КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ
1. Контрольная работа по теме «Состав слова» 8 класс
Проверяемые знания и умения обучающихся.
Знать:
части слова, их значение;
правила проверки безударных гласных, звонких и глухих согласных,
Уметь:
разбирать слово по составу; образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов;
проверять правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов или изменения формы слова;
правильно писать слова с приставками (приставки с о и а, приставка пере-, приставки на согласную);
правильно писать сложные слова.
Контрольная работа по теме «Состав слова» 8 класс
Вариант 1
Часть 1.
Задание 1. Ответь на вопросы.
1. Какие части слова ты знаешь?______________________________________________
2. Какая из них самая главная?________________________________________________
3. Как проверить безударную гласную в корне слова?
__________________________________________________________________________
4. Как проверить звонкие и глухие согласные в корне слова?
__________________________________________________________________________
5. Вспомни и запиши приставки с гласными о, а, е_______________________________
6. Вспомни и запиши приставки на согласные___________________________________
Зависит ли их написание от произношения?_____________________________________
7. Как образуются сложные слова? Дополни схемы.



… …
Часть 2.
Задание 1. Найди однокоренные слова и разбери слова по составу (выдели корень, приставку, суффикс, окончание).
Речка, лёд, дедушка, ледяной, ледок, подлёдная, колодец.
Задание 2. Проверяй всё, что требует проверки в слове. Найди по две орфограммы в каждом слове и проверь их.
Голубка, старушка, сторожка.
Б езударные гласные | Звонкие и глухие согласные |
голубка - голубь | голубка - голубушка |
_____________ | ____________ |
_____________ | ____________ |
Задание 3. Образуй с помощью приставок однокоренные слова от данных слов.
Бежать - __________________________________________________________________
Прыгнуть - _______________________________________________________________
Задание 4. Подбери по 4 сложных слова к каждой схеме.



о е
_____________ | ____________ |
_____________ | ____________ |
_____________ | ____________ |
_____________ | ____________ |
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
_теч_ство, гр_жд_нин, К_нституция, д_м_кратия, д_м_нстрация, аэр_дром, т_п_графия, т_л_граф, эл_ктр_станция.
Контрольная работа по теме «Состав слова» 8 класс
Вариант 2
Часть 1.Задание 1.
1
. Подпиши названия частей слова (корень, суффикс, приставка, окончание)



_______ ________ _________ ____________
2. Чтобы проверить правописание безударной гласной в корне, надо _____________
или ______________ _______________ слово так, чтобы эта гласная находилась _____ ________________.
3. Чтобы не ошибиться в правописании звонких и глухих согласных в корне слова,
надо это слово ________________ или подобрать к нему _______________ слово так, чтобы после согласной стояла _________________.
4. Гласные и согласные в приставках пишутся__________________________________.
5. Сложные слова образуются с помощью соединительных гласных ____ и ____.
Часть 2. Задание 1.
Разбери однокоренные слова по составу (выдели корень, приставку, суффикс, окончание).
Лёд, ледяной, ледок, подлёдная.
Задание 2. Проверь орфограммы в каждом слове.
Г_лу_ка, ст_ру_ка, ст_ро_ка.
Б езударные гласные | Звонкие и глухие согласные |
голубка - голубь | голубка - голубушка |
ст_рушка - __________ | стару_ка - __________ |
ст_рожка - __________ | сторо_ка - __________ |
Задание 3. Образуй с помощью приставок (по, под, от, пере, за) однокоренные слова от данных слов.
Бежать - ___________________________________________________________________
Прыгнуть - _________________________________________________________________
Задание 4. Распредели слова по схемам.
Снег_пад, пыл_сос, стал_вар, рыб_лов, нос_рог, мор_ход, лист_пад, корн_плод.



о е
_____________ | ____________ |
_____________ | ____________ |
_____________ | ____________ |
_____________ | ____________ |
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах. Проверяй себя по словарю.
_теч_ство, гр_жд_нин, К_нституция, д_м_кратия, д_м_нстрация, аэр_дром, т_п_графия, т_л_граф, эл_ктр_станция.
2. Контрольная работа по теме
«Имя существительное» 8 класс
Проверяемые знания и умения обучающихся.
Знать:
какие имена существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению;
падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
несклоняемые имена существительные.
