СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные итоговые работы по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка контрольных тестовых заданий по литературному чтению для обучающихся 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Контрольные итоговые работы по литературному чтению»

Контрольные итоговые работы по литературному чтению, 2 класс


ВЕНИК

Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.
Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».

Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
Старик говорит:
– Переломите веник.
Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
Сыновья все прутья переломали.
Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.(103 слова)
(Л.Н. Толстой)

Вопросы и задания

Прочитай текст «Веник» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей басни:

а) старик, трое сыновей; 
б) старик, один сын; 
в) старик, двое сыновей.

2. Как жили братья между собой?

а) часто ссорились; 
б) жили дружно; 
в) во всём поддерживали друг друга.

3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей:

а) всем будет худо; 
б) все разделятся; 
в) все разойдутся.

4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?

а) скучно; 
б) плохо; 
в) весело.

5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?

а) на примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
б) переломить веник;
в) подмести пол в избе.

6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?

а) С кем поведёшься, от того и наберёшься;
б) Где мир и лад, не нужен и клад;
в) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;
г) Добрый пример лучше ста слов.

7. Выпиши из текста, какой наказ дал старик сыновьям?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какое важное человеческое качество обсуждается в произведении? Составь и запиши 2-3 предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




ДЕДУШКА

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал. Руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает. Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить. Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят. Уважай старика: сам будешь стар. (161 слово)

(К.Д. Ушинский)

Вопросы и задания

Прочитай текст «Дедушка» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей басни:

а) дедушка, сын, невестка, внук;
б) старик, невестка, внук;
в) дедушка, сын, внук.

2. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте:

а) ненужный, использованный;
б) слабый, немощный от старости;
в) плохой, скверный.

3. Восстанови с помощью цифр последовательность описания автором немощи дедушки:

а) плохо он видел; 
б) руки и ноги у него дрожали от старости; 
в) плохо слышал.

4. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?

а) они не хотели общаться с отцом;
б) отец стал неаккуратно есть;
в) отец стал их обижать.

5. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?

а) любовь к детям;
б) любовь к престарелым родителям;
в) умение уважать старость.

6. Выбери пословицу, которая больше других помогает понять главную мысль басни:

а) Любишь кататься – люби и саночки возить.
б) Сделав худо, не жди добра.
в) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.

7. Почему родители дитятка перестали старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить? Составь и запиши 2-3 предложения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Выпиши мораль басни.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




ЛОШАДЬ И ЖАБА

После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул... Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу. Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно. (155 слов)
(Л.Н. Толстой)

Вопросы и задания

Прочитай текст «Лошадь и жаба» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения:

а) ребятишки, жаба, лошадь;
б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;
в) ребятишки, мужик.

2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте:

а) окольная, непрямая дорога вокруг селения;
б) изгородь вокруг деревни;
в) окраина селения.

3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?

а) отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?

а) отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте:

а) сидит;
б) прыгает;
в) вылезла;
г) хочет спрятаться.

6. Восстанови верную последовательность пунктов плана:

а) Детям стало стыдно.
б) Встреча лошади с жабой.
в) Как хорошо после дождя!
г) Потеха детей.
д) «Лошадь гадину пожалела».

7. Выпиши определения, которыми автор характеризует лошадь:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какой нравственный урок получили дети? Составь и запиши 2-3 предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




ВЕТЕР И СОЛНЦЕ

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. (164 слова)
(К. Д. Ушинский)

Вопросы и задания

Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения:

а) Солнце, Ветер, путешественник;
б) Солнце, Ветер;
в) Солнце, Ветер, Лошадь.

2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

a) на лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.

3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

а) кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.

4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи:

а) из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.

5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.

a) ехал всё дальше и дальше;
б) крепче закутывался;
в) надел свой плащ в рукава;
г) ворчал на непогоду;
д) подвязался поясом.

6. Восстанови последовательность действий Солнца.

а) выглянуло; 
б) улыбнулось; 
в) осушило; 
г) обогрело.

7. Дай свою характеристику Солнцу. Составь и запиши 2-3 предложения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________