похвальное слово)



9.Переведите текст (заменяйте древнерусские слова русскими):

«Аще ли въпросиши словенскыя букваря5, глаголя6: кто письмена сътворилъ есть, или кто книгы прѣложилъ? Въси вѣдятъ7 и отвѣщавь речеть: святый Константинъ философъ, нарицаемый Кирилъ, … и Мефодии, братъ его. Аще въпросиши въ кое врѣмя? Вѣдять и рекуть: яко въ врѣмена Михаила царя греческа и Бориса князя болгарска… А лѣто же отъ създаниа всего мира 63638.

(Если же спросить славянских грамотеев: кто вам письмена сотворил или книги перевел, то все знают и, отвечая, говорят: святой Константин Философ, нареченный Кириллом, и Мефодий, брат его. И если спросить, в какое время,
то знают и говорят, что во время Михаила, царя греческого, и Бориса, царя болгарского, в год от сотворения мира 855.)


1 Будьте внимательны: букварь – это не только текст, но и люди, которые его составляли. Как их можно назвать на современном языке?

2 Глаголать - говорить

3 От слова ведать = знать

4 Нужно отнять от этого числа 5508, тогда получится дата по современному летоисчислению









Список использованной литературы:



1. Коровина В.Я. «Литература. 7 класс» - М.: «Просвещение», 2011. Ч.1.

2.Ахмадуллина Р.Г. «Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс» - М.: «Просвещение», 2015. Ч.1. – С.7-26.




5 Будьте внимательны: букварь – это не только текст, но и люди, которые его составляли. Как их можно назвать на современном языке?

6 Глаголать - говорить

7 От слова ведать = знать

8 Нужно отнять от этого числа 5508, тогда получится дата по современному летоисчислению









Список использованной литературы:



1. Коровина В.Я. «Литература. 7 класс» - М.: «Просвещение», 2011. Ч.1.

2.Ахмадуллина Р.Г. «Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс» - М.: «Просвещение», 2015. Ч.1. – С.7-26.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!