СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно измерительные материалы 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«6 класс. Кал-тем. план»

Программа биология 6-9 кл.

«Биология. Бактерии. Грибы. Растения» (6 класс).


Пояснительная записка к рабочей программе по преподаванию курса

Эта программа составляет завершенную предметную линию и соответствует обязательному минимуму содержания общего образования по биологии. В курсе «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» учащиеся получают общее представление о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования нравственных нормах и принципах отношения к природе, о многообразии, строении и жизнедеятельности растений, их индивидуальном и историческом развитии. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, селекции.

Реализации рабочей программы способствует наличие: а) учебно-методического обеспечения:

- стандарт основного общего образования по биологии

- примерна программа основного общего образования по биологии

- общая методика преподавания биологии курса «Бактерии. Грибы. Растения»

- методические пособия для учителя

- книги для чтения по курсу «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

- рабочая тетрадь для учащихся

- учебник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

- энциклопедия «Бактерии. Грибы. Растения»

- таблицы «Развитие растительного мира», «Систематика растений», «Строение,

размножение и разнообразие растений» и др.

б) материально-технического обеспечения:

- компьютер

- телевизор

- диапроектор

- микроскоп

- лупа штативная и др.

в) информационного обеспечения (обучающие программы по всем разделам курса биологии)

- СD «Биология» 1С: Репетитор, Москва, 2002год

- CD Образовательная область «Естествознание» часть 1 МО и науки РФ, 2015год

Обеспечение кабинета биологии помогает получить целостное представление об изучаемом объекте, овладеть различными способами деятельности, способствующими выработке стиля мышления; способствует приобретению навыков культуры труда и техники безопасности.

Обучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у учащихся системы знаний о живой природе, общих методах ее изучения;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;

  • воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде, общей культуры поведения в природе;

  • формирование компетентности в сфере защиты окружающей среды, ухода за растениями, сохранения собственного здоровья на основе использования в повседневной жизни биологических знаний и умений.


Ожидаемые результаты обучения:

- Развитие высшей психической деятельности.

- Расширение зоны ближайшего развития.

- Улучшение качества знаний.

- Обеспечение стабильности показателей усвоения знаний.

- Повышение результатов относительно успешности учащихся.


3. Календарно-тематическое и поурочно-тематическое планирование курса составлено в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта основного образования. (. №1080).

  3. Методическое письмо: «О преподавании учебного предмета «Биология» в 2019-2020 учебном году».

  4. Примерная программа основного общего образования по биологии

  5. Программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы авторского коллектива под руководствомПономаревой

  6. Учебный план МБОУ

  7. Планирование адаптировано с ОБУП на основе примерной программы по биологии основного общего образования, минимума содержания биологического образования с дополнениями Р.К. Данное тематическое поурочное планирование составлено из расчета 1 часа в неделю, всего 34 час, на основе учебного плана МБОУ

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представления о многообразии растительных организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения.

Национально-региональный компонент включен в темы фрагментарно и составляет 10% учебного времени

Для понимания учащимися вопроса о многообразии растений, о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека в программу введены:

а) практические работы -3;

б) лабораторные работы – 20;

в) экскурсии – 1 .

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса


Учащиеся должны знать

- строение и функции клетки;

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;

- сведения о таксономических единицах;

- способы размножения бактерий, грибов, растений;

- основные этапы развития растительного мира;

- взаимосвязь растений с факторами среды;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, в народном хозяйстве;

- охраняемые растения своей местности, мероприятия по охране;

-основные культурные растения региона, особенности их возделывания.


Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить в природе наблюдения за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать текст и рисунки как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.


НОРМЫ ОЦЕНОК

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Аллен Р. Наука о жизни. – М., 1981

  2. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Раздел "Растения, грибы, лишайники". (Дидактические материалы к учебнику 6-7 кл.).- М.,Просвещение,1995 

  3. Ботаника. Книга для учителя в 2 ч. – М., Просвещение, 1996.

  4. Мир живой природы / Пер. с англ./ - М., Мир, 1984.

  5. Калинова Г.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М., Просвещение,1996.

  6. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995

  7. Сергеев М.Б. Сергеева Т.В. Планета Земля Развитие идей и представлений – М., Интерпракс, 1994.

  8. Журнал Биология в школе.

