Контрольные итоговые работы по литературному чтению, 2 класс
ВЕНИК
Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.
Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».
Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
Старик говорит:
– Переломите веник.
Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
Сыновья все прутья переломали.
Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.(103 слова)
(Л.Н. Толстой)
Вопросы и задания
Прочитай текст «Веник» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей басни:
а) старик, трое сыновей;
б) старик, один сын;
в) старик, двое сыновей.
2. Как жили братья между собой?
а) часто ссорились;
б) жили дружно;
в) во всём поддерживали друг друга.
3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей:
а) всем будет худо;
б) все разделятся;
в) все разойдутся.
4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?
а) скучно;
б) плохо;
в) весело.
5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?
а) на примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
б) переломить веник;
в) подмести пол в избе.
6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?
а) С кем поведёшься, от того и наберёшься;
б) Где мир и лад, не нужен и клад;
в) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;
г) Добрый пример лучше ста слов.
7. Выпиши из текста, какой наказ дал старик сыновьям?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какое важное человеческое качество обсуждается в произведении? Составь и запиши 2-3 предложения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЕДУШКА
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал. Руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает. Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить. Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят. Уважай старика: сам будешь стар. (161 слово)
(К.Д. Ушинский)
Вопросы и задания
Прочитай текст «Дедушка» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей басни:
а) дедушка, сын, невестка, внук;
б) старик, невестка, внук;
в) дедушка, сын, внук.
2. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте:
а) ненужный, использованный;
б) слабый, немощный от старости;
в) плохой, скверный.
3. Восстанови с помощью цифр последовательность описания автором немощи дедушки:
а) плохо он видел;
б) руки и ноги у него дрожали от старости;
в) плохо слышал.
4. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?
а) они не хотели общаться с отцом;
б) отец стал неаккуратно есть;
в) отец стал их обижать.
5. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?
а) любовь к детям;
б) любовь к престарелым родителям;
в) умение уважать старость.
6. Выбери пословицу, которая больше других помогает понять главную мысль басни:
а) Любишь кататься – люби и саночки возить.
б) Сделав худо, не жди добра.
в) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.
7. Почему родители дитятка перестали старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить? Составь и запиши 2-3 предложения.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Выпиши мораль басни.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОШАДЬ И ЖАБА
После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул... Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу. Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно. (155 слов)
(Л.Н. Толстой)
Вопросы и задания
Прочитай текст «Лошадь и жаба» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей произведения:
а) ребятишки, жаба, лошадь;
б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;
в) ребятишки, мужик.
2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте:
а) окольная, непрямая дорога вокруг селения;
б) изгородь вокруг деревни;
в) окраина селения.
3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?
а) отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.
4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?
а) отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.
5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте:
а) сидит;
б) прыгает;
в) вылезла;
г) хочет спрятаться.
6. Восстанови верную последовательность пунктов плана:
а) Детям стало стыдно.
б) Встреча лошади с жабой.
в) Как хорошо после дождя!
г) Потеха детей.
д) «Лошадь гадину пожалела».
7. Выпиши определения, которыми автор характеризует лошадь:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какой нравственный урок получили дети? Составь и запиши 2-3 предложения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЕТЕР И СОЛНЦЕ
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. (164 слова)
(К. Д. Ушинский)
Вопросы и задания
Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей произведения:
а) Солнце, Ветер, путешественник;
б) Солнце, Ветер;
в) Солнце, Ветер, Лошадь.
2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?
a) на лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.
3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?
а) кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.
4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи:
а) из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.
5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.
a) ехал всё дальше и дальше;
б) крепче закутывался;
в) надел свой плащ в рукава;
г) ворчал на непогоду;
д) подвязался поясом.
6. Восстанови последовательность действий Солнца.
а) выглянуло;
б) улыбнулось;
в) осушило;
г) обогрело.
7. Дай свою характеристику Солнцу. Составь и запиши 2-3 предложения.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________