МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский политехнический техникум»
Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине
ОГСЭ 02 «История»
основной образовательной программы
специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Профиль – технический
Сыктывкар
2024
Пояснительная записка
КОС предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, осваивающих учебную дисциплину ОГСЭ 02 «История»
КОС разработаны в соответствии требованиями ООП СПО по специальности/профессии 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ 02 «История»
.
КОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме: вопросы для устного обсуждения, тестовые задания.
В результате освоения учебной дисциплины «ОГСЭ.02 История» обучающийся должен уметь:
У.1 - ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
У.2 - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З.1 - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI);
З.2 - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;
З.3 - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
З.4 -назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
З.5 - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
З. 6 - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
Паспорт оценочных средств
Всего часов учебной дисциплины - 48 ч., в т.ч. лабораторно-практические занятия – 23 ч.
№ | Наименование раздела, темы учебной дисциплины | Тип контроля | Формы контроля* | Знания, умения, опыт | Средства контроля |
1. | Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. | Текущий | Устный опрос; Тестирование; | У.1, З.1-З.6, ОК1-ОК10. | комплект заданий |
2. | Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века | Текущий | Устный опрос; Тестирование; | У.1, З.1-З.6, ОК1-ОК10. | комплект заданий |
| Итоговая работа | Промежуточный контроль | Другие формы контроля | У.1, З.1-З.6, ОК1-ОК10. | комплект заданий |
Комплект заданий для текущего контроля по учебной дисциплине
ОГСЭ 02 «История»
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века
Вопросы для устного обсуждения
1. Понятие новейшая история. Периодизация новейшей истории. Источники.
2. Характеристика основных этапов становления современного мира.
3. Особенности XX - начало XXI в. Факторы, повлиявшие на развитие стран в XX - начало XXI в
4. Понятие глобализация и формы ее проявления в современном мире.
5. Международные отношения накануне войны.
6. Внешняя и внутренняя политика европейских стран.
7. Советский Союз накануне войны. Причины, начало, особенности войны в Европе.
8. Великая Отечественная война 1941-1945гг. Основные военные операции: Оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская дуга, форсирование Днепра.
9. Освобождение Украины, Крыма, Белоруссии, Молдавии.
10. Партизанское движение. Советский тыл в годы войны.
11. Ясско-Кишиневская операция.
12. Освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Берлинская операция.
13. Безоговорочная капитуляция Германии. Разгром Японии.
14. Складывание антигитлеровской коалиции. Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции и их решения.
15. Экономическое развитие ведущих стран Запада в середине XX века.
16. Научно-техническая революция, ее результаты.
17. Структурный экономический кризис 1970г. начала 1980гг.
18. Экономическая модернизация в странах Европы и США в 70-80хгг.
19. "Новые индустриальные страны" как модель "догоняющего развития" (страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии) в 70-80 гг.
20. Создание Лиги наций и основные направления ее деятельности. Причины создания ООН. 21. Разработка концепции ООН. Система организаций ООН. Основные направления деятельности ООН
22. Результаты деятельности Лиги наций. Оценка деятельности ООН.
23. Россия - постоянный член Совета Безопасности.
24. Решение колониального вопроса в ООН.
25. Смерть И.В.Сталина. Варианты после сталинского развития СССР. Борьба за власть. "Новый курс Г. Маленкова".
26. XX съезд партии, его историческое значение.
27. Усиление личной власти Н.С. Хрущева. Реконструкция органов власти и управления. Изменения в области права.
28. Национально-государственное развитие.
29. Антирелигиозная политика.
30. Основные тенденции развития советской экономики. Аграрная политика.
31. Социальная цена реформ.
32. Реабилитация репрессированных.
33. Новые тенденции во внешней политике Советского Союза. Выработка новых ориентиров во внешней политике.
34. Кризисные явления в развитии международных отношений.
35. Политика СССР со странами социалистического лагеря.
36. Особенности советско-американских отношений. "Карибский кризис". СССР и развивающиеся страны. Сотрудничество с Индией.
37. Неоконсервативная революция на Западе. Особенности современной стратегии ведущих стран Запада.
