СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные работы по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты по биологии

Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы по биологии»

Биология

7 класс

Входной контроль


Вариант 1

Выберите из предложенных вариантов ответов один правильный:

1) Что изучает наука ботаника?

а) животных

б)все живое

в) растения

г) неживую природу

  1. Кустарником называется растение, имеющее:

а) один деревянистый стебель

б) несколько деревянистых стеблей

в) несколько травянистых стеблей

г) один травянистый стебель

  1. Ограничивает внутреннюю часть клетки:

а) пластида

б) межклетник

в) оболочка

г) цитоплазма

  1. Бесцветное вещество, в котором находятся все компоненты клетки:

а) межклетник

б) ядро

в) цитоплазма

г) клеточный сок

  1. Темное плотное образование, являющееся основным компонентом клетки, - это:

а) ядро

б) пластида

в) оболочка

г) вакуоль

  1. Вода с растворенными в ней органическими и неорганическими веществами – это:

а) цитоплазма

б) клеточный сок

в) хлорофилл

г) межклеточное вещество

  1. Зернистые образования различной формы и цвета, придающие окраску различным органам растения, - это:

а) вакуоли

б) межклетники

в) пластиды

г) растительные ткани

  1. К низшим растениям относятся отделы:

а) зеленые и красные водоросли

б) красные водоросли и моховидные

в) моховидные и хвощевидные

г) все верно

  1. В морях обитают водоросли:

а) зеленые и бурые

б) бурые и красные

в) красные и зеленые

г) все верно

  1. Среди папоротникообразных преобладают жизненные формы:

а) древовидные

б) травянистые многолетние

в) однолетние травы

г) лианы

  1. Голосеменные растения – это:

а) дуб и сосна

б) сосна и лиственница

в) лиственница и осина

г) все верно

  1. Основной единицей размножения и расселения голосеменных является:

а) оплодотворенная яйцеклетка (зигота)

б) спора

в) семя

г) плод


  1. Число листьев на укороченном побеге сосны обыкновенной равно:

а) 2

б) 3

в)5

г) другое решение

  1. Грибы размножаются:

а) спорами

б) семенами

в) частью корня

г) частью стебля

  1. Спорынья и головня относятся к грибам

а) плесневым

б) паразитическим

в) шляпочным

г) другой ответ

  1. Антибиотики получают из:

а) мукора

б) пеницилла

в)дрожжей

г) трутовика

  1. Микориза – это:

а) плодовое тело

б) болезнь растений

в) грибокорень

г) название гриба

  1. Грибы питаются:

а) готовыми органическими веществами

б) минеральными веществами

в) сами создают органические вещества

г) водой

  1. Съедобным грибом является:

а) желчный гриб

б) мухомор

в) поганка

г) опенок

  1. Заболевание, вызываемое бактериями – это:

а) грипп

б) туберкулез

в) чесотка

г) малярия

Выпишите номера правильных утверждений

  1. бактерии – одноклеточные растения

  2. многие бактерии благодаря наличию жгутиков подвижны

  3. у бактерий отсутствует ядро

  4. все бактерии – паразиты грибов, растений, животных и человека

  5. бактерии при неблагоприятных условиях образуют споры

  6. капусту можно квасить благодаря жизнедеятельности молочнокислых бактерий

  7. природе и человеку гнилостные бактерии наносят только вред

  8. сахар, поваренная соль, уксус угнетают деятельность гнилостных бактерий



Вариант 2

Выберите из предложенных вариантов ответов один правильный:

  1. Вещество, придающее растению зеленый цвет – это:

а) клеточный сок

б) межклеточное вещество

в) хлорофилл

г) цитоплазма

  1. Группы клеток, сходные по строению и выполняющие одну и ту же функцию – это:

а) хлоропласты

б) ткани

в) межклетники

г) хромосомы

  1. Главный отличительный признак покрытосеменных – это:

а) наличие корня и стебля

б) наличие цветка и плода

в) ветроопыление

г) наличие хвои

  1. Какой орган отсутствует у мхов?

а) стебель

б) корень

в) листья

г) спорангии

  1. Какой орган отсутствует у папоротникообразных?

а) листья

б) стебель

в) корень

г) цветок

  1. Какое из этих растений не относится к голосеменным?

а) лиственница

б) можжевельник

в) береза

г) пихта

  1. Каким путем опыляются голосеменные?

а) ветром

б) только насекомыми

в) только самоопылением

г) вообще не опыляются

  1. Самое большое видовое разнообразие у:

а) водорослей

б) мхов

в) голосеменных

г) покрытосеменных

  1. Выделите главную особенность бактерий:

а) нет ядра и клеточной оболочки

б) нет цитоплазмы

в) все являются паразитами

г) клетки без оформленного ядра

  1. Как размножаются бактерии при благоприятных условиях?

а) семенами

б) спорами

в) разделением клетки на две

г) они не способны к размножению

  1. Как называется способ питания организмов, за счет органических веществ другого живого организма?

а) паразитизм

б) сапрофитное питание

в) фотосинтез

г) симбиоз

  1. Где грибы сгруппированы по способу их питания?

а) одно- и многоклеточные грибы

б) сапрофитные и паразитические

в) трубчатые и пластинчатые

г) ядовитые и съедобные

  1. Что является общим для бактерий , грибов и лишайников?

а) фотосинтез

б) являются сапрофитами

в) клеточное строение

г) все одноклеточные

  1. Водоросли – это организмы:

а) одноклеточные

б) одноклеточные и колониальные

в) многоклеточные

г) одноклеточные, колониальные и многоклеточные

  1. На самой большой глубине произрастают водоросли:

а) зеленые

б) бурые

в) красные

г) красные и зеленые

  1. Сожительство грибов с корнями деревьев называется:

а) паразитизм

б) симбиоз

в) фотосинтез

г) хемосинтез

  1. Гриб-паразит – это:

а) мухомор

б) мукор

в) трутовик

г) опенок

  1. Ядовитый гриб – это:

а) шампиньон

б) трюфель

в) желчный гриб

г) груздь

  1. Однодольные и двудольные – классы отдела:

а) хвощевидных

б) плауновидных

в) голосеменных

г) покрытосеменных

  1. Покрытосеменные процветают на Земле потому, что:

а) питаются путем фотосинтеза

б) имеют семена, защищенные плодом

в) могут жить только на суше

г) имеют корневище с запасом питательных веществ

2. Выпишите номера правильных утверждений

  1. бактерии встречаются всюду

  2. все бактерии имеют форму палочек

  3. большинство видов бактерий питаются готовыми органическими веществами

  4. клетки бактерий имеют плотную оболочку

  5. солнечный свет благоприятен для жизни бактерий

  6. все бактерии не могут жить без доступа кислорода

  7. молочнокислые бактерии создают среду неблагоприятную для жизни гнилостных бактерий

  8. без бактерий в природе не происходило бы разложение растительных и животных остатков и превращение их в неорганические вещества


Контрольная работа по биологии 7 класс

I триместр

Тема: «Бактерии, грибы»

I вариант.

1.Назвать черты сходства в строении прокариот и эукариот.

2. Выбрать по рисунку клетку эукариот, подписать её строение

3.Назвать признаки растений, характерные для грибов.

4. Охарактеризовать явление микориза, привести пример.

5. Каково значение бактерий в природе и жизни человека.


II вариант.

1. Назвать черты отличия в строении прокариот и эукариот.

2. Выбрать по рисунку клетку прокариот, подписать её строение

3. Назвать признаки животных, характерные для грибов.

4. Охарактеризовать явление симбиоза, привести пример.

5. Каково значение грибов в природе и жизни человека.