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.

  2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины – М., Просвещение, 1991.

  3. Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

  4. Энциклопедический словарь юного натуралиста Сост. Рогожкин А.Г. – М., Проссвещеие, 1981.

  5. Экология. Познавательная энциклопедия – М., 1994

  6. Журнал Юный натуралист

  7. Журнал Биология для школьников.

Календарно- тематический план по биологии

6 класс Бактерии. Грибы. Растения.

(35 часов, 1 час в неделю)



Сроки

Раздел

Кол-во часов

Компетенции

Практика

Региональный

компонент

Д/з

§



Введение

2







Тема. Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных

1


Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных.






Тема. Связь организмов со средой обита­ния. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу ,ее охрана

1


Связь ор­ганизмов со средой обитания. Взаимосвязь орга­низмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными из­менениями в природе. Ведение дневника наблюде­ний.







Раздел 1. Клеточное строение организмов

4







Тема 1.1. Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)

1

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).


Лабораторные работы

1Устройство лупы и светового микроскопа. Пра­вила работы с ними. Рассматривание клеток с по­мощью лупы.

2 Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.






Тема 1.2. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды

2

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, яд­ро, вакуоли, пластиды.







Тема 1.3. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань»

1

Жизнедеятельность клетки: поступление ве­ществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».







Раздел 2. Царства Бактерии и Грибы

4







Тема 2.1. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнеде­ятельность бактерий. Размножение бакте­рий. Разнообразие бактерий, их распрост­ранение в природе

1


Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

.






Тема 2.2. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

2


Грибы. Общая характеристика грибов, их стро­eниe и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съе­добные и ядовитые грибы. Правила сбора съедоб­ных грибов и их охрана. Профилактика отравле­ния грибами. Роль грибов в природе и жизни чело­века.







Тема 2.3. Лишайники, их строение, раз­нообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека








1


Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека






Раздел 3. Царство Растения

6







Тема 3.1. Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Ох­рана растений

1

Растения. Ботаника - наука о растениях. Мето­ды изучения растений. Общая характеристика рас­тительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цвет­ковые).







Тема 3.2. Водоросли. Многообразие водо­рослей. Среда обитания водорослей. Стро­ение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

1

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда оби­тания водорослей. Строение одноклеточных и мно­гоклеточных водорослей. Роль водорослей в приро­де и жизни человека, охрана водорослей.







Тема 3.3. Мхи, папоротники, хвощи, пла­уны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни чело­века, их охрана

2

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Стро­ение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жиз­ни человека, их охрана.







Тема 3.4. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распрост­ранение голосеменных, значение в приро­де и жизни человека, их охрана

1

Голосеменные; их строение и разнообразие. Сре­да обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана






Тема 3.5. Цветковые растения, их стро­ение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека

1

Цветковые растения, их строение и многообра­зие. Среда обитания. Значение цветковых в приро­де и жизни человека.







Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений

8







Тема 4.1. Строение семян однодольных и двудольных растений

1

Строение семян однодольных и двудольных рас­тений.


.






Тема 4.2. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней

1

Виды корней и типы корневых систем. Ви­доизменение корней.







Тема 4.3. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

1

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие по­бега.







Тема 4.4. Строение листа. Видоизменение листьев

1

Внешнее строение листа. Видоизменение листь­ев.






Тема4.5. Многообразие стеблей. Видоиз­менение побегов

1

Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.






Тема4.6. Цветок и его строение

1

Цветок и его строение

Лабораторные работы

3 Изучение строения цветка.






Тема 4. 7. Соцветия

1

Соцветия

4 Ознакомление с различными видами соцветий.






Тема4.8. Плоды и их классификация

1

Плоды и их клас­сификация

5 Ознакомление с сухими и сочными плодами.






Раздел 5. Жизнь растений

7







Тема 5.1. Минеральное и воздушное пита­ниe растений

3

Основные процессы жизнедеятельности (пита­ние, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, раз­множение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Раз­множение растений.






Тема 5.2. Испарение воды

1

Испарение воды.






Тема 5.3. Рост растений

1

Рост растений.






Тема 5.4. Размножение растений

2

Половое и бесполое (вегета­тивное) размножение.







Раздел 6. Природные сообщества

3







Тема 6.1. Основные экологические факто­ры и их влияние на растения. Характе­ристика основных экологических групп растений

2

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологиче­ских групп растений.