38. Проблемы экономического развития стран в условиях глобализации.
39. Особенности «информационной революции» и формирование инновационной экономической модели.
40. Производственная культура в условиях становления информационной экономики.
41. Эволюция социальной структуры западного общества в XX- начале XXI в.
42. Наука и культура в 50-60е годы.
43. Сравнение реформ Н.С.Хрущева и А.Н.Косыгина, их результатов.
44. Изучение экономики в 70- начале 80х гг. в Советском Союзе. Трудности в развитии советской экономики. Планы и их преодоления.
45. Политическая система в 70- начале 80хгг. в СССР. Принятие новой советской конституции 1977 года.
46. Противоречия в аграрном производстве. Жизнь народа: характерные черты.
47. Пути развития отечественной науки и культуры. Раскол в среде интеллигенции. Рождение альтернативной культуры. Система образования.
48. Отношения СССР со странами Запада. Установления военно-стратегического паритета между СССР и США.
49. Борьба за разрядку международной напряженности. Основные договоры об ограничении вооружений.
50. Совещание в Хельсинки 1975г., подписание Заключительного акта.
51. Развитие сотрудничества с социалистическими странами. Роль СССР в становлении разрядки международной напряженности.
52. Панъевропейское движение, формирование системы Европейских Сообществ.
Углубление и расширение европейской интеграции.
53. Программы "Эврика", "ЭСПРИТ", "РЕЙС", "БРАЙТ" и другие. "План Геншера-Коломбо". 54. Принятие символики Европейских Сообществ.
55. Изменения в Восточной Европе в 80-90хгг XX в. и их влияние на Европейское Сообщество.
56. Маастрихтский договор: рождение Европейского Союза.
57. Гуманитарное сотрудничество и создание Экономического валютного союза.
58. Амстердамский договор: первая реформа Европейского Союза.
59. Ниццкий договор: интеграция по всем направлениям.
60. Конституционный договор Европейского Союза.
61. Развитие суверенной России.
62. Борьба с инфляцией 1992-1998гг.
63. Криминализация и "теневизация" экономической жизни. Углубление конституционного кризиса 1993г.
64. Развитие политической системы. Многопартийность.
65. Принятие новой конституции, ее историческое значение. Общественно-политическое развитие России в 1994-1996гг. Первые шаги гражданского общества.
66. Второе президентство Б.Н. Ельцина.
67. Причины создания НАТО, состав НАТО.
68. Основные направления деятельности НАТО, расширение НАТО на Восток.
69. Пограничные конфликты: Гражданская война в Китае 1946-1950гг., война в Корее 1950- 1953г., война во Вьетнаме 1965-1974гг и др.
70. Локальные конфликты в странах Африки и Латинской Америки: Карибский кризис 1962-1964гг., арабо-израильские войны 1967-1974гг., Самолийско-эфиопская война 1977-1979гг. 71. Ирано-иракская война 1980-1988гг., агрессия Ирака против Кувейта и др. пограничные конфликты на Дальнем Востоке и Казахстане (1969г).
72. Причина, хода, итоги переворота в Чили.
73. Президент В.В. Путин. Укрепление государственности.
74. Обеспечение гражданского согласия.
75. Экономическая политика.
76. Причины, содержание реформ образования, здравоохранения.
77. Развития политической системы.
78. Президент Д.А. Медведев - продолжение политики, направленной на укрепление и стабилизацию государства и общества.
79. Культура в XX-XXI вв. Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества в XX-XXI вв.
80. Декларации по правам ребенка, Декларация по правам человека. Декларации ЮНЕСКО. Декларации МОТ, ВОЗ и др.
81. Основные достижения современной цивилизации.
82. Этапы развития России в новейшее время.
83. Роль и значение России в развитии мирового сообщества.
Критерии оценивания
Оценка 5 «отлично» ставится, если студент:
1) полно и аргументированно отвечает по содержанию задания;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно.
