Программа биология 6-9 кл.
«Биология. Бактерии. Грибы. Растения» (6 класс).
Пояснительная записка к рабочей программе по преподаванию курса
Эта программа составляет завершенную предметную линию и соответствует обязательному минимуму содержания общего образования по биологии. В курсе «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» учащиеся получают общее представление о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования нравственных нормах и принципах отношения к природе, о многообразии, строении и жизнедеятельности растений, их индивидуальном и историческом развитии. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, селекции.
Реализации рабочей программы способствует наличие: а) учебно-методического обеспечения:
- стандарт основного общего образования по биологии
- примерна программа основного общего образования по биологии
- общая методика преподавания биологии курса «Бактерии. Грибы. Растения»
- методические пособия для учителя
- книги для чтения по курсу «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
- рабочая тетрадь для учащихся
- учебник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
- энциклопедия «Бактерии. Грибы. Растения»
- таблицы «Развитие растительного мира», «Систематика растений», «Строение,
размножение и разнообразие растений» и др.
б) материально-технического обеспечения:
- компьютер
- телевизор
- диапроектор
- микроскоп
- лупа штативная и др.
в) информационного обеспечения (обучающие программы по всем разделам курса биологии)
- СD «Биология» 1С: Репетитор, Москва, 2002год
- CD Образовательная область «Естествознание» часть 1 МО и науки РФ, 2015год
Обеспечение кабинета биологии помогает получить целостное представление об изучаемом объекте, овладеть различными способами деятельности, способствующими выработке стиля мышления; способствует приобретению навыков культуры труда и техники безопасности.
Обучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
-
формирование у учащихся системы знаний о живой природе, общих методах ее изучения;
-
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
-
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;
-
воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде, общей культуры поведения в природе;
-
формирование компетентности в сфере защиты окружающей среды, ухода за растениями, сохранения собственного здоровья на основе использования в повседневной жизни биологических знаний и умений.
Ожидаемые результаты обучения:
- Развитие высшей психической деятельности.
- Расширение зоны ближайшего развития.
- Улучшение качества знаний.
- Обеспечение стабильности показателей усвоения знаний.
- Повышение результатов относительно успешности учащихся.
3. Календарно-тематическое и поурочно-тематическое планирование курса составлено в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
-
Федеральный компонент государственного стандарта основного образования. (. №1080).
-
Методическое письмо: «О преподавании учебного предмета «Биология» в 2019-2020 учебном году».
-
Примерная программа основного общего образования по биологии
-
Программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы авторского коллектива под руководствомПономаревой
-
Учебный план МБОУ
-
Планирование адаптировано с ОБУП на основе примерной программы по биологии основного общего образования, минимума содержания биологического образования с дополнениями Р.К. Данное тематическое поурочное планирование составлено из расчета 1 часа в неделю, всего 34 час, на основе учебного плана МБОУ
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представления о многообразии растительных организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения.
Национально-региональный компонент включен в темы фрагментарно и составляет 10% учебного времени
Для понимания учащимися вопроса о многообразии растений, о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека в программу введены:
а) практические работы -3;
б) лабораторные работы – 20;
в) экскурсии – 1 .
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать
- строение и функции клетки;
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;
- сведения о таксономических единицах;
- способы размножения бактерий, грибов, растений;
- основные этапы развития растительного мира;
- взаимосвязь растений с факторами среды;
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, в народном хозяйстве;
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по охране;
-основные культурные растения региона, особенности их возделывания.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;
- проводить в природе наблюдения за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;
- ухаживать за растениями, выращивать их;
- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;
- соблюдать правила поведения в природе;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать текст и рисунки как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
НОРМЫ ОЦЕНОК
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Список дополнительной литературы для учителя:
-
Аллен Р. Наука о жизни. – М., 1981
-
Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Раздел "Растения, грибы, лишайники". (Дидактические материалы к учебнику 6-7 кл.).- М.,Просвещение,1995
-
Ботаника. Книга для учителя в 2 ч. – М., Просвещение, 1996.
