«Школа молодого педагога дополнительного образования» как форма наставничества»
Слайд 1, 2
В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года одной из проблем признается недостаточное кадровое обеспечение и старение квалифицированных педагогических кадров организаций дополнительного образования. Концепция ставит перед нами задачи о необходимости непрерывного профессионального развития педагогов дополнительного образования.
Слайд 3
Решая данную проблему на уровне нашего образовательного учреждения на протяжении 10 лет осуществляет свою деятельность «Школа молодого педагога дополнительного образования».
Слайд 4
В основании работы данной школы положены документы федерального, регионального уровня, а также локальные нормативные акты учреждения.
Слайд 5
Процесс наставничества в рамках Школы молодого педагога затрагивает интересы трёх субъектов продуктивного взаимодействия: молодой специалист, наставник и администрация учреждения.
Слайд 6
Отмечу, что самого первого дня своей профессиональной деятельности начинающий педагог имеет те же самые обязанности и несет ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, при этом ему не делается скидка на молодость и неопытность. И если молодой педагог, не получит в это непростое для него время поддержки, не окажется принятым и пОнятым со стороны коллег, родителей и социальных партнёров учреждения, то он испытывает тревогу и дискомфорт. Чтобы молодые специалисты с первых дней в учреждении чувствовали себя комфортно и уверенно, чтобы не возникло разочарование в своей профессии и была возможность закрепиться в учреждении – им необходим наставник.
Слайд 7
На слайде представлены результаты мониторинга изучения профессиональных дефицитов молодых педагогов за последние 10 лет.
Молодой педагог дополнительного образования, начинающий свою педагогическую деятельность в нашем учреждении, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе - достаточно, но моя практика показывает, что начинающим педагогам не хватает именно практических умений.
С опорой на региональную модель института наставничества для образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Тульской области, утвержденную приказом Министерства образования Тульской области 29 ноября 2022 года, «Школа молодого педагога» получила новый импульс развития феномена наставничества и стала составной частью Программы наставничества нашего учреждения и реализуется в форме «Педагог-педагог».
Слайд 8
За 10 лет работы в зависимости от различных факторов, представленных на слайде, цель и задачи Школы молодого педагога менялись.
Слайд 9
На данный момент цель работы Школы молодого педагога - успешное профессиональное становление и обеспечение постепенного вовлечения молодого педагога во все сферы профессиональной деятельности.
В соответствии с этой целью мы выделяем для себя приоритетные задачи, представленные на слайде
Слайд 10
Выделим основные принципы работы с молодыми педагогами дополнительного образования и представим вашему вниманию на слайде.
Активной включенности – предполагает наставничество с каждым молодым специалистом, приступившим к работе в учреждении.
Индивидуальность – подбор форм и видов работы с молодым специалистом, наставник определяет с учетом специфики детского объединения и в соответствии с уровнем профессионального развития.
Непрерывность - процесс адаптации и развития молодого специалиста в нашем учреждении продолжается на протяжении 3 лет.
Эффективность – определяется обязательной оценкой результатов адаптации и развития молодого специалиста в соответствии с уровнем его потенциала.
Обратимся к технологии работы ШМП
В сентябре проводится оперативное совещание при директоре по формированию наставнических пар или групп, на котором присутствуют представители администрации, методическая служба, педагоги-наставники.
Слайд 11
Разрабатывается диагностический инструментарий для анкетирования МС с целью выявления профессиональных интересов и затруднений, уровня потенциала. С этой целью мы реализуем цифровые контенты WEBanketa, Google – таблицы. На основании результатов анкетирования молодых специалистов выявляются профессиональные дефициты.
Слайд 12
На основании выявленного уровня развития и потенциала педагога создается индивидуальная программа наставничества, заложенная в основу модели сопровождения молодого специалиста, представленная на слайде.
Слайд 13
В свою очередь, программа наставничества предусматривает план действий и мероприятий, которые направлены на преодоление дефицитов профессиональной деятельности и непрерывное личностно-профессиональное развитие педагога.
Выделим ведущие этапы данной работы
Слайд 14
I этап - 1-й год работы: теоретический (адаптационный).
Мы считаем, что это самый трудный и одновременно важный этап как для наставника, так и для наставляемого. Именно в первый год работы молодой педагог, принимает для себя решение: продолжить ему работу в данном учреждении или нет. Наставник не контролирует, а адаптирует наставляемого посредством
посещения занятий,
проведения индивидуальных консультаций, в том числе с использованием интернет-ресурсов,
организацию занятий Школы молодого педагога
Помощь наставника заключается во взаимодействие с наставляемым в ходе разработки дополнительных общеразвивающих программ, конструирования учебных занятий, подборе методического и дидактического оснащения образовательного процесса, работе с нормативными документами, анализе и коррекции результатов профессиональной деятельности молодого педагога.
Основной результат первого этапа для нас - это педагог, уверенно ведущий занятия, документацию, участвует в деятельности образовательного учреждения
Слайд 15
II этап - 2-й год работы: теоретико-апробационный (проектировочный).
Включает в себя:
изучение опыта работы коллег и образовательных организаций региона и страны;
чтение научной литературы, научно-практических публикаций и др.
участие в качестве спикеров в семинарах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства и др.;
подготовку материалов и проведение открытых занятий, участие в работе педагогических советов, методического объединения.
На этом этапе наставник оказывает помощь в развитии умений молодых специалистов в организации, проведении и анализе образовательной, конкурсной и профессиональной деятельности, умений обобщать и делать выводы, объяснять полученные результаты и корректировать свою деятельность.
В конце второго этапа – это уже педагог, имеющий профессиональные достижения, готовый к самоорганизации, активно участвует в жизни учреждения.
Слайд 16
III этап - 3-й год работы: апробационный (контрольно-оценочный).
Задачи этапа:
сформировать умение критически оценивать процесс профессионального становления и развития;
сформировать навык самостоятельного управления собственным профессиональным развитием;
подготовить к процедуре аттестации.
Результат – квалифицированный педагог дополнительного образования.
Слайд 17
Постоянными событиям Школы молодого педагога на всех этапах являются:
раз в три месяца проводятся открытые занятия или мастер-классы наставника,
раз в полугодие - практические мини-семинары,
раз в квартал посещение занятий наставляемых и участие наставляемых в профессиональных образовательных экскурсиях.
Слайд 18
Деятельность «Школы молодого педагога дополнительного образования» дает положительные результаты. В нашем случае - все наставляемые успешно проходят процедуру аттестации, становятся победителями Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лига вожатых», и региональных этапов Всероссийских конкурсов «Педагогический дебют» и «Сердце отдаю детям».
Среди наставляемых –
четыре педагога являются финалистами Всероссийского творческого конкурса-фестиваля педагогических работников «Виват - таланты!», призеры регионального конкурса эффективных практик в системе дополнительного образования Тульской области, а также лауреаты премий и грантов администрации муниципального образования г. Новомосковск.
Слайд 19
По мнению самих педагогов, Школа молодого педагога дает им импульс к дальнейшему развитию и если раньше они не знали как ориентироваться в море педагогики, то теперь им ясно виден фарватер. Многие нашли друзей и «братьев по разуму».
Какие перспективы Школы молодого педагога мы сегодня выстраиваем: развитие формы «флеш наставничество»,
организация встреч с интересными педагогами дополнительного образования нашего региона,
организацию профессиональных образовательных экскурсий,
интеграцию с педагогами дополнительного образования, работающих в школах и учреждениях среднего профессионального образования.
Спасибо за внимание.