Оценка 4 «хорошо» ставится, если студент:
студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если студент:
обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировках;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
Оценка 2 «неудовлетворительно» ставится, если студент:
обнаруживает незнание ответа на задание, допускает ошибки в формулировке определений и понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал; отмечаются такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания
Устное обсуждение проходит на занятии по вопросам, не предоставленным для подготовки ранее, и рассчитано на выявление объема знаний по определенному разделу, теме, проблеме.
Тестовые задания
Перечень вопросов для текущего контроля знаний по дисциплине
Тест «Россия в 1991-2000 гг.»
А1. Что стало характерной чертой развития экономики России в 1990-е гг.?
1) преимущественное развитие тяжелой промышленности
2) усиление военно-промышленного комплекса
3) развитие различных форм собственности
4) существенная финансовая поддержка государственных предприятий
А2. Какой орган государственной власти России перестал существовать в начале 1990-х гг.?
1) Государственный совет
2) Верховный Совет
3) Совет Федерации
4) Конституционный Суд
А3. Либерализация цен - это
1) отказ от обязательств по погашению долгов страны
2) увеличение зарубежных инвестиций
3) отказ от государственного регулирования ценообразования
4) падение покупательной способности денег и рост цен
А4. Какое из утверждений является верным?
1) Характерная черта экономической политики правительства Е. Т. Гайдара - отказ от внешних займов
2) В 1996 г. Б. Н. Ельцин стал Президентом СССР
3) Приватизационные чеки (ваучеры) были введены в 1992 г.
4) По Конституции Российская Федерация – парламентская республика
А5. В начале октября 1993 г. в Москве было объявлено чрезвычайное положение в связи с
1) забастовкой и актами протеста шахтеров
2) образованием ГКЧП
3) волной демонстраций противников войны в Афганистане
4) вооруженными столкновениями сторонников Президента и Верховного Совета
А6. Какая черта была характерна для социально-экономической ситуации в стране в начале 1990-х гг.?
1) стабилизация экономической ситуации
2) снижение уровня жизни основной массы населения
3) рост сельскохозяйственного производства
4) рост промышленного производства
А7. Какая черта характеризовала экономику России в середине 1990-х гг.?
1) ликвидация коррупции в сфере экономики
2) вывоз капиталов за границу
3) отсутствие банковской системы
4) отсутствие внешнего долга у России
А8. Какая черта характеризовала социальную ситуацию в России в период проведения рыночных реформ в начале 1990-х гг.?
1) резкое увеличение неравенства доходов населения
2) совершенствование системы государственного социального обеспечения
3) введение бесплатного медицинского обслуживания населения
4) улучшение демографической ситуации
Критерии оценки:
Оценка «5» соответствует 86% – 100% правильных ответов.
Оценка «4» соответствует 73% – 85% правильных ответов.
Оценка «3» соответствует 53% – 72% правильных ответов.
Оценка «2» соответствует 0% – 52% правильных ответов.
Тест по теме: Россия в конце 20 – начале 21 века
1.Определите, в чем состоит значение перестройки в жизни Советского общества:
А) Заложила основы становления рыночных отношений
Б) Усилился партийный диктат в духовной жизни общества
В) Были созданы предпосылки для перехода к демократии
Г) Началось возрождение многопартийности
2.Когда состоялись первые выборы народных депутатов РСФСР:
А) 7 февраля 1989 года
Б) 9 апреля 1990 года
В) 4 марта 1990 года
Г) 14 июня 1991 года
3.Кто не входил в состав ГКЧП:
А) вице-президент Янаев Г.И.
Б) министр обороны Язов Д.Т.
В) председатель Верховного совета Хасбулатов Р.И.
Г) председатель КГБ Крючков В.А.
4.Составте хронологическую таблицу: «Основные события Перестройки».
А. 12 июня 1990г.
1. образован ГКЧП.
Б. 19 августа 1991 г.
2.отставка Президента СССР Горбачева М.С.
В. 28 октября 1991 г.
3.ратификация Беловежских соглашений.
Г. 12 декабря 1991 г.
4. Декларация о суверенитете РСФСР.
Д. 25 декабря 1991 г.
5. образование ГКЧП
5.Определите, что включала программа Ельцина о переходе России к рынку:
А) либерализация цен и торговли.
Б) приватизация.
В) земельная реформа.