Лабораторная работа

6 Изучение особенностей строения растений раз­личных экологических групп.






Тема 6.2. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности челове­ка на растительные сообщества и влияние природной среды на человека

1

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на чело­века.







Итого

34+1 (резерв)




























Просмотр содержимого документа
«КИМ .Прорастание семян.»

Раздел 6. Жизнь растений.

Условия прорастания семян. Питание проростков.


А1. Выберите правильное утверждение:

1) запасные вещества в растении необходимы для фотосинтеза

2) запасные вещества необходимы для питания и роста проростка и развития растения

3) запасные вещества необходимы для поглощения воды из почвы

4) запасные вещества есть только у съедобных растений


А2. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав

  1. Споры

  2. Семени

  3. Почки

  4. Заростка

А3. Для прорастания семян необязательным условием является:

I) влага 2) тепло 3)свет 4) воздух


А4. Вода необходима для прорастания семян, потому что:

1) зародыш потребляет только растворенные питательные вещества

2) в воде растворены органические вещества

3) в воде находятся минеральные вещества

4) при прорастании необходимо увеличить массу семян


А5. В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян, были получены следующие результаты: семена проросли и на свету, и в темноте. Следовательно:

1) оба условия необходимы для прорастания семян

2) свет необходим для прорастания семян

3) свет не нужен для прорастания семян

4) опыт ничего не показал


А6. Содержание кислорода в герметично закрытом сосуде с прорастающими семенами по сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами:

1) меньше

2) больше

3) одинаково

4) зависит от вида растения


А7. Рост растений происходит благодаря делению, росту и дифференциации клеток ткани

  1. Покровной

  2. Механической

  3. Фотосинтезирующей

  4. образовательной



Задания с выбором нескольких правильных ответов.


В1. Выберите правильные утверждения.

А) При прорастании семена поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Б) При прорастании зародыш питается запасом питательных веществ — эндосперма и семядоли.

В) Проросшие зерновки пшеницы имеют сладковатый вкус.

Г) Проросток растения образуется в результате деления клеток зародыша.

Д) Мелкие семена лучше прорастают и дают сильные проростки.

Е) При дыхании семян выделяется тепло.

Ж) Сухие семена не дышат.

3) Проростки двудольных растений имеют мочковатую корневую систему.

И) первым у проростка появляется корень.


Задания на последовательность событий, явлений, процессов


В1. Установите последовательность процесса опыления, оплодотворения и развития зародыша:

А) проникновение пыльцевой трубки в семязачаток

Б) опыление

В) образование зиготы

Г) образование эндосперма

Д) прорастание пыльцевой трубки с двумя спермиями

Е) рост и развитие зародыша

БДАВГЕ

Ответ:

В2. Укажите последовательность этапов прорастания семени фасоли:

А) лопается кожура

Б) образуются семядольные листья

В) семя набухает

Г) появляется зародышевый стебелек с почечкой

Д) семядольные листья отваливаются

Е) появляется корешок

Ответ: ВАЕГБД

В3. Укажите последовательность этапов прорастания семян пшеницы:

А) колошение

Б) всходы

В) цветение

Г) выход в трубку

Д) кущение

Е) созревание семян

Ответ: БГДВАЕ


Задания части С

С1. Каким образом можно доказать, что растения или семена дышат?


Ответ С1 :. Если поместить растение в закрытый и затемненный сосуд, а через 3—4 дня занести в него тлеющую лучину, то она погаснет. Скопившийся в сосуде углекислый газ — результат дыхания растений. Он не поддерживает горения. Этот же опыт можно провести-с семенами, хотя затемнение сосуда в этом случае не нужно.


Просмотр содержимого документа
«КИМ. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа.»

Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа.


А1. Фотосинтеэирующие клетки находятся:

1) только в кожице листа

2) в кожице и мякоти листа

3) в жилке

4) во всех клетках листа


А2 Основное отличие листа березы от листа дуба заключается в:

1) типе корневой системы

2) типе жилкования листьев

3) количестве хромосом в клетках

4) количестве хлоропластов в листьях


А3.Какая функция отсутствует у листьев растений?