Уметь:
определять склонение имён существительных;
определять падеж имён существительных;
изменять имена существительные по падежам; проверять и правильно писать безударные падежные окончания имён существительных;
правильно писать несклоняемые имена существительные.
Контрольная работа по теме
«Имя существительное» 8 класс
Вариант 1
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1. 1-е скл. ______род ______род    | 2-е скл. ______род ______род     | 3-е скл. _ _____род |
Подбери по 2 примера к каждому склонению.
___________________ _____________________ _______________________
2. Как пишутся безударные падежные окончания имён существительных?
__________________________________________________________________________
3. В каких существительных с шипящей на конце пишется Ь?
м.р. _____ ж.р. _____ мн.ч. Р.п.________
4. Как называются имена существительные, которые не изменяются по падежам?
__________________________________________________________________________
Часть 2.
Задание 1. Выпиши только имена существительные. Разбери их по схеме.
Смешной, смех, смеяться, белый, побелка, белить.
Задание 2. Из данных словосочетаний выбери имена существительные запиши их в начальной форме.
Остаться без помощи _____________, встретиться с товарищем _______________,
из разной мелочи _______________, из красного кирпича ________________, вместе с молодёжью ______________, рядом со сторожем _____________________.
Задание 3. Составь словосочетания со словом такси.
Выйти из ___________, остановить ____________, городское ________________, ехать на _____________, добираться на _____________.
Вспомни и запиши ещё пять несклоняемых существительных.
__________________________________________________________________________
Задание 4. Найди речевую ошибку в предложении и исправь её. Определи число, склонение, падеж исправленного слова.
Мы весь вечер вспоминали о друзей, которых нет рядом.
__________________________________________________________________________
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
_бр_з_вание, кв_л_ф_кация, н_ц_ _нальн_сть, т_рр_тория, экск_ватор, эск_латор, эл_ватор, ф_йе, к_фе, п_анино.
Контрольная работа по теме
«Имя существительное» 8 класс
Вариант 2
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1. 1-е скл. ______род ______род   | 2-е скл. ______род ______род      | 3-е скл. _ _____род |
2. безударные падежные окончания имён существительных пишутся также, как и __________________.
3. В каких существительных с шипящей на конце пишется Ь?
м.р. _____ ж.р. _____ мн.ч. Р.п.________
4. Имена существительные, которые не изменяются по падежам называются__________________________.
Часть 2.
Задание 1. Разбери по схеме имена существительные.
Смех, побелка
Задание 2. Запиши имена существительные в единственном числе. Определи род.
Ландыши - ____________, грачи - ___________, ночи - _________, лучи - __________, печи - __________, гаражи - ____________, мыши - ____________.
Задание 3. Составь словосочетания со словом такси.
Выйти из ___________, остановить ____________, городское ________________, ехать на _____________, добираться на _____________.
Задание 4. Найди речевую ошибку в предложении и исправь её.
Мы весь вечер вспоминали о друзей, которых нет рядом.
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
_бр_з_вание, кв_л_ф_кация, н_ц_ _нальн_сть, т_рр_тория, экск_ватор, эск_латор, эл_ватор, ф_йе, к_фе, п_анино.
3. Контрольная работа по теме
«Имя прилагательное » 8 класс
Проверяемые знания и умения обучающихся.
Знать:
связь имени прилагательного с именем существительным;
изменение имён прилагательных по родам, числам;
падежные окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Уметь:
определять род, число имён прилагательных по имени существительному, изменять прилагательные по родам и числам;
определять падеж имён прилагательных;
изменять имена прилагательные по падежам; правильно писать безударные падежные окончания.
Контрольная работа по теме
«Имя прилагательное» 8 класс
Вариант 1
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1. Имя прилагательное согласуется с ___________________ в _________, __________ и ________________.
2. Запиши родовые окончания имён прилагательных.







3. Как проверить безударные падежные окончания имён прилагательных?
____________________________________________________________________________
Часть 2.
Задание 1. Выпиши только имена прилагательные. Разбери их по схеме.
Молчание, молчать, молчаливый, говорит, разговорчивая, разговор, зимнее, зимовать, зима.
Задание 2. К прилагательному речной подбери подходящие имена существительные и составь словосочетания.
Песок, берег, вечер, транспорт, рыба, волна, вода, одежда, дно, солнце, растение, обитатели.
Задание 3. Вставь пропущенные окончания имён прилагательных.