Г) внеэкономическое принуждение.
6.Когда новым председателем правительства был утвержден Путин В.В.
А) июль 1999 г.
Б) август 1999 г.
В) сентябрь 1999 г.
Г) октябрь 1999 г.
7.Определите, что относится к реформам Путина В.В. по укреплению Российской
государственности:
а) реформа Федерального собрания.
Б) конвертируемость рубля, финансовая реформа.
В) судебная и военная реформы.
Г) аграрная реформа.
8.Что помогло правительству Российской Федирации повысить жизненный уровень населения:
А) модернизация промышленности
Б) реформы в сельском хозяйстве
В) увеличение государственных расходов на развитие науки
Г) высокие мировые цены на нефть
9.Определите основные черты новой внешнеполитической стратегии России
А) восстановление отношений России с НАТО
Б) поддержка Россией ООН
В) постоянное участие президента России в работе «большой восьмерки».
Г) диктат и усиление влияния на СНГ.
10. Дайте определение следующим понятиям:
Сепаратизм, федерация, приватизация, рыночная экономика, разделение властей.
Критерии оценки:
Оценка «5» соответствует 86% – 100% правильных ответов.
Оценка «4» соответствует 73% – 85% правильных ответов.
Оценка «3» соответствует 53% – 72% правильных ответов.
Оценка «2» соответствует 0% – 52% правильных ответов.
Работа с документами
Рабочий лист № 1
Вопросы:
- Каковы причины создания ГКЧП?
- Какие общественно-политические силы были представлены в ГКЧП?
Документ 1.
Постановление ГКЧП №1
«1. Всем органам власти и управления… обеспечить неукоснительное соблюдение режима чрезвычайного положения …
4. Приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений…
7. … Проведение митингов, уличных шествий, демонстраций, а также забастовок не допускается.
8. Установить контроль над средствами массовой информации…
11. Кабинету министров СССР в недельный срок осуществить инвентаризацию всех наличных ресурсов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости, доложить народу, чем располагает страна, взять под строжайший контроль их сохранность и распределение.
В недельный срок внести предложения об упорядочении, замораживании и снижении цен на отдельные виды промышленных и продовольственных товаров, в первую очередь для детей, услуги населению и общественное питание, а также повышении заработной платы, пенсий, пособий и выплат компенсаций различным категориям граждан.
13. Кабинету министров СССР в недельный срок разработать постановление, предусматривающее обеспечение в 1991–1992 гг. всех желающих городских жителей земельными участками для садово-огородных работ в размере до 0,15 га…
15. В месячный срок подготовить и доложить народу реальные меры на 1992 год по коренному улучшению жилищного строительства и обеспечению населения жильем.
Постановление ГКЧП №2
«1. Временно ограничить перечень выпускаемых центральных московских городских и областных общественно-политических изданий следующими газетами: «Труд», «Рабочая трибуна», «Известия», «Правда», «Красная звезда», «Советская Россия», «Московская правда», «Ленинское знамя», «Сельская жизнь».
Вопросы к документу:
· Охарактеризуйте цели ГКЧП и предложенные им методы.
· Проанализируйте распоряжения ГКЧП, мероприятия с точки зрения их конкретности и выполнимости.
Рабочий лист №2.
Документ 2.
Из обращения «К гражданам России»
«В ночь с 18 на 19 августа 1991 года отстранен от власти законно избранный президент страны. Какими бы причинами ни оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с правым, реакционным, антиконституционным переворотом… Ранее уже предпринимались попытки осуществления переворота. Мы считали и считаем, что такие силовые методы неприемлемы. Они дискредитируют СССР перед всем миром, подрывают наш престиж в мировом сообществе, возвращают нас к эпохе холодной войны и изоляции СССР от мирового сообщества. Все это заставляет нас объявить незаконным пришедший к власти так называемый комитет. Объявляем незаконными все решения и распоряжения этого комитета. Уверены, органы местной власти будут неукоснительно следовать конституционным законам и указам президента РСФСР.