  1. Образование органических веществ из неорганических

  2. Испарение воды

  3. Поглощение воды и минеральных солей

  4. Поглощение кислорода и углекислого газа


А4. На процессы жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они

  1. Поглощают из воздуха

  2. Всасывают из почвы

  3. Получают от других организмов

  4. Создают сами в процессе фотосинтеза





Задания с выбором нескольких правильных ответов.


В1. Выберите растения, у которых сложные листья:

А) конский каштан

Б) желтая акация

В) береза

Г) липа

Д) дуб

Е) шиповник


В2. Выберите растения с дуговым жилкованием листьев:

А) пальма веерная

Б) сирень

В) клен

Г) вишня

Д) рожь

Е) кукуруза




Задания на установление соответствия

В1. Установите соответствие по двум признакам между названием растения и типом его листьев.

Название растения

Тип листьев

1) Береза

2) Клевер

А) Лист сложный

Б) Лист простой

В) Лист тройчатый

Г) Лист пильчатый

Ответ:1. БГ 2. АВ


Задания на установление последовательности процессов, явлений.


В1. Установите последовательность процессов, характерных для листопада.

А) образование пробкового слоя на черешке

Б) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

В) опадание листьев

Г) разрушение хлорофилла вследствие уменьшения количества света

Д) изменение окраски листовых пластин

Б

Г

Д

А

В



С1. Чем можно объяснить различия во внешнем строении листьев у разных растений?


Ответ С1:. Разной наследственностью, особенностями мест обитания.


С2. Прочтите текст. Укажите номера предложений, в которых

допущены ошибки, и объясните их.

  1. Среди зеленых клеток кожицы листа находятся бесцветные, замыкающие клетки устьиц. 2. В них нет хлоропластов. 3. Клетки устьиц регулируют газообмен и процессы испарения воды в растении. 4. У большинства растений устьица находятся на верхней стороне листа. 5. Только у водных растений устьица расположены на нижней стороне.


Ответ: С2. Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4, 5. Список ошибок:

1) Замыкающие клетки устьиц зеленые.

2) В замыкающих клетках устьиц есть хлоропласты.

3) У большинства растений устьица расположены на нижней стороне листьев.

4) У водных растений устьица расположены на верхней стороне листьев.


Просмотр содержимого документа
«КИМ. Бактерии»

Царство Бактерии. 6 класс. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.


1. Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:

1) клеточной оболочки

2) цитоплазмы

3) ядра

4) рибосом


2. Бактерии, живущие на Земле, питаются:

1) только паразитическим способом

2) только автотрофным путем

3) автотрофным и гетеротрофным путями

4) только минеральными веществами


З. Чтобы вырастить культуру бактерий сенной палочки, настой сначала кипятят в течение 20—30 мин. Это делают для того, чтобы:

1) бактерии активнее размножались

2) убить всех, кроме сенной палочки, бактерий

3) сенная палочка образовала споры

4) повысить жизнеспособность сенной палочки


4. Труднее всего жить бактериям в условиях:

1) почвы

2) водоема

3) высокогорья

4) организма животных


5. Труднее всего бактериям разлагать остатки животных в:

1) водоемах Африки

2) песках Каракумов

3) почвах Европы

4) джунглях Бразилии


б. Бактерии, наиболее полезные для человека:

1) стрептококки

2) туберкулезные палочки

3) молочнокислые

4) пневмококки


7. Антибиотики не действуют на:

1) вирус гриппа

2) чумную бациллу

3) стрептококк

4) холерный вибрион


8, Некоторые бактерии выживают при -50°С в виде:

1) группы делящихся клеток

2) спор-цист

3) отдельных клеток

4) множественных колоний


9. Уничтожение всех бактерий на Земле приведет к:

1) расцвету жизни

2) улучшению здоровья населения

3) угнетению и исчезновению жизни

4) к исчезновению заразных болезней


10. Бактерии гниения не будут развиваться длительное время в:

1) сгущенном молоке

2) открытых консервах

3) мясе в холодильнике

4) овощах на рынке


11. Спора отличается от свободной бактерии тем, что:

1) у споры более плотная оболочка

2) в споре несколько бактериальных клеток

3) спора менее долговечна, чем свободная бактерия

4) спора питается автотрофно, а свободная бактерия — гетеротрофно


12. Возбудители дифтерии являются:

I) паразитами

2) сапрофитами

3) симбионтами

4) автотрофами


13. Какой из приемов стерилизации операционных наиболее эффективно действует на бактерий?