Контрольная работа по биологии 7 класс

2 триместр

Тема «Растения»

 

1. Часть - выбрать один верный ответ

1. К растениям относятся организмы:

а) эукариотические фотоавтотрофные организмы

б) прокариотические фотоавтотрофы

в) хемоавтотрофы

2. Запасным углеводом растений является:

а) гликоген    б) крахмал         в) глюкоза

3. Половое размножение хламидомонады осуществляется при:

а) наступлении неблагоприятных условий

б) в благоприятных условиях

в) в строгой очередности половое размножение сменяется бесполым

4. Выберите одну из важнейших адаптаций растений к существованию на суше.

а) хлорофилл               б) многоклеточность

в) шишки                      г) цветки

5. Образование новых клеток и рост стебля в толщину обеспечивает:

а) пробка                                б) камбий

в) древесина                           г) луб

6. Из зиготы мха кукушкина льна формируется:

а) спорангий с коробочкой и крышечкой

б) листостебельное растение

в) многоклеточный заросток

г) длинная тонкая нить – протонема

7. Из спор папоротника формируется:

а) мелкий многоклеточный гаметофит

б) взрослое растение, на котором формируются спорангии

в) длинная тонкая нить – протонема

8. Жизненные формы голосеменных

а) деревья и кустарники

б) кустарники и многолетние травы

в) двулетние травы

9. Опыление у сосны обыкновенной осуществляется:

а) ветром       б) насекомыми           в) водой

г) самоопылением

10. Где расположены микроспорангии у сосны обыкновенной?

а) в женских шишках   

б) на чешуях мужских шишек

в) на зеленых листьях

11. Околоцветник образуют:

а) пестик и тычинки       б) лепестки и тычинки

в) чашечка и венчик        г) чашечка и пестик

12. Истинные плоды покрытосеменных развиваются из:

а) завязи пестика            б) тычиночных нитей

в) лепестков                     г) чашелистиков

13. Какой набор хромосом у клеток эндосперма покрытосеменных?

а) гаплоидный                   б) диплоидный

в) триплоидный                 г) тетраплоидный

14. У лещины формируется плод:

а) боб        б) стручок   в) костянка          г) орех

15. Плод у картофеля называется:

а) костянка    б) семянка  в) ягода   г)коробочка

16. Формула цветка Семейства Пасленовые:

а) Ч5Л5Т5П1                            б) Ч4Л4Т2+4П1

в) О6Т6П1                                г) Ч4Л4Т4+2П0

 

 2 часть. Соотнесите название растения и семейство:

 

А.Крестоцветные

Б. Пасленовые

В. Зонтичные

 

1.Тмин

2.Пастушья сумка

3.Картофель

4.Капуста

5.Дурман

6.Укроп

 

3 часть

1. Опишите признаки класса двудольных растений?

2. Расположите последовательно этапы жизненного цикла мха кукушкин лен, начиная со стадии зиготы:  образование спор, созревание гамет в антеридиях и архегониях, оплодотворение, формирование гаметофитов, образование зародыша, образование спорофита.

 

Промежуточный контроль знаний за 1 полугодие

биология 7 класс


Часть А.Выпишите верные утверждения

А1.Все живые организмы кроме вирусов имеют клеточное строение.

А 2.Бактериальные клетки имеют ядро.

А 3.Микология – наука о грибах.

А 4.Грибы – это растения, лишенные хлорофилла.

А 5.Грибы бывают одноклеточными и одноклеточными.

А 6.Водоросли – представители высших растений.

А 7.Водоросли – древнейшие фотосинтезирующие растения на Земле.

А 8.Все мхи имеют корень.

А 9.Гаметофит – это половое поколение растений.

А 10.Листья хвоща имеют стеблевое происхождение.

А 11.Оплодотворение голосеменных растений возможно только в присутствии воды.

А 12.Голосеменныерастения не имеют цветка и плода.

А 13.Листья всех голосеменных растений – хвоя.

А 14Для однодольных растений характерен 3-х членный цветок.

А 15.Семейство Паслёновых относится к классу Двудольных.


Часть В.Вставьте в текст, пропущенные слова:

Вид пресноводная гидра относится к классу………, типу………, подцарству………., царству……….. Гидра прикрепляется своей………… к субстрату, на другом конце тела находится…….., окруженный……….. Гидра - это………организм. Клетки её образуют………слоя. Между ними находится……… Отличительный признак кишечнополостных – наличие ………..клеток, их особенно много на щупальцах и вокруг рта. Наружный слой клеток тела гидры называется……….. а внутренний - ……. Через рот пища попадает у гидры в ………. Полость.


Часть С.Ответить на вопросы:

1.Почему кипячением или охлаждением нельзя полностью уничтожить все бактерии?

2.Во время уборки хлеба на некоторых колосьях пшеницы обнаруживают зерна, превратившиеся в черно-фиолетовые рожки. Что произошло с колосьями? Чем это опасно?

3.Ученые относят папоротники к высшим растениям, обоснуйте их мнение.



Контрольная работа по биологии 7 класс

3 триместр

Темы: «Одноклеточные животные», «Губки», «Кишечнополостные», «Черви», «Моллюски», «Членистоногие».


1.Выбери один правильный ответ

1. Животные, как правило,

А) создают органические вещества из неорганических;

Б) питаются готовыми органическими веществами других организмов;

В) всасывают растворённые в воде минеральные вещества;

Г) всасывают растворённые в воде органические вещества.

2. Инфузория туфелька передвигается с помощью

А) ложноножек; Б) жгутика;

В) жгутика и ложноножек; В) ресничек.

3. Может питаться как животное, и как растение в зависимости от условий:

А) обыкновенная амёба; Б) радиолярия;

В) инфузория туфелька; Г) эвглена зелёная.

4. Наружный слой клеток кишечнополостных, в котором расположены нервные и стрекательные клетки

А) эктодерма; Б) энтодерма.

5. Какое животное является промежуточным хозяином печёночного сосальщика?

А) корова; Б) свинья;

В) голый слизень; Г) малый прудовик.

6. Три пары конечностей у

А) паукообразных; Б) ракообразных;

В) насекомых; Г) моллюсков.

7. Скорпионов относят к классу

А) ракообразных; Б) насекомых;

В) паукообразных; Г) ни к одному из перечисленных.

8.Кровеносная система моллюсков:

А) замкнутая, сердце состоит из двух предсердий и желудочка;

Б) замкнутая, сердце состоит из двух предсердий и двух желудочков;

В) незамкнутая, сердце состоит из двух предсердий и желудочка

Г) незамкнутая, сердце состоит из двух предсердий и двух желудочков;

9. Мантия — это:

А) органический слой раковины;

Б) складка кожи, покрывающая тело моллюска;

В) орган дыхания моллюсков

10. Стадия финны встречается у:

А) ресничных червей;

Б) сосальщиков;

В) ленточных червей

11. Желудок рака состоит из:

А) одного отдела;

Б) двух отделов;

В) трёх отделов

№2.Вставьте пропущенные слова

В тип Членистоногие входят следующие классы -_____________________.

У речного рака тело подразделяется на отделы: ___________

У насекомых ________________ усиков.

У паука __________________ ходильных ног.

Органы дыхания у насекомых — _________________ .

№3.Установите соответствие между признаками и животными

ПРИЗНАКИ: ЖИВОТНЫЕ:

А) нет полости тела 1) Плоские черви

Б) полость тела имеется 2) Кольчатые черви

В) кровеносная система замкнутая

Г) тело состоит из сегментов

Д) свободноживущие

Е) свободноживущие и паразиты

№4. Описать цикл развития аскариды человеческой. Какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы не заразиться аскаридами?