Летн__ днём, о летн__ дне, пушист__ облаком, о пушист__ облаке, на берёзов__ веточках, к берёзов__ листочкам.
Задание 4. Исправь ошибки в словосочетаниях и предложении. Где нарушено согласование в роде, где – в числе, где – в падеже?
Озорная мальчишка, по горному тропинке ______________________________________
Осенним дождями, глубокими озером___________________________________________
Долгими зимних вечерами кот сладко дремлет у печки.
____________________________________________________________________________
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Г_л_нт_рея, кул_нария, эксп_диция, к_нтинент, и_ку_ _тво, ф_стиваль, _б_н_мент.
Контрольная работа по теме
«Имя прилагательное» 8 класс
Вариант 2
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1. Имя прилагательное согласуется с ___________________ в _________, __________ и ________________.
2. Запиши родовые окончания имён прилагательных. Проверяй себя по схеме.







3. Безударные падежные окончания имён прилагательных проверяем с помощью
_________________.
Часть 2.
Задание 1. Разбери по схеме имена прилагательные.
Молчаливый, зимнее.
Задание 2. Составь словосочетания с прилагательным речной.
Песок, берег, транспорт, рыба, волна, вода, дно, солнце, растение, обитатели.
Задание 3. Вставь пропущенные окончания имён прилагательных. Проверяй себя вопросом.
Летн__ днём (каким?), о летн__ дне (о каком?), пушист__ облаком (каким?), о пушист__ облаке (о каком?), в морозн__ тишине (в какой?), о морозн__ днях (о каких?)
Задание 4. Исправь ошибки в словосочетаниях и предложении.
Озорная мальчишка, по горному тропинке ______________________________________
Осенним дождями, глубокими озером___________________________________________
Долгими зимних вечерами кот сладко дремлет у печки.
____________________________________________________________________________
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах. Проверяй себя по словарю.
Г_л_нт_рея, кул_нария, эксп_диция, к_нтинент, и_ку_ _тво, ф_стиваль, _б_н_мент.
4. Контрольная работа по теме
«Местоимение» 8 класс
Проверяемые знания и умения обучающихся.
Знать:
определение местоимения, значение в речи;
лицо и число местоимений, род местоимений 3-го лица;
склонение местоимений 1-го, 2-го и 3-го лица;
правописание местоимений с предлогами.
Уметь:
выделять местоимение в тексте;
определять лицо и число местоимения, род местоимений 3-го лица;
склонять личные местоимения; использовать местоимения в разных падежах в устной и письменной речи; определять начальную форму местоимения;
правильно писать местоимения с предлогами.
Контрольная работа по теме
«Местоимение» 8 класс
Вариант 1
Часть 1. Задание 1. Вспомни.
1. Местоимение – это ______________________, которая не называет предмет, а _____________ на него. Местоимение употребляется вместо _____________________.
2. Заполни таблицу.
Лицо | Число |
ед. число | мн. число |
1-е лицо | __________ | __________ |
2-е лицо | __________ | __________ |
3-е лицо | __________ | __________ |
3. Как пишутся местоимения с предлогами? ___________________________________
Часть 2.
Задание 1. Прочитай местоимения и запиши их в начальной форме.
От него, из-за вас, к ним, обо мне, перед нами, над тобой, с нею, ими.
__________________________________________________________________________
Задание 2. Подбери местоимения к даны глаголам. Определи их лицо и число.
___ дружу (________), ___ дружите (________), ___ дружишь (________), ___ дружит (________), ___ дружим (________),___ дружат (________).
Задание 3. Запиши словосочетания, заменяя имена существительные местоимениями.
Подарить брату – подарить ему, гордиться сестрой – ________________________,
потревожить птиц – ___________________, сообщить друзьям – _____________________,
Задание 4. Запиши личные местоимения 3-го лица с данными предлогами.
Он – у ____, с ___, в ___;
Она – без ___, за ___, о ___;
Они – под ___, от ___, к ___.
Задание 5. Исправь речевые ошибки.
Если Сергей не захочет, обойдёмся без его._____________________________________
Я с им вчера познакомился.___________________________________________________
Задание 6. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Р_г_стр_тура, п_ц_ент, б_ _ _ _тень.
Контрольная работа по теме
«Местоимение» 8 класс
Вариант 2
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1. Местоимение – это ______________________, которая не называет предмет, а _____________ на него. Местоимение употребляется вместо _______________________.