Призываем граждан России дать достойный ответ путчистам и требовать вернуть страну к нормальному конституционному развитию. Безусловно необходимо обеспечить возможность президенту страны Горбачеву выступить перед народом. Требуем немедленного созыва чрезвычайного съезда народных депутатов СССР. … Обращаемся к военнослужащим с призывом проявить высокую гражданственность и не принимать участия в реакционном перевороте. … Призываем к всеобщей бессрочной забастовке. Не сомневаемся, что мировое сообщество даст объективную оценку циничной попытке правого переворота».
Указ Президента РСФСР
«В связи с действиями группы лиц, объявивших себя Государственным комитетом по чрезвычайному положению, постановляю:
1. Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как государственным преступлением.
2. Все решения, принимаемые от имени так называемого Комитета по чрезвычайному положению, считать незаконными, не имеющими силы на территории РСФСР. На территории Российской Федерации действует законно избранная власть в лице президента, Верховного Совета и Председателя Совета Министров, всех государственных и местных органов власти и управления.
3. Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного Комитета, подпадают под действие Уголовного кодекса РСФСР и подлежат преследованию по закону».
Вопросы к документу:
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.
«4» (хорошо) – если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
Исторический диктант (продолжить предложение)
1 вариант
1. 8 декабря 1991 г. в резиденции под Минском президенты России, Украины и Председатель Верховного совета Белоруссии подписали соглашение о (об).......
2. СНГ был создан в (месяц, год): ......
3. Эта бывшая советская республика не входит в СНГ: ....
4. Б.Н.Ельцин был Президентом РФ в (годы): ....
5. Шоковая терапия и принятие Конституции 1993 г. относятся к периоду руководства страной ..........
6. Радикальные ("гайдаровские") реформы по переходу к рыночной экономике начались в России (год): .............
7. После отставки Е.Т. Гайдара председателем правительства РФ стал:.....................
8. Эти мероприятия были первыми в процессе формирования рыночной экономики в 1992 году: ..........................
9. Это событие относится к 1993 г.: ...................
10. В конфликте исполнительной и законодательной власти в период политического кризиса 1993 г. законодательную власть представлял ................
11. Духовная жизнь российского общества в первой половине 1990-х годов характеризуется (указать неверный ответ): ...........
12. Цель приватизации в РФ заключалась: ...........
13. «Беловежские соглашения», в декабре 1991 года официально оформившие прекращение существования СССР, были подписаны руководителями: ..........
14. Новая Конституция РФ была принята в (месяц, год) :.........
15. Созыв Государственной думы Российской Федерации и дефолт относятся к периоду руководства страной ..............
16. Высший законодательный орган РФ, который был создан по новой Конституции:.........
17. Первая Государственная Дума РФ была создана в (году): ........
18. Первый Президент России был избран в (году): ........
19. В 1991 г., 1996 г., 2000 г. президенты Российской Федерации вступили в должность в результате ..........
20. Это событие произошло в 1994 году: .......
21. Во 2-й тур президентских выборов 1996 г. вышли: .....
22. Военные действия в Чечне начались в (году): .......
23. Приватизация государственной собственности началась в (году): ....
24. Суть Федеративного договора, подписанного бывшими автономными республиками РФ в 1992 г.: ......
25. Татарстан подписал с Россией "Договор о разграничении властных полномочий и предметов ведения между органами власти РФ и органами власти РТ" в (месяц, год): ...
Шкала оценивания
Оценка в 5-балльной шкале | % правильных ответов от общего количества тестовых заданий |
5 «отлично» | 91-100 |
4 «хорошо» | 81-90 |
3 «удовлетворительно» | 71-80 |
2 «неудовлетворительно» | 0-70 |
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания
Количество вариантов тестовых заданий – 5.
На решение каждого тестового задания выделяется 1 минута.
Оценка «отлично» выставляется при условии правильного ответа обучающимся не менее чем на 91% тестовых заданий; оценка «хорошо» выставляется при условии правильного ответа обучающимся не менее чем на 81% тестовых заданий; оценка «удовлетворительно» - не менее чем на 71% тестовых заданий; оценка «неудовлетворительно» - если обучающийся правильно ответил менее чем на 71% тестовых заданий.
Представлены типовые тестовые задания.