КОДИФИКАТОР
элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся для проведения контрольной работы по теме «Русская литература 20 века».
Раздел 1. Контролируемые элементы содержания по литературе
Код КЭС | Контролируемые элементы содержания (КЭС) |
1 | Основные теоретико-литературные понятия |
1.1. | Художественная литература как искусство слова |
1.2. | Художественный образ |
1.3. | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой |
1.4. | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория |
1.5. | Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа |
2 | Русская литература 20 века |
2.1 | В.М. Шукшин. Рассказ «Критики». |
2.2 | А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». |
2.3 | А.С. Грин. Феерия «Алые паруса» |
2.4 | Поэзия XX века. С. Есенин, А. Блок, А. Ахматова (Стихотворения о родной природе). |
2.5 | Проза второй половины XX в.: А.И. Куприн. «Чудесный доктор». В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой», В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского», |
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся по литературе
Код | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | знать/понимать: |
1.1. | образную природу словесного искусства |
1.2. | содержание изученных литературных произведений |
1.3. | основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов |
1.4. | изученные теоретико-литературные понятия |
2 | уметь: |
2.1. | воспринимать и анализировать художественный текст |
2.2. | выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев |
2.3. | характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств |
2.4. | выражать свое отношение к прочитанному |
2.5. | строить письменные высказывания в связи с изученным произведением |
2.6. | понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою |
3 | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
3.1. | создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольной работы по теме «Литература 20 века».
Назначение работы – проверить уровень подготовки учащихся по теме «Литература 20века»; оценить уровень владения основными теоретико-литературными понятиями и структурно-композиционными особенностями художественных произведений.
Характеристика структуры и содержания работы
Контрольная работа состоит из двух частей: базовый и повышенный уровень сложности. Базовый уровень включает в себя 10 заданий: на соотношение (1), с выбором ответа (8, 9); с кратким ответом (2, 3, 4, 5, 6, 7, 10). Задания базового уровня позволяют проверить владение теоретико-литературными понятиями; биографическими данными о писателях и поэтах; умение определять изобразительно-выразительные средства языка; знание художественных текстов.
Повышенный уровень: 2 задания с развернутым ответом, который должен соответствовать установленному объему. Проверяет умения учащихся составлять связный текст.
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности | Номер заданий | Максимальный первичный балл |
Базовый | 1-10 | 10 |
Повышенный | 2 | 15 |
Итого: | 12 | 25 |
Время выполнения работы: 40 минут.
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом: задания базового уровня оцениваются в 1 балл, если ответ учащихся совпадает с эталоном ответов, если ответ неверный – 0 баллов. Задания повешенного уровня: 1 задание оценивается в 5 баллов, если выдержан объем ответа, учащийся обосновал свою точку зрения и привел 2 аргумента из прочитанных текстов; 4 балла – если учащийся привел 1 аргумент; 3 балла – если нет аргументов; 0-2 баллов – если ответ не соответствует объему, но приведен 1 аргумент. Задание 2 оценивается в 10 баллов.
Максимальное количество баллов за всю работу: 25 баллов.
«5» - 24-25 баллов
«4» - 19-23 баллов
«3» - 14-18 баллов
«2» - 0-13 баллов
Контрольная работа по теме «Русская литература XX века»
Фамилия, имя, класс учащегося__________________________________________________________
Базовый уровень.
1.Соотнесите автора и название произведения.
1) В.М.Шукшин А. «Перед весной бывают дни такие»
2) В.П.Астафьев Б. «Чудесный доктор»
3) С.А.Есенин В. «Критики»
4) А.И.Куприн Г. «Мелколесье. Степь и дали»
5) А.А.Ахматова Д. «Конь с розовой гривой».
__________________________________________________________________________________
2. Факты чьей биографии представлены в отрывке? (Укажите полностью имя, отчество, фамилию писателя или поэта).
1) Будущий знаменитый писатель родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Детство было трудное: в колхозе и дома он исполнял всю крестьянскую работу. С детства пристрастился к чтению. Он перепробовал множество профессий: был и разнорабочим, и слесарем, и учеником маляра, и грузчиком. Экстерном сдал экзамены и получил аттестат о среднем образовании. В 1954 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. Его творческая жизнь как прозаика, драматурга, актера и режиссёра составила всего 20 лет.
_________________________________________________________________________________
2) Писатель родился в маленьком городке в Пензенской губернии. Детство прошло в Москве. Сначала во вдовьем доме, благотворительном учреждении для вдов чиновников, право на проживание в котором с большим трудом получила мать писателя Любовь Алексеевна. Жил потом в сиротском пансионе, учился в московской военной гимназии, юнкерском училище. Но трудная жизнь не ожесточила сердце и характер писателя, а воспитала в нём сочувствие, сострадание к человеку, униженному бедностью, несправедливостью, грубой силой.
_________________________________________________________________________________
3. Назовите настоящую фамилию Александра Степановича Грина._______________________
4.Вставьте термин по определению. Укажите автора и название произведения, относящегося к этому жанру. _________________________________________________________- театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.
5. Укажите имя героя по портрету.
«…в тёплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубашке без пуговиц». ____________________________________________
6. В каком герое этот пейзаж пробудил «нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины».
«Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как шуршал, падая и цепляясь за другие ветви». ___________________________________________________________
7. Укажите автора и название произведения, в котором
1) главным оружием учителя было делать человека смешным __________________________________
2) герой написал жене такую телеграмму: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». __________________________________________________________
3) мальчишки отправляются на увал за земляникой. __________________________________________
8. Обман, в который был втянут юный герой рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», сыграл важную роль в его жизни:
1) он приобрёл авторитет у сверстников;
2) бабушка и дедушка, которые воспитывали его, усилили контроль за его поведением;
3) мальчик раскаялся в содеянном и был благодарен бабушке за понимание.
9. Идея рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»
1) уроки доброты;
2) нельзя не забывать своих учителей;
3) нужно всегда стремиться к знаниям;
4) нужно уметь отвечать за свои поступки.
10. Определите средства художественной выразительности.
1.О, как безумно за окном
Ревёт, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют дождём,
И ветер воет, замирая! (А.Блок)
2. Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С.Есенин)
3. Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью,
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою… (Н.Рубцов)
- укажите символическое значение образа «звезды полей».
Повышенный уровень.
Какие черты личности учителя в рассказах В.Г. Распутина и Ф.А. Искандера особенно привлекательны? Сформулируйте полный ответ, приведите два аргумента из прочитанных текстов. (Объем - не менее 5-ти предложений).
Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос (10-15 предложений). Какое произведение писателей 20 века произвело на вас особенное впечатление? Почему?