1) мытье полов

2) проветривание

3) облучение ультрафиолетовыми лучами

4) нагрев воздуха до температуры +30°С


14. В симбиотических отношениях находятся:

1) возбудитель холеры и человек

2) сальмонелла и курица

3) возбудитель сибирской язвы и овца

4) клубеньковые бактерии и бобовые растения


15. Исключите лишнее понятие:

1) чума

2) холера

3) грипп

4) тиф



16. Быстрее остальных при повышении температуры будут размножаться:

1) одноклеточные грибы — мукор

2) стрептококки

3) мухоморы

4) ягель


17. Основную роль в образовании почвы и разложении органических веществ играют:

1) паразиты растений

2) сапрофиты

3) симбионты

4) паразиты животных


А18. Клубеньки на корнях бобовых — это:

1) колония бактерий

2) вредные опухоли на корнях растения

3) погибшие от бактерий корни

4) разросшиеся корни


А19. Бактериям легче проникнуть в растение гороха через:

1) атмосферный воздух

2) корневые волоски

3) листья

4) стебель


!А20. Дизентерийную палочку по способу питания относят к

  1. Сапротрофам

  2. Паразитам

  3. Хемотрофам

  4. Автотрофам


А21. Все бактерии способны к

  1. Быстрому размножению

  2. Накоплению в их клетках ядовитых веществ

  3. Спорообразованию в неблагоприятных условиях

  4. Развитию заболеваний при попадании в организм животного


Задания с выбором нескольких правильных ответов.


В1. Выберите условия, обеспечивающие сапрофитным бактериям процветание в природе:

А) сложность внутреннего строения

Б) способность к фотосинтезу

В) сложность обмена веществ

Г) простота внутреннего строения

Д) способность к быстрому размножению

Е) питание органическими остатками


В2. Выберите правильные утверждения.

А) Клубеньковые бактерии обогащают почву азотом.

Б) Бактерии затрудняют усвоение растениями минеральных веществ.

В) Сапрофитные бактерии паразитируют в организме животных.

Г) Бактерии гниения питаются остатками растений и.животных. Они своеобразные санитары планеты.

Д) Квашение капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями.

Е) Чтобы продукты не портились, им необходим доступ воздуха.

Просмотр содержимого документа
«КИМ. Введение-6.»

Введение. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу,её охрана. 6 класс.



1. Организмы бактерий, грибов, растений и животных состоят из клеток - этот факт свидетельствует о

1) сложности строения организмов

2) связи организмов с внешней средой

3) единстве всего органического мира

4) разнообразии строения организмов


2 Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?

1) Орган - ткани - организм - клетка - молекулы - системы органов

2) Молекулы - ткани - клетки - органы - системы органов -организм

3) Молекулы - клетки - ткани - органы - системы органов -организм

4) Системы органов - органы - ткани - молекулы — организм ;—клетки


3. Все организмы способны к

1) дыханию, питанию, размножению

2) активному передвижению в пространстве

3) образованию органических веществ из неорганических

4) поглощению из почвы растворенных в воде минеральных веществ


4. К организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, относят

1) сыроежку 3) сенную палочку

2) вирус кори 4) возбудителя туберкулеза


5. Как называют организмы, которые себя хорошо чувствуют в бескислородной среде?

1) автотрофами 3) гетеротрофами

2) аэробами 4) анаэробами



6. Какое свойство характерно для живых тел природы - организмов, в отличие от объектов неживой природы?

1) ритмичность

2) движение

3) раздражимость

4) рост


7. Одна сосна в отличие от горы:

1) тратит энергию и пополняет ее

2) постоянно разрушается под влиянием внешней среды

3) может изменять свое строение

4) может изменять свою форму


8. К растениям относятся:

1) только многоклеточные организмы

2) одноклеточные организмы

3) многоклеточные и одноклеточные организмы

4) неклеточные, одноклеточные и многоклеточные формы


9. На русский язык переводится, как слово «растение, трава»:

1) «ботанэ»

2) «биос»

3)«дендро»

4)«логос»



10. Растительный организм представляет собой биологическую систему, потому что:

1) он состоит из множества органов

2) все его органы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой

3) он связан с другими организмами

4) он связан с окружающей средой



11. Липа отличается от жука:

1) способностью к росту

2) способом питания

3) отсутствием покровной ткани

4) неклеточным строением


12. Растения считаются на Земле основным источником:

1) углекислого газа

2) азота

3) водорода

4) кислорода



Просмотр содержимого документа
«КИМ. Видоизменение побегов»

Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений.

