Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»
В степи.
1) Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. 2) Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. 3) Едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и кончается… 4) Солнце уже выглянуло сзади из-за горизонта и тихо, без хлопот принялось за свою работу. 5) Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человека, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. 6) Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины; полоса света, покрывшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
7) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А.П. Чехов) (157 слов)
Грамматические задания.
1. Вариант
1) Выпишите грамматическую основу предложения 1.
2) Из предложения 2 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего глухого согласного.
3) Из предложения 6 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
4) Составьте схему и определите вид придаточной части предложения 5.
2. Вариант
1) Выпишите грамматическую основу предложения 4.
2) Из предложения 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего звонкого согласного.
3) Из предложения 1 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
4) Составьте схему и определите вид придаточной части предложения 2.