2. Заполни таблицу. Проверяй себя по схеме.
Лицо | Число |
ед. число | мн. число |
1-е лицо | __________ | __________ |
2-е лицо | __________ | __________ |
3-е лицо | __________ | __________ |
3. Местоимения с предлогами пишутся________________________________________.
Часть 2.
Задание 1. Прочитай местоимения и запиши их в начальной форме.
От него, из-за вас, к ним, обо мне, перед нами, над тобой, с нею, ими.
___________________________________________________________________________
Задание 2. Подбери местоимения к даны глаголам. Определи их лицо и число.
___ дружу (________), ___ дружите (________), ___ дружишь (________), ___ дружит (________), ___ дружим (________),___ дружат (________).
Задание 3. Запиши личные местоимения 3-го лица с данными предлогами.
Он – у ____, с ___, в ___;
Она – без ___, за ___, о ___;
Они – под ___, от ___, к ___.
Задание 4. Исправь речевые ошибки.
Если Сергей не захочет, обойдёмся без его._____________________________________
Я с им вчера познакомился.___________________________________________________
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах. Проверяй себя по словарю.
Р_г_стр_тура, п_ц_ент, б_ _ _ _тень.
5. Контрольная работа по теме
«Глагол» 8 класс
Проверяемые знания и умения обучающихся.
Знать:
определение глагола как части речи;
основные грамматические признаки глагола (время, лицо, число, род);
неопределённая форма глагола;
спряжение глаголов; окончания глаголов I и II спряжения; способ проверки безударных личных окончаний глаголов.
Уметь:
выделять глагол в тексте;
определять его основные грамматические признаки;
проверять безударные личные окончания глаголов.
Контрольная работа по теме
«Глагол» 8 класс
Вариант 1
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1. Глагол – это __________________, которая обозначает _________________________ и отвечает на вопросы __________________________? _________________________?
2. У глаголов какого спряжения пишут такие окончания?
-ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) – _____ спряжение
-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют) – _____ спряжение
3. В каких глаголах пишется Ь?
глаголы 2-го лица ед. числа глаголы неопр. формы глаголы 3-го лица ед. числа
______ ______ _______
Часть 2.
Задание 1. Выпиши из данных слов только глаголы. Разбери их по схеме.
Зима, зимуют, зимний, поёт, песня, песенный, желток, желтеет, жёлтый.
Задание 2. Исключи «четвёртый лишний глагол». Какой грамматический признак отличает его от остальных глаголов?
Сижу, пишу, читает, решаю__________________________________________
Спал, гулял, завтракал, работает________________________________________
Скучаешь, ждёшь, помнишь, любите____________________________________
Задание 3. Вставь пропущенные окончания глаголов. Проверь их правописание.
Они принос_т, ты втреча_шь, вы танцу_те, они спрос_т, они побел_т, ты хвал_шь.
Задание 4. Вставь мягкий знак в тех глаголах, где это требуется. Докажи свой выбор.
Ты улыбаеш_ся (_________), весело смеят_ся (________), он смеёт_ся (__________),
надо веселит_ся (_________), береч_ (___________), он веселит_ся (_____________).
Задание 5. Исправь речевые ошибки.
Внук напишет письмо и отправил его дедушке.___________________________________
Дедушка читал письмо и прячет улыбку в усы.____________________________________
Задание 6. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Р_н_ген, _п_рация, с_н_торий, с_кр_тарь, шв_я, п_р_ш_т, пр_мышле_ _ _сть, к_л_в_рот, к_п_т_лизм.
Контрольная работа по теме
«Глагол» 8 класс
Вариант 2
Часть 1.
Задание 1. Вспомни.
1. Глагол – это __________________, которая обозначает __________________________ и отвечает на вопросы __________________________? _________________________?
2. У глаголов какого спряжения пишут такие окончания?
-ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) – _____ спряжение
-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют) – _____ спряжение
3. В каких глаголах пишется Ь?
глаголы 2-го лица ед. числа глаголы неопр. формы глаголы 3-го лица ед. числа
______ ______ _______
Часть 2.
Задание 1. Разбери глаголы по схеме.
Зимуют, поёт.
Задание 2. Данные глаголы поставь в неопределённой форме (что делать?). Укажи их спряжение.