Видоизменение побегов.


А1. Клубень и луковица- это

  1. Органы почвенного питания

  2. Видоизменённые побеги

  3. Генеративные органы

  4. Зачаточные побеги

А2. Подземный побег отличается от корня наличием у него

  1. Почек

  2. Зоны роста

  3. Сосудов

  4. Коры

А3. Чеснок получает питательные вещества для своего развития и цветения из:

1) почвы 2) корнеплода 3) луковицы 4) корневища







Задания части С

С1. Докажите, что корневище растения- видоизменённый побег.

Ответ: 1) корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;

2) на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;

3) от корневища отходят придаточные корни;

4) внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.


С2. Чем отличаются видоизмененные побеги от видоизмененных корней?

Ответ С2. В видоизмененных побегах есть элементы строения стебля, листьев, почек. Примеры: у луковицы укороченный стебель — донце, видоизмененные листья — чешуи, в пазухах чешуи есть почки.

Таким же образом можно описать клубень или корневище. В видоизмененных корнях этих частей нет. Примеры: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, корни-подпорки


Просмотр содержимого документа
«КИМ. Водоросли.»

Раздел 4. Царство Растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.


А1. Органоидом, реагирующим на свет, у хлореллы является:

1) хроматофор

2) жгутик

3) глазок

4) ядро


А2. Хлореллу используют для очистки водоемов, потому что она:

1) содержит много витаминов и белков

2) богата жирами и углеводами

3) питается бактериями, очищая воздух

4) поглощает соли азота и выделяет кислород


А3. Зигота — это:

1) соматическая клетка

2) мужская половая клетка

3) оплодотворенная яйцеклетка

4) неоплодотворенная яйцеклетка


А4. Зигота от женской гаметы отличается:

1) размерами

2) формой

3) числом хромосом

4) подвижностью


А5. Бесполое размножение одноклеточных водорослей происходит:

1) слиянием гамет

2) спорами или делением пополам

3) неравными частями тела

4) всеми указанными способами

А6. Водоросли питаются:

1) создавая органические вещества из неорганических

2) потребляя готовые органические вещества

3} создавая неорганические вещества из органических

4) способами I и 2

А7. К многоклеточным зеленым водорослям относится:

1) хламидомонада

2) спирогира

3) хлорококк

4) хлорелла

А8. Из названных растений можно считать водорослью:

1) ряску

2) камыш

3) морскую капусту

4) кувшинку

А9. Водоросли, из которых добывают агар-агар:

1) красные

2) зеленые одноклеточные

3) бурые

4) зеленые многоклеточные


А10. Половое размножение улотрикса происходит с помощью:

1) спор

2) клеток тела

3) гамет разных особей

4) зиготы

А11. К красным водорослям относится:

1) порфира

2) кладофора

3) ламинария

4) фукус

А12. Водоросли поглощают воду и минеральные вещества:

1) ризоидами

2) листьями

3) корнями

4) всем телом

Задания на установление соответствия


В1. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, к которой оно принадлежит


Признаки растений Группы растений

1) Первые, наиболее древние растения А) водоросли

2)Господствующая группа растений на Земле Б) покрытосеменные

3) Не имеют органов и тканей

4)Имеют вегетативные и генеративные органы

5) Имеют приспособления к опылению,

распространению плодов и семян

6) Тело состоит из одной или

множества сходных клеток


1

2

3

4

5

6

А

Б

А

Б

Б

А



Задания части С


С1. Почему водоросли относят к автотрофным организмам?


Ответ: С1. В клетках водорослей присутствуют хроматофоры с хлорофиллом. Поэтому водоросли фотосинтезируют, а значит, это автотрофные организмы.


С2. Какие виды размножения возможны у многоклеточных водорослей?


Ответ: С2. Многоклеточные водоросли размножаются спорами, кусочками слоевища и половым путем с образованием гамет.