-
Мир живой природы / Пер. с англ./ - М., Мир, 1984.
-
Калинова Г.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М., Просвещение,1996.
-
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
-
Сергеев М.Б. Сергеева Т.В. Планета Земля Развитие идей и представлений – М., Интерпракс, 1994.
-
Журнал Биология в школе.
Список дополнительной литературы для учащихся:
-
Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.
-
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины – М., Просвещение, 1991.
-
Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
-
Энциклопедический словарь юного натуралиста Сост. Рогожкин А.Г. – М., Проссвещеие, 1981.
-
Экология. Познавательная энциклопедия – М., 1994
-
Журнал Юный натуралист
-
Журнал Биология для школьников.
-
Календарно- тематический план по биологии
6 класс Бактерии. Грибы. Растения.
(35 часов, 1 час в неделю)
№ | Сроки | Раздел | Кол-во часов | Компетенции | Практика | Региональный компонент | Д/з § |
| | Введение | 2 | | | | |
| | Тема. Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных | 1 | Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. | | | |
| | Тема. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу ,ее охрана | 1 | Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. | | | |
| | Раздел 1. Клеточное строение организмов | 4 | | | | |
| | Тема 1.1. Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) | 1 | Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). | Лабораторные работы 1Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. 2 Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. | | |
| | Тема 1.2. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды | 2 | Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. | | | |
| | Тема 1.3. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань» | 1 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». | | | |
| | Раздел 2. Царства Бактерии и Грибы | 4 | | | | |
| | Тема 2.1. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе | 1 | Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. . | | | |
| | Тема 2.2. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека | 2 | Грибы. Общая характеристика грибов, их строeниe и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. | | | |
| | Тема 2.3. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека | 1 | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека | | | |
| | Раздел 3. Царство Растения | 6 | | | | |
| | Тема 3.1. Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений | 1 | Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). | | | |
| | Тема 3.2. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | 1 | Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. | | | |
| | Тема 3.3. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана | 2 | Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. | | | |
| | Тема 3.4. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана | 1 | Голосеменные; их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана | | | |
| | Тема 3.5. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека | 1 | Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. | | | |
| | Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 8 | | | | |
| | Тема 4.1. Строение семян однодольных и двудольных растений | 1 | Строение семян однодольных и двудольных растений. | . | | |
| | Тема 4.2. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней | 1 | Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней. | | | |
| | Тема 4.3. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега | 1 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. | | | |
| | Тема 4.4. Строение листа. Видоизменение листьев | 1 | Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. | | | |
| | Тема4.5. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов | 1 | Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. | | | |
| | Тема4.6. Цветок и его строение | 1 | Цветок и его строение | Лабораторные работы 3 Изучение строения цветка. | | |
| | Тема 4. 7. Соцветия | 1 | Соцветия | 4 Ознакомление с различными видами соцветий. | | |
| | Тема4.8. Плоды и их классификация | 1 | Плоды и их классификация | 5 Ознакомление с сухими и сочными плодами. | | |
| | Раздел 5. Жизнь растений | 7 | | | | |
| | Тема 5.1. Минеральное и воздушное питаниe растений | 3 | Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Размножение растений. | | | |
| | Тема 5.2. Испарение воды | 1 | Испарение воды. | | | |
| | Тема 5.3. Рост растений | 1 | Рост растений. | | | |
| | Тема 5.4. Размножение растений | 2 | Половое и бесполое (вегетативное) размножение. | | | |
| | Раздел 6. Природные сообщества | 3 | | | | |
| | Тема 6.1. Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений | 2 | Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. | Лабораторная работа 6 Изучение особенностей строения растений различных экологических групп. | | |
| | Тема 6.2. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека | 1 | Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. | | | |
| | Итого | 34+1 (резерв) | | | | |