9 класс. Русский язык. Контрольная работа по итогам полугодия – 2024.
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания 1, 2.
(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, и местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмная, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.
ЗАДАНИЕ 1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов, не нарушая последовательности цифр.
1) медведь обитает по России (предложение 1)
2) что способствует (предложение 2)
3) шерстинки полые (предложение 3)
4) дробит свет (предложение 4)
5) мех может желтеть (предложение 5)
ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов, не нарушая последовательности цифр.
1) Предложение 1 осложнено однородными обстоятельствами и обособленным дополнением.
2) В сложном предложении 2 первая часть представлена односоставным назывным предложением.
3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Предложение 5 односоставное безличное.
ЗАДАНИЕ 3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая. Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется. В) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то перед ними ставится двоеточие. | 1) Глянула матушка в окно, а там всё бело: и улицы, и плетни, и крыши, и деревья. 2) Я смотрел на небо: Млечный Путь опоясывал его, ярко сияла Большая Медведица, распахнув крылья, плыло созвездие Лебедь, кучились Плеяды. 3) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха. 4) Виктор почувствовал, как что-то доброе, прекрасное поднимается в его душе. 5) Три дня напрасно бродил Емеля по лесу с Лыском: оленихи с оленёнком не попадалось. |
ЗАДАНИЕ 4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире, не нарушая последовательности цифр.
Художественные изделия из берёсты (1) оригинальный вид народного творчества. Берёста привлекала внимание народных умельцев тем (2) что при обработке она сохраняла все свои свойства. Берёста (3) как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Кузовки (4) короба для муки и мёда (5) лукошки и пастушечьи рожки (6) канаты для рыболовных снастей и солонки (7) всё это делалось из берёсты. А в строительстве берёсту использовали (8) в качестве изолятора от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам берёста (9) предохраняла дерево от гниения.
ЗАДАНИЕ 5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов, не нарушая последовательности цифр.
1) ДОВЕРЧИВЫЙ – правописание гласной И в суффиксе причастия настоящего времени определяется принадлежностью ко II спряжению глагола.
2) РАСТУЩИЙ – в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ- пишется буква А.
3) ВЫТРИТЕ (стол) – в форме будущего времени 2-го лица множественного числа глагола II спряжения пишется окончание -ИТЕ.
4) БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ – после русскоязычной приставки, оканчивающейся на согласную, пишется буква Ы.
5) (на) БОЧОК – в окончании имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.
ЗАДАНИЕ 6. Прочитайте текст. Спишите, вставив и подчеркнув пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О, записав их, не нарушая последовательности.
Зап..(1)лярная природа словно сотв..(2)рила храм для покл..(3)нения собственной силе и крас..(4)те. Кругом сотни километров тайги, прорезанн..(5)й скалами, р..(6)внины, тундра с чахлой растительн..(7)стью. А здесь – м..(8)гучие ели, заросшие деревьями го́ры, озёрная гладь так и г..(9)рит под лучами ласкового солнца.
ЗАДАНИЕ 7. Раскройте скобки и запишите слово «мускулы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Бывает, что за лёгким движением лицевых (мускулы) скрывается множество различных эмоций.
ЗАДАНИЕ 8. Замените словосочетание «увлечённо читал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.
1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
3) Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи.
4) «Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка.
5) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
ЗАДАНИЕ 10. Подберите к разговорному слову «враньё» стилистически нейтральный синоним. Запишите этот синоним.