9 класс. Русский язык. Контрольная работа по итогам полугодия – 2024.
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания 1, 2.
(1)Телефон позволяет просматривать и редактировать заранее составленные графические сообщения. (2)Эти графические сообщения хранятся в памяти телефона. (3)Использовать такую функцию можно только в том случае, если подобная услуга предоставляется текстовым оператором. (4)Приём и отображение графических сообщений возможны, если телефон поддерживает такую функцию. (5)Следует иметь в виду, что каждое графическое сообщение состоит из нескольких текстовых сообщений, поэтому стоимость передачи графического сообщения может оказаться больше, чем стоимость передачи текстового сообщения.
ЗАДАНИЕ 1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов, не нарушая последовательности цифр.
1) телефон позволяет просматривать (предложение 1)
2) сообщения хранятся в памяти телефона (предложение 2)
3) услуга предоставляется (предложение 3)
4) приём поддерживает (предложение 4)
5) следует иметь в виду (предложение 5)
ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов, не нарушая последовательности цифр .
1) Предложение 1 сложносочинённое.
2) В предложении 2 сказуемое составное глагольное.
3) В предложении 3 содержится 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным условным.
5) В сложном предложении 5 вторая часть представлена односоставным безличным предложением.
ЗАДАНИЕ 3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая. Б) Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда стоит после определяемого слова. В) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то перед ними ставится двоеточие. | 1) Лето стояло долго-долго: казалось, наступил необычный двухмесячный август, посылавший тёплые дни один за другим. 2) Питаются бобры исключительно растительной пищей: болотными и луговыми растениями, водорослями, осокой, корой деревьев. 3) Дед сидел неподвижно и молча, точно он сросся со стволом дерева, к которому прислонился спиной. 4) С конца сентября наши сады пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. 5) По жилам Ярославцева полилась холодная тоска, сжав ему сердце предчувствием чего-то неотразимого, и, подавленный ею, он тихо заснул. |
ЗАДАНИЕ 4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире, не нарушая последовательности цифр.
Центральный сибирский ботанический сад (1) один из уютнейших природных уголков в Новосибирской области (2) и крупнейший ботанический сад в Азиатской части России. Лес (3) парк (4) коллекции исчезающих видов растений (5) всё это и многое другое привлекает сюда огромное число людей (6) среди которых не только знатоки ботаники (7) но и обычные любители природы. Весной сад манит редкими цветами (8) летом привлекает чистыми прудами (9) а осенью манит к себе золотистыми аллеями.
ЗАДАНИЕ 5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов, не нарушая последовательности цифр.
1) ЗЕЛЕНОВАТО-ГОЛУБОЙ – сложное имя прилагательное пишется через дефис, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.
2) ЗАМИРАТЬ (от восторга) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
3) ПРИОТКРЫТЬ (окно) – написание первой приставки определяется её значением – неполнота действия.
4) ВОЗМУЩЁННО (сказать) – в наречии на -о пишется столько букв Н, сколько и в слове, от которого оно образовано.
5) РВАНАЯ (кофта) – в суффиксе имени прилагательного -АН- пишется одна буква Н.
ЗАДАНИЕ 6. Прочитайте текст. Спишите, вставив и подчеркнув пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е, записав их, не нарушая последовательности.
Мес..(1)ц опускался за лесом. Коле..(2)и лужи, налитые недавн..(3)м дождём, бл..(4)стели в тени. Потом лес раздвинулся, и мы вышли в пойму реки Дубны. Вся она – с дымными громадами с..(5)дых ив по берегам, с туманом, стлавш..(6)мся над излучинами, с обрыв..(7)стыми берегами и игрою звёзд над чащами – пр..(8)дставлялась нам загадочной и давно ж..(9)ланной страной.
ЗАДАНИЕ 7. Раскройте скобки и запишите слово «сильный» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
И маленькая победа над собой делает человека намного (сильный).
ЗАДАНИЕ 8. Замените словосочетание «утренняя пробежка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.
1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
3) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.
4) Впереди было ещё почти два года блокады...
5) В каждый дом ворвалось горе.
ЗАДАНИЕ 10. Подберите к разговорному слову «шушукаться» стилистически нейтральный синоним. Запишите этот синоним.