ОТВЕТЫ

№1.(11 баллов)

Б

В

Г

А

Г

В

А

В

Б

В

Б

№2.(8баллов)

Ракообразные, Паукообразные, Насекомые

Головогрудь, брюшко

Одна пара

8 (4пары)

Трахеи

№3.(3 балла – по 0,5 за правильный ответ)

А, Е

Б, В,Г,Д

№4.(3 балла)

Критерии оценивания

«5»- 25-23

«4»-22-18

«3»-17-14

«2»-менее14



Контрольная работа по биологии 7 класс

4 триместр

Темы: Тип Хордовые животные


I.Выберите правильный ответ 

1. Нервная система хордовых животных 

1)представляет собой трубку, расположенную на спинной стороне тела 
2)представляет собой нервную цепочку, расположенную на брюшной стороне тела 
3)состоит из нервных стволов и нервных узлов 
4)состоит из нервных клеток, образующих нервную сеть 

2. Определите последовательность этапов эволюции позвоночных животных 

1)рыбы – земноводные – пресмыкающиеся – птицы - млекопитающие 
2) рыбы – земноводные - пресмыкающиеся 
3)рыбы – пресмыкающиеся - земноводные - птицы - млекопитающие 
4) рыбы - земноводные - пресмыкающиеся - млекопитающие – птицы 

3. Высокая интенсивность обмена веществ у птиц и млекопитающих — следствие возникновения у них в процессе эволюции 


1)четырехкамерного сердца и теплокровности 
2)разнообразных тканей
3)легочного дыхания
4)развитой пищеварительной системы 

4. По своему составу кровь в сердце птиц 
1) только венозная 
2) только артериальная 
3) венозная и артериальная раздельно 
4) смешанная 

5. Наибольшего развития передний мозг достигает у 

1) рыб 
2) земноводных 
3) пресмыкающихся 
4) млекопитающих 

6.Признак приспособленности птиц к полету – 

1) появление четырехкамерного сердца 
2) образование роговых щитков на ногах 
3) наличие полых костей 
4) наличие копчиковой железы 

II.Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен. 

ПРИЗНАК  КЛАСС 

А оплодотворение внутреннее  1) Земноводные 
Б  оплодотворение у большинства видов 2) Пресмыкающиеся 

наружное 
В  непрямое развитие 
Г  размножение и развитие происходит на суше 
Д  тонкая кожа, покрытая слизью 
Е  яйца с большим запасом питательных веществ 

А

Б

В

Г

Д

Е








Итоговый тест по биологии за курс 7 класса

ВАРИАНТ 2.

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ А

Выберите один верный ответ из четырех предложенных.


А1. Основоположником систематики является

1. Карл Линней 2. Чарлз Дарвин 3. Аристотель 4. Теофраст

А2. Для кишечнополостных характерна

1. лучевая симметрия 3. двусторонняя симметрия

2. осевая симметрия 4. осевая и двусторонняя симметрия

А3. Печень – это орган

1. пищеварительной системы 3. выделительной системы

2. дыхательной системы 4. кровеносной системы

А4. У круглых червей отсутствуют системы

1. пищеварительная и дыхательная 3. выделительная и половая

2. дыхательная и кровеносная 4. дыхательная и выделительная

А5.Вне организма пищеварение осуществляется у

1. клещей 2. пауков 3. пчел 4. иглокожих

А6. Плавательный пузырь отсутствует у

1. осетра 2. леща 3. акулы 4. форели

А7. Проходными называют рыб, которые для размножения

1. перемещаются из моря в реку 3. перемещаются из одной реки в другую

2. перемещаются в пределах морей 4. проплывают много километров по рекам

А8. Раздвоенный кончик языка у рептилий необходим для

1. осязание, равновесия 3. осязания, вкуса и обоняния

2. вкуса, равновесия и обоняния 4. вкуса и осязания

А9.Полость тела плоских червей заполнена

1. мышцами 2. жидкостью 3. нервными клетками 4. паренхимой

А10. У бабочек чешуйками покрыты

1. только туловище 3. только две пары крыльев

2. одна пара крыльев и туловище 4. две пары крыльев и туловище

А11. Ланцетник – это

1. низшее хордовое животное, живущее только в морской воде

2. низшее хордовое животное, живущее в морской и речной воде

3. высшее хордовое животное, живущее только в морской воде

4. высшее хордовое животное, живущее в морской и речной воде

А12. Разделение сердца на камеры впервые произошло у

1. круглоротых 2. ланцетника 3. рыб 4. земноводных

А13. Температура тела у амфибий

1. постоянная только в холодное время года

2. постоянная только в теплое время суток

3. непостоянная и зависит от температуры окружающей среды

4. непостоянная только у личинок

А14. Часть пера, погруженного в кожу, называется

1. ствол 2. опахало 3. очин 4. бородка

А15. Два круга кровообращения и трехкамерное сердце впервые появляется у

1. взрослых земноводных 2. пресмыкающихся 3. рыб 4. птиц

А16. Маневренность птиц при полете обеспечивают (-ет)

1. легочные мешки 2. рулевые перья 3. клюв 4. интенсивный обмен веществ

А17. Скелет большинства позвоночных состоит из

1. черепа, позвоночника и мышц 3. черепа и осевого скелета

2. черепа, хорды и скелета конечностей 4. черепа, осевого скелета и скелета конечностей

А18. Боковая линия необходима для

1. погружения на глубину 3. дыхания

2. определения направления и силы тока воды 4. обоняния

А19.Цевка – это часть

1. верхних конечностей 2. грудной клетки 3. клюва 4. нижних конечностей

А20. Возбудители малярии являются

1. малярийный комар 3. гнилостный воздух болот

2. человек, больной малярией 4. малярийный паразит

А21. Жгутиконосцы имеют

1. только один жгутик 3. только два жгутика

2. ложноножки 4. один, два или много жгутиков

А22.Обитают в кишечнике животных, питаются содержимым кишечника, разрушают его слизистую оболочку

1. паразитические инфузории 3. хламидомонады

2. радиолярии 4. хлореллы


ЗАДАНИЯ УРОВНЯ В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.


В1. У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся,

  1. внутреннее оплодотворение

  2. температура тела постоянная

  3. развитие зародыша происходит в яйце

  4. кожа влажная

  5. прямое постэмбриональное развитие

  6. родители заботятся о потомстве

В2. Паразитический образ жизни плоских червей возможен потому, что

  1. у них есть специальные присоски или крючья

  2. всасывание питательных веществ идет только через покровы тела

  3. у них хорошо развита пищеварительная система

  4. при размножении образуется большое количество яиц, характерно живорождение

  5. размножение осуществляется только во внешней среде

  6. в процессе эволюции у них произошла утрата нервной системы


Установите соответствие между содержимым первого и второго столбцов.


В3. Установите соответствие между разными группами животных и способами дыхания

А) птицы Г) земноводные (взрослые особи) 1) легочное
Б) пресмыкающиеся Д) рыбы 2) кожно-легочное
В) млекопитающие Е) ракообразные 3) жаберное

А

Б

В

Г

Д

Е







В5. Установите соответствие между видами мха и их строением

A) ризоиды 1) для мха кукушкина льна

Б) листья 2) для мха сфагнума

B) стебель

Г) коробочка со спорами

Д) водоносные клетки

А

Б

В

Г

Д







ЗАДАНИЯ УРОВНЯ С

Ответьте на вопрос.

С1. Какие классы объединяет тип Моллюски? Приведите примеры представителей этих классов.


Контрольная работа по биологии

8 класс за I триместр

по теме: «Координация и регуляция»

I вариант:

1.Дать понятие гормон, рефлекс

2.Назовите отличительные признаки в строении желез внешней и внутренней секреции.

3.Повреждение продолговатого мозга смертельно. Почему?

4.Зарисуйте схему рефлекторной дуги отдёргивания руки от горячего предмета. Подпишите все части.

5.На рисунке выберите железы внутренней секреции, обоснуйте свой выбор.


II вариант:

1Дать понятие рефлекторная дуга, нейрогормон.

2. Назовите отличительные признаки в механизме деятельности желез внешней и внутренней секреции. 3.Почему у опьяневшего человека «нечленораздельная речь»?

4. Зарисуйте схему рефлекторной дуги коленного рефлекса. Подпиши все части.

5. На рисунке выберите железы внешней секреции, обоснуйте свой выбор.


Промежуточный контроль знаний за 1 полугодие

биология 8 класс

Часть А.Выберите один верный ответ

1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:

А. Орган

Б. Ткань

В. Клетка

2. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

А. Витамины

Б. Минеральные соли

В. Гормоны

3. Ископаемые люди современного типа, обладающие развитой речью и мышлением, владеющие разными видами искусства, называются:

А. Кроманьонцы

Б. Неандертальцы

В. Синантропы

4. Основная функция митохондрий:

А. Синтез ДНК

Б. Синтез АТФ

В. Синтез углеводов

5. Транспортную функцию в организме выполняет:

А. Кровь

Б. Жировая ткань

В. Хрящевая ткань

6. Часть мозга, связывающая кору со спинным мозгом:

А. Мост

Б. Мозжечок

В. Промежуточный мозг

7. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:

A. Дифференцированные зубы

Б. Четырехкамерное сердце

B. Выкармливание детенышей молоком

8. К рудиментам человека относятся:

A. Хвостовые позвонки

Б. Наружное ухо

B. Диафрагма

9. Яйцеклетка человека как основа развития нового организма была открыта:

A. Карлом Бэром

Б. Петром Францевичем Лесгафтом

B. Николаем Ивановичем Пироговым

10. Гуморальная регуляция в организме осуществляется с помощью:

A. Витаминов

Б. Гормонов

B. Минеральных солей

11. Рост костей в толщину осуществляется за счет:

А. Хряща

Б. Надкостницы

В. Костного мозга

12. Жесткие прямые волосы, широкое лицо, узкая глазная щель – это признаки:

A. Европеоидной расы

Б. Азиатско-американской расы

B. Экваториальной расы

13. Белое вещество мозга образовано:

А. Аксонами

Б. Дендритами

В. Телами нейронов

14 Кроветворную функцию выполняет:

A. Красный костный мозг

Б. Желтый костный мозг

B. Надкостница


Часть В.Вставьте пропущенное слово.

В1.Мышцы являются... частью опорно-двигательного аппарата; скелетные мышцы образованы... мышечной тканью.

В2.Кость в основном состоит из... ткани, являющейся разновидностью... ткани, и представлена... и... веществом.

В3.Ствол головного мозга включает в себя следующие отделы: продолговатый мозг,..., средний мозг и... мозг.


Часть С.Дайте полный развернутый ответ.

С1.Что такое активный отдых?

С2.Почему в состоянии алкогольного опьянения у человека нарушается походка?

С3.Являются ли постоянными химический состав и функциональные свойства тканей человека в течение жизни?


Контрольная работа по биологии 8 класс

за 3 триместр

1. Назовите орган, где у взрослых здоровых людей образуются эритроциты.

1) селезенка

2) печень

  1. красный костный мозг

  2. почки

  3. желтый костный мозг

2. Цельную кровь, в которую добавили противосвертывающее вещество, поместили в пробирку. Крови дали отстояться несколько часов, после чего по высоте пробирки она разделилась на три хорошо заметные части. Назовите ту составную часть крови, которая оказалась сверху.

  1. плазма

  2. сыворотка
    3)эритроциты

4) лейкоциты и кровяные пластинки

3. Назовите ученого, который открыл фагоцитоз.

  1. И. М. Сеченов 4) Л. Пастер

  2. И. П. Павлов 5) П. Эрлих

  3. И. И. Мечников 6) Э. Дженнер

4. Назовите структуры, через которые избыточное количество тканевой (межклеточной)

жидкости, формирующейся в организме, возвращается в кро­вяное русло.

  1. артерии

  2. вены

  3. кровеносные капилляры

  4. лимфатические сосуды

5. Обычно человеку переливают кровь той же группы системы АВО, к которой относится его собственная кровь. Но при острой необходимости перели­вают кровь другой группы. Кровь, какой группы мож­но переливать человеку с группой крови I (О)?

  1. только I (О)

  2. только II (А) и I (О)

  3. только III (В) и I (О)

  4. только IV (АВ) и I (О)

  5. только I (О), II (А) и III (В)

  6. I (О), II (А), III (В) и IV (АВ)

6. Назовите вид ткани, к которой относится око­лосердечная сумка.

1)эпителиальная

  1. соединительная

  2. гладкомышечная

  3. поперечно-полосатая мышечная

7. Назовите кровеносный(е) сосуд(ы), по которому(ым) кровь поступает в левое предсердие.

1) аорта

  1. легочные артерии

  2. легочные вены

  3. верхняя полая вена

  4. нижняя полая вена

8. Некоторые органы являются своеобразными «депо» крови и при необходимости могут направлять существенную часть находящейся в них крови в другие участки кровеносной системы. Найдите такие органы среди ответов и укажите тот орган, который таким «депо» крови НЕ является.

  1. легкие 3) селезенка

2) кожа 4) кишечник

9. Какова продолжительность расслабления предсердий при обычной частоте сокращений сердца (60—80 ударов в минуту), когда человек находится в состоянии покоя?

1)0,1 с 3)0,4 с 5) 0,7 с 7) 1,1 с 2) 0,3 с 4) 0,5 с 6) 0,8 с

10.Как повышение концентрации гормона адреналина в крови влияет на частоту и силу сокращения сердца?

  1. не изменяет 3) увеличивает

  2. уменьшает

11.Назовите процедуру, достаточную для остановки небольшого венозного кровотечения.

  1. наложить на рану нетугую марлевую повязку

  2. наложить на рану давящую повязку

  3. наложить жгут

12. Назовите отдел сердца, в особых мышечных клетках которого периодически и самопроизвольно возникает возбуждение, распространяющееся затем по всей сердечной мышце.

  1. правое предсердие

  2. левое предсердие

  3. правый желудочек

левый желудочек

13. Что происходит с голосовой щелью при переходе от молчания к разговору?

  1. не изменяется

  2. сужается

  3. расширяется

14. Сколько слоев клеток входит в состав стенки легочных пузырьков — альвеол?

1)один 3) три

2) два 4) четыре

15. Назовите форму, которую при своем сокращении принимает диафрагма, расположенная между легкими и брюшной полостью.

  1. плоская 3) удлиненная

  2. куполообразная

16. Назовите участок центральной нервной системы, в котором в основном расположен дыхательный центр — центральные нервные структуры, регули­рующие ритм и глубину дыхания.

  1. грудной отдел спинного мозга

  2. продолговатый мозг

  3. мозжечок

  4. промежуточный мозг

кора больших полушарий

17. Назовите химическое соединение, которое осуществляет гуморальную регуляцию дыхания, влияя на активность дыхательного центра головного мозга.

  1. кислород 3) глюкоза

  2. углекислый газ 4) гемоглобин

18. Назовите участок тела, где периодически возникает первоначальное возбуждение, приводя­щее в конечном итоге к сокращению соответствую­щих дыхательных мышц: наружных межреберных и диафрагмы — и к вдоху.

  1. легкие

  2. плевра

  3. спинной мозг

  4. продолговатый мозг

  5. кора больших полушарий

19. Есть несколько основных признаков, по на­личию которых можно считать, что меры по оживле­нию пострадавшего, у которого отсутствовало дыхание и не билось сердце, достигли цели. Назовите один из таких признаков.

  1. повышение температуры тела

  2. расширение зрачков

  3. сужение зрачков

20. Сколько углекислого газа обычно содержит­ся в атмосферном воздухе?

1) 0,03% 3) 4% 5) 10%

2) 1% 4) 6%

21. Каким термином называется тот наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха?

1) максимальная емкость легких

2) общий объем легких

  1. дыхательный объем легких

  2. жизненная емкость легких

  3. емкость вдоха

  4. максимальная вентиляция легких

22. При оказании помощи человеку, получивше­му ранение грудной клетки, сначала

восстанавлива­ют герметичность грудной клетки. Для этого выпол­няют определенные

манипуляции. Найдите эти ма­нипуляции среди ответов и укажите ту процедуру, которую

в таких случаях НЕ выполняют.