Просмотр содержимого документа
«КИМ. Голосеменные.»

Раздел 4 Царство Растения. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.


А1. В последнее время в окрестностях ряда городов наблюдается массовая гибель хвойных из-за

Ухудшения климата

Неблагоприятных погодных условий

Сильного загрязнения почвы и воздуха

Наличия у них листьев- иголочек

А2. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

Размножение семенами

Автотрофное питание

Наличие вегетативных органов

Отсутствие цветка и плода

Задания с выбором нескольких верных ответов

В заданиях выберите три верных ответа из шести. Запишите в ответе выбранные цифры в порядке возрастания.

В1. Чем отличаются голосеменные растения от папоротников?

1) размножением спорами

2) наличием листьев и стебля

3) семенным размножением

4) автотрофным способом питания

5) опылением с помощью ветра

6) независимостью оплодотворения от воды


В2. Голосеменные, как и покрытосеменные растения,

  1. Образуют плод с семенами

  2. Размножаются семенами

  3. В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических

  4. В процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

  5. Цветут хотя бы раз в течение жизни

  6. Опыляются с помощью насекомых


Задания на установление соответствия процессов, явлений


В1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.


Признак растения Отдел


  1. В большинстве- травянистые растения А) Папоротниковидные

  2. Преобладают деревья и кустарники Б) Голосеменные

  3. Размножаются спорами

  4. Размножаются семенами

  5. Оплодотворение не связано с водной средой


1

2

3

4

5

А

Б

А

Б

Б




Задания части С

С1. Как в промышленности и медицине используются хвойные растения?

Ответ:С1. Хвоя используется как источник витамина С, под кроной кедра практически стерильная обстановка, и под ней можно устраивать операционную, сосну используют в строительстве домов, кораблей и т.д. Из лиственницы делали шпалы для железных дорог.



Просмотр содержимого документа
«КИМ. Грибы»

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы- паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.


1. Грибница, опутывающая корни растений, называется:

1) плесень

2) лишайник

3) микоз (грибковое заболевание)

4) микориза


2. Съедобная часть белого гриба называется:

1) грибницей

2) пеньком

3) шляпкой

4) плодовым телом


3. По характеру питания грибы относятся к:

1) гетеротрофам

2) автотрофам

3) автотрофам и гетеротрофам одновременно

4) паразитическим гетеротрофам


4. Для синтеза собственных белков грибы используют:

1) жиры

2) углеводы

3) азот

4) все эти вещества в примерно равных количествах


5. Грибница мукора — это:

1) многоклеточное образование

2) одна многоядерная клетка

3) одна одноядерная клетка

4) неклеточное образование


6. Мукор, скорее всего, можно встретить на(в):

1) дереве

2) почве

3) влажном хлебе

4) злаках


7. Пеницилл отличается от мукора:

1) способом питания

2) способом размножения

3) строением

4) всеми указанными особенностями


8. Дрожжи получают энергию для жизнедеятельности за счет:

1) фотосинтеза

2) поглощения из почвы минеральных веществ

3) разложения сахара на спирт и углекислый газ

4) получения из почвы органических веществ


9. Антибиотики готовят из:

1) пеницилла

2) дрожжей

3) спорыньи

4) мукора


Задания с выбором нескольких правильных ответов.


В1. . Выберите характерные особенности клеток грибов:

А) клетка не содержит хлоропластов.

Б) клеточная стенка построена из целлюлозы.

В) питание автотрофное.

Г) клетка содержит хлоропласта.

Д) эукариотическая клетка.

Е) гетеротрофное питание.

Ж) клеточная стенка состоит из хитина.


В2. Выберите способы, которыми могут размножаться грибы:

А) гифами

Б) спорами

В) черенками

Г) семенами

Д) половым путем

Е) прививками


В3. По каким признакам грибы отличаются от животных?

  1. Питаются готовыми органическими веществами

  2. Имеют клеточное строение

  3. Растут в течение всей жизни

  4. Имеют тело, состоящее из нитей- гифов

  5. Всасывают питательные вещества поверхностью тела

  6. Имеют ограниченный рост


В4. Сходство грибов и животных состоит в том, что

  1. У них гетеротрофный способ питания

  2. У них автотрофный способ питания

  3. Клеточная стенка грибов и покровы членистоногих животных (ракообразных) содержат хитин

  4. В их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

  5. В их клетках отсутствуют хлоропласты

  6. Их тело состоит из тканей.