Перепутаешь (перепутать, 1 спр.), развяжем (______________),
Построите (_______________), протекает (________________).
Задание 3. Вставь мягкий знак в тех глаголах, где это требуется. Докажи свой выбор.
Ты улыбаеш_ся (2-е л., ед.ч), весело смеят_ся (неопр.форма), он смеёт_ся (3-е лицо),
надо веселит_ся (неопр.форма), береч_ (неопр. форма), он веселит_ся (3-е лицо).
Задание 4. Исправь речевые ошибки.
Внук напишет письмо и отправил его дедушке.___________________________________
Дедушка читал письмо и прячет улыбку в усы.____________________________________
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах. Проверяй себя по словарю.
Р_н_ген, _п_рация, с_н_торий, с_кр_тарь, шв_я, п_р_ш_т, пр_мышле_ _ _сть, к_л_в_рот, к_п_т_лизм.
6. Контрольная работа по теме
«Предложение» 8 класс
Проверяемые знания и умения обучающихся.
Знать:
Уметь:
составлять предложения, распространять их; устанавливать связь между словами в предложении; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
выделять части в сложном предложении, правильно расставлять знаки препинания;
находить обращение в предложении; правильно расставлять знаки препинания в предложении с обращением.
Контрольная работа по теме
«Предложение» 8 класс
Вариант 1
Часть 1.
Задание 1.
1.Вспомни, в каких случаях ставиться запятая между однородными членами предложения.
О О О а О О но О О и О О О и О и О и О и О
2. Дополни.
Части сложного предложения разделяются на письме при помощи союзов __________ и без них.
3. Вспомни, как выделяется на письме обращение.








. . .
Часть 2.
Задание 1. Запиши предложения. Составь схемы. Какое из них простое, а какое сложное?
Птицы давно улетели на юг.
С утра был туман, но к полудню погода разгулялась.
Задание 2.
Найди в предложении однородные члены, расставь знаки препинания и начерти схему.
Стихи великих поэтов научат тебя видеть красоту в природе в человеке в слове.
Найди в предложении обращение. Расставь знаки препинания. Начерти схему.
Мы пойдём на работу Алёнушка а ты береги братца.
Задание 3. Составь сложные предложения с союзами и, но. Расставь правильно запятые.
мы никак не могли согреться.
Печь горела ярко,
искры весело взлетали вверх.
Задание 4. Прочитай текст. Определи простые и сложные предложения. Расставь запятые.
Мы с бабушкой уходим всё дальше в лес. Здесь своя жизнь. Скрипят клесты(,) и свистят иволги. Щёлкает белка(,) и в зелени сосен мелькает её пушистый хвост. Бабушка чувствует себя в лесу хозяйкой.
Так мы прожили лето. Собирали травы(,) грибы(,) ягоды(,) и орехи.
(По М. Горькому)
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Г_рн_тур, б_нд_роль, кв_танция, кл_ент, п_чтамт.
Контрольная работа по теме
«Предложение» 8 класс
Вариант 2
Часть 1.
Задание 1.
1.Вспомни, в каких случаях ставиться запятая между однородными членами предложения. Проверяй себя по схеме.
О О О а О О но О О и О О О и О и О и О и О
2. Дополни.
Части сложного предложения разделяются на письме при помощи союзов __________ и без них.
3. Вспомни, как выделяется на письме обращение. Проверяй себя по схеме.








. . .
Часть 2.
Задание 1. Запиши предложения. Составь схемы. Какое из них простое, а какое сложное?
Птицы давно улетели на юг.
С утра был туман, но к полудню погода разгулялась.
Задание 2.
Найди в предложении однородные члены, расставь знаки препинания и начерти схему.
Стихи великих поэтов научат тебя видеть красоту в природе в человеке в слове.
Найди в предложении обращение. Расставь знаки препинания. Начерти схему.
Мы пойдём на работу Алёнушка а ты береги братца.
Задание 3. Составь сложные предложения с союзами и, но. Расставь правильно запятые.
мы никак не могли согреться.
Печь горела ярко,
искры весело взлетали вверх.
Задание 4. Найди речевую ошибку в предложении и исправь её.
Бабушка тихонько напевала, что внук поскорее заснул.
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах. Проверяй себя по словарю.
Г_рн_тур, б_нд_роль, кв_танция, кл_ент, п_чтамт.