  1. края раны обрабатывают йодом

  2. забинтовывают грудную клетку как можно туже в положении, соответст­вующем выдоху

  3. на рану накладывают марлевую салфет­ку с тонким слоем ваты

  4. ноги пострадавшего устанавливают на­ много выше головы

  5. на пораженный участок кладут клеен­ку, полиэтиленовый пакет или прорези­ненную ткань

23. Какую форму имеют хрящи трахеи?

  1. кольцо

  2. полукольцо

  3. шар с отверстием в центре

  4. куб с отверстием в центре

24. Назовите пол человека, у представителей которого щитовидный хрящ выступает вперед в большей степени, чем у представителей другого по­ла.

1) мужской 2) женский


Итоговая контрольная работа по биологии в 8 классе

1 вариант

Инструкция для учащихся


Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуются выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.


Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов.

1.Соединительная ткань образует:

а. Слизистую оболочку органов дыхания

б. Кровь

в. Стенки сердца

г. Скелетные мышцы

2. Органоиды находятся в:

а. Клеточном ядре

б. Гиалоплазме (цитоплазме)

в. Ядерном соке

г. Ядрышке

3. Трахея относится к :

а. Мышечной системе

б. Дыхательной системе

в. Кровеносной системе

г. Выделительной системе

4. Железы внутренней секреции выделяют гормоны, которые поступают в:

а. Кровь

б. Кишечную полость

в. Нервные клетки

г. Плевральную полость

5. В головном мозге полушария и кору имеют:

а. Средний мозг и полушария большого мозга

б. Мозжечок и промежуточный мозг

в. Полушария большого мозга и мозжечок

г. Продолговатый мозг и мозжечок

6. Зрительная зона полушарий большого мозга расположена в:

а. Теменной зоне

б. Височной доле

в. Затылочной доле

г. Лобной доле

7.В состав внутреннего уха входят:

а. Слуховые косточки

б. Барабанная перепонка

в. Улитка

г. Евстахиева труба

8. Рост костей в толщину достигается за счет:

а. Надкостницы

б. Плотного вещества

в. Хрящей, расположенных между телом кости и ее концами

г. Губчатого вещества

9. Пояс нижних конечностей образуют:

а. Тазовые кости

б. Бедренная и берцовые кости

в. Крестец

г. Голень и бедренная кости

10.Внутренней средой организма являются:

а. Кровь и лимфа

б. Лимфа и тканевая жидкость

в. Тканевая жидкость, лимфа, кровь

г. Ликвор, кровь

11.Большой круг кровообращения берет начало в:

а. Левом предсердии

б. Правом желудочке

в. Левом желудочке

г. Правом предсердии

12.Дыхательный центр располагается в:

а. Среднем мозге

б Продолговатом мозге

в Коре больших полушарий

г. Промежуточном мозге

13.В выделении продуктов обмена веществ из организма участвуют:

а. Почки, легкие

б. Почки

в. Почки, легкие, кожа

г. Кожа, легкие

14.В сильную жару теплоотдача:

а. Усиливается за счет расширения сосудов кожи

б. Не изменяется

в. Усиливается за счет потоотделения

г. Уменьшается за счет потоотделения

15.Яичники - это органы:

а. Мужской половой системы

б. Женской половой системы

в. Выделительной системы

г. Мочевыводящей

16.Условный рефлекс является:

а. Видовым

б. Врожденным

в. Образуется в течение жизни

г. Групповым

17.Формирование типа нервной системы зависит от:

а. Влияния окружающей среды

б. Наследственности

в .Наследственности и окружающей среды

г. Характера и воспитания

Часть В


При выполнении задания В1 установите последовательность, соответствующую порядку расположения отделов пищеварительного

тракта ( ответ представьте в таблице):

а. глотка

б. желудок

в. пищевод

г. ободочная кишка

д. двенадцатиперстная кишка

е. ротовая полость

ж. тонкая кишка

з. прямая кишка

и. слепая кишка



1

2

3

4

5

6

7

8

9











В 2.При выполнения данного задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


В первом столбце приводится название веществ. Во втором- соответствующие им функции, которые они выполняют в организме. Объедините их правильно.


Столбец 1 Столбец 2


1. Биологический катализатор а. вода

2. Образует костную ткань б. гемоглобин

3. Переносчик О2 и СО2 в. фермент пепсин

4. Растворитель г. кальций

5. Проведения возбуждения д. ионы калия и натрия


1

2

3

4

5







Часть С

Дайте развернутый ответ на вопрос:


Почему пластический и энергетический обмен неразрывно связаны между собой и являются двумя сторонами единого процесса обмена веществ и энергии?


Итоговая контрольная работа по биологии в 8 класс


  1. Вариант

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуются выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если остается время, вернитесь к пропущенным заданиям.


Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов.


1.Для эпителиальной ткани характерны:

а. Плотно прилегающие друг к другу клетки и малое количество

межклеточного вещества

б. Длинные клетки с большим количеством ядер

в. Рыхло расположенные клетки с большим количеством межклеточного

вещества

г. Плотно прилегающие друг к другу клетки и большое количество

межклеточного вещества

2.Хромосомы-носители наследственности. У человека в половых клетках :

а. 23 хромосомы

б. 46 хромосом

в. 48 хромосом

г. 49 хромосом

3.Нейрон – это клетка:

а. Нервной системы

б. Дыхательной системы

в. Эндокринного аппарата

г. Гуморальной системы

4.При недостатке гормона поджелудочной железы – инсулина:

а. Замедляется развитие скелета

б. Нарушается формирование вторичных половых признаков

в. Развивается болезнь – сахарный диабет

г. Развивается болезнь – микседема

5.Спинной мозг выполняет в нашем организме:

а. Только рефлекторную функцию

б. Только проводящую функцию

в. Рефлекторную и проводящую функцию

г. Не выполняет перечисленные выше функции

6.Цвет глазу придает:

а. Склера

б. Хрусталик

в. Радужная оболочка

г. Желтое пятно

7.Шов – это:

а. Неподвижное соединение костей

б. Малоподвижное соединение костей

в. Подвижное соединение костей

г. Полуподвижное соединение костей

8.Человек способен чувствовать вкус веществ:

а. Только растворенных в воде (слюне)

б. Только летучих

в. Только сухих

г. Только летучих и сухих

9.Скелет свободной верхней конечности образуют:

а. Плечевая кость, лучевая и локтевая кости, кости кисти

б. Лопатка и ключица

в. Ребра и грудина

г. Плечевая кость

10.Первую прививку от оспы сделал:

а. Э. Дженнер

б. И. И. Мечников

в. Л. Пастер

г. Ч. Дарвин

11.Малый круг кровообращения берет начало в:

а. Левом предсердии

б. Правом желудочке

в. Левом желудочке

г. Правом предсердии

12.Проток поджелудочной железы впадает в:

а. Желудок

б. Двенадцатиперстную кишку

в. Толстую кишку

г .Слепую кишку

13.Основной структурной и функциональной единицей почки является:

а. Нефрон

б. Мочеточник

в. Мочевой пузырь

г. Почечный каналец

14.Потовые и сальные железы расположены в:

а. Эпидермисе

б. Собственно коже

в. Жировой клетчатке

г. Эпителиальном слое

15.В юношеском возрасте:

а. Усиливается развитие вторичных половых признаков

б. Созревание в основном завершается

в. Начинается развитие вторичных половых признаков

г. Не происходит созревания

16.В пословице «Повторение – мать учения» речь идет о:

а. Логической памяти

б. Механической памяти

в. Зрительной памяти

г. Эмоциональной памяти

17.Современную классификацию темпераментов создал:

а. К. Линней

б. Гиппократ

в. И.П. Павлов

г. И.И. Мечников



Часть В


В 1. Распределите в таблице признаки условных и безусловных рефлексов:

а. Индивидуальные

б. Не имеют готовых рефлекторных дуг

в. Видовые

г. Непостоянные

д. Врожденные

е. Постоянные

ж. Осуществляются на любое раздражение

з. Имеют готовые рефлекторные дуги

и. Многие – спинномозговые

к. Осуществляются только при участии коры головного мозга

л. Приобретенные


Безусловные рефлексы

Условные рефлексы





В 2.Выберите четыре правильных ответов из предложенных ниже вариантов. Правильные ответы запишите в бланк ответов через запятую напротив номера вопроса.