Задания на установление соответствия

В1. Соотнесите признаки с их обладателями — грибами и бактериями.

Царства

Признаки

1) Грибы

2) Бактерии

А) Эукариоты

Б) Используются в хлебопекарной и винодельческой промышленности

В) Одноклеточные и многоклеточные организмы

Г) В клетке одна хромосома

Д) Некоторые способны к хемо- и фотосинтезу

Е) Многие являются возбудителями заболеваний человека и животных


Ответ:1. АБВ 2. ГДЕ


В2. Установите соответствие между грибом и характером его питания


Гриб Характер питания


А) пеницилл 1) сапротрофный

Б) фитофтора 2) паразитический

В) спорынья

Г) дрожжи

Д) головня

Е) шампиньон


А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

2

1

2

1

Задания части С

С1. Почему грибы выделяют в особое царство органического мира?


  1. Грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов

  2. Грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков

  3. В отличие от животных , грибы растут в течение всей жизни

  4. Их тело состоит из тонких ветвящихся нитей- гифов, образующих мицелий, или грибницу

  5. Клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена


С2. Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов?


  1. Грибы- одноклеточные и многоклеточные организмы, тело которых состоит из тонких нитей- гифов.

  2. Грибы- гетеротрофы ( сапротрофы, паразиты, симбионты)

  3. Размножение грибов: спорами, частями грибницы- вегетативное размножение; почкование у дрожжей; половое размножение некоторых грибов.


С3. Каковы характерные признаки царства Грибов?


  1. Тело грибов состоит из нитей- гифов, образующих грибницу;

  2. Размножаются половым путём и бесполым ( спорами, грибницей, почкованием);

  3. Растут в течение всей жизни;

  4. В клетке: оболочка содержит хитиноподобное вещество, запасное питательное вещество- гликоген.

Просмотр содержимого документа
«КИМ. Корень»

Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений.

Виды корней и типы корневых систем.



А1. Корни одного растения называют корневой системой, потому что:

1) у растения много корней

2) все корни растения связаны общей функцией

3) у корней разные названия

4) все корни растут из одного корня


А2. Какую из перечисленных функций корни не выполняют?

1) закрепление растения в почве

2) всасывание воды и минеральных солей из почвы

3) запасание питательных веществ

4) образование питательных веществ в растении


А3. Корни, которые образуются на донце луковицы чеснока, называются:

1) стержневыми

2) воздушными

3) боковыми

4) придаточными


А4.Гифы гриба, в отличие от корневых волосков,

  1. Поглощают из почвы воду и минеральные соли

  2. Выполняют функцию питания

  3. Состоят из множества клеток

  4. Синтезируют в клетках органические вещества


Задания на установление правильной последовательности процессов, явлений


В1. Установите последовательность расположения зон в корне, начиная с корневого чехлика


А) проведения

Б) всасывания

В) деления

Г) растяжения (роста)

В

Г

Б

А




Работа с рисунками

1. Какой цифрой обозначена зона всасывания?

1) 1

2) 2

3) 4

4) 3



С1. Назовите несколько функций корня


Ответ С1. Опора растения, всасывание и проведение минеральных веществ, запасание питательных веществ, воздушное питание, проникновение в организм хозяина у паразитических растений.


С2. Каким образом связаны между собой корни и листья?


Ответ С5: Корни и листья связаны проводящими системами стебля. Вверх к листьям поднимаются растворы минеральных солей, а от листьев движутся органические вещества.


С3. Почему надо пропалывать огород?

Ответ: С3. Прополка уничтожает сорняки, которые отнимают у культурных растений питательные вещества и затрудняют их рост. Кроме того, прополка косвенно способствует рыхлению почвы, что улучшает доступ воздуха к растениям.


С4. Как скажется на урожае яблони повреждение части ее корневых волосков? Докажите ответ.

Ответ:С4. При повреждении части корневых волосков яблони нарушится всасывание воды и солей. Следовательно, меньше будет поступать этих веществ в листья, а значит, хуже будут происходить процессы фотосинтеза, т.е. образование органических веществ. Чем меньше будет образовываться органических веществ в растении, тем хуже урожай яблок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя