СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольный тест по родному (русскому) языку в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольный тест по разделу "Культура речи" в 7 классе. Работа предназначена для проверки знаний по дисциплине "Родной (русский) язык".  Тест содержит задания по орфоэпическим, грамматическим и лексическим нормам языка.

Просмотр содержимого документа
«Контрольный тест по родному (русскому) языку в 7 классе»

Контрольная работа № 1 по родному русскому языку

Обобщение изученного по теме «Культура речи» (7 класс)

Вариант № 1

  1. В группе слов допущена ошибка(и) в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это (эти) слово (а), обозначьте ударение.

Жалюзи, кухонный, загнутый, черпать, торты, зубчатый, завидно, столяр.


  1. Орфоэпия – это…

А) словарный состав языка

Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности


3. Лексика – это…

А) словарный состав языка

Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности


4. Неоправданное употребление в речи однокоренных слов рядом называется…

А) плеоназм

Б) метонимия

В) синекдоха

Г) тавтология

Приведите примеры.


5. В каком предложении вместо слова «праздный» должно употребляться слово «праздничный»

А) Праздная жизнь – путь в никуда.

Б) Праздная одежда была приготовлена заранее.

В) Праздный обед давно ждал нас.

Г) Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде.


6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант

А) конный бег

Б) звуковой голос

В) отклик на письмо

Г) адресат выбыл


7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.

А) Отмороженные ступни ног спасти не удалось.

Б) На собрание пришел и старый дед.

В) Необходимо беречь каждую секунду времени.

Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.


8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.

А) рукой подать 1) выйти из себя

Б) идёт как по маслу 2) глуп как сивый мерин

В) семи пядей во лбу 3) идет со скрипом

Г) кот наплакал 4) куда Макар телят не гонял

Д) держать себя в руках 5) вагон и маленькая тележка


9. Назовите выделенное средство выразительности.

  1. Как птица в золотой клетке, жила она все молодые годы.

  2. Зима суетилась, чувствуя свои последние деньки.

  3. Печальный клён напоминал мне о былом.

  4. Языки пламени охватили все здание.


10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.

А) больнее

Б) ближе

В) более внимательнее

Г) тоньше

11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.

А) более лучше

Б) сильно хуже

В) менее жарче

Г) лучше


12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.

А) пятеро девочек

Б) семидесяти рублями

В) трое ножниц

Г) обе ученицы

Д) о полутораста рублях


13. Речевой этикет – это…


14. Найдите предложение (я) с грамматической ошибкой:

А) Кое-кто из малышей, занявшись лепкой, не хотел идти на обед.

Б) Пробегая мимо озера, у меня зазвонил телефон.

В) Прочитав рассказ “Муму”, он показался мне слишком грустным.

Г) Разложа игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру.

Д) Страстно полюбив астрономию, я перечитал сотни книг о звездах.


15. Найдите лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово:

Максим хотел загладить свою ответственность за то, что невольно выдал своих друзей.

Запишите подобранное слово.




Контрольная работа № 1 по родному русскому языку

Обобщение изученного по теме «Культура речи» (7 класс)

Вариант № 2

  1. В группе приведенных слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это (эти) слово (а), обозначьте ударение.

Бармен, банты, мастерски, каталог, сливовый, закупорить, включит, свекла.

  1. Лексика – это…

А) словарный состав языка

Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

  1. Орфоэпия – это…

А) словарный состав языка

Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий средства выразительности

4. Оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, называется

А) плеоназм

Б) метонимия

В) синекдоха

Г) тавтология

Приведите примеры.

5. В каком предложении вместо слова «благотворительный» должно употребляться слово «благотворный»

А) В День России артисты дали благотворительный концерт.

Б) Биологически активные вещества, содержащиеся в сельдерее, оказывают благотворительное влияние на обмен веществ в организме.

В) Благотворительный вечер памяти В.Высоцкого оставил неизгладимое впечатление.

Г) Многие художники устраивают благотворительные выставки, отправляя полученные средства в детские больницы.

6. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант

А) дождевой плащ

Б) обидчивые слова

В) великий писатель

Г) оплатить услуги

7. Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.

А) После удачного боя решили наступать вперед.

Б) Начался проливной ливень.

В) Нас встретили коренные аборигены Америки.

Г) С моря я привез много памятных сувениров.

8. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.

А) на вес золота 1) спустя рукава

Б) в час по чайной ложке 2) грош цена

В) засучив рукава 3) как кошка с собакой

Г) потерпеть фиаско 4) со всех ног

Д) душа в душу 5) одержать победу

9. Назовите выделенное средство выразительности.

1) Тихо ходит вечер под окном.

2) Несчастные глаза смотрели на меня

  1. Падая, он, как лопатой, подцепил Дину.

4) Выбирать землю из-под брюха автомобиля было неудобно..


10. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.

А) меньше

Б) длиньше

В) более резко

Г) тоньше


11. Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.

А) более лучший

Б) самый сильный

В) менее худший

Г) очень больнее


12. Найдите пример с ошибкой в употреблении числительных.

А) обоими руками

Б) шестьюстами спортсменами

В) полтора метрами

Г) пятеро мужчин

Д) трое подруг


13. Речевой этикет – это…

14. Найдите предложение (я) с грамматической ошибкой:

А) Начав смотреть, фильм увлек меня так, что я потерял счет времени.

Б) Расставив шашки, мы начали разыгрывать партию.

В) Заканчивая съёмку выпускного вечера, у меня сломалась камера.

Г) Возвращаясь домой, шёл дождь.

Д) Семиклассники выбежали в коридор и, перебивая друг друга, стали рассказывать об экскурсии.


15. Найдите лексическую ошибку:

Музыкальную пьесу композитор решил закончить в весёлом мажоре, чтобы у публики сохранилось приподнятое настроение.

Запишите лишнее слово.





Ответы к контрольной работе № 1 по родному русскому языку (7 класс)



1 вариант


2 вариант

ответ

ответ

1

Жалюзи, торты, столяр

1

Мастерски, каталог, свёкла

2

В

2

А

3

А

3

В

4

Г- тавтология (употребление рядом или близко однокоренных слов: случай случился, запечатлел впечатления, мрачный сумрак, больной заболел, проливной ливень, остановить на остановке, стала петь песни)

4

А – плеоназм (излишество, употребление в речи близких по смыслу , а потому логически лишних слов: в мае месяце, главная суть, памятный сувенир, повторно переизбирать, свободная вакансия)

5

Б

5

Б

6

Б – звучный

6

Б – обидные

7

а) ног

б) старый

в) времени

г) неожиданный


7

а) вперёд

б) проливной (либо дождь)

в) коренные

г) памятный

8

а) 4

б) 3

в) 2

г) 5

д) 1


8

а) 2

б) 4

в) 1

г) 5

д) 3

9

1) сравнение

2) олицетворение

3) эпитет

4) метафора


9

1) олицетворение

2) эпитет

3) сравнение

4) метафора

10

В – более внимательно

10

Б - длиннее

11

Г

11

Б

12

А, Б

12

А, В, Д

13

Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации. « Толковый словарь русского речевого этикета

Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.

«Толковый словарь русского речевого этикета»

Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. «Русский язык. Энциклопедия»

13

Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации. « Толковый словарь русского речевого этикета

Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.

«Толковый словарь русского речевого этикета»

Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. «Русский язык. Энциклопедия»

14

Б, В, Г

14

А, В, Г

15

Загладить вину

15

Весёлом



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!