Выбрать правильные утверждения:

А. Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества

Б. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную

Функции

В. Глотка является частью пищеварительного тракта

Г. Пищеварение гуморально не регулируется

Д. Центр слюноотделения находится в продолговатом мозге

Е. В полости рта не происходит пищеварения и всасывания

Ж. Возможность переедания увеличивается при быстрой еде



Часть С


Дайте развернутый ответ на вопрос:



Почему температура тела человека не повышается даже в очень жаркую погоду?



Ответы к итоговой контрольной работе по биологии 8 класс


Номер задания

Вариант 1

Вариант 2

1

б

а

2

б

а

3

б

а

4

а

в

5

в

в

6

в

в

7

в

а

8

а

а

9

а

а

10

в

а

11

в

б

12

б

б

13

в

а

14

а

б

15

б

б

16

в

б

17

в

в




Биология

10 класс


Входной контроль 10 класс

Вариант 1

I. Выберите правильный вариант ответа:

  1. Назовите учёного, первым предпринявшего попытку клас­сификации живых существ и предложившего удобный и простой принцип двойных названий для каждого вида.

  1. Ж. Б. Ламарк 2) Ж. Кювье 3) К. Линней 4) Ч. Дарвин


  1. Органы, имеющие внешнее сходство, но различающиеся внутренним строением и происхождением, называют

  1. рудиментарными 2) гомологичными 3) аналогичными 4) атавизмами


  1. Укажите способ бесполого размножения, характерный для дрожжевых грибов.

  1. почкование 2) поперечное деление 3) митоз 4) шизогония


  1. Биологическое значение II мейотического деления заклю­чается в

  1. увеличении численности клеток

  2. переводе клеток из диплоидного состояния в гаплоидное

  3. приведении в соответствие числа хромосом и количества ДНК в них

  4. увеличении (удвоении) количества ДНК в хромосомах


  1. Совокупность всех наследственных задатков клетки (орга­низма) — это

  1. кариотип 2) генотип 3) фенотип 4) генофонд


  1. Закон сцепленного наследования генов был открыт

              1. Г. Менделем 2) Н. К. Кольцовым 3) Н. И. Вавиловым 4) Т. Морганом


7. Наука, изучающая форму и строение отдельных органов, их систем и всего организма человека в целом?

1) биология; 2) физиология; 3) анатомия; 4) биохимия.


8. Как называют белки, ускоряющие биохимические процессы в клетке?

1) гормоны;            2) ферменты; 3) транспортные;      4) антитела.


9. В каких органоидах клетки происходит синтез АТФ?

1) ядро        2) рибосомы;           3) митохондрии;     4) лизосомы.      


10. Мономер ДНК

1) аминокислота; 2) моносахариды; 3) нуклеотид; 4) глицерин и жирные кислоты.


11. Где располагается наследственный материал у бактерий?

1) в цитоплазме; 2) в митохондриях 3) в ядре; 4) в хлоропластах

12. Синтез белка выполняют

1) хлоропласты; 2) ядро; 3) аппарат Гольджи; 4) рибосомы.


13. Первичная структура белка

1) цепь аминокислот; 3) глобула;

2) спираль; 4) несколько глобул, собранных в единый комплекс.


14. Функции и-РНК

1) хранит генетическую информацию;

2) собирает белковые молекулы;

3) переносит генетическую информацию из ядра к месту синтеза белка;

4) доставляет аминокислоты к рибосоме.


15. Все зелёные растения относятся к

1) автотрофам; 2) хемотрофам. 3) гетеротрофам; 4) сапротрофам


16. Кислород выделяется в процессе фотосинтеза

1) в световую фазу 2) и на свету и в темноте. 3) в темновую фазу

4) не выделяется

17. Одну аминокислоту молекулы белка кодирует

1) 1 нуклеотид; 3) 2 нуклеотида;

2) 3 подряд идущих нуклеотида; 4) знак препинания.


18. Реакции матричного синтеза это

1) синтез жиров; 2) редупликация ДНК. 3) синтез углеводов; 4) синтез АТФ


19. Мейоз это

1) прямое деление клетки; 3) деление клеток половых желёз;

2) слияние половых клеток; 4) половой процесс.


20. Аллельные гены расположены в

1) одной хромосоме;

2) одинаковых локусах гомологичных хромосом;

3) одинаковых локусах негомологичных хромосом;

4) разных локусах гомологичных хромосом.


21. При скрещивании 2-х гетерозиготных особей, отличающихся по 1 паре признаков, происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении

1) 1:2:1 2) 1:8:3:3:1 3) 1:3 4) 9:3:3:1.


22. Элементарная единица эволюции

1) особь; 2) популяция; 3) вид; 4) биоценоз.


II. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

  1. Укажите палеонтологические доказательства эволюции.

        1. сходство флоры и фауны разных континентов

        2. ископаемые формы

        3. гомология органов

        4. филогенетические ряды видов

        5. биогенетический закон

        6. переходные формы растений и животных


  1. Назовите некоторые отличительные признаки прокариот.

      1. отсутствие системы внутриклеточных мембран

      2. наличие нуклеоида

      3. деление путем митоза

      4. наличие митохондрий

      5. амебоидный тип движения

      6. наличие кольцевой молекулы ДНК


  1. Перечислите признаки, характерные для сперматогенеза.

          1. начинается в эмбриогенезе и затухает к моменту рожде­ния

          2. из одной клетки-предшественницы, вступающей в мейоз, образуется четыре гаметы

          3. период формирования отсутствует

          4. гаметы содержат или X- или У-хромосому

          5. протекает от момента полового созревания и почти конца жизни

          6. из одной клетки-предшественницы, вступающей в мейоз, образуется одна гамета и три редукционных тельца


  1. Укажите основные признаки рецессивных мутаций.

              1. формируют скрытый резерв наследственной изменчивос­ти

              2. проявляются как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии

              3. проявляются в первом поколении гибридов

              4. в гетерозиготном состоянии не проявляются

              5. будучи летальными, в гетерозиготном состоянии вызы­вают гибель организмов

              6. могут оказывать неблагоприятное действие на жизнеде­ятельность организмов, находясь только в гомозиготном состоянии


  1. Перечислите признаки, характерные для наземно-воздушной среды обитания.

                  1. низкая плотность живых существ

                  2. высокая плотность живых существ

                  3. относительно постоянная температура

                  4. резкие колебания температур

                  5. относительная однородность условий обитания

                  6. значительное разнообразие условий обитания

Вариант 2

I. Выберите правильный вариант ответа:

1. Назовите учёного, который является автором первой в ис­тории науки эволюционной теории.

1) Ж. Б. Ламарк 2) Ж. Кювье 3) К. Линней 4) Ч. Дарвин


2. Сходство формы тела и органов движения у акулы (хряще­вые рыбы), ихтиозавра (рептилии) и дельфина (млекопи­тающие) - это результат

      1. дивергенции 2) параллельной эволюции 3) конвергенции 4)прогрессирующей специализации


3. Процесс сборки полипептидной цепи на рибосоме называ­ют

  1. трансляцией 2)транскрипцией 3) репликацией 4) репарацией

4. Биологически прогрессивной чертой полового размноже­ния по сравнению с бесполым является

    1. высокая скорость

    2. независимость от воды

    3. значительное повышение наследственного разнообразия популяций

    4. обеспечение постоянства генетической структуры попу­ляций


5. Число групп сцепления прямо пропорционально числу

1) молекул ДНК в хромосоме 2) аллельных генов 3) пар хромосом 4) доминантных генов


  1. Какой закон генетики был открыт на основании анализа результатов, полученных при скрещивании организмов с генотипами АА и аа?

