Педагогическая концепция счастливого человека.
«Если Вы удачно выберете труд
и вложите в него душу,
то счастье само Вас отыщет»
К.Д. Ушинский
Я, Гузняева Кристина Александровна,-молодой специалист, учитель математики в МБОУ средней школе №10. Стать педагогом-это моя мечта детства, ведь работа с детьми очень интересна. Нужно научится с ними общаться, учитывая индивидуальные, физиологические и психологические особенности.
Проработав первый год в школе, я поняла, что главное – не столько передать знания от учителя к ученику, а заинтересовать в предмете, который преподаю.
Как начинающий педагог, я научилась рассчитывать хронометраж урока, хотя были некоторые затруднения, так как не все учащиеся одинаково воспринимают учебный материал. Важно продумывать формы и методы подачи учебного материала, учитывая индивидуальные особенности подопечных. А придет ли с опытом выстраивание индивидуального подхода? Буду ли понимать детей? Не буду ли «давить» авторитетом? И всякий раз, заходя в класс, я думаю об этом. И работаю над этим.
Мне, как молодому учителю, порой непросто устанавливать контакт с детьми из-за чрезмерного беспокойства, которое охватывает при проведении урока, а дети очень чувствуют состояние взрослого и «проверяют» на стойкость.
Я испытала трудности самоорганизации и планирования собственного трудового дня и отдыха, так как не хватало времени на проверку тетрадей.
Как же преодолеть возникающие трудности и справиться с ними? Думаю, что нужно быть готовым к разумному изменению своих личных интересов и мотивов в соответствии со статусом педагога, к работе над собой, и развивать в себе профессионально важные качества.
Есть и проблемы, с которыми я столкнулась. Мне могут навязывать мнения об учениках. Еще не видя детей, я получила установку на некоторых детей, и у меня сложился некий образ. А на самом деле, при общении с учениками, они оказались отзывчивыми.
Что делать в такой ситуации? Предпочла не опираться на чужие, возможно искаженные мнения. Моя задача- в любом ученике увидеть хорошее, раскрыть способности, скорректировать поведение, отношение к учебе, помочь поверить в свои силы, для каждого найти слова, исполненные доверия.
Также проблемой для меня стал и психологический микроклимат на уроке, особенно в первые минуты. Конечно, помогает доброжелательное отношение к учащимся. В такой обстановке и работа проходит продуктивнее.
У меня складывается мнение о плюсах и минусах ФГОС ООО. И на просторах интернета, и в научных электронных библиотеках, и в популярных блогах, и на личных сайтах педагогов – много некорректной информации по этой теме. Стандарты нужны! Они позволяют грамотно организовать учебную работу на должном уровне, обеспечивают возможность качественного образования.
Для себя, я выделила несколько плюсов ФГОС. Школа перестала быть учреждением, где ребенку выдают определенный объем знаний, а затем предлагают систему упражнений для закрепления изученного. В основе реализации стандарта общего образования лежит системно-деятельностныц подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Второй плюс - это преемственность подходов и принципов ( НО, ОО, СО), а также воспитательная функция. Плюсом является формирование у обучающихся универсальных учебных действий, то есть нужно научить ребенка выполнять какую-то работу самостоятельно, опираясь и на знания, и на умения ориентироваться в разнообразных источниках информации. ФГООС подразумевает, что ответственность за качество образования не будет теперь лежать на одном учителе, а поровну распределится между семьей и учителем. Но и конечно, же нельзя не сказать об обновлении материально-технической базы школы. Полноценные рабочие места учителя, интерактивные доски, электронный микроскоп, спортивное оборудование, полученные в рамках программы модернизации школ позволяют учителям организовать работу на уроках более продуктивно. Но в то же время, оснащение компьютерной техникой – это не показатель того, что новый стандарт будет внедрен. Необходимо грамотное и целесообразное использование этой техники, что будет зависеть только от учителя. И самое главное, если действительно этой техники будет достаточно.
Минусы, о которых ненужно говорить- это смена учебников, методической базы. Большая часть расходов, скорее всего, ляжет на плечи родителей. Одни учебники объявят морально устаревшими, а новые стоят недешево. Это и тестирование, которое теперь обязательно уже в первом классе, сделает процесс обучения более нервозным. Далеко не каждый семилетний ребенок способен собраться и сконцентрироваться, чтобы пройти проверку знаний успешно. Такие подходы приводят к тому, что снижается само качество учебного процесса.
В наше время проводятся математические олимпиады для детей разных возрастных категорий, в том числе и дистанционные. Участвуя в них, дети не только применяют знания, но и оценивают свои способности. Анализируют ошибки, которые учащиеся допустили при решении нестандартных задач. Порой это приводит к отказу выполнения подобных заданий. Мне важно их научить решать задачи повышенной трудности.
Любому окружению нужны талантливые люди, и в нашей школе мы выявляем одаренных детей, а также создаем для них творческую среду, чтобы учащиеся имели возможность для самореализации. Конечно, с такими учащимися работать интересно. На внеурочных занятиях я стараюсь создавать атмосферу взаимодействия между учениками, ситуации успеха, поэтапно рассматриваем варианты решения нестандартных задач, в математике главное - не запомнить формулы, а научится понимать процесс. Иногда от своих учеников слышу «Мне это не пригодится!».
Мой ответ на такие высказывания таков: «Как не пригодится? Та же сдача в магазине, скидки, даже в профессии повара нужно знать математику». Ведь зачастую роль математики не воспринимается учениками и их родителями, как предмет важный. Важность, в основном, сдвигается или в сторону того, что без этого предмета не получить аттестат о среднем образовании. А вот полезность прикладных знаний этой предметной области не все видят.
Я, как учитель математики, считаю, что информатизация математического образования, конечно, решает проблемы. С поддержкой компьютерных технологий педагог способен стремительно создать математические объекты. Теперь не надо вывешивать таблицы и плакаты, можно все вывести с помощью проектора на экран. Это большое подспорье в работе, экономия времени, хорошая наглядность, и эффективность урока от этого выше, продуктивнее.
Что же для меня такое педагогическая концепция? Каждый человек проявляет себя в трёх ипостасях: родитель, взрослый, ребёнок. У меня, учителя, есть уникальная возможность проявить себя в общении с детьми во всех ролях. Ребёнку необходим рядом умный взрослый, который увидит ту же взрослость в нём самом. И в то же время ученик получает уникальную возможность увидеть маленького ребёнка в своём учителе – ранимого, трепетного, с открытой душой, смеющегося и плачущего…
Я считаю, что работать в школе очень интересно. Я люблю свой предмет, нравится стоять у доски с мелом, а перед тобой 20 пар детских глаз в душу глядят. Непередаваемое впечатление! Вот так и чувствуешь ответственность за каждого и за всех вместе. А сколько у них интересных мыслей, идей! С ними всегда будешь молодой. Ведь учитель и ученик не могут существовать друг без друга. Мы нужны им, они-нам.
2