Концепция развития музея боевой славы
школьного музея «История села Старая Казинка»
I. Введение.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. В 1988 году в здании Староказинской средней школы открылся Зал боевой славы, где были представлены материалы об частниках Великой Отечественной войны -наших земляках.
II. Содержание проблемы
патриотического воспитания и обоснование
необходимости ее решения средствами школьного музея
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества,
девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание
большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
III. Цели и задачи школьного музея
Музей призван способствовать:
формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств,
расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, привитию навыков исследовательской работы у учащихся,
поддержке творческих способностей детей,
формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников.
Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность
сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех,
кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое
не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего
существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и
пропагандируют музеи.
IV. Совершенствование программы деятельности музея
Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие
вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:
Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2016-2020 годы" от 30 декабря 2015 года N 1493,
Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ.
В экспозиции музея Староказинской школы имеются подлинные боевые награды, личные вещи, книги и дневники ветеранов, которые раскрывают жизненную историю и героические подвиги наших зеляков
. Учащиеся школы активно используют эти и другие материалы для изучения
боевого пути ветеранов. Полученные знания помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.
Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды:
учебная экскурсия в музее;
урок-экскурсия;
использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее
экскурсии и походы по местам боевой славы,
широкое проведение дней и месячников защитника Отечества,,
"Вахта памяти" и поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ,
военно-спортивные игры,
V. Механизм реализации программы развития музея
Руководство работой музея
Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее
условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию
деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее
привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее
использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных
боевых и трудовых традиций.
VI. Оценка эффективности реализации программы развития музея
В результате осуществления программы развития музея ожидается:
обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, возрождения истинных духовных ценностей российского народа,
сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,
оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных
направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении –
готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании
подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором
патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России.
Востребованность в школьном музее состоит в том, что в последние годы падает уровень
духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его
прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к
истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации
такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в
патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования
патриотического сознания.