                1. чистоты гамет

                2. единообразия гибридов первого поколения (закон доми­нирования)

                3. расщепления

                4. сцепленного наследования


7. Наука, изучающая химический состав, биохимические процессы и закономерности их протекания в живых организмах?

1) биология; 2) физиология; 3) анатомия;   4) биохимия


8. Белки, регулирующие процессы жизнедеятельности в клетке и организме?

 1) гормоны;            2) ферменты; 3) транспортные;      4) антитела.


9. В каком органоиде клетки хранится наследственная информация:

1) ядро        2) рибосомы;           3) митохондрии;     4) лизосомы.      


10. Мономер белка

1) аминокислота; 2) моносахариды; 3) нуклеотид; 4) глицерин и жирные кислоты.


11. Функции ЭПС

1) синтез жиров; 2) расщепление белков; 3) расщепление углеводов; 4) транспорт веществ.


12. Функции митохондрий

1) синтез жиров; 2) синтез углеводов; 3) синтез белков; 4) синтез АТФ.


13. Вторичная структура белка

1) цепь аминокислот; 3) глобула;

2) спираль; 4) несколько глобул, собранных в единый комплекс.


14. Функции ДНК

1) хранит генетическую информацию; 3) доставляет аминокислоты к рибосоме;

2) собирает белковые молекулы; 4) участвует в биосинтезе белка.


15. Способны самостоятельно создавать органические вещества

1) автотрофы; 2) гетеротрофы; 3) хемотрофы. 4) сапротрофы



16. Захват молекул углекислого газа из внешней среды происходит

1) в световую фазу фотосинтеза; 3) в темновую фазу фотосинтеза;

2) под действием энергии солнечного света. 4) не происходит


17. Процесс, в ходе которого информация о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК «переписывается» в последовательность нуклеотидов и-РНК, называется

1) трансляция; 2) гидролиз 3) транскрипция; 4) фотосинтез.

18. Митоз это

1) половой процесс; 2) прямое деление клетки; 3) непрямое деление клетки; 4) образование половых клеток


19. Кроссинговер это

1) спирализация хроматина; 3) непрямое деление клеток;

2) образование половых клеток; 4) обмен участками хроматид гомологичных хромосом.


20. Генотип это совокупность

1) генов в гаплоидном наборе хромосом; 3) внешних признаков;

2) генов в диплоидном наборе хромосом; 4) внутренних признаков.


21. Какое расщепление по фенотипу будет у гибридов второго поколения при скрещивании гомозиготных организмов, отличающихся по двум парам признаков

1) 1:2:1 2) 1:8:3:3:1 3) 1:3 4) 9:3:3:1.


22. Дивергенция – это

1) схождение признаков в процессе эволюции; 3) расхождение признаков;

2) объединение нескольких популяций в одну; 4) образование изолированной группы внутри популяции.


II. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

  1. Доказательствами происходящей в настоящее время эво­люции являются

      1. различие между зимней/летней окраской меха у живот­ных

      2. появление популяций насекомых-вредителей, стойких к ядохимикатам

      3. маскирующая окраска у насекомых

      4. появление бактерий, устойчивых к антибиотикам

      5. возникновение новых форм вируса гриппа

      6. наличие предупреждающей окраски у некоторых видов мух


  1. Назовите специфические черты человека (антропоморфозы).

  1. гибкий позвоночник с четырьмя изгибами

  2. сильно развитый лицевой отдел черепа

  3. длинные передние конечности

  4. кисть со слабо развитым большим пальцем

  5. наличие второй сигнальной системы

  6. опорная стопа с сильно развитым большим пальцем


  1. Назовите ключевые события профазы I мейоза.

        1. полномасштабная репликация ДНК

        2. обмен гомологичными участками хромосом

        3. расхождение сестринских хроматид

        4. деспирализация хромосом

        5. синтез ДНК

        6. конъюгация гомологичных хромосом


  1. Перечислите условия, при которых соблюдается закон не­зависимого наследования признаков.

            1. гибриды первого поколения должны быть гомозиготны­ми

            2. гибриды первого поколения должны быть гетерозигот­ными

            3. исследуемые гены могут располагаться в одной паре го­мологичных хромосом

            4. исследуемые гены должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом

            5. один ген кодирует один признак

            6. один ген кодирует несколько признаков


  1. Укажите признаки, общие для природных и искусствен­ных экологических систем.

                1. наличие пищевых цепей

                2. баланс веществ и энергии

                3. небольшое число видов


                1. наличие продуцентов, консументов и редуцентов

                2. использование дополнительных источников энергии

                3. использование световой энергии

Промежуточный контроль знаний за 1 полугодие


Цель: контроль ЗУН по разделу: «Клетка – единица живого»


1 вариант


Часть 1 .Выберите один правильный ответ

1) Все ферменты являются:

а) углеводами б) липидами в) аминокислотами г) белками

2) Строительная функция углеводов состоит в том, что они:

а) образуют целлюлозную клеточную стенку у растений в) являются биополимерами

б) способны растворяться в воде г) служат запасным веществом животной клетки

3) Основная функция жиров в клетке:

а) транспорт веществ в) входят в состав биологических мембран

б) ускорение химических реакций г) двигательная функция

4) Основной функцией углеводов в сравнении с белками является:

а) строительная б) защитная в) каталитическая г) энергетическая

5) Какой углевод входит в состав нуклеотидов РНК?

а) рибоза б) глюкоза в) урацил г) дезоксирибоза

6) К полимерам относятся:

а) крахмал, белок, целлюлоза в) целлюлоза, сахароза, крахмал

б) белок, гликоген, жир г) глюкоза, аминокислота, нуклеотид.

7) Какую функцию выполняют рибосомы ?

а) фотосинтез б) синтез белков в) синтез жиров г) синтез АТФ

8) Генетическая информация бактериальной клетки содержится в :

а) белке б) цитоплазме в) нуклеотиде г)ядре

9). Хлоропласты есть в клетках:

а) корня дуба б) печени орла в) плодового тела трутовика г) листа садовой земляники

10). Зрелые эритроциты человека живут ограниченный срок в связи с отсутствием :

а )митохондрий б) цитоплазмы в) ядра; г) рибосом

11). Какие органеллы цитоплазмы имеют двухмембранное строение?

а) ЭПС б) митохондрии в) рибосомы г) комплекс Гольджи

12) Главные отличия клеток прокариот от эукариот:

а) наличие ядерной оболочки б) отсутствие ядерной оболочки, в) наличие яд­рышка г) способ питания

13) Углеводы при фотосинтезе синтезируются из:

а) О2 и Н2О; б) СО2 Н2; в) СО2 и Н2О; г) СО2 и Н2СО3.

14). Разрушение природной структуры белка называется:

а) ренатурацией; б) репарацией; в) дегенерацией; г) денатурацией.

15). Исключите лишнее понятие:

а) радикал; б) аминогруппа; в)карбоксильная группа; г) глюкоза


Часть В

1.Задание с выбором нескольких правильных ответов

В состав молекулы ДНК входит

А) фосфорная кислота Б) аденин В) рибоза Г) дезоксирибоза Д) урацил Е) катион железа

2. Установите соответствие между функцией соединения и биополимером, для которого она характерна. В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.


ФУНКЦИЯ БИОПОЛИМЕР

1) образование клеточных стенок А) полисахарид

2) транспортировка аминокислот Б) нуклеиновая кислота

3) хранение наследственной информации

4) служит запасным питательным веществом

5) обеспечивает клетку энергией


Часть С

В чем проявляется сходство хлоропластов и митохондрий?


2 вариант

Часть1. (задания с одним правильным ответом)

1) Мономером белка является:

а) глюкоза, б) жирная кислота в) аминокислота г) нуклеотид.

2) Важную роль в жизни клетки играют липиды, так как они:

а) являются ферментами в) служат источником энергии

б) поддерживают постоянную среду в клетке г) растворяются в воде.

3) Какие пары нуклеотидов образуют водородные связи в молекуле ДНК?

а) аденин и тимин в) гуанин и тимин

б) аденин и цитозин г) аденин и урацил

4) Защитная функция белков проявляется в том, что они:

а) подвергаются разрушению в) служат антителами

б) участвуют в построении клетки г) транспортируют газы

5) Какое запасное питательное вещество, служит энергетическим резервом клетки?

а) крахмал б) аминокислота в) нуклеиновая кислота г) полисахарид - хитин

6) К мономерам относятся:

а) крахмал, белок, целлюлоза в) целлюлоза, сахароза, крахмал

б) белок, гликоген, жир г) глюкоза, аминокислота, нуклеотид

7)Какое строение имеют митохондрии?

а) одномембранное б) двухмембранное в) немембранное

8). Основное отличие прокариот от эукариот связано с отсутствием у прокариот

а)рибосом б) ДНК в) клеточного строения г) настоящего ядра

9). Какие органеллы цитоплазмы имеют двухмембранное строение?

а) ЭПС б)пластиды в)рибосомы г) комплекс Гольджи

10) У каких клеток поверх наружной клеточной мембраны находится целлюлозная стенка?

а) растительная, б) животная

11).Запасным углеводом в клетках печени человека является:

а) целлюлоза; б) крахмал; в) глюкоза; г) гликоген.

12). Неизменяемыми частями аминокислот являются:

а) аминогруппа и карбоксильная группа; б) только радикал;

в) только карбоксильная группа; г) радикал и карбоксильная группа

13). Сколько аминокислот образует все многообразие белков:

а) 170; б) 26; в) 20; г)10.

14). Какую структуру имеет молекула гемоглобина:

а) первичную; б) вторичную; в) третичную; г) четвертичную.

15). Мономерами ДНК и РНК являются:

а) азотистые основания; б) дезоксирибоза и рибоза; в) азотистые основания и фосфатные группы; г) нуклеотиды.


Часть В

1.Задание с выбором нескольких правильных ответов.

В состав молекулы РНК входит

А )рибоза Б) гуанин В) катион магния Г) дезоксирибоза Д) аминокислота Е) фосфорная кислота

2. Установите соответствие между функцией соединения и биополимером, для которого она характерна. В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.


ФУНКЦИЯ БИОПОЛИМЕР

1) хранение наследственной информации А) белок

2) образование новых молекул путем самоудвоения Б) ДНК

3) ускорение химических реакции

4) является обязательным компонентом мембраны клетки

5) обезвреживание антигенов


Часть С

Почему бактерии относят к прокариотам?




Ответы к контрольной работе. 10 класс



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1 в

г

а

в

г

а

а

б

б

г

в

б

б

в

г

г

2 в

в

в

а

в

а

г

б

г

б

а

г

а

в

г

г


1 вариант В1: а,б,г В2: А: 1,4,5 Б: 2,3


2 вариант В1: а,б,е В2: А: 3,4,5 Б: 1,2


1 вариант: 1.В чем проявляется сходство хлоропластов и митохондрий?

Ответ: 1) двумембранные органоиды; 2) содержат собственную ДНК; 3)имеют рибосомы

2 вариант: 1. Почему бактерии относят к прокариотам?

Ответ: Потому что в их клетках отсутствует оформленное ядро










Итоговый контроль

по биологии за курс 10 класса


Часть 1. Выберите один верный ответ

1.Межвидовые отношения начинают проявляться:

а. На биогеоценотическом уровне

б. На популяционно-видовом

в. На организменном уровне

г. На биосферном уровне

2.Белки пищи перевариваются в:

а. Нейтральной среде

б .Щелочной среде

в. Слабощелочной среде

г. Кислой среде

3.В каком из названных веществ растворяются липиды:

а. Эфир

б. Спирт

в. Вода

г. Соляная кислота

4.Действие ферментов в организме зависит от:

а. t среды

б. рН среды

в. Концентрации реагирующих веществ и концентрации фермента

г. Всех перечисленных условий

5.Прочная химическая связь в молекуле ДНК возникает между:

а. Нуклеотидами

б. Дезоксирибозами соседних нуклеотидов

в. Остатками Н3РО4 и углеводом соседних нуклеотидов

6.Ферментативную функцию в организме выполняют:

а. Углеводы

б. Нуклеиновые кислоты

в. Аминокислоты

г. Белки

7.На видовую принадлежность клетки указывает следующий признак:

а. Наличие ядра и цитоплазмы

б. Количество хромосом

в. Количество митохондрий

г. Наличие хромосом

8.Роль ядрышка заключается в формировании:

а. Хромосом

б. Лизосом

в.Рибосом

г. Митохондрий

9.Непременным участником всех этапов окисления глюкозы является:

а. Кислород

б. Ферменты

в. Энергия света

г.Углекислый газ

10.В одном гене закодирована информация:

а. о структуре нескольких белков

б. о структуре одной из цепей ДНК

в. о первичной структуре одной молекулы белка

г. о структуре аминокислоты

11.Клеточным циклом называется:

а. период жизни клетки в течении интерфазы

б. период жизни клетки от профазы до телофазы

в. период жизни клетки от деления до деления

г. период жизни клетки от появления клетки до ее смерти

12.Если диплоидный набор хромосом свиньи равен 40, то сколько хромосом

содержит:

а. Яйцеклетка

б. Сперматозоид

в. Зигота

г. Нейрон

13.Бесполое размножение папоротников осуществляется:

а. Гаметами

б. Антеридиями и архегониями

в. Спорами

г. Частями листьев (вайями)

14.Триплоидный набор хромосом имеет следующее образование цветкового

растения:

а. Генеративная клетка

б. Вегетативная клетка

в. Эндосперм

г. Зигота

15.Клетки гаструлы содержат:

а. Гаплоидный набор хромосом

б. Диплоидный набор хромосом

в. Триплоидный набор хромосом

г. Тетраплоидный набор хромосом

16.При выведении новой породы животных основным методом контроля

должен быть:

а. Метод испытания по потомству

б. Отдаленная гибридизация

в. Близкородственное скрещивание (инбридинг)

г. Массовый отбор

17.Суть третьего закона Г. Менделя заключается в том, что:

а. Гены каждой пары наследуются независимо друг от друга

б. Гены не оказывают никакого влияния друг на друга

в. Гены каждой пары наследуются вместе

г. Один ген определяет развитие одного признака


Часть 2.

1.При выполнении задания выберите из предложенных ниже вариантов правильные ответы. Правильные ответы запишите в бланк ответов через запятую напротив номера вопроса.

Выбрать из перечня признаков количественные признаки:


а. Половой диморфизм

б. Яйценоскость

в. Плодовитость

г. Форма плодов

д. Урожайность коров

е. Рост человека

2.При выполнения данного задания установите последовательность биологических процессов ( процесс биосинтеза в клетке ).Ответ представьте в виде последовательности букв, например, Б,В, Г …..

а. Синтез и-РНК на ДНК

б. Присоединение аминокислоты к т-РНК

в. Доставка аминокислоты к рибосоме

г. Перемещение и-РНК из ядра к рибосоме

д. Нанизование рибосом на и-РНК

е. Присоединение молекул т-РНК с аминокислотами к и-РНК

ж. Взаимодействие аминокислот, присоединенных к и-РНК, образование

пептидной связи.


Часть 3.

Решите генетическую задачу,


При скрещивании черного и белого кролика было получено восемь крольчат. Пятеро из них оказались черными, а трое - белыми. Почему в первом же поколении произошло расщепление? Каковы генотипы родителей и крольчат





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!